Как возобновить социальные выплаты, если вы не получали их длительное время
Главное, что нужно знать
Социальные выплаты — это важная поддержка для тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах: внутренне перемещенные лица (ВПЛ), малообеспеченные семьи, люди с инвалидностью
Благодаря таким выплатам люди могут обеспечить минимальные потребности, частично компенсировать потерю дохода и просто «держаться на плаву».
Однако в последнее время растет количество жалоб на задержки или полное прекращение таких выплат. К тому же с 1 июля этого года в системе соцвыплат произошли изменения.
В Украине изменилась сама система, по которой назначается и выплачивается социальная помощь. Раньше это делали органы социальной защиты, а теперь это осуществляет Пенсионный фонд Украины (ПФУ). Пенсионный фонд непосредственно назначает и выплачивает 39 видов государственных социальных пособий и стипендий.
Главное новшество — полная цифровизация процесса. Ранее документы проходили сложную многоуровневую обработку в органах соцзащиты. Это требовало много усилий и времени, а соответственно замедляло получение выплат. Теперь решение принимает Пенсионный фонд напрямую через собственную IТ-систему. Кроме того, расширена сеть точек доступа к социальным услугам — теперь обратиться за помощью можно не только в ЦПАУ или местные советы, но и в ближайший сервисный центр ПФУ.
Также работают электронные кабинеты и мобильное приложение Фонда. После обращения человека в любую доступную точку заявка через онлайн-сервисы будет попадать сразу в обработку работнику Пенсионного фонда. После рассмотрения — назначение выплаты на карту человека в том банке, где он обслуживается.
Существует несколько распространенных причин, по которым социальные выплаты могут быть прекращены или задержаны:
- Несвоевременная подача или обновление документов, необходимых для подтверждения права на выплату (например, справок, паспортов, документов о статусе ВПЛ). Предположим, внутренне перемещенное лицо не возобновило справку ВПЛ после переезда в другой город. В базе данных нет нового адреса — система блокирует выплаты автоматически.
- Пребывание за границей более 30 дней без уважительной причины.
- Изменения в семейном или социальном статусе получателя, которые не были официально оформлены или сообщены соответствующим органам (это может быть изменение места жительства, появление нового дохода
и т. п. ). - Административные ошибки или технические задержки при обработке заявлений и документов в органах соцзащиты (об этом мы писали выше).
- Улучшение имущественного положения получателя. К примеру, семья, получавшая помощь как малообеспеченная, оформила покупку новой квартиры на отца семьи. Соцзащита пересмотрела материальное положение — и выплату остановили, пока не докажут, что это жилье приобретено в кредит (допустим).
- Информация от правоохранительных органов о привлечении получателя к уголовной ответственности или его розыск также является основанием для прекращения выплат.
Но главная причина задержек в том, что у государства сейчас приоритетное финансирование оборонных расходов. Сначала казначейство покрывает расходы на армию, а потом — на социальные нужды.
В то же время, несмотря на то, что в Украине есть резерв средств для своевременных соцвыплат, часть помощи финансируется международными партнерами, эти средства тоже могут поступать с задержкой.
Чтобы проверить статус своих соцвыплат, можно воспользоваться несколькими способами, в частности онлайн:
- Личный кабинет на сайте ЦПАУ. Если вы подавали документы через центр предоставления административных услуг (ЦПАУ), можно зайти на сайт ЦПАУ, зарегистрироваться в личном кабинете и посмотреть раздел со статусом дел, где нужно ввести номер своего. Так можно оперативно узнать, на какой стадии рассмотрения ваша заявка и выплаты (этот способ часто рекомендуется для внутренне перемещенных лиц).
- Онлайн-платформа «єДопомога» — для проверки статуса заявки на получение помощи от международных организаций. Там следует указать регистрационный номер налогоплательщика (РНУКНП или ИНН) и данные документа. Система покажет, рассматривается ли ваша заявка на выплату или уже обработана.
- Горячая линия Пенсионного фонда Украины 1545.
- Личный кабинет в банке — если выплаты получаете через банковскую карту, проверьте начисления непосредственно в мобильном или онлайн-банкинге.
Вот пошаговая инструкция, как возобновить соцвыплаты, если вы не получали их долгое время:
- Сначала проверьте статус выплат (выше мы об этом рассказали).
- Соберите нужные документы. Подготовьте оригиналы и копии документов, подтверждающих ваше право на социальные выплаты. Это могут быть паспорт, идентификационный код, документы, подтверждающие статус ВПЛ, справки о доходах, медицинские документы (для пособия по инвалидности) или другие необходимые документы. Если документы устарели или их необходимо обновить, сделайте это.
- Обратитесь в Пенсионный фонд Украины (напоминаем, что теперь это можно сделать онлайн). Или опишите ситуацию лично в ближайшем сервисном центре ПФУ или ЦПАУ.
- Подайте заявление на возобновление выплат. Заполните официальную форму заявления о возобновлении социальных выплат. Для удобства многие услуги имеют электронные кабинеты, где это можно сделать онлайн. При необходимости обращайтесь к работникам ПФУ или социальной защиты для помощи с заполнением.
- Следите за состоянием разбирательства. Проверяйте статус вашего заявления через электронный кабинет ПФУ, ЦПАУ или по номеру горячей линии Пенсионного фонда — 1545. Такой мониторинг поможет вам вовремя отреагировать, если нужны дополнительные документы или информация.
- Своевременно обновляйте документы. Если у вас изменились семейное положение, место жительства или другие обстоятельства, связанные с получением помощи, обязательно сообщайте об этом Пенсионному фонду Украины.
Если ваша помощь «зависла», не стоит медлить. Возобновить выплаты реально — главное знать, куда обращаться и какие документы подготовить.
