0 800 307 555
0 800 307 555

Киевстар, Vodafone или lifecell: что делать при отсутствии связи

Выводы, которые нам всем следует сделать. И советы для клиентов банков и не только

Утро 12 декабря началось у украинцев не с кофе. Крупнейший оператор телекоммуникаций Украины Киевстар (24,3 млн абонентов) перестал работать. Российские хакеры нанесли мощный удар по инфраструктуре компании.
Оглавление

Представители Киевстара и министр инфраструктуры Александр Камышин обещали возобновить работу как можно быстрее, однако для этого понадобилось больше суток. Постепенно появляться связь у абонентов стала во второй половине 13 декабря.

По состоянию на утро 14 декабря доступ к сети есть не у всех.

«После полной стабилизации работы сети мы обязательно предоставим компенсацию всем абонентам и корпоративным клиентам, которые не имели связи и не могли воспользоваться нашими сервисами», – заверили в Киевстаре.

Однако отсутствие связи почувствовали на себе и абоненты других операторов. Ведь из-за сбоя перестали работать некоторые платежные терминалы банков, которые пользуются услугами Киевстара.

Кроме того, хакеры направили DDoS-атаку на monobank, но безрезультатно – банк отбился.

monobank DDoS
Скриншот из телеграм-канала соучредителя monobank Олега Гороховского

«Мы на протяжении 2022-2023 годов постоянно фиксируем кибератаки разного уровня сложности на объекты информационной инфраструктуры банков и небанковских финучреждений. Поэтому призываем участников финансового рынка быть бдительными, усиливать уровень информационной безопасности и соблюдать требования НБУ в этой сфере», – говорит заместитель председателя Национального банка Украины Алексей Шабан.

Finance.ua подготовил ряд полезных советов, что делать при отсутствии связи, и как не потерять доступ к своим банковским счетам.

Банки работают стабильно

Большинство банкоматов и терминалов самообслуживания работают. Бесперебойно работают банковские отделения. Безналичные расчеты производятся в штатном режиме.

Об этом шла речь на совещании представителей системно важных банков с заместителем Председателя НБУ Алексеем Шабаном.

Также нет сложностей в работе мобильных приложений банков, они стабильно функционируют, ведь в большинстве своем используют в процессе входа и для подтверждения операций не SMS, а другие элементы многофакторной аутентификации.

Проблемы возникают только с работой части POS-терминалов торговой сети, работающих с использованием (например, мобильной связи Киевстар).

Банки активно решают эту ситуацию – перенастраивают POS-терминалы на работу через других мобильных операторов или Wi-Fi.

Напомним, в декабре прошлого года отечественные банки ввели так называемый «банкоматный национальный роуминг», предусматривающий установление единых расширенных лимитов и отмену дополнительных комиссий на снятие наличных держателями карт других банков в банкоматах.

Поэтому если банкоматы вашего банка не работают, можно воспользоваться любым доступным аппаратом.

Наличные всему голова

О смерти наличных денег в финансовых кругах говорили и до полномасштабной войны. Возможность отказаться от них в борьбе с коррупцией в Украине рассматривали в Офисе президента и в этом году.

Впрочем, опыт «черной зимы» 2022-го и последние события с Киевстаром наглядно продемонстрировали, что более надежного платежного средства, чем наличные, еще не изобрели.

В условиях войны в кошельках украинцев обязательно должна быть определенная сумма наличными.

Во время прошлогодних отключений электричества финансисты советовали держать запас наличных средств, которым можно обеспечить базовые потребности в течение недели.

С собой стоит носить сумму, которая будет покрывать ваши потребности в течение дня. Составьте список того, на что вы ежедневно тратите деньги, и посчитайте общую стоимость. Здесь вам пригодятся банковские приложения, ведь в них зафиксированы все ваши транзакции.

К полученной цифре добавьте еще 10-20% на случай непредвиденных обстоятельств. Например, стоимость такси растет во время воздушной тревоги, или ваших стандартных товаров не будет и придется покупать другие, стоимость которых может быть выше.

Если же наличных денег у вас с собой нет и рядом нет банкоматов (или они не функционируют), ищите работающие терминалы. Пригодится вам сервис от monobank – он показывает, где в последнее время проводили оплату их картами.

Для этого зайдите в приложение банка, перейдите в раздел «Еще» и выберите карту оплат:

Напомним, что на кассах супермаркетов, аптек и других торговых точек можно снять наличные деньги. Уточните у кассира, предоставляют ли они такую услугу.

Что делать клиентам банков

В большинстве случаев сбой в работе того же Киевстара не повлиял на банковские операции или взаимодействие банков со своими клиентами.

«Однако неудобства могут возникать во время операций, требующих использования OTP (One-Time Password), если у клиента привязан номер телефона именно этого оператора. Учитывая отсутствие сети, сообщения с подтверждением просто не доходят до клиента. Во избежание таких ситуаций мы рекомендуем клиентам изменить канал подтверждения с SMS на Viber, это можно сделать в цифровом банкинге Sense SuperApp», – объяснили Finance.ua в Сенс Банке.

Похожий алгоритм нам озвучили и в ПриватБанке:

«При отсутствии мобильной связи клиенты могут позвонить в поддержку с помощью Приват24, а также написать в чат-онлайн, для этого достаточно лишь доступа к интернету. У нас есть канал коммуникаций через Приват24 напрямую. Если у клиента есть Wi-Fi. Также через Приват24 клиенты получают необходимую информацию с паролями и т.д.».

То есть, в первую очередь, в случае отсутствия связи нужно найти стабильный доступ к интернету. Если ваш домашний или офисный Wi-Fi не работает, ищите ближайший Пункт Несокрушимости.

Карту с их расположением можно посмотреть в Дії. Не забудьте заранее загрузить данные по вашему городу, чтобы они были доступны даже без интернета.

Кроме того, Национальный координационный центр кибербезопасности при СНБО призвал общественные заведения сделать собственные сети Wi-Fi доступными всем пользователям.

Также предоставление бесплатного Wi-Fi для населения обеспечивает Укртелеком из собственных распределительных шкафов даже в условиях временного отсутствия электропитания. Можно либо загрузить список со списком адресов таких точек, либо посмотреть их на карте.

«Для получения кода-подтверждения операции, необходимо дождаться OTP-сообщения в приложении ПУМБ Online\Digital Business или Viber, который подключен к вашему финансовому номеру телефона. Время поступления сообщения на Viber может занять около 40 секунд. Обязательно проверьте, не заблокирован ли ПУМБ в вашем Viber-аккаунте.

Для стабильного доступа к дистанционным каналам банка и банковским операциям рекомендуется изменить канал получения сообщений на Viber или заменить финансовый телефон на номер другого провайдера мобильной связи. Также клиенты всегда могут обратиться в ближайшее отделение ПУМБ для решения финансовых вопросов», – прокомментировали Finance.ua в ПУМБ.

В системе Raiffeisen Online, как нам объяснили в Райффайзен Банке, переводы между собственными счетами (кроме сделок с кредитными счетами) выполняются без дополнительного подтверждения через SMS или PUSH.

Также, в нижеперечисленных случаях сообщение с ОТР-паролем сначала отправляется клиентам в Viber, при невозможности – обычным SMS:

  • регистрация;
  • первая авторизация на мобильном устройстве;
  • изменение логина/пароля;
  • смена мобильного устройства;
  • проведение авторизации в BankID;
  • прохождение переидентификации в РО.

«Если у клиента в приложении в разовых паролях имеется настройка SMS, советуем изменить его на PUSH, это поможет получать подтверждение при совершении платежей, когда отсутствует мобильная связь.

Что касается операций с картой, которые требуют подтверждения ОТР-пароля от системы 3D Secure, то есть возможность изменить номер телефона», – прокомментировали в Райффайзен.

«В случае если мобильный номер не работает, можно проводить операции в отделениях банка, а также подать заявку на подключение PUSH-подтверждений транзакций или изменить номер для получения кодов подтверждения операций в отделении или через контакт-центр банка. Обращение также можно подать через приложение KredoBank», – отметили в Кредобанке.

Тем временем в А-Банк заранее позаботились о комфорте клиентов при совершении операций через приложение АBank24 с минимизацией коммуникаций через GSM-связь:

«При условии, если клиент раньше использовал АBank24 на своем устройстве, все операции в приложении можно проводить без дополнительного подтверждения, а значит, перевод между счетами, погашение договоров, просмотр информации клиент может произвести, имея только доступ к интернету.

При обращении в службу поддержки мы можем переключить для клиента канал получения OTP-сообщений из SMS на Viber, при наличии у клиента соответствующего мессенджера».

Связь и отключение электроэнергии

Опыт показывает, что при отсутствии электроэнергии возникают проблемы с сотовой связью и мобильным интернетом. Детальнее об этом мы ранее писали в статье.

На данный момент плановые отключения света не предусмотрены. Отсутствие электроэнергии может быть связано с авариями из-за непогоды.

Впрочем, плановые отключения могут ввести в случае обстрелов и повреждений энергетической инфраструктуры. Графики на всякий случай уже разработали.

Резюме

Следовательно, в случае отсутствия мобильной связи по какой-либо причине – либо в случае отключения электроэнергии, либо в случае каких-то сбоев – не нужно паниковать.

Прежде всего, нужно попытаться воспользоваться Национальным роумингом, то есть переключиться на волны другого оператора. Хотя в ситуации с Киевстаром его абонентам заблокировали доступ в Национальный роуминг по запросу СБУ, чтобы не перегружать сеть.

Если Национальный роуминг не работает, нужно найти стабильное соединение с интернетом. Это можно сделать либо в общественных заведениях (кафе, рестораны, библиотеки и т.п.), либо в Пунктах Несокрушимости.

Все важные данные, как карты, списки с адресами, предварительно загрузите для оффлайн-доступа.

Имейте запас наличных денег, ведь терминалы могут не работать.

Договоритесь с родными и близкими о месте и времени сбора/встречи. До общей смартфонизации людям удавалось встречаться без проблем.

Помните, в единстве – наша сила, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью к другим и по возможности не отказывайте в помощи нуждающимся.

Редакция Finance.ua выражает свою поддержку Киевстару. Надеемся, компания оправится от удара как можно быстрее с минимальными потерями.