0 800 307 555

Национальная стратегия доходов до 2030 года: как она может изменить налоговые правила игры

О рисках относительно ФЛП и не снизит ли это инвестиционную привлекательность Украины

Документ под названием Национальная стратегия доходов до 2030 года (НСДУ) принят 27 декабря 2023 года. Он содержит 147 страниц.
Оглавление

Как отмечают разработчики документа, «Национальная стратегия доходов Украины – это дорожная карта реформирования налоговой и таможенной системы, а также усовершенствование процедур налогового и таможенного администрирования, необходимое для обеспечения потенциала удовлетворения фискальных потребностей в среднесрочной перспективе».

Следовательно, из этого определения следует, что нас ждут изменения, в частности в налоговой системе.

Перед тем как перейти к рассмотрению основных предложений Правительства в этом плане, стоит отметить, что НСДУ – это не законодательный акт, который уже меняет нынешние правила, это – документ, который только определяет направление реформ на ближайшие шесть лет. Будут ли эти реформы воплощены – вопрос пока открыт, хотя Правительство выразило твердое намерение это сделать.

Предложения по реформе налоговой системы

Что касается изменений в нынешней налоговой системе, то они направлены, прежде всего, на то, чтобы Украина могла обеспечивать собственные потребности в финансах самостоятельно.

Именно поэтому необходимо реформировать систему сбора налогов, при этом налоговое законодательство должно адаптироваться к нормам Евросоюза.

Для этого предусматривается создание консолидированной системы сбора, хранения и обработки налоговой и таможенной информации на базе Министерства финансов.

Это, прежде всего, означает, что ГНС получит доступ к банковским данным украинцев, а в Минфине создадут орган, который будет администрировать эти данные. Также налоговая получит право без суда арестовывать счета граждан при возникновении налогового долга и списывать с них средства.

Кроме того, сама налоговая служба также должна быть реформирована – для повышения доверия к органу и уменьшения коррупционных рисков.

Для этого должны быть введены «автоматические системы контроля недобросовестного использования налоговой информации».

Источник: Минфин

Что касается, собственно, граждан Украины и субъектов предпринимательской деятельности, которые и являются налогоплательщиками, то для них предлагают ввести целый ряд новаций.

Это, в частности:

  • отмена упрощенной системы налогообложения для юридических лиц. Сначала намерены объединить третью и вторую группы, а налог постепенно повысят до 18%, а затем вообще запретят применять;
  • для физических лиц вернут прогрессивную шкалу налогообложения – чем больше зарабатываешь, тем больше платишь – однако размеры налога пока неизвестны;
  • отмена ряда льгот по плательщикам НДС и приведение его к европейскому законодательству;
  • приведение размера акцизных сборов к нормам Евросоюза;
  • планируется предоставить более широкие полномочия органам местного самоуправления по администрированию местных налогов.

Источник: Минфин

Правительство обещает также урегулировать обращение криптовалют. Установить налоги на них. Ввести экологические налоги. Изменить подход к налогообложению недвижимости – налог собираются взимать с оценочной стоимости, ввести экологические налоги и т.д.

Что ждет ФЛПов

Изменения коснутся и физических лиц-предпринимателей. За основу взята так называемая «польская модель».

В частности, планируется изменить ставки для упрощенной системы налогообложения. Так, после того, как будут объединены вторая и третья группы, ставки будут диверсифицированными – от 3% до 17% в зависимости от вида деятельности.

Что касается работающих на первой группе упрощенной системы налогообложения, то им, во-первых, уменьшат количество видов деятельности, которыми можно заниматься. Во-вторых, изменят саму систему уплаты налога – вместо фиксированной ставки будет введен процент дохода.

Изменения коснутся и тех, кто работает на четвертой группе – ставки повысят, а налогооблагаемую базу расширят.

Кроме того, все без исключения предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, обяжут пользоваться РРО и вести учет происхождения товаров.

Также пользователь упрощенной системы налогообложения будет обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, если его оборот за год превысит миллион гривен.

Все это нивелирует для большинства малого бизнеса упрощенную систему налогообложения и заставит значительную часть ФЛП либо прекратить свою деятельность, либо уйти в тень, что нехорошо для экономики в обоих случаях.

Из позитива – отменяется институт регистрации для физических лиц-предпринимателей. Если эти изменения утвердят, статус ФЛП будет приобретаться автоматически путем открытия счета в любом банке со статусом «Для ведения предпринимательской деятельности».

То же будет и с отменой регистрации ФЛП – как только счет в банке будет закрыт, статус физического лица-предпринимателя будет утрачен.

Как это повлияет на инвестиционную привлекательность Украины

Ответ на этот вопрос дать пока сложно – неизвестно вообще, будет ли Национальная стратегия доходов воплощена в жизнь. Теоретически – она должна иметь положительные последствия, поскольку декларируется желание учесть «подходы и рекомендации от международных экспертов, включая МВФ, Всемирный банк и ОЭСР».

Источник: Минфин

Однако некоторые эксперты говорят, что предлагаемые изменения несут угрозу дрейфа части бизнеса в тень, а большинство фрилансеров вообще изменят юрисдикцию или будут эмигрировать. Это вызвано именно сокращением базы упрощенной системы налогообложения и увеличением фискальной нагрузки на использующий ее бизнес.

«В условиях высоких рисков ведения предпринимательской деятельности в Украине можно ожидать, что это приведет к значительному сокращению количества самозанятых лиц. Налоговая система станет непривлекательной для многих фрилансеров (айттшников), которые, вероятнее всего, будут выбирать другие юрисдикции и эмигрировать из страны», – отметил Дмитрий Алексиенко, вице-президент ICC Ukraine.

Однако куда большую угрозу инвестиционной привлекательности Украины несет отмена банковской тайны. Поскольку это приводит к презумпции виновности тех, кто пользуется банковской системой.

Следовательно, все, кто сможет, перестанет пользоваться безналичными расчетами, что приведет к катастрофической тенизации экономики.

В таких условиях иностранный бизнес вряд ли захочет рисковать своими капиталами, которые в любой момент могут быть заблокированы на счетах, а средства с них списаны внесудебным способом – вспомните новацию для ГНС, о которой говорилось выше.

Что касается очистки налоговых и таможенных органов от коррупции, которые декларируются в НСДУ, то этот процесс чисто номинальный, поскольку этим «очисткой» должны заниматься сами налоговики и таможенники.

Такой подход тоже не добавляет инвестиционной привлекательности Украине – институциональной перезагрузки этих органов, прослывших наиболее коррумпированными, не предвидится.

Есть и другие факторы, которые наталкивают на мысль, что, несмотря на задекларированные Правительством намерения воплотить рекомендации международных партнеров, «Национальная стратегия доходов до 2030 года» разработана чисто формально.