Миг-31К и ракета Кинжал. Все о самолете, из-за которого так часто объявляют тревоги
Что это за самолет, история его появления, максимальная скорость и чем он опасен
Но для начала стоит оговориться, что Миг-31 и Миг-31К это разные по назначению самолеты. И говорить о них нужно отдельно. Если базовый 31-й это хороший истребитель-перехватчик, то Миг-31К — это плохой бомбардировщик.
Это не уникальный случай, когда из перехватчика пытаются сделать бомбардировщик. Подобная попытка была предпринята немцами в конце Второй мировой войны, когда они использовали первый в мире реактивный истребитель Me-262 в качестве бомбардировщика.
Миг-31 — классический советский, большой, нескладный, зато стальной
Делали они это от безысходности, бомбардировщиков им просто не хватало. Но с российской поделкой Миг-31К дело, похоже, в другом.
Миг-31 это самолет созданный на основе другого перехватчика — Миг-25.
Разработка Миг-25 началась в 1961 году, а первый полет он совершил в 1964.
Миг-25 создавался для перехвата американских сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков и разведчиков. Это был действительно «перехватчик», он мог подниматься на высоту 23 километра (правда с 4 ракетами только на 20 километров) и разгоняться до 3450 километров в час на большой высоте.
Естественно, что такой скоростной самолет использовался и в качестве истребителя, и в качестве разведчика, а в версии Миг-25РБ даже разведчика-бомбардировщика.
Большая скорость позволяла перехватчику Миг-25П, по крайней мере в теории, гоняться за легендарный американским разведчиком SR-71 и перспективным на то время бомбардировщиком XB-70 Валькирия.
Но от Валькирии американцы отказались. Миг-25 оказался не нужен, к тому же его двигатели имели очень маленький ресурс всего-то 300 часов (это очень мало. – авт.).
25-ому начали готовить замену. Первый полет наследник совершил в 1975 году.
Перед Миг-31 ставили уже совсем другие задачи. Так как американские бомбардировщики теперь могли атаковать СССР с большого расстояния, запуская крылатые ракеты, то и перехватывать следовало уже ракеты, а не сами бомбардировщики.
Чем же отличается Миг-31 от Миг-25? Внешне они очень похожи, с первого взгляда и не отличить.
Визуально Миг-21 от Миг-31 можно легко отличить по количеству пилотов (у 31 их два) и количеству шасси на основных стойках (у 31 их тоже два)
Но изменения были значительными. В первую очередь заменили двигатели, Миг-31 летает на модифицированных двигателях от гражданского самолета Ту-134, также добавили еще одного члена экипажа — штурмана и оператора вооружений, и заменили радиолокационное оборудование.
Вооружение тоже изменилось, специально для нового перехватчика была создана ракета Р-33 с дальностью пуска до 160 километров (для сравнения американская AIM-54 «Феникс» имела дальность 180 километров. – авт.).
Миг-31 по сравнению с Миг-25 стал летать медленнее и ниже, зато дальше и намного дольше. А главное, его новый радар и ракеты позволяли ему сбивать цели на большом расстоянии.
Правда эта ракета была предназначена для перехвата не маневрирующих целей, как раз таких как крылатые ракеты или их носители.
Миг-31 действительно уникальный самолет, просто потому, что только у СССР могла в таком возникнуть потребность. Все из-за большой протяженности границ с севера, откуда ожидалось нападение, защитить такое пространство с помощью наземных комплексов ПВО просто невозможно. Поэтому в СССР и стали строить Миг-25 а затем и Миг-31.
Перехватчик должен быть в первую очередь быстрым, чтобы иметь возможность догнать свою цель или быстро выйти в район перехвата. Также перехватчик должен иметь возможность быстро набирать высоту и летать высоко.
Максимальная скорость Миг-31 — 3000 км/час или 3100 км/час для версии Миг-31БМ, а практический потолок — 21,5 километра.
Масса пустого |
21 820 кг |
Максимальная взлетная масса |
46 750 кг |
Максимальная скорость |
2,7 М* |
Максимальная скорость на высоте |
3000 км/час |
Максимальная скорость у земли |
1500 км/час |
Боевой радиус |
720 км |
Боевой радиус с подвесными баками |
1400 км |
Масса боевой нагрузки |
3/9 тонн** |
Практический потолок |
21,5 км |
*Число М фактически означает скорость звука. 2,7 М — это почти 2,7 скорости звука, почти 3. Но все-таки не дотягивает. Для сравнения максимальная скорость американского разведчика SR-71 была 3,2 М, а рекомендованная крейсерская — 3,17 М и эту скорость он мог поддерживать очень длительное время.
**9 тонн — для Миг-31БМ. Масса боевой нагрузки означает, что самолет может в теории поднять в воздух такой вес, на практике конструкция креплений может не позволять это сделать.
Миг-31 не мог постоянно лететь на максимальной скорости, так как разогревался до 800 градусов Цельсия, пилотам рекомендовалось сбрасывать скорость после 5 минут полета на максимальной скорости.
Интересно что F-15, созданный в то же время в США может поднять в воздух 11 тонн, при том, что сам весит 12,7 тонны (без топлива). Миг-31 при «сухой массе» 21,8 тонны в те же годы поднимал в воздух 3 тонны вооружений.
Чтобы обеспечить самолету высокую скорость советские инженеры были вынуждены делать Миг-25 и 31 не из алюминия, а в основном из стали, алюминиевые сплавы не могли выдержать такой нагрев. Но сталь в 2,5 раза тяжелее, вот и отсюда такой скромный результат.
Миг-31 действительно очень большой самолет
Прежде всего перехватчику нужен мощный радар, чтобы обнаруживать цели на большем расстоянии и дальнобойные ракеты, чтобы их поражать.
Бортовая РЛС |
РП-31 Н007 «Заслон» |
«Заслон М» |
Максимальность обнаружения цели |
200 км |
400 км |
Дальность для цели «истребитель» |
200 км |
280 км |
Сопровождение целей |
10 |
24 |
Наведение на цель |
4 |
6 |
Р-33 |
Р-40 |
Р-73 |
|
Дальность пуска ракет воздух-воздух |
160 км |
80 км |
4 км |
Также у Миг-31 есть авиационная пушка, а для модификации Миг-31М предусматривалась возможность нести ракеты воздух-поверхность и корректируемые бомбы массой от 500 до 1500 кг, но в серию эта модель не пошла.
Миг-31 очень любят в ностальгирующей по всему советскому россии. Пишут что это:
- Первый в мире самолет 4-го поколения (это неправда, 4-е поколение это маневренные истребители, а Миг-31 вообще не предназначен для маневренного боя. Его максимальная перегрузка и аэродинамическое качество в два раза ниже, чем у самолетов 4-го поколения).
- Никто не смог создать ничего подобного (никому, кроме СССР, такой самолет не был нужен, его не смогли продать ни одному союзнику, хотя Миг-25 за рубеж продавался).
- Это непобедимый самолет (он просто не сталкивался, не участвовал в воздушных боях. Его более скоростного предка, Миг-25 сбивали и не раз)
Правда заключается в том, что Миг-31 был действительно хорош как перехватчик, быстрый, высотный, с мощным радаром и дальнобойными ракетами.
Конечно, использовать истребитель-перехватчик в качестве бомбардировщика странная идея. Зачем бомбардировщику скорость и скороподъемность перехватчика? Но в рф своя, особенная логика.
Миг-31К, этот тот же Миг-31, который получил возможность использовать ракету «Кинжал». Правда все остальные возможность при этом он утратил.
«Кинжал» (макет) подвешенный под фюзеляжем Миг-31К
«Кинжал», это на самом деле оперативно-тактическая ракета Искандер, оборудованная для запуска с самолета, а не с земли.
Если разница между наземным и воздушным вариантом и есть, то очень незначительная. Из очевидного, для снижения сопротивления к ракете был добавлен обтекатель, возможно были незначительно изменены какие-то другие элементы для подключения к информационной системе самолета.
А так выглядит ракета «Искандер». Найдите 10 отличий…
Правильно назвать «Кинжал» аэробаллистической ракетой. То есть баллистической ракетой которая запускается с самолета, а не с земли.
Пропаганда рф, а за ней и многие украинские СМИ повторяют как мантру: «Кинжал» — гиперзвуковая ракета. Но это неправда.
Любая баллистическая ракета может разгоняться до огромных скоростей, в том числе и до таких которые можно назвать гиперзвуком. Но ни одну баллистическую ракету никогда не называли гиперзвуковой, потому, что разгон до скорости в 5 или 10 махов вне атмосферы нельзя считать гиперзвуком.
Первая в мире баллистическая ракета ФАУ-2 развивала скорость в 6000 километров в час в 1944 году. Но делала она это падая с высоты 100 километров. А у земли, по естественным причинам ее скорость была гораздо меньше.
То же самое касается и ракеты Искандер, которая поднимается на высоту в 50 километров. Не важно какую скорость она набирает, пока летит на большой высоте, где сопротивления воздуха почти нет (на высоте 50 км плотность воздуха больше чем в тысячу раз ниже, чем у земли. – авт.). При подлете к цели, скорость будет снижаться, а не увеличиваться.
Сопротивления воздуха растет из-за увеличения плотности атмосферы. Также сопротивление растет пропорционально квадрату скорости. То есть увеличив скорость в 3 раза мы увеличиваем сопротивление в 9 раз. Естественно и падать скорость ракеты будет по такой же логике, очень-очень быстро.
«Кинжал», если он летит по баллистической траектории, скорее всего снижает скорость при входе в атмосферу до 3-4 скоростей звука.
Гиперзвуковой скоростью считается порог выше 5 скоростей звука.
В случае, если «Кинжал» летит к цели на высоте 15-20 километров, то возможности разогнаться до гиперзвуковых скоростей у него и не будет.
Но пропаганда россии, а за ней и некоторые наши СМИ рассказывают о каких-то фантастических 10-12 Махах. При этом, заявляют, что на таких скоростях ракета еще и маневрирует.
Для того чтобы перестать верить в эти сказки достаточно вооружиться школьным учебником физики или просто здравым смыслом.
Все вышесказанное подтверждается практикой. Комплексы «Пэтриот» PAC 3 сбивают «Кинжалы». Максимальная скорость цели для этого комплекса — 5760 км/час. Для высоты в 10 километров это 5,3 скорости звука.
Для них, это стандартная баллистическая цель для борьбы с которыми они и предназначены. Ничего необычного и революционного, только пиар для местного населения верующего в дутое технологическое величие страны неспособной создать ни нормальный автомобиль, ни хороший пассажирский самолет, ни даже плохой микропроцессор. А вот фантастическое оружие — запросто?
Так зачем же было приделывать наземную ракету к самолету и называть ее гиперзвуковой?
Скорее всего ради денег. Нужно было придумать программу под чудо оружие, на которое были бы выделены бюджетные деньги. Вот ее и придумали. Под проект со словом «гиперзвук» в названии проще получить финансирование.
Еще одним косвенным подтверждением сказочности гиперзвукового оружия является аресты разработчиков этого чудо оружия.
Но все это не значит, что Миг-31к вместе с ракетой «Кинжал» перестали быть угрозой.
Подвесив Искандер к самолету россияне увеличили его дальность с 500 километров до 2000. Но что более важно, самолет-носитель также добавляет к дальности несколько сотен километров и гораздо более мобилен, чем наземная установка. Значит, может совершить пуск с неожиданного направления.
Сбить Миг-31к ПВО Украины не может, он держится на большом расстоянии, а сбить «Кинжал» могут не все комплексы ПВО.
Кстати, почему так сложно сбить баллистическую ракету мы рассказывали в этой статье.
В Украине Миг-31 известен, прежде всего, как носитель ракеты «Кинжал». Но и как истребитель он опасен, ведь может атаковать наши самолеты находясь над своей территорией, из-под защиты своего ПВО.
По неподтвержденным, но вполне правдоподобным данным, с Миг-31 было снято все радиолокационное оборудование. Он «ослеп» и больше не может использоваться ни как истребитель, ни как перехватчик.
Зато под фюзеляжем удалось разместить огромную ракету массой 3,8 тонны. Такой большой груз сразу же лишил Миг-31 еще и всех его летных качеств.
Миг-31 перестал быть тем, для чего создавался. Он стал довольно посредственным ракетоносцем. Хуже, чем существующие стратегические бомбардировщики Ту-22М3 или Ту-160.
Например, Ту-22М3 имеет боевой радиус в 2400 км с боевой нагрузкой 12 тонн, а Ту-160 — 7300 с нагрузкой 45 тонн.
То есть Миг-31К может поднять всего одну ракету и полететь с ней в разы меньше, чем самолеты специально спроектированные как ракетоносцы.
Почему ракету «Кинжал» приделали именно к Миг-31, раз есть самолеты подходящие лучше?
Скорее всего, потому, что его не жалко. Классический перехватчик россии не нужен, там точно знают, что американцы нападать не собираются. А стратегических бомбардировщиков мало, их больше не производят.
Объективных данных о скорости Миг-31К с «Кинжалом» нет, но физика есть физика, даже на просторах федерации.
Поэтому можно предположить, что скорость Миг-31К с подвешенным «Кинжалом» находится в районе 1500-2000 километров в час, если не меньше.
Конечно, после сброса ракеты самолет может летать на своей «обычной» скорости, но смысла в этом немного, так как задача носителя уже выполнена, пуск произведен.
Так же, как и со скоростью, точных данных нет. Но наверняка никаких рекордов по высоте Миг-31 с почти 4-х тонной ракетой «под брюхом» поставить не может. Вероятно, максимальная высота полет составляет от 12 до 15 километров.
Что на самом деле уже немало, ведь плотность атмосферы на высоте в 10 километров, где летают пассажирские самолеты в 3 раза ниже, чем на уровне земли.
А значит, запущенной на такой высоте ракете не нужно тратить энергию на набор высоты. Она испытывает в три раза меньшее сопротивление, поэтому летит быстрее и дальше.
В теории Миг-31 имеет возможность поднимать в воздух до 9 тонн боевой нагрузки. Но только в теории. В реальности масса боевой нагрузки была ограничена 3 тоннами. Поэтому больше одной ракеты «Кинжал» самолет нести не способен.
Во-первых, их просто больше некуда подвесить. Во-вторых, аэродинамическое сопротивление даже одной такой ракеты и так не позволяет ему подниматься выше 12 километров и развивать сверхзвуковую скорость.
Обычный Миг-31 может находиться в воздухе 3 часа при условии использования подвесных баков и крейсерской скорости полета.
Очевидно, что Миг-31К вместе с «Кинжалом» сможет летать значительно меньше времени. В среднем, тревоги по вине Миг-31К в Украине длятся около полутора часов.
Но нельзя забывать, что Миг-31 имеет возможность дозаправки в воздухе и за счет дозаправки увеличить время полета в два раза.
К счастью, производство Миг-31 было остановлено в 1994 году. Этот самолет больше не строят. Единственный завод в Нижнем Новгороде занимается только модернизацией.
Плохая новость заключается в том, что всего было выпущено 519 штук и на сегодняшний день в строю остается около 80 бортов, 12 из которых переоборудованы в носители «Кинжалов».
Конечно, не каждый самолет, который числится способен взлететь.
Например, по открытым данным, боеготовыми считаются около 60-70% боевых самолетов США. И это при том, что и самолеты новее, да и обслуживаются лучше.
Но даже если из 80 самолетов только 40 могут подняться в небо, это все еще достаточно много.
Масса пустого |
21 820 кг |
Максимальная взлетная масса |
46 750 кг |
Максимальная скорость |
2,7 М |
Максимальная скорость на высоте |
3000 (1500-2000 с ракетой) км/час |
Практический потолок |
20 (12-15 с ракетой) км |
Боевой радиус |
Неизвестно |
Боевой радиус с подвесными баками |
Неизвестно |
Масса боевой нагрузки |
3,8 тонн |
Несмотря на то, что Миг-31 в версии «К» растерял все свои преимущества (скорость и высоту полета) и ослеп (лишился радара) – он очень опасен.
Пуск ракеты PAC3, как раз такие сбивают баллистические цели, в том числе «Кинжал»
Ракета, которую российская пропаганда называет «Кинжал» не гиперзвуковая и не неуязвимая для ПВО/ПРО, как о ней говорят по российскому телевизору. Но она несет боеголовку в 500 килограмм и остается весьма разрушительным оружием.
При том, что комплексы Patriot и SAMPT-T, которые могут ее сбить, не могут обезопасить всю территорию Украины. Их просто слишком мало.
ПВО Украины не может защитить всю страны от Кинжалов и не может сбивать Миг-31, они просто не залетают в наше воздушное пространство.
Ситуация очень похожа на ту, с которой столкнулся СССР в 60-е годы. Защитить всю страну наземным ПВО просто невозможно, поэтому и были созданы Миг-25, а после него и Миг-31 — самолеты ПВО.
Значит и Украине нужна авиационная составляющая ПВО: истребители с большой скоростью, дальностью и дальнобойными ракетами, чтобы сбивать крылатые ракеты запущенные стратегическими ракетоносцами и не позволять тактической вражеской авиации действовать безнаказанно.
Истребители F-16 c ракетами AIM-120D как раз такое решение.
А уничтожать стратегическую авиацию (Ту-22М3 и Ту-160), или Миг-31, которые могут запускать «Кинжалы» с дальности более 2000 км, можно только при атаке аэродрома где они базируются. Например, расстояние до аэродрома Саваслейка, откуда взлетают Миг-31К — 730 км. Так что старый самолет с большой ракетой под брюхом все еще очень опасен.