Банковские комиссии: что нового появилось за последнее время
Finance.ua решили рассказать, что же нового появилось и активно используется банками за последние 2−3 года
Многие украинцы заблуждаются, полагая, что банки зарабатывают исключительно за счет процентов по кредитам. Конечно, это главная статья банковских доходов, но далеко не единственная.
Кстати, на Finance.ua существует список лучших кредитных карт от банков Украины. Здесь вы можете сравнить все условия и выбрать оптимальный для себя вариант.
Одной из комиссий, что ввели сейчас почти все банки (из крупных приятным исключением выглядит monobank, у которого подобной комиссии нет. — Ред.) является так называемая «плата за неактивность».
Плата за неактивный счет (или по-другому «комиссия за обслуживание неактивного счёта/карты») — это фиксированная комиссия, которую банк может удержать, если по вашему счёту или карте долгое время не было никаких операций (пополнения, списания, переводов) по инициативе клиента.
Банк считает счёт «неактивным» после определённого периода без вашей активности.
Начисление комиссии зависит от условий конкретного банка — тарифов, договора с клиентом, вида счёта. Условия и, самое главное, период может сильно отличаться для разных банков.
Например, в Сенс Банк неактивным считается счет, по которому более 180 дней (6 месяцев) не проводились расчетно-кассовые операции. В Укрсиббанк и Аккордбанк «неактивность» наступает спустя год, а в Izibank — всего лишь через 3 месяца.
Стоит знать, что каждый банк по-разному подходит и к размеру платы за неактивный счет, и к условиям ее списания с клиентского счета.
Что касается размера комиссии, то с гривневого счета списывают от 20 до 100 грн в месяц в зависимости от банка. С валютного же плата за неактивный счет может доходить до 10 долларов/евро.
Что касается периодичности взимания комиссии, то есть банки, которые спустя год одноразово возьмут плату — и на том все.
Существуют банки, которые после наступления факта «неактивности» начинают взимать плату ежемесячно до тех пор, пока у клиента на счету не закончатся деньги.
Встречаются даже случаи, когда банки начинают брать плату за неактивность с другого клиентского счета в случае, если на «неактивном» нет денег.
Поэтому, если вы постоянно не пользуетесь каким-то своим банковским счетом, следует выбрать одно из двух: или закрыть этот счет за ненадобностью, или (если он в дальнейшем может понадобиться) тщательно изучить, как поддерживать счет активным (например, делая с него пополнение мобильного телефона раз в полгода) и не забывать это делать постоянно.
Еще одной комиссией, которая появилась не более год-полтора назад и настолько «понравилась» некоторым банкам, что они начали массово ее вводить в свои ДКБО (договор комплексного банковского обслуживания физических лиц. — Ред.), является плата за разрыв деловых отношений по инициативе банка.
Банки имеют полное право расторгнуть договор банковского обслуживания и закрыть счета клиента по собственной инициативе. Существует пять основных причин, по которым это может произойти:
- Нарушение требований закона о финансовом мониторинге.
- Сомнительные финансовые операции.
- Попадание клиента или его контрагентов под санкции.
- Решение банка по собственной коммерческой политике.
- Нарушение условий договора.
В случае возникновения причин для расторжения деловых отношений банк обязан уведомить клиента о прекращении обслуживания, как правило, за 30 дней (если иное не предусмотрено договором).
Но, в экстренных случаях (например, в случае подозрения в осуществлении преступления или необходимости блокировки согласно требованиям Закона о финансовом мониторинге. — Ред.) счет может быть заблокирован немедленно. После чего клиент уведомляется о том, что банк принял решение разорвать с ним деловые отношения.
В отличие от платы за неактивность, которая для гривневого счета составляет от 20 до 100 гривен, плата за разрыв деловых отношений по инициативе банка может доходить до 30% от остатка клиентских средств без ограничений по сумме. Именно столько берут, например, абанк, банк Пивденный и Банк Власный Рахунок. В других банках эта плата меньше, но все равно довольно существенная.

Источник фото: pixabay
Именно поэтому клиент ни в коем случае не должен доводить до разрыва отношений по инициативе банка. И, конечно же, заключая договор с банком, стоит заранее поинтересоваться величиной подобной комиссии.
Логично предположить, что банк заинтересован в том, чтобы клиент хранил на своем счету крупные суммы. Однако встречаются парадоксальные случаи, когда банк может брать за это плату.
Яркий пример — Пиреус Банк, который ввел с 1 июня 2023 года ежемесячную комиссию за обслуживание текущих валютных счетов в долларах США и евро, если среднемесячный остаток на них превышает 10 тыс. долларов США или 10 тыс. евро.
За это банк берет 0,1% от суммы, минимум 1 доллар, максимум 100 долларов — для долларовых счетов и 0,2% от суммы, минимум 1 евро, максимум 100 евро — для счетов в евро.
Комиссия начисляется на всю сумму среднемесячного остатка, если он превышает порог.
Очень оригинальную комиссию ввел Ощадбанк. При попытке снять в банкомате или расплатиться в торговой точке на сумму большую, чем остаток на карточном счету, банк снимает комиссию в размере 3 грн.

Источник фото: pixabay
При этом никаких предупреждений о том, что будет списана подобная комиссия, естественно, не выдается. И сколько будет подобных попыток, столько раз данная комиссия будет сниматься. В банке эту комиссию назвали «комиссия при обработке авторизованного запроса на сумму, превышающую доступный остаток».
Именно из-за подобных случаев Finance.ua советует потратить время и тщательно изучить тарифы банка, в котором вы обслуживаетесь. Это позволит в дальнейшем избежать неприятных неожиданностей и ненужных трат.
