0 800 307 555
0 800 307 555

Накопительная пенсия в Украине: право на достойную старость

Когда и как заработает второй уровень пенсионной системы

Пенсионная система Украины состоит из трех уровней: солидарного, обязательного накопительного и негосударственного пенсионного обеспечения.
Оглавление

В таком виде систему создали еще в 2004 году, приняв законы «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении». Но есть нюанс – в Верховной Раде никак не примут формальное решение о старте второго, то есть накопительного уровня.

Планировалось, что переход к накопительным пенсиям состоится в 2012 году, и до 7% от зарплаты направлялось бы на персональные счета граждан. Эти средства должны инвестироваться в экономику Украины, чтобы, во-первых, уберечь их от инфляции, во-вторых, дать толчок общему экономическому развитию страны.

Второй большой попыткой активизировать накопительный уровень стал октябрь 2017 года, когда пятый президент Петр Порошенко подписал закон о пенсионной реформе, который, в частности, увеличил необходимый страховой стаж для выхода на пенсию.

Накопительную систему планировали ввести с 2019 года. До 1 июля 2018 года правительство должно было обеспечить создание институциональных компонентов функционирования накопительной системы пенсионного страхования.

Тогдашний вице-премьер Павел Розенко даже отчитался, что функционально и институционально для запуска накопительных пенсий все готово. Ждут только зеленый свет из парламента. Розенко добавил, что Украина уже и так опоздала с накопительными пенсиями минимум на 15 лет, а это, в свою очередь, влияет на качество жизни наших граждан.

В предвыборной программе Владимира Зеленского переход от солидарной к накопительной пенсионной системе представлен под лозунгом «Старшему поколению – достойное пенсионное обеспечение».

«Все страховые накопления, сделанные человеком при жизни, не будут пропадать в фондах, а переходить по наследству», – обещал Зеленский.

Но говорить об этом начал только второй премьер каденции Зеленского – Денис Шмыгаль.

«Правительство вместе с народными депутатами работает над фундаментальной пенсионной реформой. Речь идет о запуске системы обязательного пенсионного накопления. У украинцев будут собственные пенсионные накопительные счета. Создание архитектуры новой пенсионной системы – одна из ключевых задач правительства на 2023 год», – сказал он в феврале на заседании правительства.

Министр социальной политики Украины (2020-2022), соучредитель ОО «Социальный порядок» Марина Лазебная в комментарии Finance.ua отметила, что в этом году вполне реально принять необходимый закон для внедрения обязательных пенсионных накоплений. Более того, такой законопроект есть в Верховной Раде с конца ноября 2021 года.

«Он проработан правительством совместно с народными депутатами, регуляторами финансовых рынков, международными партнерами и профильными бизнес-ассоциациями. российское широкомасштабное вторжение сместило акценты в работе всего государства, но в начале этого года премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что введение обязательных пенсионных накоплений – один из десяти приоритетов в этом году. Поэтому принять необходимое законодательство сегодня не просто важно, но и необходимо, ведь после его принятия нужно не менее года работы до начала вкладов», – пояснила Лазебна.

Она добавила, что восстановление страны требует долгосрочных инвестиций, в том числе внутренних, поэтому пенсионные накопления дважды поработают на людей: помогая скорее восстановить экономику и жить лучше уже сейчас и служа дополнительным доходом на пенсии.

Все, что нужно знать о пенсии – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Как будет работать накопительная пенсия

Следует понимать, что сейчас все разговоры о накопительной пенсии базируются на законопроекте, который в действующей редакции предусматривает взносы в Пенсионный фонд как от работодателя, так и от государства на паритетной основе. Человек сможет выбрать для накопления государственный или негосударственный фонд.

«У нас работают более 50 пенсионных накопительных фондов, где люди добровольно накапливают себе на пенсию. 10-15 из них, имеющие долгую историю и надежно хранящие средства людей, уже выплачивают пенсии, точно могут работать с обязательными накоплениями. Нужно дать людям право выбирать себе фонд по собственному усмотрению. Кто пойдет в государственный, кто – в частный, особенно если человек уже имеет опыт накопления в фонде и доверяет ему. Также нужно дать право человеку в любой момент переводить свои накопления из одного фонда в другой, если что-то не нравится. Это обезопасит людей от политических рисков единого фонда», – говорит Лазебна.

В целом предусматривается, что деньги на счета будут поступать из трех источников:

  • от работодателей;
  • от государства;
  • от граждан, которые будут вносить добровольные взносы.

Примечательно, что добровольные вклады уже можно делать. В ноябре 2022 года президент Владимир Зеленский подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упрощении механизма участия в общеобязательном государственном пенсионном страховании». Его основными нововведениями являются добровольная уплата страховых взносов и благотворительные пожертвования юридических и физических лиц в пользу пенсионеров.

По словам заместителя министра социальной политики Дарьи Марчак, планируется, что в первый год 1% от уже уплачиваемой ЕСВ будет отчисляться работодателями в накопительную систему. И еще 1% в качестве стимула будет добавлять государство.

«Соответственно, чем больше взносов работодатель и государство, и сам гражданин будут платить в эту накопительную систему, тем более персональная выгода будет для каждого гражданина при достижении пенсионного возраста», – отметила она.

Марина Лазебная уточнила, что для ФЛП предусмотрено добровольное участие и налоговые льготы при уплате накопительных взносов. Участие в этой системе позволит им иметь свой пенсионный капитал.

Наиболее уязвимыми в истории с накопительными пенсиями остаются люди старше 40 лет, ведь собрать солидную сумму они просто не успеют.

«Мы предложили делать вклады всем работающим людям. Независимо от возраста, чтобы не было дискриминации по возрасту. Да, до выхода на пенсию они не накопят значительных сумм, но смогут получить по крайней мере единовременную выплату и использовать ее для улучшения своей жизни», – объясняет Лазебная.

Преимущества накопительной системы

В первую очередь это позволит укрепить экономику страны за счет долгосрочного инвестиционного ресурса. Согласно расчетам НКЦБФР, экономический эффект от введения накопительной пенсии к 2030 году составит 477 млрд грн.

Также изменятся приоритеты в отношениях между наемными работниками и работодателями. Работать по-черному (без официального трудоустройства. – Ред.) или «по-серому» (когда человека оформляют на минималку, а разницу компенсируют в конверте. – Ред.) будет невыгодно. Поэтому официальных трудоустройств должно стать больше, что положительно скажется на отечественной экономике.

Главное, что второй уровень пенсионной системы в долгосрочной перспективе позволит значительно повысить пенсии.

По состоянию на 1 марта 2023 года средний размер пенсии в Украине составил 5219,69 грн (~142 долл. – Ред.).

Средняя пенсия в Польше, в которой пенсионная реформа заработала с 1 января 1999 года, составляет 2800 злотых – 24 тыс. грн. Польские пенсионеры точно не обнищали. Их пенсий хватает, чтобы полноценно питаться, оплачивать жилье, путешествовать по желанию.

Экс-уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова еще в 2021 году заявила, что 77% украинских пенсионеров находятся на грани гуманитарной бедности.

«Введение накопительной системы может стать краеугольным камнем для власти, потому что на нем может основываться политика возвращения наших людей. Война лишь подчеркнула, что без этой реформы у нас нет перспектив достойной старости. А перспектива нам очень нужна, она нужна тем миллионам наших людей, которые сейчас решают, оставаться в странах, куда они временно уехали, или возвращаться назад. Власть должна предложить этим людям перспективу. В частности, это касается благосостояния после выхода на пенсию», – отмечает Лазебная.

Недостатки накопительной системы

В украинских реалиях, тем более военного времени, самая большая проблема – отсутствие надежных механизмов инвестирования. Фонд, аккумулирующий пенсионные накопления граждан, должен эти деньги куда-то вкладывать, чтобы они по крайней мере не обесценились из-за инфляции. В мировой практике главным инструментом для таких инвестиций являются фондовые биржи. Отечественный фондовый рынок и до войны не мог похвастаться успешностью, сейчас он просто мертв.

Из-за банкротства американського Silicon Valley Bank шведский пенсионный фонд Alecta потерял 1,13 млрд долл., а нефтяной фонд Норвегии (государственный пенсионный фонд) – 263,3 млн долл.

Традиционный для украинцев метод инвестирования – в недвижимость с последующей сдачей жилья в аренду, кроме того, что имеет высокую рискованность и низкую окупаемость, в масштабах страны связан с большими административными затратами.

ОВГЗ дают сегодня от 15% до 19% доходности, что не покрывает инфляцию доходности – согласно данным НБУ, в декабре 2022-го потребительская инфляция в годовом измерении составила 26,6%.

Вообще без инвестиций накопительная система просто теряет всякий смысл. В таком случае деньги будет выгоднее держать на депозите – больше пользы.

Также следует понимать, что со стартом накопительной системы уменьшатся поступления в солидарную систему. Это приведет еще к большему дефициту Пенсионного фонда, а значит, к увеличению расходов из госбюджета.

Ситуация похожа на цугцванг, но одно понятно: Украина затянула с пенсионной реформой. И каждый день промедления только усугубляет положение.