Самолет F-16. Характеристики, цена, и чем он лучше Миг-29
F-16 для Украины. Как истребитель изменит ход войны
F-16 одинаково хорошо справляется с задачами истребителя, бомбардировщика и перехватчика
Но, это лучший самолет своего поколения и своего класса. Когда вы дочитаете эту статью до конца, у вас также не останется сомнений.
Достаточно простой и поэтому надежный, недорогой и поэтому массовый. Он способен одинаково хорошо справляться с задачами истребителя, бомбардировщика и перехватчика. Настоящая «рабочая лошадка» боевой авиации.
Во время девятой встречи в формате «Рамштайн» 14 февраля глава Минобороны США Ллойд Остин прокомментировал предоставление Украине истребителей F-16, отметив, что пока только может повторить заявление американского президента Джо Байдена — тот ранее сообщил, что США не предоставляют Украине такие истребители .
Перед встречей министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен отметила, что участники Контактной группы «Рамштайн» имеют «очень интенсивные контакты с воздушными силами ВСУ» по предоставлению истребителей и ориентируются на решение США.
Истребитель F-16 — это самый массовый боевой самолет своего четвертого поколения.
Четвертое поколение истребителей, это условный термин. Он объединяет самолеты, разработанные в 70-80 годы 20-ого века в одну группу благодаря характеристикам, которые их отличают от более старых моделей.
Четвертое поколение характеризуется: высокой маневренностью, многофункциональностью, наличием автоматизированной системы управления полетом и более продвинутой электроникой.
Всего F-16 было выпущено более 4600 шт. Почти в 3 раза больше, чем его ближайшего конкурента Миг-29.
Для сравнения, самолетов 4-го поколения было выпущено:
Mirage 2000 |
614 |
Су-27 |
809 |
F-15 |
1500 |
Миг-29 |
1600 |
F-18 |
2000 |
F-16 совершил свой первый полет еще в 1974 году. Тем не менее почти 50 лет остается актуальным.
ВВС США рассматривает возможность продлить срок его службы до 2048 года, а в военно-воздушных силах других стран наверняка этот самолет будет эксплуатироваться и позже.
F-16 находиться на вооружении 25 стран. До недавнего времени их было 26, но ВВС Норвегии с 2022 года полностью перешли на F-35.
Чтобы лучше понять, что из себя представляет истребитель F-16 и почему он так популярен во всем мире, нужно рассказать, как и для чего он создавался.
Самолет, который мы теперь знаем под индексом F-16 и именем Fighting Falcon (Боевой сокол. – Ред.) был результатом научно исследовательской программы Lightweight Fighter — что означало легкий истребитель. Разработки начинали в конце 60-х, когда облик истребителя F-15 был уже сформирован.
F-15 был хорош, но имел один недостаток – был очень сложным и дорогим. Поэтому было принято решения разработать другой самолет для воздушного боя, который будет в два раза легче и в два раза дешевле.
В финал конкурса вышло два прототипа YF-16 и YF-17 (который позже станет называться F/A-18 Hornet. – Ред.). Победил «шестнадцатый».
FY-16 имел большую тяговооруженность, скороподъемность и скорость разворота. Но главное, это был однодвигательный самолет и двигатель этот был таким же как и на F-15, что означало снижение стоимости.
В итоге масса F-16 составляла 60% по отношению к F-15. Он действительно оказался почти в два раза легче.
А стоимость одного самолета в ценах 1975 года составляла $5,6 для F-16 и $10,7 миллиона долларов для F-15. Не ровно в два раза дешевле, но близко к этому.
Интересно, что в СССР такой же трюк не получился, Миг-29 не стал в 2 раза дешевле Су-27 ни в 2 раза легче. Все потому, что у «Мига» два двигателя, а не один.
Стоит отметить, что YF-17 хоть и проиграл в этом конкурсе, зато победил в другом, для палубного истребителя в 1975 году. Он закупался для ВМС США по цене $7,9 миллиона, что заметно дороже, чем F-16.
Итак, самолет получился исключительно удачным, его закупали и в США и по всему миру. По лицензии собирался на заводах в Голландии и Бельгии, в Турции и Южной корее под именем KF-16. А также в Японии, в несколько измененном виде под именем F-2.
F-16 разрабатывался в первую очередь для воздушного боя. Он быстрый и маневренный, с прекрасным обзором для пилота и высокой тяговооруженностью.
Тяговооруженность — это отношение тяги двигателя к массе самолета. Для истребителей 4-го поколения считалась обязательной тяговооруженность больше единицы.
То есть двигатель выдает тягу больше, чем весит самолет. Ее можно посчитать для максимальной взлетной массы (самолет полностью заправлен и вооружен. – Ред.), а можно и для самолета с 4 ракетами воздух-воздух и половиной топлива (самолет половину пути проделал и вступил в бой. – Ред.). Обычно под тяговооруженностью понимается именно второе, «боевой» вариант.
Вот некоторые тактико-технические характеристики этого истребителя, его базовой версии.
У более поздних модификаций, характеристики выше, за счет установки новых двигателей.
Масса пустого самолета |
8 573 кг |
Нормальная взлетная масса |
12 723 кг |
Максимальная взлетная масса |
21 772 кг |
Тяга двигателя |
6 618 килограмм-сил (кгс) |
Тяга двигателя на форсаже |
10 700 кгс |
Тяговооруженность |
1,095 (1,24 с 50% топлива) |
Масса боевой нагрузки |
8 855 кг |
Боевой радиус (без дополнительных топливных баков) |
546 км |
Удельная нагрузка на крыло* |
431 кг/м2 |
Скорость разворота* |
14°/сек |
Аэродинамическое качество |
10 |
Максимальная перегрузка |
9+ G |
Максимальная скорость на высоте (12 км) |
2,05 Маха (2 178 км/час) |
Максимальная скорость у земли (на уровне моря) |
1,2 Маха (1 482 км/час) |
Практический потолок |
18 км |
*Удельная нагрузка на крыло, скорость разворота и эксплуатационная перегрузка характеризуют маневренные качества истребителя. Например, F-16 может развернуться на 180 градусов за 13 секунд, а его конструкция выдерживает более чем девятикратные перегрузки (в интервью пилотов упоминаются значения 9,3. – Ред.).
Конструкция «Сокола» изначально предполагала долгую службу. Поэтому за это время самолет прошел несколько модернизаций разделенных на так называемые блоки. Вот некоторые из них.
Самолеты версии Block 1, 5, 10, 20 производились с 1978 по 1981 год. Они оснащались радаром AN/APG-66 и двигателем F100-PW-100 Pratt & Whitney.
F-16 Block 25 в производстве с 1984 года. Самолет получил новый радар AN/APG-68 и новый двигатель F100-PW-200E.
Block 30/32 и Block 40/42 получили усовершенствованный радар AN/APG-68V5 и обновленное ракетное и бомбовое вооружение.
Block 50/52+ производится с 1990 года. Самолеты получили обновленный радар AN/APG-68, в версиях V7/V8. И новые двигатели, F110-129 General Electric для Block 50, и двигателем F100-PW-229 для Block 52. Оба двигателя имеют немного большую тягу и меньший расход топлива, чем предыдущие модели.
Самолеты в версии Block 60 получили самый современный на начало 2000-х радар AN/APG-80 с максимальной дальностью 410 км, оптико-локационную станцию, дополнительные топливные баки и новый двигатель General Electric F110-GE-132
Модернизация Block 70/72 опять коснулась электроники. Новый радар AN/APG-83 (SABR) с фазированной антенной решеткой имеет большую дальность и лучше защищен от помех.
Есть еще специальные версии истребителя:
- KF-16 — модернизация для Южной Кореи
- F-16I Sufa — специальная модернизация для Израиля с израильской электроникой и вооружением
- Mitsubishi F-2 — японский вариант, немного крупнее и тяжелее оригинального. естественно с вооружением японского производства
Это специальный самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ), выпускается с 1993 года. В американских военно-воздушных силах такие подразделения называются «Дикие ласки». Их задача подавление ПВО противника. Их девиз «First in, last out» — первым пришел, последним ушел.
Такие самолеты вооружены противоударными ракетами и специальными комплексами РЭБ позволяющими обнаруживать системы ПВО и подавлять их помехами.
В рассказе о модернизациях есть деталь, на которую стоит обратить особое внимание. Модернизировать F-16 очень просто, не нужно ничего менять в конструкции, достаточно только вытащить один блок оборудования и заменить его другим. Даже самая ранняя модель может быть модернизированной до самой последней версии с помощью замены двигателя и электроники.
Несмотря на то, что «по рождению» F-16 создан для маневренного воздушного боя, он хорошо справляется и с ролью тактического бомбардировщика, перехватчика и специализированного самолета радиоэлектронной борьбы.
Все это благодаря хорошей боевой нагрузке. F-16 может нести даже ядерные бомбы B61-12 мощностью до 170 килотонн (бомба «Толстяк» сброшенная на Нагасаки имела мощность заряда от 19 до 21 килотонн тротилового эквивалента. – Ред.).
Конечно есть у «Сокола» и 20-ти миллиметровая пушка «Вулкан». И хотя за последнее время одного воздушного боя не было выиграно благодаря пушке, в реалиях российско-украинской войны для охоты на крылатые ракеты и дроны может очень пригодиться.
AIM-120 AMRAAM — это самая распространенная ракета среднего радиуса мире.
Это ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, что означает возможность самостоятельно захватывать цель. Таким образом реализуется принцип «выстрелил и забыл» (fire-and-forget).
- У пилотов ВВС Украины летающих на Су-27 и Миг-29 просто нет на вооружении ракет с активными ГСН. Они вынуждены сопровождать цель до ее уничтожения, что не дает возможности переключиться на другую задачу.
Самые старые версии ракеты от А до С4 имеют дальность пуска до 70 км. Более современные AIM-120С — 105 км, а AIM-120D — может уничтожить цель уже на расстоянии 180 км.
Примечательно, что такие же ракеты используют в зенитно-ракетных комплексах NASAMS. Но в случае пуска с самолета, а не с земли их радиус значительно больше.
AIM-9 Sidewinder — ракета ближнего радиуса с инфракрасной головкой самонаведения. Версий этой ракеты очень много, первая AIM-9-А стала на вооружение в 1956 году, а самая современная версия уже добралась до буквы Х. Дальность пуска небольшая, до 20 километров, зато увернуться от такой ракеты практически невозможно.
Также F-16 в принципе может вооружаться:
- Израильскими ракетами Python и Derby
- Немецкими IRIS-T
- Французскими Magic 2
- Британскими ASRAAM
Ракеты AGM-65 «Маверик» — очень популярная во всем мире ракета, в основном предназначена для уничтожения бронетехники на дистанции 30 км, но есть модификации для разрушения укреплений. На F-16 можно подвесить до 6 штук.
AGM-84 «Гарпун» — противокорабельная ракета с дальностью полета от 120 до 280 км в зависимости от модели (кстати, от Очакова до Севастополя 270 км). В Украине такие ракеты уже есть, но не в авиационном варианте, что сказывается на дальности.
AGM-88 HARM — противорадиолокационная ракета с дальности от 80 до 225 км в зависимости от высоты пуска и модели. Украинские инженеры «научили» наши Миг-29 и Су-27 запускать эти ракеты. Но у F-16 СО «Диких ласок» со специально предназначенным для этого комплексом AN/ASQ-213 наверняка получится лучше.
Крылатая ракета AGM-158 JASSM от знаменитой компании Lockheed Martin (вы точно слышали про F-22, F-35, баллистические ракеты «Трайдент» и, конечно же HIMARS. – Ред.).
Крылатая ракета AGM-158 JASSM
Эта ракета в первой версии способна пролететь до 370 километров. А в версии увеличенной дальности все 980 (расстояние от Луцка до Москвы. – Ред.).
Также эта умная ракета кроме спутниковой навигации и инерциальной системы наведения, оснащена инфракрасной головкой самонаведения с возможностью распознавания образов. Заявляется очень высокая точность на такой дистанции — до 2,4 метров отклонения.
Но главное, она выполнена с использованием технологии «стелс» (кроме специально рассчитанной формы ее корпус сделан из углепластика. – Ред.), это означает, что «не имеющие аналогов ПэВэО», скорее всего, ее даже не обнаружат. F-16 может нести сразу 2 такие крылатые ракеты.
Mark 82/83/84 — обычные свободнопадающие бомбы массой от 220 до 460 кг
GBU-10/12/24/27 Paveway — высокоточные корректируемые бомбы с лазерным наведением.
GBU-39 SDB — высокоточные планирующие бомбы, могут поражать цели на расстоянии до 110 км (если сбросить с высоты выше 10 км. – Ред.). Они дают возможность не приближаться к защищенным ПВО объектам, а уничтожать их издали. Сами бомбы ПВО практически не перехватывает, они слишком маленькие. F-16 может нести 8 таких бомб помимо другого вооружения.
Именно эти бомбы используются в ракетах GLSDB для Хаймарс.
F-16 создан для маневренного воздушного боя, он хорошо справляется и с ролью тактического бомбардировщика, перехватчика и специализированного самолета радиоэлектронной борьбы
JDAM — высокоточные планирующие бомбы с GPS коррекцией.
CBU-97/105 — кассетные бомбы с само нацеливающимися суббоеприпасами. В каждой бомбе находиться 40 «умных» суббоеприпасов, способных обнаружить вражескую технику и атаковать ее в самое незащищенное место, в крышу.
AGM-154 JSOW — Планирующая умная бомба с дальностью до 130 километров в варианте без двигателя и до 560 c двигателем. Малозаметная для радаров, оснащена собственной инфракрасной головкой самонаведения на конечном участке.
Кроме собственно вооружения F-16 может оборудоваться контейнерами со специальным оборудованием.
- Контейнеры радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-131 или AN/ALQ-184. Служат для постановки помех вражеским радарам.
- Прицельные контейнеры AN/AAQ-33 Sniper, AN/AAQ-13 LANTIRN или AN/AAQ-28 LITENING — контейнеры с лазерными прицелами для работы малоразмерным и подвижным целям на земле.
- AN/ASQ-213 HTS специальный контейнер для наведения противолокационных ракет HARM.
Специальное оборудование F-16
Часто можно услышать, что современный истребитель, это не только самолет, а и «платформа для вооружений». Именно так и есть, современные ракеты с самонаведением, умные бомбы, и продвинутая электроника – вот что в основном определяет боевые качества истребителя, а совсем не маневренность и скорость, как в боях времен Второй мировой.
Еще одно важное преимущество F-16 — это система обмена данными Link-16 она позволяет передавать и получать данные о целях не только от самолета к самолету, но и от наземных РЛС, например, от радара ЗРК «Patriot». Так истребитель получает дополнительные возможности для перехвата целей.
И американский F-16, и советский Миг-29 создавались в одно и то же время, примерно для одних и тех же задач. Поэтому сравнивать эти два самолета вполне закономерно. К тому же рано или поздно F-16 полностью заменят Миги в украинских ВВС.
Оба самолета имеют тяговооруженность больше единицы и отличные летные характеристики. Аэродинамическое качество обоих около 10, в конструкции используется интегральная аэродинамическая схема и вихревая аэродинамика для повышения маневренности и скорости
На фото видно, как передние кромки крыла F-16 создают вихри, которые позволяют истребителю увеличивать угол атаки без риска сорваться в штопор. Точно также, как и в случае с Миг-29 и Су-27
Миг-29, как и его американский визави, появился на свет в результате научно-исследовательской программы, только называлась она изначально «перспективный фронтовой истребитель». Обратите внимание, что слова «легкий» в названии нет.
В конкурсе принимали участие конструкторское бюро Сухого с прототипом Т-10, а позже Т-10С (будущий Су-27), и КБ Микояна с прототипом (будущий Миг-29).
В СССР очень многие решения принимались с оглядкой на США, поэтому «сделать как у американцев» было обычной практикой. В результате в конкурсе победили оба и Миг-29 и Су-27, только «Миг» должен был стать фронтовым истребителем, а «Су» — тяжелым истребителем-перехватчиком.
Примечательно, что в отличие от американских коллег пары тяжелый и дорогой + легкий и дешевый не получилось.
Стоимость Миг-29 составляла около 75% от стоимости «старшего товарища» и всего на 30% легче. Считать Миг-29 легким истребителем не приходится, он просто немного легче тяжелого.
На вооружении ВВС Украины находятся самолеты Миг-29 версии 9.13 выпускавшийся с 1986 года, небольшое их количество было модернизировано до версии МиГ-29МУ1. Они получили усовершенствованный радар Н-019-У2 с дальностью обнаружения целей на 20% больше и модернизированные ракеты Р-27ЭР1.
Версия 9.13 отличаются увеличенным объемом топлива и как результат большим боевым радиусом, возможностью подвески большего количества вооружений. Масса боевой нагрузки увеличилась до 3200 кг, но все еще сильно не дотягивала до того, что может поднять в воздух F-16 — 8 855 килограмм вооружения и дополнительного топлива.
Первое. Назначенный ресурс самолета первых модификаций F-16 составлял 8000 часов. При нормальном количестве полетов, это 40 лет эксплуатации.
Этот самолет изначально планировалось использовать долго и постоянно модифицировать. ВВС США рассматривает возможность продлить ресурс самолетов до 10 или 12 тысяч часов, что позволит им летать до 2048 года.
С Миг-29 ситуация совсем иная, первые версии (9.12) имели ресурс всего 2500 часов, а более поздние (9.13) — 4000. В два раза меньше, чем американские истребители. Соответственно, эксплуатировать Миги больше 20 лет просто не планировалось.
Назначенный ресурс — это предельное время, в течение которого самолет может летать. Простыми словами, это «выносливость конструкции». После того как назначенный ресурс закончился, самолет нужно списывать, летать на нем становится небезопасно.
Второе. Выбор вооружения у F-16 гораздо шире. Миг-29 — это только истребитель, вооруженный пушкой и двумя типами ракет «воздух-воздух».
Конечно, он может использовать и свободно падающие бомбы, и неуправляемые ракеты для ударов по земле. Но никаких прицельных контейнеров и умных бомб как у F-16 у «Мига» нет. Его радар не умеет обнаруживать цели на земле.
Украинские Миги вооружены устаревшими ракетами с полуактивной головкой самонаведения. Даже модернизированные МиГ-29МУ1 вооруженные модернизированными ракетами Р-27ЭР1 — это давно устаревшее вооружение.
Третье — электроника. МиГ-29, даже прошедшие модернизацию, оснащены морально устаревшим радаром, который может сопровождать до 10 целей, но одновременно атаковать только одну.
Модификация F-16 Block 25 1984 года была оснащена радаром AN/APG-68 который имел близкие характеристики — могла отслеживать 10 целей (на земле или в воздухе) и атаковать одну.
Но за счет наличия ракет с активным радиолокационным наведением, американский истребитель мог сразу после выстрела переключится на другую цель или начать активно маневрировать, чтобы обезопасить себя. В то время как пилот Миг-29 должен все время подсвечивать цель свои радаров.
Современные же версии F-16 оснащенные радаром AN/APG-83, который может отслеживать одновременно до 35 целей и обстреливать 8 из них. Причем цели могут быть как воздушными, так и наземными, переключать режимы не нужно.
Четвертое — боевая нагрузка. F-16 способен поднять в воздух ракет и бомб больше чем в 4 раза в сравнении с первыми версиями МиГ-29 и в 2,8 раза больше чем более продвинутые Миги могут себе позволить.
Пятое — маневренность и скорость. Миг-29 разгоняется немного быстрее при использовании форсажа, но F-16 быстрее в крейсерском (основном) режиме.
Также скороподъемность (быстрее набирает высоту. – Ред.) у советского истребителя выше.
Выигрывает Миг-29 и по маневренности, его скорость разворота составляет 16,4 градусов в секунду, а у F-16 — 14. Это значит, что Миг развернулся на 180 градусов за 11 секунд, а F-16 за 13.
Можно еще заметить, что у Миг-29 больший боевой радиус без применения подвесных топливных баков, но для F-16 не является проблемой большие дополнительные баки (на большинстве фото он летает с ними. – Ред.) и дозаправка в воздухе при необходимости увеличения дальности. Украине пока не передавали топливозаправщики, так что для нас эта опция недоступна.
В целом, как истребители своей эпохи обе машины практически равны, но со временем F-16 получил более совершенную электронику и вооружение. К тому же F-16 действительно универсальный самолет, тогда как Миг-29 просто хороший для своего времени истребитель.
В ближнем маневренном бою Миг-29 имеет преимущество за счет скорости и маневренности, а у F-16 великолепный обзор. Но дальний бой будет скорее всего выигран американским истребителем за счет более совершенной электроники и вооружения.
У F-16 отличный обзор из кабины, она спроектирована для воздушного боя
Концептуально, Миг-29 не развивается. Самый продвинутый вариант Миг-35 (построен в рф в количестве 6 штук) проиграл все международные тендеры и даже на родине у себя оказался никому не нужен.
Некоторый запас Мигов Украина может получить в Польше или Словакии, но нужно понимать, что ни деталей, ни нового вооружения для них получить не удастся. Так что другой альтернативы, кроме перехода на истребители западного производства у Украины нет.
Миг-29 (9.12) двигатель: РД-33 радар: Н019 |
Миг-29 (9.13) двигатель: РД-33 радар: Н019-У2 |
F-16 Block 42 двигатель: PW-229 радар: AN/APG-68 |
F-16 Block 60 двигатель: GE-132 радар: AN/APG-80 |
|
Масса пустого, кг |
10 900 |
11 200 |
8 910 |
9 017 |
Нормальная взлетная масса, кг |
15 300 |
15 600 |
12 723 |
12 852 |
Максимальная взлетная масса, кг |
18 100 |
18 480 |
18 875 |
21 772 |
Боевая нагрузка, кг |
2 000 |
3 200 |
8 855 |
8 742 |
Боевой радиус |
700 (1050) |
750 (1260) |
570 (1759) |
860 (1852) |
Перегоночная дальность с подвесными баками, км |
2100 |
2900 |
4 217 |
3 943 |
Дальность обнаружения цели (максимальная), км |
100 |
130 |
296 |
410 |
Дальность обнаружения наземной цели (максимальная), км |
- |
- |
148 |
165 |
Дальность обнаружения цели (истребитель), км |
60 |
72 |
65 |
110 |
Максимальная скорость, М |
2,3 |
2,3 |
2,05 |
2,05 |
Крейсерская скорость |
0,8 |
0,8 |
0,93 |
0,93 |
Максимальная скороподъемность, м/сек |
330 |
330 |
275 |
315 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 |
350 |
412 |
219 |
384 |
Практический потолок, км |
18 |
18 |
16,7 |
16,7 |
Тяга двигателя, килограмм-сил |
2 х 5 040 |
2 х 5 040 |
6 618 |
10 500 |
Тяга двигателя на форсаже |
2 х 8 300 |
2 х 8 300 |
12 778 |
14 500 |
Тяговооруженность, при нормальной взлетной массе |
1,15 |
1,13 |
1,06 |
1,095 |
Эксплуатационная перегрузка, G |
9+ |
9+ |
9+ |
9+ |
Назначенный ресурс, час |
2500 |
4000 |
8000 |
9000 |
Как обычно бывает с военными заказами стоимость F-16 определить трудно. Ведь в большинстве публичных контрактов указывается общая сумма, которая может включать не только сам самолет, но и дополнительный комплект оборудования, двигателей, вооружения, программы обучения пилотов и т.д.
Без вооружения и обученных пилотов боевой самолет никому не нужен, поэтому и рассматривать стоимость F-16 отдельно не имеет смысла.
Закупочная цена F-16 первых моделей для ВВС США составляла всего $5,6 миллиона долларов за единицу в 1975 году. Но со временем цены только росли.
В 2013 году Польша приобрела 48 F-16 Block 52 в США, стоимость контракта составила $3,5 миллиарда долларов.
Простая математика показывает, что один F-16 обошелся в $7,3 миллиона долларов включая вооружение, запасные детали и программу подготовки пилотов.
В 2014 году Румыния купила у Португалии 12 самолетов без вооружения за 210 млн долларов. Таким образом, б/у F-16 стоил $17,5 миллиона за единицу в 2014 году.
Уже в 2022 году правительство Румынии выделило 354 миллиона евро (около $379 миллиона в долларах. – Ред.) на покупку 32 F-16 в Норвегии, по $11,8 миллиона за единицу.
В 2016 году приобретение 8 самолетов Block 52 обошлось Пакистану в $699 миллиона долларов включая вооружение, двигатели и программу последующей модернизации — $87 миллиона за один F-16.
В 2019 году ВВС Словакии подписало договор стоимостью на покупку 14 самых современных F-16 Block 70/72. Условия поставки включают обучение пилотов и инженеров, комплекс вооружения и запасные двигатели.
Отдельно сообщается, что стоимость одного F-16 Block 70/72 — $57 миллиона долларов без вооружения, обучения и дополнительного оборудования.
В 2022 году Болгария оплатила производство 8 новых F-16 Block 70/72 за $1,296 миллиарда долларов. Контракт включает вооружение и дополнительное оборудование. В этом случае математика подсказывает стоимость не менее $16,2 миллиона долларов.
Так сколько стоит F-16 на самом деле?
- F-16 Block 50/52 — стоит в диапазоне от $7,5 – $30 миллиона долларов
- F-16 Block 70/72 — стоит от $16 – $63 миллиона долларов
Очень важная характеристика. Ведь самолет обязан летать, а не стоять на земле. Его обслуживание, заправка и ремонт тоже стоят денег.
Час полета F-16 стоит около $8 000 долларов. Это относительно недорого, стоимость летного часа F-15 для сравнения — $21 000, а F-35 — $28 000.
Как же будет использоваться F-16 в Украине? В зависимости от вооружения и оборудования обучения пилота F-16 может выполнять роли сразу четырех типов самолетов.
- Истребитель — для воздушного боя с авиацией противника.
- Истребитель-перехватчик — для охоты на крылатые ракеты и вражеские бомбардировщики. Особенно эффективны эти самолеты будут в связке с наземным ПВО типа «Patriot» и «IRIS-T SML».
- Самолет радиоэлектронной борьбы — для подавления и уничтожения ПВО.
- Истребитель-бомбардировщик — для нанесения ударов по наземным целям.
F-16 — действительно универсальный самолет и в этом его основное преимущество.
База хранения ВВС США «Девис-Монтен»
Какая страна, кроме США может поставить в Украину F-16? Во-первых, это Нидерланды, ВВС которых уже получили большую часть заказанных F-35. Та же ситуация в Бельгии, где на замену F-16 приходят F-35.
Также безболезненно расстаться с некоторым количеством F-16 может Дания (они находятся на хранении и не эксплуатируются. – Ред.).
Есть эти самолеты еще у Греции, Турции и Норвегии. Но эти страны вряд ли отдадут свои истребители Украине. Тоже можно сказать о Румынии, Словакии и Болгарии.
Наверное Польша может передать какое-то количество своих F-16 «Jastrząb» хотя F-35 для Польши еще не поставлены.
В любом случае, получать F-16 Украина может и из Европы и из США. Их много, для них есть огромный спектр вооружений и дополнительного оборудования.
Это не будут новые самолеты, но и не самые современные истребители западного производства будут серьезной силой способной резко изменить ход войны. Особенно, если в комплект вооружения войдут крылатые ракеты.