0 800 307 555
0 800 307 555

Самолет F-16. Характеристики, цена, и чем он лучше Миг-29

F-16 для Украины. Как истребитель изменит ход войны

F-16 — замечательный самолет, во всех смыслах. Он не самый быстрый, не самый большой или самый незаметный, и, конечно, не самый современный.
Оглавление


F-16 одинаково хорошо справляется с задачами истребителя, бомбардировщика и перехватчика

Но, это лучший самолет своего поколения и своего класса. Когда вы дочитаете эту статью до конца, у вас также не останется сомнений.

Достаточно простой и поэтому надежный, недорогой и поэтому массовый. Он способен одинаково хорошо справляться с задачами истребителя, бомбардировщика и перехватчика. Настоящая «рабочая лошадка» боевой авиации.

Во время девятой встречи в формате «Рамштайн» 14 февраля глава Минобороны США Ллойд Остин прокомментировал предоставление Украине истребителей F-16, отметив, что пока только может повторить заявление американского президента Джо Байдена — тот ранее сообщил, что США не предоставляют Украине такие истребители .

Перед встречей министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен отметила, что участники Контактной группы «Рамштайн» имеют «очень интенсивные контакты с воздушными силами ВСУ» по предоставлению истребителей и ориентируются на решение США.

Что за самолет F-16

Истребитель F-16 — это самый массовый боевой самолет своего четвертого поколения.

Четвертое поколение истребителей, это условный термин. Он объединяет самолеты, разработанные в 70-80 годы 20-ого века в одну группу благодаря характеристикам, которые их отличают от более старых моделей.

Четвертое поколение характеризуется: высокой маневренностью, многофункциональностью, наличием автоматизированной системы управления полетом и более продвинутой электроникой.

Всего F-16 было выпущено более 4600 шт. Почти в 3 раза больше, чем его ближайшего конкурента Миг-29.

Для сравнения, самолетов 4-го поколения было выпущено:

Mirage 2000

614

Су-27

809

F-15

1500

Миг-29

1600

F-18

2000

F-16 совершил свой первый полет еще в 1974 году. Тем не менее почти 50 лет остается актуальным.

ВВС США рассматривает возможность продлить срок его службы до 2048 года, а в военно-воздушных силах других стран наверняка этот самолет будет эксплуатироваться и позже.

F-16 находиться на вооружении 25 стран. До недавнего времени их было 26, но ВВС Норвегии с 2022 года полностью перешли на F-35.

Для чего создавался

Чтобы лучше понять, что из себя представляет истребитель F-16 и почему он так популярен во всем мире, нужно рассказать, как и для чего он создавался.

Самолет, который мы теперь знаем под индексом F-16 и именем Fighting Falcon (Боевой сокол. – Ред.) был результатом научно исследовательской программы Lightweight Fighter — что означало легкий истребитель. Разработки начинали в конце 60-х, когда облик истребителя F-15 был уже сформирован.

F-15 был хорош, но имел один недостаток – был очень сложным и дорогим. Поэтому было принято решения разработать другой самолет для воздушного боя, который будет в два раза легче и в два раза дешевле.

В финал конкурса вышло два прототипа YF-16 и YF-17 (который позже станет называться F/A-18 Hornet. – Ред.). Победил «шестнадцатый».

FY-16 имел большую тяговооруженность, скороподъемность и скорость разворота. Но главное, это был однодвигательный самолет и двигатель этот был таким же как и на F-15, что означало снижение стоимости.

В итоге масса F-16 составляла 60% по отношению к F-15. Он действительно оказался почти в два раза легче.

А стоимость одного самолета в ценах 1975 года составляла $5,6 для F-16 и $10,7 миллиона долларов для F-15. Не ровно в два раза дешевле, но близко к этому.

Интересно, что в СССР такой же трюк не получился, Миг-29 не стал в 2 раза дешевле Су-27 ни в 2 раза легче. Все потому, что у «Мига» два двигателя, а не один.

Стоит отметить, что YF-17 хоть и проиграл в этом конкурсе, зато победил в другом, для палубного истребителя в 1975 году. Он закупался для ВМС США по цене $7,9 миллиона, что заметно дороже, чем F-16.

Итак, самолет получился исключительно удачным, его закупали и в США и по всему миру. По лицензии собирался на заводах в Голландии и Бельгии, в Турции и Южной корее под именем KF-16. А также в Японии, в несколько измененном виде под именем F-2.

Основные характеристики F-16

F-16 разрабатывался в первую очередь для воздушного боя. Он быстрый и маневренный, с прекрасным обзором для пилота и высокой тяговооруженностью.

Тяговооруженность — это отношение тяги двигателя к массе самолета. Для истребителей 4-го поколения считалась обязательной тяговооруженность больше единицы.

То есть двигатель выдает тягу больше, чем весит самолет. Ее можно посчитать для максимальной взлетной массы (самолет полностью заправлен и вооружен. – Ред.), а можно и для самолета с 4 ракетами воздух-воздух и половиной топлива (самолет половину пути проделал и вступил в бой. – Ред.). Обычно под тяговооруженностью понимается именно второе, «боевой» вариант.

Вот некоторые тактико-технические характеристики этого истребителя, его базовой версии.

У более поздних модификаций, характеристики выше, за счет установки новых двигателей.

Масса пустого самолета

8 573 кг

Нормальная взлетная масса

12 723 кг

Максимальная взлетная масса

21 772 кг

Тяга двигателя

6 618 килограмм-сил (кгс)

Тяга двигателя на форсаже

10 700 кгс

Тяговооруженность

1,095 (1,24 с 50% топлива)

Масса боевой нагрузки

8 855 кг

Боевой радиус (без дополнительных топливных баков)

546 км

Удельная нагрузка на крыло*

431 кг/м2

Скорость разворота*

14°/сек

Аэродинамическое качество

10

Максимальная перегрузка

9+ G

Максимальная скорость на высоте (12 км)

2,05 Маха (2 178 км/час)

Максимальная скорость у земли (на уровне моря)

1,2 Маха (1 482 км/час)

Практический потолок

18 км

*Удельная нагрузка на крыло, скорость разворота и эксплуатационная перегрузка характеризуют маневренные качества истребителя. Например, F-16 может развернуться на 180 градусов за 13 секунд, а его конструкция выдерживает более чем девятикратные перегрузки (в интервью пилотов упоминаются значения 9,3. – Ред.).

Модификации F-16

Конструкция «Сокола» изначально предполагала долгую службу. Поэтому за это время самолет прошел несколько модернизаций разделенных на так называемые блоки. Вот некоторые из них.

F-16A/B

Самолеты версии Block 1, 5, 10, 20 производились с 1978 по 1981 год. Они оснащались радаром AN/APG-66 и двигателем F100-PW-100 Pratt & Whitney.

F-16C/D

F-16 Block 25 в производстве с 1984 года. Самолет получил новый радар AN/APG-68 и новый двигатель F100-PW-200E.

Block 30/32 и Block 40/42 получили усовершенствованный радар AN/APG-68V5 и обновленное ракетное и бомбовое вооружение.

Block 50/52+ производится с 1990 года. Самолеты получили обновленный радар AN/APG-68, в версиях V7/V8. И новые двигатели, F110-129 General Electric для Block 50, и двигателем F100-PW-229 для Block 52. Оба двигателя имеют немного большую тягу и меньший расход топлива, чем предыдущие модели.

F-16E/F

Самолеты в версии Block 60 получили самый современный на начало 2000-х радар AN/APG-80 с максимальной дальностью 410 км, оптико-локационную станцию, дополнительные топливные баки и новый двигатель General Electric F110-GE-132

F-16V

Модернизация Block 70/72 опять коснулась электроники. Новый радар AN/APG-83 (SABR) с фазированной антенной решеткой имеет большую дальность и лучше защищен от помех.

Есть еще специальные версии истребителя:

  • KF-16 — модернизация для Южной Кореи
  • F-16I Sufa — специальная модернизация для Израиля с израильской электроникой и вооружением
  • Mitsubishi F-2 — японский вариант, немного крупнее и тяжелее оригинального. естественно с вооружением японского производства

F-16 CJ

Это специальный самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ), выпускается с 1993 года. В американских военно-воздушных силах такие подразделения называются «Дикие ласки». Их задача подавление ПВО противника. Их девиз «First in, last out» — первым пришел, последним ушел.

Такие самолеты вооружены противоударными ракетами и специальными комплексами РЭБ позволяющими обнаруживать системы ПВО и подавлять их помехами.

В рассказе о модернизациях есть деталь, на которую стоит обратить особое внимание. Модернизировать F-16 очень просто, не нужно ничего менять в конструкции, достаточно только вытащить один блок оборудования и заменить его другим. Даже самая ранняя модель может быть модернизированной до самой последней версии с помощью замены двигателя и электроники.

Вооружение F-16

Несмотря на то, что «по рождению» F-16 создан для маневренного воздушного боя, он хорошо справляется и с ролью тактического бомбардировщика, перехватчика и специализированного самолета радиоэлектронной борьбы.

Все это благодаря хорошей боевой нагрузке. F-16 может нести даже ядерные бомбы B61-12 мощностью до 170 килотонн (бомба «Толстяк» сброшенная на Нагасаки имела мощность заряда от 19 до 21 килотонн тротилового эквивалента. – Ред.).

Конечно есть у «Сокола» и 20-ти миллиметровая пушка «Вулкан». И хотя за последнее время одного воздушного боя не было выиграно благодаря пушке, в реалиях российско-украинской войны для охоты на крылатые ракеты и дроны может очень пригодиться.

Ракеты для F-16

Ракеты «воздух-воздух» для воздушного боя

AIM-120 AMRAAM — это самая распространенная ракета среднего радиуса мире.
Это ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, что означает возможность самостоятельно захватывать цель. Таким образом реализуется принцип «выстрелил и забыл» (fire-and-forget).

  • У пилотов ВВС Украины летающих на Су-27 и Миг-29 просто нет на вооружении ракет с активными ГСН. Они вынуждены сопровождать цель до ее уничтожения, что не дает возможности переключиться на другую задачу.

Самые старые версии ракеты от А до С4 имеют дальность пуска до 70 км. Более современные AIM-120С — 105 км, а AIM-120D — может уничтожить цель уже на расстоянии 180 км.

Примечательно, что такие же ракеты используют в зенитно-ракетных комплексах NASAMS. Но в случае пуска с самолета, а не с земли их радиус значительно больше.

AIM-9 Sidewinder — ракета ближнего радиуса с инфракрасной головкой самонаведения. Версий этой ракеты очень много, первая AIM-9-А стала на вооружение в 1956 году, а самая современная версия уже добралась до буквы Х. Дальность пуска небольшая, до 20 километров, зато увернуться от такой ракеты практически невозможно.

Также F-16 в принципе может вооружаться:

  • Израильскими ракетами Python и Derby
  • Немецкими IRIS-T
  • Французскими Magic 2
  • Британскими ASRAAM

Ракеты «воздух-поверхность» для ударов по земле

Ракеты AGM-65 «Маверик» — очень популярная во всем мире ракета, в основном предназначена для уничтожения бронетехники на дистанции 30 км, но есть модификации для разрушения укреплений. На F-16 можно подвесить до 6 штук.

AGM-84 «Гарпун» — противокорабельная ракета с дальностью полета от 120 до 280 км в зависимости от модели (кстати, от Очакова до Севастополя 270 км). В Украине такие ракеты уже есть, но не в авиационном варианте, что сказывается на дальности.

AGM-88 HARM — противорадиолокационная ракета с дальности от 80 до 225 км в зависимости от высоты пуска и модели. Украинские инженеры «научили» наши Миг-29 и Су-27 запускать эти ракеты. Но у F-16 СО «Диких ласок» со специально предназначенным для этого комплексом AN/ASQ-213 наверняка получится лучше.

Крылатая ракета AGM-158 JASSM от знаменитой компании Lockheed Martin (вы точно слышали про F-22, F-35, баллистические ракеты «Трайдент» и, конечно же HIMARS. – Ред.).


Крылатая ракета AGM-158 JASSM

Эта ракета в первой версии способна пролететь до 370 километров. А в версии увеличенной дальности все 980 (расстояние от Луцка до Москвы. – Ред.).

Также эта умная ракета кроме спутниковой навигации и инерциальной системы наведения, оснащена инфракрасной головкой самонаведения с возможностью распознавания образов. Заявляется очень высокая точность на такой дистанции — до 2,4 метров отклонения.

Но главное, она выполнена с использованием технологии «стелс» (кроме специально рассчитанной формы ее корпус сделан из углепластика. – Ред.), это означает, что «не имеющие аналогов ПэВэО», скорее всего, ее даже не обнаружат. F-16 может нести сразу 2 такие крылатые ракеты.

Бомбы для ударов по земле

Mark 82/83/84 — обычные свободнопадающие бомбы массой от 220 до 460 кг

GBU-10/12/24/27 Paveway — высокоточные корректируемые бомбы с лазерным наведением.

GBU-39 SDB — высокоточные планирующие бомбы, могут поражать цели на расстоянии до 110 км (если сбросить с высоты выше 10 км. – Ред.). Они дают возможность не приближаться к защищенным ПВО объектам, а уничтожать их издали. Сами бомбы ПВО практически не перехватывает, они слишком маленькие. F-16 может нести 8 таких бомб помимо другого вооружения.

Именно эти бомбы используются в ракетах GLSDB для Хаймарс.


F-16 создан для маневренного воздушного боя, он хорошо справляется и с ролью тактического бомбардировщика, перехватчика и специализированного самолета радиоэлектронной борьбы

JDAM — высокоточные планирующие бомбы с GPS коррекцией.

CBU-97/105 — кассетные бомбы с само нацеливающимися суббоеприпасами. В каждой бомбе находиться 40 «умных» суббоеприпасов, способных обнаружить вражескую технику и атаковать ее в самое незащищенное место, в крышу.

AGM-154 JSOW — Планирующая умная бомба с дальностью до 130 километров в варианте без двигателя и до 560 c двигателем. Малозаметная для радаров, оснащена собственной инфракрасной головкой самонаведения на конечном участке.

Дополнительное оборудование

Кроме собственно вооружения F-16 может оборудоваться контейнерами со специальным оборудованием.

  • Контейнеры радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-131 или AN/ALQ-184. Служат для постановки помех вражеским радарам.
  • Прицельные контейнеры AN/AAQ-33 Sniper, AN/AAQ-13 LANTIRN или AN/AAQ-28 LITENING — контейнеры с лазерными прицелами для работы малоразмерным и подвижным целям на земле.
  • AN/ASQ-213 HTS специальный контейнер для наведения противолокационных ракет HARM.


Специальное оборудование F-16

Часто можно услышать, что современный истребитель, это не только самолет, а и «платформа для вооружений». Именно так и есть, современные ракеты с самонаведением, умные бомбы, и продвинутая электроника – вот что в основном определяет боевые качества истребителя, а совсем не маневренность и скорость, как в боях времен Второй мировой.

Еще одно важное преимущество F-16 — это система обмена данными Link-16 она позволяет передавать и получать данные о целях не только от самолета к самолету, но и от наземных РЛС, например, от радара ЗРК «Patriot». Так истребитель получает дополнительные возможности для перехвата целей.

F-16 vs Миг-29

И американский F-16, и советский Миг-29 создавались в одно и то же время, примерно для одних и тех же задач. Поэтому сравнивать эти два самолета вполне закономерно. К тому же рано или поздно F-16 полностью заменят Миги в украинских ВВС.

Чем похожи F-16 и Миг-29?

Оба самолета имеют тяговооруженность больше единицы и отличные летные характеристики. Аэродинамическое качество обоих около 10, в конструкции используется интегральная аэродинамическая схема и вихревая аэродинамика для повышения маневренности и скорости


На фото видно, как передние кромки крыла F-16 создают вихри, которые позволяют истребителю увеличивать угол атаки без риска сорваться в штопор. Точно также, как и в случае с Миг-29 и Су-27

Миг-29, как и его американский визави, появился на свет в результате научно-исследовательской программы, только называлась она изначально «перспективный фронтовой истребитель». Обратите внимание, что слова «легкий» в названии нет.

В конкурсе принимали участие конструкторское бюро Сухого с прототипом Т-10, а позже Т-10С (будущий Су-27), и КБ Микояна с прототипом (будущий Миг-29).

В СССР очень многие решения принимались с оглядкой на США, поэтому «сделать как у американцев» было обычной практикой. В результате в конкурсе победили оба и Миг-29 и Су-27, только «Миг» должен был стать фронтовым истребителем, а «Су» — тяжелым истребителем-перехватчиком.

Примечательно, что в отличие от американских коллег пары тяжелый и дорогой + легкий и дешевый не получилось.

Стоимость Миг-29 составляла около 75% от стоимости «старшего товарища» и всего на 30% легче. Считать Миг-29 легким истребителем не приходится, он просто немного легче тяжелого.

На вооружении ВВС Украины находятся самолеты Миг-29 версии 9.13 выпускавшийся с 1986 года, небольшое их количество было модернизировано до версии МиГ-29МУ1. Они получили усовершенствованный радар Н-019-У2 с дальностью обнаружения целей на 20% больше и модернизированные ракеты Р-27ЭР1.

Версия 9.13 отличаются увеличенным объемом топлива и как результат большим боевым радиусом, возможностью подвески большего количества вооружений. Масса боевой нагрузки увеличилась до 3200 кг, но все еще сильно не дотягивала до того, что может поднять в воздух F-16 — 8 855 килограмм вооружения и дополнительного топлива.

Чем отличается Миг-29 от F-16

Первое. Назначенный ресурс самолета первых модификаций F-16 составлял 8000 часов. При нормальном количестве полетов, это 40 лет эксплуатации.

Этот самолет изначально планировалось использовать долго и постоянно модифицировать. ВВС США рассматривает возможность продлить ресурс самолетов до 10 или 12 тысяч часов, что позволит им летать до 2048 года.

С Миг-29 ситуация совсем иная, первые версии (9.12) имели ресурс всего 2500 часов, а более поздние (9.13) — 4000. В два раза меньше, чем американские истребители. Соответственно, эксплуатировать Миги больше 20 лет просто не планировалось.

Назначенный ресурс — это предельное время, в течение которого самолет может летать. Простыми словами, это «выносливость конструкции». После того как назначенный ресурс закончился, самолет нужно списывать, летать на нем становится небезопасно.

Второе. Выбор вооружения у F-16 гораздо шире. Миг-29 — это только истребитель, вооруженный пушкой и двумя типами ракет «воздух-воздух».

Конечно, он может использовать и свободно падающие бомбы, и неуправляемые ракеты для ударов по земле. Но никаких прицельных контейнеров и умных бомб как у F-16 у «Мига» нет. Его радар не умеет обнаруживать цели на земле.

Украинские Миги вооружены устаревшими ракетами с полуактивной головкой самонаведения. Даже модернизированные МиГ-29МУ1 вооруженные модернизированными ракетами Р-27ЭР1 — это давно устаревшее вооружение.

Третье — электроника. МиГ-29, даже прошедшие модернизацию, оснащены морально устаревшим радаром, который может сопровождать до 10 целей, но одновременно атаковать только одну.

Модификация F-16 Block 25 1984 года была оснащена радаром AN/APG-68 который имел близкие характеристики — могла отслеживать 10 целей (на земле или в воздухе) и атаковать одну.

Но за счет наличия ракет с активным радиолокационным наведением, американский истребитель мог сразу после выстрела переключится на другую цель или начать активно маневрировать, чтобы обезопасить себя. В то время как пилот Миг-29 должен все время подсвечивать цель свои радаров.

Современные же версии F-16 оснащенные радаром AN/APG-83, который может отслеживать одновременно до 35 целей и обстреливать 8 из них. Причем цели могут быть как воздушными, так и наземными, переключать режимы не нужно.

Четвертое — боевая нагрузка. F-16 способен поднять в воздух ракет и бомб больше чем в 4 раза в сравнении с первыми версиями МиГ-29 и в 2,8 раза больше чем более продвинутые Миги могут себе позволить.

Пятое — маневренность и скорость. Миг-29 разгоняется немного быстрее при использовании форсажа, но F-16 быстрее в крейсерском (основном) режиме.

Также скороподъемность (быстрее набирает высоту. – Ред.) у советского истребителя выше.

Выигрывает Миг-29 и по маневренности, его скорость разворота составляет 16,4 градусов в секунду, а у F-16 — 14. Это значит, что Миг развернулся на 180 градусов за 11 секунд, а F-16 за 13.

Можно еще заметить, что у Миг-29 больший боевой радиус без применения подвесных топливных баков, но для F-16 не является проблемой большие дополнительные баки (на большинстве фото он летает с ними. – Ред.) и дозаправка в воздухе при необходимости увеличения дальности. Украине пока не передавали топливозаправщики, так что для нас эта опция недоступна.

В целом, как истребители своей эпохи обе машины практически равны, но со временем F-16 получил более совершенную электронику и вооружение. К тому же F-16 действительно универсальный самолет, тогда как Миг-29 просто хороший для своего времени истребитель.

В ближнем маневренном бою Миг-29 имеет преимущество за счет скорости и маневренности, а у F-16 великолепный обзор. Но дальний бой будет скорее всего выигран американским истребителем за счет более совершенной электроники и вооружения.


У F-16 отличный обзор из кабины, она спроектирована для воздушного боя

Концептуально, Миг-29 не развивается. Самый продвинутый вариант Миг-35 (построен в рф в количестве 6 штук) проиграл все международные тендеры и даже на родине у себя оказался никому не нужен.

Некоторый запас Мигов Украина может получить в Польше или Словакии, но нужно понимать, что ни деталей, ни нового вооружения для них получить не удастся. Так что другой альтернативы, кроме перехода на истребители западного производства у Украины нет.

Характеристики F-16 в сравнении с Миг-29

 

Миг-29 (9.12)

 

двигатель: РД-33

радар: Н019

Миг-29 (9.13)

 

двигатель: РД-33

радар: Н019-У2

F-16 Block 42

 

двигатель: PW-229

радар: AN/APG-68

F-16 Block 60

 

двигатель: GE-132

радар: AN/APG-80

Масса пустого, кг

10 900

11 200

8 910

9 017

Нормальная взлетная масса, кг

15 300

15 600

12 723

12 852

Максимальная взлетная масса, кг

18 100

18 480

18 875

21 772

Боевая нагрузка, кг

2 000

3 200

8 855

8 742

Боевой радиус

700 (1050)

750 (1260)

570 (1759)

860 (1852)

Перегоночная дальность с подвесными баками, км

2100

2900

4 217

3 943

Дальность обнаружения цели (максимальная), км

100

130

296

410

Дальность обнаружения наземной цели (максимальная), км

-

-

148

165

Дальность обнаружения цели (истребитель), км

60

72

65

110

Максимальная скорость, М

2,3

2,3

2,05

2,05

Крейсерская скорость

0,8

0,8

0,93

0,93

Максимальная скороподъемность, м/сек

330

330

275

315

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2

350

412

219

384

Практический потолок, км

18

18

16,7

16,7

Тяга двигателя, килограмм-сил

2 х 5 040

2 х 5 040

6 618

10 500

Тяга двигателя на форсаже

2 х 8 300

2 х 8 300

12 778

14 500

Тяговооруженность, при нормальной взлетной массе

1,15

1,13

1,06

1,095

Эксплуатационная перегрузка, G

9+

9+

9+

9+

Назначенный ресурс, час

2500

4000

8000

9000

Сколько стоит F-16

Как обычно бывает с военными заказами стоимость F-16 определить трудно. Ведь в большинстве публичных контрактов указывается общая сумма, которая может включать не только сам самолет, но и дополнительный комплект оборудования, двигателей, вооружения, программы обучения пилотов и т.д.

Без вооружения и обученных пилотов боевой самолет никому не нужен, поэтому и рассматривать стоимость F-16 отдельно не имеет смысла.

Закупочная цена F-16 первых моделей для ВВС США составляла всего $5,6 миллиона долларов за единицу в 1975 году. Но со временем цены только росли.

В 2013 году Польша приобрела 48 F-16 Block 52 в США, стоимость контракта составила $3,5 миллиарда долларов.

Простая математика показывает, что один F-16 обошелся в $7,3 миллиона долларов включая вооружение, запасные детали и программу подготовки пилотов.

В 2014 году Румыния купила у Португалии 12 самолетов без вооружения за 210 млн долларов. Таким образом, б/у F-16 стоил $17,5 миллиона за единицу в 2014 году.

Уже в 2022 году правительство Румынии выделило 354 миллиона евро (около $379 миллиона в долларах. – Ред.) на покупку 32 F-16 в Норвегии, по $11,8 миллиона за единицу.

В 2016 году приобретение 8 самолетов Block 52 обошлось Пакистану в $699 миллиона долларов включая вооружение, двигатели и программу последующей модернизации — $87 миллиона за один F-16.

В 2019 году ВВС Словакии подписало договор стоимостью на покупку 14 самых современных F-16 Block 70/72. Условия поставки включают обучение пилотов и инженеров, комплекс вооружения и запасные двигатели.

Отдельно сообщается, что стоимость одного F-16 Block 70/72 — $57 миллиона долларов без вооружения, обучения и дополнительного оборудования.

В 2022 году Болгария оплатила производство 8 новых F-16 Block 70/72 за $1,296 миллиарда долларов. Контракт включает вооружение и дополнительное оборудование. В этом случае математика подсказывает стоимость не менее $16,2 миллиона долларов.

Так сколько стоит F-16 на самом деле?

  • F-16 Block 50/52 — стоит в диапазоне от $7,5 – $30 миллиона долларов
  • F-16 Block 70/72 — стоит от $16 – $63 миллиона долларов

Стоимость летного часа

Очень важная характеристика. Ведь самолет обязан летать, а не стоять на земле. Его обслуживание, заправка и ремонт тоже стоят денег.

Час полета F-16 стоит около $8 000 долларов. Это относительно недорого, стоимость летного часа F-15 для сравнения — $21 000, а F-35 — $28 000.

F-16 в Украине

Как же будет использоваться F-16 в Украине? В зависимости от вооружения и оборудования обучения пилота F-16 может выполнять роли сразу четырех типов самолетов.

  • Истребитель — для воздушного боя с авиацией противника.
  • Истребитель-перехватчик — для охоты на крылатые ракеты и вражеские бомбардировщики. Особенно эффективны эти самолеты будут в связке с наземным ПВО типа «Patriot» и «IRIS-T SML».
  • Самолет радиоэлектронной борьбы — для подавления и уничтожения ПВО.
  • Истребитель-бомбардировщик — для нанесения ударов по наземным целям.

F-16 — действительно универсальный самолет и в этом его основное преимущество.


База хранения ВВС США «Девис-Монтен»

Какая страна, кроме США может поставить в Украину F-16? Во-первых, это Нидерланды, ВВС которых уже получили большую часть заказанных F-35. Та же ситуация в Бельгии, где на замену F-16 приходят F-35.

Также безболезненно расстаться с некоторым количеством F-16 может Дания (они находятся на хранении и не эксплуатируются. – Ред.).

Есть эти самолеты еще у Греции, Турции и Норвегии. Но эти страны вряд ли отдадут свои истребители Украине. Тоже можно сказать о Румынии, Словакии и Болгарии.

Наверное Польша может передать какое-то количество своих F-16 «Jastrząb» хотя F-35 для Польши еще не поставлены.

В любом случае, получать F-16 Украина может и из Европы и из США. Их много, для них есть огромный спектр вооружений и дополнительного оборудования.

Это не будут новые самолеты, но и не самые современные истребители западного производства будут серьезной силой способной резко изменить ход войны. Особенно, если в комплект вооружения войдут крылатые ракеты.