0 800 307 555
0 800 307 555

Законопроект о мобилизации: что приняли в первом чтении

Изменения в законопроекте 10449, которые усилят мобилизацию

В среду, 7 февраля, народные депутаты 243 голосами поддержали в первом чтении предложенный правительством законопроект 10449 об усилении мобилизации
Оглавление

Как голосовали за усиление мобилизации:

Фракция

Количество голосов

Слуга народа

178

Европейская солидарность

0

Батькивщина

0

Платформа за жизнь и мир

17

За будущее

7

Голос

3

Доверие

18

Восстановление Украины

12

Внефракционные

8

Как сообщил нардеп Ярослав Железняк (фракция Голос), документ принят без предложений Комитета. В течение следующих 14 дней (до 21 февраля) будет продолжаться внесение правок. Далее – второе чтение.

«То есть, вероятнее всего, законопроект в целом будет принят в последнюю неделю февраля – 22-24.02, подписан в начале марта и вступит в силу через месяц, то есть в апреле», – говорит он.

Кстати, накануне первого чтения парламентский Комитет по антикоррупционной политике зафиксировал в текущей редакции законопроекта о мобилизации нормы, которые могут порождать «избирательность или коррупцию».

Кроме того, уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец заявил, что документ содержит ряд норм, противоречащих Конституции Украины. Однако он призвал парламент принять законопроект в первом чтении.

Очевидно, что ко второму чтению законопроект изменит свой вид. По словам народного депутата Алексея Гончаренко (фракция «Европейская солидарность»), главная битва будет продолжаться вокруг срока демобилизации. Ведь сейчас в законопроекте написано, что демобилизация предусмотрена через 36 месяцев службы по решению Ставки Главнокомандующего. Гончаренко и ряд его коллег настаивают на демобилизации через 18 месяцев.

Что предусматривает законопроект о мобилизации

В действительности законопроект 10449 вносит много изменений в ряд действующих законов. Рассмотрим ключевые моменты.

Все граждане от 18 до 60 лет должны иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию представителя ТЦК, ГПСУ, полицейского. При выезде за границу военнообязанные должны предъявлять военный билет с отметкой о снятии с учета.

Призывной возраст снижается с 27 до 25 лет.

Срочная служба отменяется, вместо нее планируется базовое военное обучение. Все военнослужащие срочной воинской службы должны быть уволены в запас.

Должен заработать электронный кабинет военнообязанного (призывника, резервиста), в котором можно обновить свои учетные данные. Впрочем, через этот кабинет будут отправляться и электронные повестки. Повестка будет считаться врученной после появления в электронном кабинете.

За уклонение от службы или актуализации учетных данных будут блокироваться банковские счета, а также будут применяться ограничения права на вождение авто.

Руководитель Управления печати и информации Министерства обороны Украины Илларион Павлюк отмечает, что это «методы воздействия», а не «наказание».

«Нужно это делать. Мне досадно, что в большинстве дискуссий в соцсетях едва ли не самые популярные слова отсрочка и санкции. Такое впечатление, что вся страна думает, как не служить. Во-первых, это не так, слава Богу. Во-вторых, хотелось бы, чтобы мы о другом говорили. Нам очень важно обновить механизм мобилизации и механизм определенного срока службы, чтобы сделать сильнее наши Вооруженные силы и для того, чтобы обеспечить равенство», – говорит он.

Впрочем, применение санкций возможно только по решению суда после обращения территориального центра комплектования и социальной поддержки.

Судам предлагается дать 15 дней для рассмотрения дел по заявлениям ТЦК. Они будут рассматриваться как административные. Решение суда об аресте и других ограничениях для уклоняющихся предлагается выполнять незамедлительно, не дожидаясь результатов апелляционного обжалования.

Отсрочку от мобилизации теряют те, кто получает второе высшее образование. Также ее снимают с аспирантов, обучающихся по контракту. В то же время отсрочку могут получить студенты дневной или дуальной формы обучения, которые получают степень выше предыдущей. Например, студент магистратуры, у которого за плечами только бакалавриат.

Осужденные лица, освобожденные от отбывания наказания с испытанием, могут быть призваны на военную службу во время мобилизации.

Люди с инвалидностью всех групп освобождаются от военной службы. В то же время, им нужно будет повторно пройти военно-врачебную комиссию (ВВК).

Понятие «ограниченно пригоден» отменяется. Будет либо «пригоден», либо «непригоден».

Добровольцы по мобилизации получат отсрочку на 2 месяца для решения личных вопросов и подготовки к мобилизации.

После мобилизации – обязательное военное обучение в течение 2-3 месяцев.

Непрерывная служба в течение 36 месяцев (3 года. – Ред.) является основанием для увольнения.

Ежегодный основной отпуск может предоставляться частями не менее 15 дней. А освобожденные из плена бойцы получат дополнительные 90 дней отпуска.

Воинский учет будет касаться всех. Право на отсрочку от призыва для госслужащих исключается, однако ряд чиновников будет бронироваться.

Право на отсрочку от мобилизации

В действующей редакции законопроекта предлагается отменить право на отсрочку для следующих категорий:

  • военнообязанные, занятые постоянным уходом за родителями своей жены;
  • военнообязанные, имеющие жену (мужа) из лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей жены (супруга) из лиц с инвалидностью I или II группы при, что такие лица с инвалидностью не имеют других трудоспособных лиц, обязанных в соответствии с законом их содержать;
  • военнообязанные, в которых на войне погибли дед, бабушка, неполнородные сестра или брат.

Предлагается предоставить право на отсрочку членам семьи первой степени родства (не более одного) лица с инвалидностью I группы, занятым постоянным уходом за ним, а также членам семьи второй степени родства (не более одной и при условии отсутствия членов семьи) первой степени родства или их физической несостоятельности), что подтверждается в порядке, установленном Кабинетом министров Украины.

Относительно ухода за лицом с инвалидностью II группы – право на отсрочку будут иметь только родственники первой степени родства, осуществляющие такой уход, и при условии, что никто больше ухаживать не может.

Кроме того, отменяется основание для отсрочки по уходу за лицом, нуждающимся в постоянном уходе за заключением врачебно-консультативной комиссии (ВКК).

Предлагается отменить право на отсрочку для таких военнообязанных:

  • работники предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны;
  • работники Национальной полиции, Бюро экономической безопасности Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины, Государственного бюро расследований, Государственной исполнительной службы Украины.

Предлагается предоставить право на отсрочку соискателям профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, которые обучаются по дневной или дуальной формам получения образования и получают уровень образования, который является выше ранее полученного уровня образования в последовательности, определенной в ч. 2 ст. 10 Закона Украины «Об образовании» (кроме аспирантов, получающих уровень образования за счет физических или юридических лиц на условиях контракта), а также докторанты и лица, зачисленные на обучение в интернатуру.

Также предлагается предоставить право на отсрочку опекунам лица, признанного судом недееспособным, независимо от того, имеет такое лицо инвалидность или нет. Теперь же наличие инвалидности у недееспособного лица – обязательное условие.

Предоставить право на отсрочку также хотят патронатным воспитателям, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет.

Действует и норма в отношении многодетных родителей, на содержании которых находятся трое или более детей до 18 лет. Впрочем, если такой гражданин изъявит желание, то может быть мобилизован добровольно с согласия военно-врачебной комиссии.

Законопроект требует доработок

В своем обращении к президенту, премьер-министру и народным депутатам Украинский Совет Бизнеса (УСБ) заявляет, что в законопроекте 10449 частично учли предложения и замечания бизнеса, из-за которых был отозван предыдущий законопроект 10378.

Однако в УСБ обращают внимание, что обновленный документ «все еще содержит часть норм, требующих комплексной доработки, из-за значительных рисков для бизнеса и граждан, и которые вызывают сомнения в их целесообразности».

Ассоциация называет «контрпродуктивной и вредной» норму законопроекта, согласно которой процедура регистрации электронного военнообязанного кабинета станет обязательной, а ТЦК сможет отправлять повестки ему в электронном виде.

«Обязанность зарегистрировать электронный кабинет и обновить свои учетные данные распространяется и на тех украинцев, которые находятся за рубежом. В случае нарушения этой новой обязанности (как и обязанности появляться после получения повестки в ТЦК) законопроект предусматривает отдельный механизм наказания.

Если нарушителя в течение 15 дней не задержит и не доставит в военкомат Нацполиция, руководитель ТЦК в течение 5 дней направит ему в электронный кабинет или письмом требование, которое будет считаться врученным, даже если нарушитель не получил его лично», – обращают внимание в ассоциации.

В УСБ заявляют, что направление какой-либо информации в электронный кабинет военнообязанного не может считаться фактом получения такой информации лицом.

Там также добавляют, что нормы законопроекта по блокированию банковских счетов «неконституционны и контрпродуктивны, такие ограничения негативно повлияют на экономику страны».

Действительно, некоторые эксперты предполагают, что узаконивание нормы блокирования банковских счетов приведет к тенизации экономики и оттоку средств из банковской системы.

Кроме того, в УСБ считают, что предложение исключить из тех, кто не подлежит призыву на военную службу во время мобилизации на особый период, аспирантов, получающих уровень образования на условиях контракта, нарушает целостность системы образования в Украине и конституционную гарантию равенства всех форм собственности и всех граждан в пределах той или иной сферы общественной жизни.

Также у Украинского Совета Бизнеса возникают вопросы по изменению порядка бронирования работников.

«Предлагаются изменения в порядке бронирования работников – Кабмин должен его пересмотреть в течение месяца после принятия этого закона. С одной стороны, сам законопроект распространяет бронирование на бенефициарных владельцев критически важных предприятий. С другой – пока не известно, какие изменения может претерпеть механизм бронирования в целом», – говорится в обращении УСБ.

Там убеждены, что пересмотр процедуры бронирования должен предусматривать анонсированные механизмы е-бронирования, которые позволят бронировать специалистов в течение суток.

Также УСБ предлагает рассмотреть возможность увеличить сроки бронирования специалистов на срок действия решения о подтверждении статуса критически важного предприятия.

УСБ в частности раскритиковало предложение об ограничении находящихся за рубежом лиц в получении консульских услуг при отсутствии военно-учетных документов.

«Это может привести к проблемам на дипломатическом уровне в результате нарушения консульских функций согласно международным Консульским конвенциям и соглашениям со странами-партнерами Украины и многими другими странами.

Данная норма нарушает принцип равенства прав и свобод всех граждан Украины, в частности, в части получения гарантированных сервисов государства, которые не могут ограничиваться для любого гражданина, независимо от места его пребывания, и даже для привлеченного к какой-либо административной или уголовной ответственности», – подчеркивают в УСБ.

Как пишет Экономическая правда, Ассоциации IT Ukraine, Lviv IT Cluster и Kharkiv IT Cluster подчеркнули, что текст законопроекта 10449 фактически дублирует предыдущий 10378 и никак не решает насущных вопросов.

«Напротив, усложняет функционирование бизнеса и ситуацию в целом, создавая напряжение между бизнес-средой, обществом и государственными институтами», – говорится в их заявлении.

В ассоциации призвали остановить рассмотрение правительственного законопроекта 10449 г. о мобилизации «и направить на доработку с учетом позиций общественности и бизнеса ради сохранения экономической устойчивости страны».

Они добавили, что принятие законопроекта 10449 в текущем виде «недопустимо и представляет угрозу для дальнейшей работы ІТ-отрасли в Украине, из-за разногласий в его положениях, высокого уровня заложенных коррупционных рисков и несбалансированности полномочий компетентных органов».

***

Дополнительная мобилизация будет стоить около 720 млрд грн, что равняется 22,5% всех расходов бюджета. Такие цифры назвала Роксолана Пидласа, председатель Комитета по бюджету Верховной Рады Украины, в подкасте Центра экономической стратегии (ЦЭС) «Что с экономикой?».

По ее словам, чтобы мобилизовать от 400 до 500 тыс. человек, только на обучение, выплаты и одежду нужно 322 млрд грн. Еще 400 млрд грн нужно на закупку и модернизацию военной техники.

«720 млрд грн дополнительной потребности в год – колоссальная сумма. Это около 22,5% всех наших расходов в 2024 году и 41% расходов на оборону. Средства международных партнеров на нужды армии тратить нельзя. Идет речь только о внутренних ресурсах. Увеличить их на 40% через несколько месяцев – очень нетривиальная задача», – отметила Пидласа.