Национальная стратегия доходов до 2030 года: как она может изменить налоговые правила игры
О рисках относительно ФЛП и не снизит ли это инвестиционную привлекательность Украины
Как отмечают разработчики документа, «Национальная стратегия доходов Украины – это дорожная карта реформирования налоговой и таможенной системы, а также усовершенствование процедур налогового и таможенного администрирования, необходимое для обеспечения потенциала удовлетворения фискальных потребностей в среднесрочной перспективе».
Следовательно, из этого определения следует, что нас ждут изменения, в частности в налоговой системе.
Перед тем как перейти к рассмотрению основных предложений Правительства в этом плане, стоит отметить, что НСДУ – это не законодательный акт, который уже меняет нынешние правила, это – документ, который только определяет направление реформ на ближайшие шесть лет. Будут ли эти реформы воплощены – вопрос пока открыт, хотя Правительство выразило твердое намерение это сделать.
Что касается изменений в нынешней налоговой системе, то они направлены, прежде всего, на то, чтобы Украина могла обеспечивать собственные потребности в финансах самостоятельно.
Именно поэтому необходимо реформировать систему сбора налогов, при этом налоговое законодательство должно адаптироваться к нормам Евросоюза.
Для этого предусматривается создание консолидированной системы сбора, хранения и обработки налоговой и таможенной информации на базе Министерства финансов.
Это, прежде всего, означает, что ГНС получит доступ к банковским данным украинцев, а в Минфине создадут орган, который будет администрировать эти данные. Также налоговая получит право без суда арестовывать счета граждан при возникновении налогового долга и списывать с них средства.
Читайте также: Как ФЛП работать без РРО в 2024 году?
Кроме того, сама налоговая служба также должна быть реформирована – для повышения доверия к органу и уменьшения коррупционных рисков.
Для этого должны быть введены «автоматические системы контроля недобросовестного использования налоговой информации».
Источник: Минфин
Что касается, собственно, граждан Украины и субъектов предпринимательской деятельности, которые и являются налогоплательщиками, то для них предлагают ввести целый ряд новаций.
Это, в частности:
- отмена упрощенной системы налогообложения для юридических лиц. Сначала намерены объединить третью и вторую группы, а налог постепенно повысят до 18%, а затем вообще запретят применять;
- для физических лиц вернут прогрессивную шкалу налогообложения – чем больше зарабатываешь, тем больше платишь – однако размеры налога пока неизвестны;
- отмена ряда льгот по плательщикам НДС и приведение его к европейскому законодательству;
- приведение размера акцизных сборов к нормам Евросоюза;
- планируется предоставить более широкие полномочия органам местного самоуправления по администрированию местных налогов.
Источник: Минфин
Правительство обещает также урегулировать обращение криптовалют. Установить налоги на них. Ввести экологические налоги. Изменить подход к налогообложению недвижимости – налог собираются взимать с оценочной стоимости, ввести экологические налоги и т.д.
Изменения коснутся и физических лиц-предпринимателей. За основу взята так называемая «польская модель».
В частности, планируется изменить ставки для упрощенной системы налогообложения. Так, после того, как будут объединены вторая и третья группы, ставки будут диверсифицированными – от 3% до 17% в зависимости от вида деятельности.
Что касается работающих на первой группе упрощенной системы налогообложения, то им, во-первых, уменьшат количество видов деятельности, которыми можно заниматься. Во-вторых, изменят саму систему уплаты налога – вместо фиксированной ставки будет введен процент дохода.
Изменения коснутся и тех, кто работает на четвертой группе – ставки повысят, а налогооблагаемую базу расширят.
Кроме того, все без исключения предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, обяжут пользоваться РРО и вести учет происхождения товаров.
Также пользователь упрощенной системы налогообложения будет обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, если его оборот за год превысит миллион гривен.
Все это нивелирует для большинства малого бизнеса упрощенную систему налогообложения и заставит значительную часть ФЛП либо прекратить свою деятельность, либо уйти в тень, что нехорошо для экономики в обоих случаях.
Из позитива – отменяется институт регистрации для физических лиц-предпринимателей. Если эти изменения утвердят, статус ФЛП будет приобретаться автоматически путем открытия счета в любом банке со статусом «Для ведения предпринимательской деятельности».
То же будет и с отменой регистрации ФЛП – как только счет в банке будет закрыт, статус физического лица-предпринимателя будет утрачен.
Ответ на этот вопрос дать пока сложно – неизвестно вообще, будет ли Национальная стратегия доходов воплощена в жизнь. Теоретически – она должна иметь положительные последствия, поскольку декларируется желание учесть «подходы и рекомендации от международных экспертов, включая МВФ, Всемирный банк и ОЭСР».
Источник: Минфин
Однако некоторые эксперты говорят, что предлагаемые изменения несут угрозу дрейфа части бизнеса в тень, а большинство фрилансеров вообще изменят юрисдикцию или будут эмигрировать. Это вызвано именно сокращением базы упрощенной системы налогообложения и увеличением фискальной нагрузки на использующий ее бизнес.
«В условиях высоких рисков ведения предпринимательской деятельности в Украине можно ожидать, что это приведет к значительному сокращению количества самозанятых лиц. Налоговая система станет непривлекательной для многих фрилансеров (айттшников), которые, вероятнее всего, будут выбирать другие юрисдикции и эмигрировать из страны», – отметил Дмитрий Алексиенко, вице-президент ICC Ukraine.
Однако куда большую угрозу инвестиционной привлекательности Украины несет отмена банковской тайны. Поскольку это приводит к презумпции виновности тех, кто пользуется банковской системой.
Следовательно, все, кто сможет, перестанет пользоваться безналичными расчетами, что приведет к катастрофической тенизации экономики.
В таких условиях иностранный бизнес вряд ли захочет рисковать своими капиталами, которые в любой момент могут быть заблокированы на счетах, а средства с них списаны внесудебным способом – вспомните новацию для ГНС, о которой говорилось выше.
Что касается очистки налоговых и таможенных органов от коррупции, которые декларируются в НСДУ, то этот процесс чисто номинальный, поскольку этим «очисткой» должны заниматься сами налоговики и таможенники.
Такой подход тоже не добавляет инвестиционной привлекательности Украине – институциональной перезагрузки этих органов, прослывших наиболее коррумпированными, не предвидится.
Есть и другие факторы, которые наталкивают на мысль, что, несмотря на задекларированные Правительством намерения воплотить рекомендации международных партнеров, «Национальная стратегия доходов до 2030 года» разработана чисто формально.