0 800 307 555
0 800 307 555

Телефонные мошенничества в 2023 году

Какие схемы работают до сих пор

Практически все, у кого есть телефон, сталкивались с попытками обмана. Это могут быть непонятные звонки, сообщения об акциях и выигрышах в лотерею, утверждение кредитных линий, звонки из полиции, выплаты денег на почту и т.д.
Оглавление

Во всех случаях речь идет о банальной попытке выманить у вас деньги.

Способы у мошенников разные, каждый день они пытаются придумать что-то новое, все эти методы просто невозможно перечислить.

Однако методы, с помощью которых телефонные мошенники пытаются облегчить кошельки доверчивых украинцев, в принципе сводятся к двум вещам: страх и жадность, на которых умело играют преступники.

Ниже мы попытаемся перечислить основные способы, которыми действуют мошенники, однако этот список не исчерпывающий, поэтому помните главное правило: не поддавайтесь эмоциям и не спешите предоставлять звонящему какую-либо информацию. Кем бы ни представились: сотрудниками банка, полиции, медиками, волонтерами, благотворителями.

Полномасштабная война принесла мошенникам еще несколько дополнительных способов, которыми они пользуются.

Оперативная информация о мошенниках – в нашем телеграм-канале. А еще у нас есть страничка в Instagram.

Помощь от международных организаций

Ряд международных организаций оказывает помощь украинцам, пострадавшим от войны. Этим и пользуются жулики, которые звонят потенциальным жертвам либо с предложением оформить такую помощь, либо с уведомлением о том, что она уже поступила и ее срочно необходимо получить.

Цель здесь, как и в других случаях, проста – получить личные данные и данные банковской карты, включая CVV/CVC-код (три цифры на обратной стороне карты, которые используются как защитный элемент при проведении транзакций, например, когда вы оплачиваете покупки в Интернете. Разницы между ними нет, только CVV используется для карт платежной системы Visa, CVC – MasterCard. – Ред.).

После этого в лучшем случае вы останетесь без денег, в худшем – еще с кредитом, который на вас оформят мошенники.

«Переключение» на другую мобильную вышку

Еще один метод, вызванный проблемами со связью: мошенники звонят потенциальной жертве и, представившись сотрудниками оператора мобильной связи, сообщают, что сейчас переключат абонента на другую вышку, где связь лучше.

После этого на телефон жертвы приходит код, цифры которого просят назвать. Это дает мошенникам доступ к мобильным приложениям банков, соцсетям, электронной почте и т.д. Кстати, получив доступ к вашей почте, мошенники смогут войти практически везде, ведь в большинстве своем люди пользуются одним адресом почты для регистрации на всех ресурсах.

Все остальные методы, в основном, старые. Хотя они и общеизвестны, однако напомним их еще раз, поскольку, как свидетельствуют сообщения полиции, люди до сих пор ведутся на них.

Ваш родственник в беде

Обычно здесь два сценария: вам звонят вроде бы из полиции или больницы, и говорят, что ваш близкий родственник (сын, дочь, муж и т.д.) попал в беду.

Варианты могут быть разные, но все сводится к тому, что необходимо как посрее передать деньги, иначе «сына» или «брата» либо посадят (если речь идет о полиции), либо не прооперируют (если речь идет о больнице). Иногда вам звонит сам сын или дочь и слабым или испуганным голосом просит спасти от проблем.

Это называют социальной инженерией – мошенники, используя психологические манипуляции, получают то, что им нужно.

Способов передачи средств тоже может быть несколько – либо на карту, которую вам назовут, либо наличными деньгами, за которыми приедет «наш сотрудник». Результат один: вы остаетесь без денег, а ваш сын, муж или другой родственник узнает о своих «проблемах» от вас.

Уберечься от такого мошенничества просто. Звучит как шутка, но сначала попробуйте вспомнить, есть ли у вас, собственно, «попавший в полицию» сын. Суть состоит в том, что не нужно спешить и сначала проверить, где ваши родственники, которые вам вроде бы звонят по телефону. Поэтому сначала свяжитесь с тем, от чьего имени просят у вас деньги. И в любом случае никому ничего не отправляйте на карты и не передавайте через посредников.

Звонок от службы безопасности банка

Вам звонят по телефону «из банка» и под разными предлогами пытаются узнать от вас конфиденциальную информацию, касающуюся вашей карты. Поводы могут быть разные: перевыпуск карты, подозрительные транзакции, попытка атаки на вашу карту, уточнение данных и т. д.

Но цель одна – узнать данные, которые позволят вывести со счета деньги без вашего ведома.

Помните: работник банка никогда не будет спрашивать у вас PIN-код и CVV, а также не будет заставлять вас бежать в ближайший банкомат, чтобы ввести специальную комбинацию и SMS-код, который придет вам на номер. Работник банка также не будет запрашивать SMS-код. Если он это делает, то знайте: данные вашей карты уже в руках мошенников и они как раз выводят средства. А SMS-код нужен им для подтверждения операции.

Поэтому при малейшем подозрении положите трубку и позвоните на горячую линию своего банка. Одна минута ничего не решит, а если с картой действительно возникли проблемы – заблокировать средства вы успеете.

И, кстати, службы безопасности Национального банка просто не существует в природе – именно так себя часто любят представлять мошенники. НБУ – регулятор на банковском рынке, ему нет нужды звонить физическим лицам.

Победа в акции или выигрыш в лотерею

Вам либо звонят, либо приходит сообщение о победе в какой-либо акции или выигрыше в лотерею.

В случае SMS-сообщения вам предлагают позвонить по указанному номеру. Дальше все происходит по старому, как мир, сценарию: либо у вас выспрашивают данные, позволяющие обчистить ваш счет, либо вы переводите средства на счет, который вам скажут мошенники, чтобы «получить выигрыш».

Как вариант, в сообщении будет ссылка, которая приведет вас на сайт, где нужно указать свои данные, в частности, банковские реквизиты. Это фишинг чистой воды – ваши данные окажутся в руках злоумышленников.

Мечта о «халяве», как известно, неистребима, но просто подумайте – вы вообще играли в ту лотерею, в которой внезапно оказались «победителем».

Списание бонусов в магазине

Здесь примерно тот же сценарий, что и в предыдущем случае, только вам звонят по какой-то торговой сети, и говорят, что их бонусная программа закрывается или обновляется, а у вас там накопилось много денег, поэтому их необходимо срочно потратить или перевести на другую базу данных.

Дальше все примерно по тому же сценарию: у вас попытаются узнать все необходимые для доступа к вашей банковской карте данные. Результат известен заранее.

Вам деньги на почту!

Еще один вид мошенничества, на который частенько пытаются поймать пенсионеров, или людей с небольшим состоянием.

Звонят, приятным голосом переспрашивают ваше ФИО, и говорят, что сейчас в магазине «…Какой-то там дом» (название может любое, многие из таких фирм даже официально зарегистрированы. – Ред.) акция – они раздают деньги. Иногда могут говорить, что подарки. Все, что нужно, указать ваш почтовый индекс, чтобы они могли отправить подарок на почту. Кто ж откажется?

Через пару дней снова звонят, и говорят, что уже прислали подарок. После этого вас, тем же приятным голосом, могут завуалировано подвести, что для того, чтобы все получить – должны заплатить N гривен (обычно речь о 400-500 грн. – Ред.). Или об уплате вы уже можете узнать непосредственно на почте.

Если же доверчивый человек все же забирает сверток, то в нем обычно находит какие-то мелочные вещи: дешевое мыло, крем и т.п. Вместе с тем бумажки с надписями по типу «Вы победитель», «Вы уже участвуете в розыгрыше N тыс. гривен» и тому подобное.

Для того чтобы у вас был шанс «обогатиться больше», предлагают либо приобрести какую-то продукцию из каталога, либо прислать какие-то «небольшие» деньги. Главное «выполнить условия».

Если человек согласен – цикл таких запросов продолжается. Вам снова присылают свертки, и снова просят «выполнить условия».

На такой крючок обычно хорошо цепляют пенсионеров, ведь человеку системно предлагают взлелеянные в мечтах деньги или подарки, словно награду – к которой осталось сделать «небольшой шаг».

Ошибочное пополнение счета мобильного телефона

Вам приходит SMS-сообщение о том, что ваш счет пополнен на определенную сумму. Оно ничем не отличается от стандартного. После этого вам звонят и очень вежливо просят вернуть средства за «ложное пополнение». Обычно просят послать эту сумму на банковскую карту.

Расчет мошенников прост: сумма небольшая, вы вряд ли будете прерывать разговор, чтобы проверить состояние телефонного счета (хотя, если у вас смартфон можно просто свернуть вызов и набрать код для проверки баланса).

Схема защиты здесь проста: попросите позвонить по телефону через несколько минут и проверьте состояние счета на телефоне, также попросите прислать вам фото квитанции или чека о пополнении. Если вы общаетесь с мошенником, то обычно этого будет достаточно, чтобы тот просто положил трубку.

Изготовление дубликата SIM-карты

На наш взгляд, это один из самых опасных способов мошенничества, уберечься от которого труднее, чем в предыдущих случаях. Мошенники блокируют вашу SIM-карту, после чего заказывают у оператора новую, которую получают в свои руки. Таким образом они получают доступ к вашим мобильным приложениям и, самое главное, к финансовым операциям, связанным с телефонным номером.

Получить дубликат SIM-карты проще, чем это кажется. Для этого необходимо обратиться к оператору мобильной связи и назвать несколько последних номеров, на которые вы звонили. Именно для этого вам часто звонят незнакомые номера, которые сбрасывают вызов, когда вы еще не успели на него ответить.

Поэтому никогда не перезванивайте на незнакомые номера и не звоните по телефонам, которые вам приходят в SMS-сообщениях. Еще лучше – перейдите на контрактную форму обслуживания телефона или оставьте у оператора заявление, что перевыпустить SIM-карту можно только при наличии паспорта.

Привязка номера к паспорту длится не больше пяти минут. Потребуется заявление и копии документа (их сделают на месте). Единственное неудобство – нужно лично обратиться в одну из точек вашего оператора. Но это поможет уберечься от дублирования SIM-карты.

Как уберечься от обмана

Как видите, особо нового телефонные мошенники ничего не придумали: схемы стары и базируются на простом знании психологии. Однако они действуют и приобрели такие масштабы, что и Национальная полиция, и банки, и СМИ постоянно напоминают украинцам о возможности попасть на крючок к злоумышленникам и рассказывают об элементарных методах безопасности.

Они, собственно, просты и сводятся к несложному набору действий. Главное – никогда не торопитесь. Не верьте тем, кто вам предлагает «халяву». И – самое главное: никогда никому, даже сотрудникам банка, не разглашайте конфиденциальные данные: кодовые слова, номер банковской карты, срок ее действия, CVV-код, а также пароли, поступающие в SMS-сообщении.

Не переходите по ссылкам, приходящим в сообщениях, а тем более не вводите на таких сайтах никаких данных.

Если у вас возникло малейшее подозрение – немедленно обрывайте разговор и звоните по телефону на горячую линию банка и блокируйте карту. Разблокировать ее потом несложно, но так вы сохраните свои средства.

Если же вы стали жертвой обмана, то как можно скорее обращайтесь в полицию и свой банк. Шанс, что потерянные деньги удастся вернуть, невелик, но все же есть.