0 800 307 555
0 800 307 555

Электромобили или бензиновые авто: что выбрать в 2025 году с точки зрения денег? Часть 2

Рассказываем о цене аккумулятора, обслуживании, безопасности и вторичном рынке

Вторая часть материала будет посвящена таким составляющим, как стоимость обслуживания электромобиля и автомобиля с ДВС. Что из этих вариантов более безопасно, и какой лучше выбрать на вторичном рынке? Finance.ua посчитал.
Оглавление

В первой части статьи мы делали акцент на том, какие сейчас цены на электрокары и машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Сравнивали, какие суммы нужно выложить сегодня за зарядку «зеленого» автомобиля и заправку традиционной машины.

Цена обслуживания

Электрокары имеют на порядок меньше движущихся частей, чем бензиновые автомобили. Это означает:

  • отсутствие потребности в замене масла, свечей зажигания, ремней, фильтров двигателя;
  • меньшее износа тормозов благодаря рекуперативному торможению;
  • меньше шансов на значительные поломки.

Несмотря на это, оба варианта имеют и много общего. Так, к этому числу относятся: тяговая батарея, электромотор, инвертор, система управления (необходимая для управления всеми компонентами). Также есть ходовая часть, системы безопасности и комфорта и другие компоненты, делающие электромобиль похожим на автомобиль с ДВС.

Можно было бы сказать, что здесь электрокары имеют немалое преимущество, ведь они не столь капризны в обслуживании, как авто с ДВС, если бы не одно «но». Речь идет об аккумуляторе, который ежегодно теряет 1−3% производительности. Именно на него тратится и около 50−60% от общей стоимости авто.

Считаем, сколько примерно стоит заменить батарею на популярных электрокарах в Украине.

На примере популярного Nissan Leaf:

  • 24 кВт-ч (2011−2015): 5,500 — 7 тыс. долларов;
  • 30 кВт-ч (2016−2017): 6,500 — 8 тыс. долларов;
  • 40 кВт-ч (2018−2020): 7,500 — 9 тыс. долларов;
  • 62 кВт-ч (2020−2024): 8,500 — 10 тыс. долларов.

Tesla Model 3:

  • Standard Range: 3−6 тыс. долларов;
  • Long Range: 5−9 тыс. долларов;
  • Performance: 7−12 тыс. долларов.

Zeekr 001 и Zeekr 7Х являются достаточно новыми моделями на рынке. Однако, учитывая емкость и технологии, ориентировочная стоимость может составлять в пределах 15−20 тыс. долларов.

Кроме батареи в электромобиле следует проверять: состояние приводного редуктора и замену масла (иногда вместе с фильтром) в нем.

Также необходима диагностика состояния тяговой батареи во избежание ее повреждения в случае разбалансирования отдельных элементов. И регулярная проверка системы нагрева/охлаждения АКБ, если такая система находится в автомобиле.

Возьмем в качестве примера Nissan Leaf с батареей в 40 кВт·ч. У него первый техосмотр наступает после 30 тысяч. км пробега. После года использования электромобиля в нем нужно заменить только фильтр очистки воздуха для салона.

Вместе с работой это обойдется в 2,2 тыс. гривен. Если эта модель проехала более 100 тысяч. км, то здесь уже следует заменить фильтр салона, тормозную жидкость и охлаждающую жидкость. Здесь стоимость работ по материалам будет около 5 тыс. гривен.

Автомобили с ДВС, в свою очередь, требуют регулярного технического обслуживания каждые 10−15 тысяч км, что может обходиться в суммы от нескольких тысяч гривен до нескольких десятков тысяч гривен. Традиционное авто имеет четкие регламенты по замене моторного масла, масла в КПП, фильтров, ремней привода, водяной помпы, вспомогательных роликов, свечей и т. д.

Существует и то, что объединяет эти два типа авто: регулярная проверка состояния шин, тормозов, подвески, рулевого управления, наружных световых устройств.

Что касается традиционного авто, то здесь возьмем в качестве примера кроссовер Renault Duster.

Первое регламентное ТО проходим после отметки в 15 тысяч км пробега. В него входит: замена масла в двигателе, замена фильтров (воздушного, масляного, салонного), проверка ходовой, системы управления, работоспособности замков. Стоимость этого первого регламентного ТО составляет 4,7 тыс. гривен. Если же речь идет о пробеге более 100 тыс. км, то здесь затраты составят около 10 тыс. гривен.

Видим, что электрокар в обслуживании все же дешевле. Впрочем, не забывайте о самом важном факторе — аккумуляторе. Да, его не нужно менять каждый год, но позже это время все же наступит. И вот здесь по затратам уже впереди будет именно «зеленое» авто.

Кстати, если вам не хватает денег на покупку авто, то получить определенную сумму за 10−20 минут себе на карту вполне реально. Для этого достаточно воспользоваться сервисом Finance.ua.

Надежность

Конечно, ключевым критерием любого автомобиля является надежность, чтобы водитель, пассажиры и другие участники движения чувствовали себя в безопасности. Так что же с безопасностью у электрокаров и авто с ДВС, и кто по этому критерию является лидером?

Исследователи из Бирмингемского университета и Лондонской школы экономики (LSE), изучив более 300 миллионов записей, включая информацию о 30 миллионах транспортных средств, пришли к выводу, что электромобили не только способны служить так же долго, как и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, но и часто превосходят их в надежности.

По данным рецензированного исследования, в начале своего развития электрокары уступали по долговечности традиционному авто, однако в настоящее время они практически выровнялись с ними по этому показателю. Особенно поражает скорость усовершенствования электромобилей: ежегодно вероятность их поломки уменьшается на 12%, тогда как у бензиновых моделей этот показатель составляет 6,7%, а для дизельных — всего 1,9%. Это означает, что с каждым новым поколением электрокаров их надежность значительно возрастает, а проблемы ранних моделей остаются только в прошлом.

Для демонстрации достижений электромобилей исследователи привели статистические данные. Современные электрокары в среднем способны прослужить 18,4 года и преодолеть 200 тысяч километров без существенных проблем, что не только соответствует, но и превосходит средний пробег бензиновых аналогов.

Для сравнения: бензиновые авто обычно имеют несколько более длительный срок эксплуатации — около 18,7 года, однако за это время они преодолевают в среднем всего 187 тысяч километров. Вместо этого дизельные машины служат меньше — около 16,3 года, но способны преодолеть гораздо больший путь — до 410 тысяч километров до момента выхода из строя.

Как мы отмечали выше, одной из причин, почему электрокары менее подвержены поломкам, является отсутствие сложных узлов, характерных для ДВС. В электромобилях нет масла, коробки переключения передач или традиционного сцепления — значит, меньше деталей, которые могут выйти из строя.

Электромобили имеют отличные показатели безопасности, в частности, благодаря низкому центру тяжести из-за расположения батарей, что уменьшает риск опрокидывания.

Однако именно электрокары чаще становятся участниками ДТП, чем их бензиновые или дизельные аналоги.

Согласно анализу, охватывающему 51 миллиард километров пробега электромобилей и гибридов и почти пять триллионов километров, пройденных традиционными авто с ДВС, обнаружено: в городских районах электрокары и гибриды втрое чаще сбивают пешеходов, чем обычные машины.

На это оказывают влияние несколько факторов. Электромобили чаще эксплуатируют в городах, где движение пешеходов более интенсивное. Кроме того, их нередко покупают более молодые и менее опытные водители. Важную роль играет и почти бесшумная работа электрокаров — это усложняет пешеходам восприятие скорости и приближения автомобиля, что увеличивает риск наездов.

Позаботьтесь об оформлении автогражданки заранее. В этом вам поможет Finance.ua. По этой ссылке вы можете выбрать автогражданку от лучших страховых компаний. Просто сравните цены и смело оформляйте полис онлайн.

Вторичный рынок

Кто же теряет в стоимости больше всего? Стоимость электрокаров падает быстрее с годами, особенно моделей с ограниченным запасом хода. Также к этому числу можно отнести и премиальные электрокары.

Главный фактор — стоимость аккумулятора, который непременно стареет, причем независимо от пробега. Как уже отмечалось, за 10 лет емкость батареи может потерять от 10 до 20%. Емкость может снизиться и значительно больше, если вы постоянно заряжаете аккумулятор с помощью быстрой зарядки. В таком случае заменить батарею, возможно, придется гораздо раньше, а это обойдется в цену не самого плохого подержанного авто с ДВС.

Покупатели подержанных автомобилей знают об этом и обычно отказываются платить большие деньги за электромобиль без гарантии и со старым аккумулятором. В результате продать электромобиль с пробегом гораздо сложнее, чем автомобиль с ДВС.

В бензиновой или дизельной машине главный фактор потери цены — большой пробег и соответственно износ самого сложного компонента — силового агрегата, то есть двигателя и трансмиссии. Однако все это может стоить дешевле, чем новая батарея для электрокара.

Если суммировать этот пункт, то электрокары более действенны в перепродаже на краткосрочную перспективу, тогда как автомобили с ДВС — на долгосрочную.

Другие компоненты

Напоследок отметим, что электрокары работают значительно тише и плавнее традиционных авто, а также не вредят окружающей среде. Впрочем, многие не согласятся с этим мнением, ведь уже не раз проводились исследования, благодаря которым выясняли, что батареи для «зеленых» авто приводят к значительно большим выбросам в атмосферу, поскольку содержат отравленные химикаты и плохо поддаются утилизации. Также не в пользу электрокаров и нюанс с электростанциями, на которых они заряжаются. Дело в том, что большинство электроэнергии во многих странах производится на угольных или газовых электростанциях, выделяющих большое количество углекислого газа во время своей работы.

И главное — расстояние. Автомобили с ДВС могут преодолевать большие расстояния на одном баке топлива и быстро заправляться, что делает их идеальными для дальних поездок. Электромобили же, в свою очередь, имеют ограниченный запас хода, что делает их идеальными для городских поездок. К тому же количество зарядных станций пока значительно уступает заправкам.

ET: 0.154 s, MEM: 8.0 MB