Как экономить на комиссиях и переводах: советы для карточных операций
Ключевое, что нужно знать
Банковские комиссии — это суммы, которые банк взимает за обслуживание финансовых операций. Самые распространенные из них: комиссии за перевод средств, снятие наличных денег, оплату товаров или услуг, особенно в иностранной валюте. Они могут быть:
- фиксированными (например, 10 грн за перевод);
- процентными (1% от суммы операции);
- комбинированными (например, 1% + 5 грн);
- скрытыми (когда банк не говорит напрямую, но включает в валютный курс или списывает в несколько этапов).
Условия могут отличаться даже в пределах одного банка — в зависимости от типа карты (дебетовая, кредитная, премиальная), платежной системы (Visa, Mastercard) или пакета обслуживания.
Кстати, все банки обязаны публиковать свои тарифы открыто. Требования к открытой публикации тарифов закреплены постановлениями Национального банка и законом «О банках и банковской деятельности».
Комиссии могут быть скрытыми и «вшиты» в менее очевидные механизмы, именно из-за них люди теряют деньги, сами того не замечая. Далее рассказываем о некоторых из них:
Комиссия за межбанковские переводы.
Некоторые банки взимают фиксированную плату (от 1 до 20 грн), другие — определенный процент. Даже если указано «0%», важно проверить:
- не действует ли льгота только в приложении, а в терминале — платно;
- не ограничено ли количество бесплатных операций в месяц;
- не теряете ли вы на курсе обмена, если сумма идет в другой валюте.
Вот подборка инструментов для бесплатных переводов:
Мобильные приложения банков. Например:
- абанк24 — без комиссии на другие банки до 100 тыс. грн/мес. (а с премиумом — до 500 тыс.), если используете собственные средства через абанк24.
- monobank — переводы между картами клиентов monobank бесплатные;
- ПриватБанк — бесплатные переводы с «Универсальной» карты и на нее, а также по телефону на другую карту, но с 1 июня 2025 года действуют ограничения на общую сумму переводов между физическими лицами — до 100 тыс. грн гривен в месяц.
Кстати, всегда используйте само приложение, а не терминал или отделение — там обычно есть дополнительные тарифы.
P2P-сервисы банков
Это сервисы на сайтах банков, как в вышеупомянутом абанке, где можно перевести средства с карты на карту или осуществить внутренние и международные переводы, введя только номер карты или номер телефона получателя. Часто работают без комиссии, или же банк берет ее на себя в пределах определенных сумм или количества сделок.
Комиссия за оплату в валюте (например, в иностранных Интернет-магазинах)
Большинство гривневых карт не предназначены для непосредственной оплаты в иностранной валюте. Это связано с тем, что при оплате иностранной валютой происходит двойная конвертация: сначала сумма покупки конвертируется в гривну, а затем списывается с гривневого счета, что приводит к дополнительным расходам для клиента. Обычно при расчете в евро, долларах или польском злотом банк автоматически конвертирует валюту и:
- применяет внутренний курс, менее выгодный, чем курс НБУ;
- добавляет комиссию за конвертацию (обычно 0,5−2,5%);
- может добавить отдельный платеж за расчет в валюте, который не всегда указан прямо.
В то же время есть банки, которые уже работают без подобных «сюрпризов». Например, в абанке комиссии за оплату картой в иностранных магазинах нет — хоть в Киеве, хоть в Барселоне.
Дополнительное сборы за снятие наличных
Даже если у вас «бесплатное снятие в любом банкомате», может возникнуть:
- комиссия со стороны стороннего банка (особенно за границей);
- конвертационный сбор (если сумма в другой валюте);
- плата за количество операций (например, первые 3 снятия бесплатно, далее по тарифу).
Кроме того, некоторые банки устанавливают лимиты на сумму снятия за границей или ограничивают размер одной операции, что приводит к необходимости совершать несколько операций и, соответственно, увеличивать общую сумму комиссий.
Двойное списание/авторизация
Чаще происходит при оплате некоторых сервисов, особенно в зарубежных онлайн-магазинах, гостиницах (например, Booking, Airbnb, Uklon, Bolt), а также АЗС и подписок (Netflix, Spotify
Вы оплачиваете товар или услугу, система блокирует сумму на вашей карте (она не списывается сразу, но и больше недоступна вам для использования, а через несколько дней (зависит от сервиса) сумма либо списывается полностью, либо частично. Это довольно распространенный случай, поэтому объясняем в чем здесь подвох:
- две транзакции вместо одной: иногда банк сначала блокирует одну сумму, а затем списывает еще одну и возврат первой может занять до 7−30 дней;
- если вы оплачиваете в иностранной валюте, то конвертация может произойти дважды по разному курсу, и разница не в вашу пользу;
- комиссии за авторизацию могут не возвращаться, даже если деньги вернули;
- некоторые банки не возвращают денежные средства автоматически, если транзакцию не завершил продавец.
Пример:
Вы бронируете отель на 3 тыс. грн. Booking блокирует эту сумму на карте. Через 5 дней отель снимает реальную оплату, например, 2700 грн (со скидкой). Но 3 тыс. грн еще остаются в «блокировке» — и банк вернет их только через 7−14 дней. Если вместе с этим еще была конвертация из евро или доллара, вы можете потерять до 2−5% на разницу в курсе.
Поэтому мы переходим к следующему вопросу — возможно ли этого избежать и как экономить на комиссиях и переводах?
Спойлер: это реально, но нужно знать, где и как это сделать правильно. Итак:
- Выбирайте переводы в пределах одного банка, где комиссии нет.
- Пополняйте карту через SWIFT или SEPA-переводы для валютных счетов.
- Пополняйте карты наличными через партнеров банка.
- Во избежание двойной конвертации используйте валютные карты при оплате в иностранных сервисах.
- Следите за балансом доступных и заблокированных средств в приложении, и не используйте кредитные средства для авторизаций. Если списание не произойдет, но банк насчитает проценты, вы заплатите за операцию, которой практически не было.
