0 800 307 555
0 800 307 555

Национальная стратегия развития финансовой грамотности: что планируют

Рассмотрим несколько примеров, чтобы оценить, насколько это важно и какие подходы сработали

В Украине разработали Национальную стратегию развития финансовой грамотности до 2030 года, нацеленную на повышение финансовой осведомленности населения. Инициатор — Национальный банк Украины. Реализация Стратегии финансовой грамотности будет происходить по пяти стратегическим целям. Рассмотрим их детально.
Оглавление

Создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли также представители Министерства образования и науки Украины, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерства экономики Украины, Министерства цифровой трансформации Украины и Государственного учреждения «Офис по развитию предпринимательства и экспорта».

Если в предыдущие годы в фокусе внимания были дети и молодежь — украинцы с самым низким уровнем финансовой грамотности, то в новой Стратегии финансовой грамотности дополнительный акцент будут делать на работе с предпринимателями и взрослым населением. В частности, с ветеранами, внутренне перемещенными лицами (ВПЛ) и людьми старшего возраста.

Цель № 1. Качественное базовое финансовое образование

В рамках выполнения данной цели запланированы мероприятия по повышению финансовой грамотности для дошкольников, школьников и студентов. Будут разрабатываться разнообразные доступные учебные ресурсы (прежде всего, в сети Интернет) и осовременивание учебных программ.

Важным заданием в рамках данной цели является также построение сообщества педагогов — экспертов по финансовой грамотности, что, в частности, поможет качественно начать изложение нового обязательного курса «Предпринимательство и финансовая грамотность» с 2025 года в 8-х классах и с 2026-го в 9-х классах во всех школах Украины.

Цель № 2. Ответственная финансовая жизнь

Выполнение этой цели будет направлено на повышение финансовой грамотности взрослого населения.

Для выполнения этого задания во время реализации Стратегии финансовой грамотности будут создаваться учебные ресурсы для повышения финансовой компетентности на различных этапах жизни, эффективного управления личными финансами в кризисных условиях, для повышения осведомленности об экономике, финансовых продуктах, правах и обязанностях потребителей финансовых услуг.

Цель № 3. Финансово осведомленные предприниматели

Одним из первоочередных заданий в рамках реализации цели № 3 является разработка рамки финансовых компетентностей украинских предпринимателей.

Запланированы мероприятия, нацеленные на рост осведомленности начинающих предпринимателей и представителей малого бизнеса о финансовых услугах и об инструментах рынков капитала, аккуратное и осторожное использование которых будет содействовать развитию бизнеса.

Цель № 4. Продвинутая цифровая финансовая грамотность

Эта цель занимает ведущее место в Стратегии финансовой грамотности. В рамках ее реализации запланирована разработка учебных материалов и проведение мероприятий с целью повышения осведомленности о цифровых финансовых услугах, платежной безопасности и защите от кибермошенничества.

Особенное внимание будет уделяться развитию интерактивных цифровых инструментов совершенствования финансовых компетентностей.

Цель № 5. Благоприятная экосистема для развития финансовой грамотности

В данном случае речь идет о развитии экосистемы финансовой грамотности в Украине, налаживание сотрудничества как внутри страны, так и с представителями международных организаций и других стран.

В дорожной карте Стратегии финансовой грамотности по первым четырем целям предусмотрен мониторинг уровня финансовой грамотности различных целевых групп и проведение опросов.

Полученные результаты будут использованы как основа для качественного обновления Стратегии с учетом текущих тенденций и актуальных потребностей.

Для самостоятельного выявления украинцами пробелов в финансовых знаниях и навыках будут разрабатываться специальные онлайн-инструменты.

Еще одной ключевой линией дорожной карты по разным стратегическим целям является работа над мотивацией и изменением отношения населения к решению финансовых вопросов, что подразумевает формирование продуманного финансового поведения.

Естественно, что Украина — далеко не первая страна, ставящая амбициозные цели повышения уровня общей финансовой грамотности населения. Подобные мероприятия по изучению уровня финансовой грамотности и его повышению проводились и в других странах. Рассмотрим несколько примеров, чтобы оценить, насколько это важно и какие подходы сработали.

Опыт Австралии

Австралийское правительство запустило национальную программу повышения финансовой грамотности еще в 2004 году.

Она включала создание Фонда финансовой грамотности. Фонд создал образовательный сайт «Понимание денег». Также австралийское правительство разработало ряд программ, чтобы улучшить финансовую грамотность населения по категориям, особенно молодежи и граждан, проживающих в удаленных местах.

Так, были предложены конкретные шаги:

  • создание наглядных сайтов для повышения финансовой грамотности как детей и молодежи, так и взрослого населения;
  • повышение финансовой грамотности путем создания как бесплатных, так и платных курсов на базе университетов и местных общественных организаций;
  • создание портала для профессионалов, набор волонтеров в целях их подготовки к обучению населения основам финансовой грамотности;
  • введение должности австралийского омбудсмена по финансовой грамотности;
  • разработка программ от Австралийской ассоциации банков.

Результаты внедрения австралийской программы повышения финансовой грамотности — впечатляющие. По данным сравнительного социологического исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), проведенного в 2018 году, Австралия занимает одну из лидирующих позиций по уровню финансовой грамотности.

Опыт США

США имеют богатый опыт в сфере повышения финансовой грамотности населения. Еще в 2002 году казначейство США основало Бюро по финансовым подразделениям (Office of Financial Institution, OFI).

В сотрудничестве с конгрессом США была основана Комиссия по финансовой грамотности и образованию (Financial Literacy and Education Commission, FLEC).

Кроме того, в США с 1995 года действует Коалиция Jump$tart по обеспечению индивидуальной финансовой грамотности, которая оказывает помощь молодежи в возрасте до 19 лет.

Основные принципы программы повышения финансовой грамотности в США:

  • упор на индивидуальный подход;
  • создание телефонных линий по финансовым вопросам;
  • привитие детям в школах финансовых навыков.

В США также принято устраивать в университетах особые «финансовые центры», где студенты могут получить информацию, необходимую им для финансовых операций как в течение обучения, так и после выпуска.

В итоге США добились больших успехов в этом направлении. В результате исследование, проведенного Коалицией Jump$tart в 2010 году, выявлено, что всего 21 штат нуждается во введении особого финансового образования.

Опыт Бразилии

Программы повышения финансовой грамотности активно внедряются не только в развитых, но и в развивающихся странах. В этом контексте очень интересен опыт Бразилии.

Правительство этой страны сделало ставку именно на государственные программы в этой области, при этом особое место отводится работе с молодежью.

На государственном уровне действует Национальная стратегия повышения качества финансового образования (ENEF — Estratégia Nacional de Educação Financeira), разработанная специальной рабочей группой, в состав которой вошли представители органов государственной власти (комитета по регулированию финансовых рынков, министерств образования, юстиции, социальной защиты), а также сотрудники крупнейших банков и кредитных организаций страны.

К моменту разработки программы ENEF около 82% жителей Бразилии не знали точный процент по своим кредитам, а 87% - или вообще не имели сбережений, или имели их в недостаточном объеме.

Особенность данной программы состоит в том, что она призвана была охватить не определенную категорию граждан, а большую часть общества.

Одним из направлений ENEF было повышение финансовой грамотности школьников. Пилотный проект, запущенный в 2010 году, охватывал 30 тысяч учащихся по всей стране. Позже он был внедрен в 212 тысячах школ по всей стране.

С 2020 года бразильское правительство обязало школы включить в учебную программу основы финансового образования. Долгосрочная цель нововведения — усиление экономики страны.

***

Как видим, Украине есть с кого брать пример и у кого учиться. Не надо изобретать велосипед, достаточно изучить опыт других и взять его на вооружение.