0 800 307 555
0 800 307 555

Это стоит знать о банковских комиссиях. Часть 2

Часть 2. Что остается «за кадром»

Finance.ua в этом материале рассказывает о том, какие существуют «технические» моменты, которые могут сразу не бросаться в глаза. В этой статье поговорим именно о них.
Оглавление

В первой части мы делали акцент на стоимости основных банковских операций: снятие наличных, переводы средств в другой банк, оплата коммунальных услуг и другое. Эти операции клиенты совершают постоянно. О0дин раз «обжегшись» (заплатив банку за ту или иную услугу. — Ред.), уже знают, что данная операция стоит денег. И если человеку необходимо часто совершать переводы или снимать наличные, клиент будет искать банк, в котором данная услуга — бесплатная, либо комиссии минимальны.

Finance.ua подготовил специальную страницу с кредитными картами. Такие карты сочетают в себе сразу несколько функций, упрощающих жизнь их владельцам. Переходите по ссылке. И выбирайте вариант для себя.

Плата за SMS-банкинг

SMS-банкинг — инструмент, который используют банки для отправки сообщений на мобильные телефоны клиентов с помощью SMS-уведомлений. Это также может быть услуга, которая позволяет клиентам выполнять некоторые финансовые операции с помощью SMS.

В самом простом варианте с помощью SMS банк уведомляет клиента об изменении остатка средств на его счету: поступлении каких-либо сумм (например, зарплаты или пенсии. — Ред.) или снятии в результате оплаты в торговых сетях, интернете.

Изначально большинство банков не брали плату за SMS-сообщения, но затем поняли, что теряют часть своего дохода. Банки начали один за другим вводить оплату SMS в тарифы по своим продуктам. Причем стоимость самой услуги в зависимости от банка колеблется от 20 до 100 грн в месяц.

Если учесть, что большинство клиентов даже не смотрит поступающие сообщения, это абсолютно неоправданная трата денег. Пускай и небольших.

В качестве альтернативы многие банки предлагают также бесплатные способы информирования, такие как push-уведомления через мобильные приложения или сообщения в мессенджерах. Правда далеко не всегда клиента уведомляют о том, что можно этим воспользоваться.

Плата за обслуживание счета

Одной из распространенных комиссий, которую банки взимают с клиентов, является плата за обслуживание карточного или текущего счета. Ее берут далеко не все банки: во многих случаях счет в банке и открывается, и обслуживается полностью бесплатно.

Однако некоторые банки все же устанавливают ежемесячную или ежегодную плату за пользование счетом в банке.

В некоторых случаях плата может не взиматься в случае выполнения клиентом определенных требований. Например, если:

  • среднедневной остаток средств на счету клиента превышает определенную сумму;
  • клиент за месяц выполняет определенное количество расходных операций по счету;
  • клиент за месяц выполняет покупки в торговых сетях на определенную сумму.

Все это указывается в тарифах к банковскому продукту. Но клиент, который дотошно не изучил все тарифы или поинтересовался лишь стоимостью основных операций, чаще всего не знает о таких нюансах. Он/она узнает о существовании платы за обслуживание лишь тогда, когда банк спишет сумму со счета.

Известны случаи, когда банк списывал плату за обслуживание несколько месяцев подряд, и клиент лишь случайно узнавал об этом, обнаружив, что остаток на счете стал меньше.

Плата за неактивность счета

Несколько лет назад плату за отсутствие движений по счету брали лишь отдельные финансовые учреждения. Однако идея брать деньги за неактивность клиентов понравилась банкам, сегодня сложно найти банк, который этого не делает.

О чем речь? Если по счету определенное время нет никаких «движений» (прихода или расхода средств. — Ред.), он считается неактивным. Банк берет с клиента определенную плату за обслуживание такого счета.

Период неактивности каждый банк определяет для себя сам: в лучшем случае он составляет 365 дней. Существуют банки, которые начинают взимать плату за неактивность уже после трех месяцев отсутствия финансовых операций.

Условия активности/неактивности счета тоже каждый банк устанавливает самостоятельно. В одних банках достаточно, чтобы на счет падали проценты по депозиту. В других активностью считаются лишь операции, выполняемые самим клиентом. Например, внесение средств или расходные операции (снятие наличных, оплаты в торговых сетях. — Ред.).

Существуют и различия в подходе к снятию комиссии за неактивность. Одни банки снимают плату за неактивность (чаще всего она составляет от 20 до 100 грн в месяц. — Ред.) лишь в пределах остатка на счете. Если на счете ноль, плата за неактивность взиматься не будет.

Вместе с тем в украинской банковской системе существуют прецеденты, когда в случае неактивности счета и отсутствии на нем средств плата взимается с другого счета, где есть клиентские средства. Например, со сберегательного счета.

Чтобы не платить лишнее, клиентам имеет смысл уточнить в банке условия неактивности счета и каким образом будет взиматься плата за это. В случае, если счетом не пользуются, его лучше заранее закрыть.

Плата за конвертацию в другую валюту

В случае оплаты банковской картой за границей, либо на заграничном сайте зачастую оплата производится в валюте, отличной от валюты карты. Например, карта выпущена в национальной валюте-гривне или долларах США, а оплата производится в польских злотых или чешских кронах. В этом случае производится конвертация из валюты платежа в валюту карточного счета. Иногда конвертация может быть двойной и даже тройной.

Есть банки, которые не берут отдельную плату за конвертацию. Картами именно этих банков специалисты и рекомендуют пользоваться за границей. Одновременно, существуют банки, которые за оплату в валюте, отличной от валюты карты, берут дополнительную комиссию. Она так и называется — плата за конвертацию. Она отличается у разных банков. В зависимости от того в какой валюте изначально прошла оплата, и может составлять от 1% до 5%.

Клиенты часто не знают о том, что их банк берет дополнительную плату за конвертацию в другие валюты. Они очень удивляются, что с их счета списали больше денег, чем они рассчитывали.

Как избежать лишних трат

Чтобы не платить банку лишнее рекомендуем проделать несколько простых операций:

  1. Отказаться от SMS и перейти на push-сообщения, которые приходят в мобильное банковское приложение.
  2. Уточнить условия неактивности счета и либо закрыть ненужные счета, либо делать хотя бы одну операцию в 3−6 месяцев, чтобы избежать снятия комиссии.
  3. Узнать, берет ли банк плату за обслуживание и есть ли возможность ее избежать.
  4. Если необходимо совершать оплаты за рубежом — открыть карту в банке, который не берет плату за конвертацию.

Следуйте этим простым советам, это позволит сэкономить на банковских комиссиях и не переплачивать лишнее.