0 800 307 555
0 800 307 555

Отсрочка выхода на пенсию: выгоден ли такой шаг рядовым украинцам

Но по этому вопросу есть немало нюансов

В Украине, по информации специалистов, работает более 26% отечественных пенсионеров, то есть более четверти общего количества. Эксперты все чаще обращаются к теме, что украинцы, продолжающие работать после достижения пенсионного возраста, могут рассчитывать на возросшую сумму пенсии. Речь идет, к примеру, о случаях, когда можно обратиться за пенсией позже 60 лет и получить к выплатам определенные надбавки за каждый месяц страхового стажа.
Оглавление

Согласно законодательству Украины размер пенсии может возрасти в результате дополнительного страхового стажа, приобретенного после выхода на пенсию.

Однако в этом вопросе оказалось не все так просто: есть свои плюсы и минусы.

Finance.ua решил с помощью экспертов разобраться в этой довольно сложной математически и запутанной теме увеличения пенсионных начислений.

Нормативно-правовые аспекты

Андрей Дзись, адвокат, эксперт по пенсионному праву ЮК «Сеть права» отмечает Finance.ua, что действующее пенсионное законодательство Украины предусматривает возможность увеличения размера пенсии для лиц, которые после ее назначения продолжают работать и приобретают дополнительный страховой стаж следующими нормативно-правовыми актами: Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»; постановлениями КМУ о порядке исчисления стажа и заработной платы; разъяснениями Пенсионного фонда Украины, детализирующими механизм пересчета.

«Но ключевая норма — статья 42 Закона № 1058-IV, где указано, что пенсия может быть перечислена каждые два года, если пенсионер продолжает работать. В то же время учитывается: новый страховой стаж, по желанию пенсионера — новая заработная плата (если она выше). В большинстве случаев перерасчет повышает пенсию как минимум на 3−10%», — добавляет он.

Законодательством предусмотрен автоматический перерасчет пенсионерам, работающим 1 апреля каждый год, а также пенсионер может подать соответствующее заявление о перерасчете пенсии как работающий пенсионер. В любой срок срок после истечения двухлетнего срока труда.

Дополнительный стаж после выхода на пенсию действительно может увеличить размер пенсии, отмечает в своем комментарии Finance.ua директор ООО «Центр Пенсионного Права» Марина Медведева.

«А именно, согласно ч. 1 ст. 28 Закона „Об общеобязательном государственном пенсионном страховании“ № 1058 за каждый полный год страхового стажа более 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин пенсия по возрасту увеличивается на 1%, но не более 1% минимальной пенсии по возрасту. То есть по сути надбавка считается от минимальной пенсии, а не от всей суммы пенсии», — говорит она.

Дополнительный стаж после ухода на пенсию действительно может увеличить размер пенсии

Источник фото: pixabay

Отметим, что минимальный размер пенсии в 2025 году составляет 2361 грн для пенсионеров, которые продолжают работать.

Таким образом, 1% от 2361 грн = 23,61 грн. Например, если пенсия составляет 10 тыс. грн, а у человека есть два года стажа сверх нормы, то при действующих на 2025 год показателях это даст ориентировочно +47,22 грн к пенсии. Следовательно, прибавка за стаж действительно может увеличить размер пенсии, но не существенно.

В законе речь идет об отсрочке времени назначения пенсии по возрасту (ст. 29 Закона № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

То есть «позже» означает:

  • человек уже достиг пенсионного возраста по ст. 26 Закона № 1058 (сейчас, как правило, 60 лет при наличии нужного страхового стажа);
  • но не подал заявление на назначение пенсии, а продолжает работать (или иным образом приобретать страховой стаж);
  • заявление на назначение пенсии подается через определенное время — через год, три, пять и т. д.

Согласно ст. 29 Закона № 1058, предусмотрено повышение пенсии для тех, кто обращается за ее назначением позже. Если человек после достижения пенсионного возраста (сейчас, как правило, 60 лет) не оформляет пенсию, а продолжает работать и приобретать страховой стаж, размер его пенсии по возрасту во время фактического обращения увеличивается в соответствии со статьей 29 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  • на 0,5% за каждый полный месяц страхового стажа, начиная от месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста, если отсрочка до 60 месяцев;
  • на 0,75% за каждый полный месяц страхового стажа свыше 60 месяцев, если пенсия отложена на дольше.

«Например, если базовый размер пенсии составляет 10 тыс. грн и человек обращается за его назначением через 5 лет после достижения пенсионного возраста, его пенсия вырастет примерно до 13 тыс. грн», — отмечает Марина Медведева.

Примеры отсрочек: большинство не в пользу пенсионера

Юрист и адвокат по пенсионному праву Руслана Головинова предлагает читателям Finance.ua рассмотреть другой интересный и одновременно запутанный пример со сложной арифметикой, но он яркий.

Так, например, условный мужчина 60 лет, родился в июле 1964 года, имеет 40 лет стажа и неплохую заработную плату — выше средней. Размер его пенсии рассчитывается в 2024 году следующим образом: 13 359,41 (утвержденный органами Пенсионного фонда показатель заработка 2024 г.)*1,5 (коэффициент заработка)*0,40 (коэффициент стажа = 8135 грн. + доплата за 5 лет сверх нормативного стажа — 118 грн. Таким образом, в 2024 году размер пенсии будет составлять 8253 грн.

«Представим, что этот мужчина решил выйти на пенсию на 12 месяцев позже, уже в 2025 году. Каждый год Пенсионный фонд Украины утверждает показатель средней заработной платы за три года, предшествующих году обращения. В 2025 году этот показатель увеличился и составил 15 057,09 грн. Следовательно, 15 057,09*1,5*0,41=9260,11+141,66 грн за 6 лет сверхнормативного стажа. Итого пенсия 9401,77 грн.

Просчитаем повышение за более поздний выход на пенсию на 12 месяцев. 9401,77*0,5%*12 (мес.) — 564,11 грн. Подытожим, размер пенсии в 2025-м составит 9401,77 +564,11 = 9965,87 грн.

Как мы отмечали выше, в 2024 году размер пенсии составлял бы 8253 грн. Разница 1700 грн. Из которых доплата за более поздний выход на пенсию составит 564,11 грн", — говорит она.

Единственным исключением будет обращение за пенсией для лиц, родившихся в октябре-декабре соответствующего года. Эти лица имеют право подать документы уже в следующем году с соблюдением установленного трехмесячного срока.

Например, человек, родившееся 10 октября 1965 года, может подать документы в промежутке с первого по десятое января 2026 года и получать пенсию в большем размере (пользуясь показателем среднего заработка, который утверждает пенсионный. — Ред.). При этом человек не потеряет сумму пенсий со дня рождения. Так, можно получить пенсию на 700−1500 грн, что целесообразно.

Медведева предлагает обратиться к логике «инвестиции» в будущую пенсию. Так, например, при ее отсрочке на 5 лет (60 месяцев):

  • повышение = 0,5% x 60 = 30%;
  • если базовая пенсия была бы 10 тыс. грн, то с надбавкой — 13 тыс. грн.

«То есть человек как бы „вкладывается“ отсутствием пенсии сейчас, чтобы иметь больше размер ежемесячно в будущем. И теперь самое важное, о чем обычно молчат в популярных статьях. Это — потери из-за недополученных выплат. Примеры той же условной пенсии 10 тыс. грн: если оформить пенсию сразу в 60 лет: за 5 лет человек получил бы 10 тыс. грн x 60 месяцев = 600 тыс. грн. А вот если отложить на 5 лет (до 65) и получать 13 тыс. грн, то первые 5 лет — 0 грн пенсии. А пенсия, так сказать, начинается с 65 лет в размере 13 тыс. грн. То есть „точка безубыточности“ — примерно 81−82 года. Только после этого момента человек по сумме полученной пенсии начинает выигрывать от отсрочки. Многие люди не доживают до этого возраста», — отмечает она.

Многие пенсионеры теряют из-за недополученных выплат

Источник фото: pixabay

Также следует учесть и то, что пенсионное законодательство в Украине постоянно меняется, и в будущем могут изменить формулу расчета пенсии, индексацию, подходы к максимальным пенсиям и т. д. Нет гарантии, что через 5−7 лет пенсия будет так же выгодна, как сейчас.

К тому же, максимальный размер пенсии в Украине в 2025 году составляет 23 610 грн. Эта сумма не зависит от стажа или возраста и является максимальным пределом для пенсионных выплат. Если человек и так получает максимальную пенсию по размеру, отсрочка может не дать реального увеличения выплаты — ПФУ просто обрежет сумму до максимума.

Если же говорить о небольшой пенсии в 3−5 тыс. грн, то по такой схеме вообще нецелесообразно отсрочить выход на пенсию. Поскольку суммы пенсий со дня рождения будут утрачены, а пенсия увеличится очень мало. Следовательно, мой ответ как адвоката — это не самый лучший вариант и воспользоваться им можно только в том случае, если какие-то личные ситуации помешали оформить пенсию", — резюмирует Руслана Головинова.

Надбавки для женщин: «мяч» на поле только тех, кто не получал ни одного вида пенсии

Интересен также вопрос о надбавке 2,5% за каждые шесть месяцев после 55 лет для женщин, которые не получали пенсию до 60 лет. Но речь идет только о женщинах, родившихся до 31 декабря 1961 года. Максимально это может дать до 25% размера пенсии, исчисленной по ст. 27 Закона.

Здесь, как считает Андрей Дзись, речь идет о специальном стимуле работать дольше, действительно действует для отдельной категории женщин.

«Если женщина после 55 лет не получала никакой пенсии и не обращалась в ПФУ до достижения 60 лет, закон разрешает применять повышенный коэффициент 2,5% за каждые полные шесть месяцев откладывания обращения. Эту норму применяют согласно заключительным положениям Закона № 1058-IV. Она действительно позволяет женщинам существенно увеличить пенсию, но только при условии: они не получали никакого вида пенсии или социальных выплат вместо пенсии, работали или имели страховой стаж в этот период. Это положение фактически стимулирует продолжение трудовой деятельности и отсрочку выхода на пенсию», — отмечает юрист.

В то же время, это правило касается только женщин определенных лет рождения, которые имели право выхода в 55 лет, и не применяется к тем, кто уже воспользовался досрочной пенсией.

«Кроме того, отказ от получения пенсии в 55−60 лет означает существенные фактические потери за эти годы, и повышенная пенсия в 60 лет «окупается» только за довольно продолжительный период, а именно после 80 лет. Потому это женщинам невыгодно.

То есть женщина за 5 лет (от 55 до 60), если бы оформила пенсию в 55 — получила бы: 100×60 мес. = 600 тыс. грн. Она отказывается от этих 600 тыс. грн ради того, чтобы с 60 лет иметь на 2500 грн больше ежемесячно. Когда это «отразится?» 600 000 / 2 500 = 240 месяцев ≈ 20 лет", — отмечает Марина Медведева.

То есть, чтобы выйти «в ноль», нужно получать повышенную пенсию примерно до 80 лет. Только после этого момента общая сумма, полученная в случае «ожидания до 60 с прибавкой 25%», обгонит вариант, когда женщина брала пенсию уже от 55%.

Обрадуются ли этому в ПФУ и работодатели?

Будут ли этому процессу содействовать в отделениях Пенсионного фонда Украины, куда будут обращаться граждане и особенно работодатели. Будут ли последние заинтересованы в этом?

Сотрудники первичного назначения Пенсионного фонда обязаны: принять заявление, проинформировать об имеющихся правах.

На практике они перегружены работой и используют формальный подход. Чтобы объяснить человеку плюсы и минусы отсрочки, нужно 10−15 минут, которых у них нет.

Только когда человек самостоятельно задает вопрос об отсрочке оформления пенсии, они предоставляют информацию. У государства в этом есть собственный интерес — более позднее назначение пенсий уменьшает текущие расходы бюджета.

В отделениях ПФУ максимум можно рассчитывать на информирование, но не на активное «продвижение» и, тем более, не на детальный просчет выгоды или невыгоды. Для этого люди, скорее всего, обращаются к частным пенсионным консультантам.

«Для работодателей отсрочка выхода работника на пенсию не создает прямой экономической выгоды: размер пенсии не влияет на уплачиваемый ими размер ЕСВ. Поэтому в большинстве случаев они будут к этому вопросу нейтральными. Потенциально заинтересованными могут быть только крупные или социально ответственные компании, которые инвестируют в финансовую грамотность и благосостояние своих работников, но это скорее исключение, чем массовая тенденция», — считает Медведева.

Андрей Дзись соглашается со своей коллегой, добавляя, что консультации по отсрочке часто ограничены и пенсионерам нечасто объясняют все возможные сценарии увеличения пенсии, к тому же информационная поддержка отделений отличается между регионами.

«Поэтому ждать активного стимулирования от ПФУ не стоит, поскольку Фонд работает в рамках формальных процедур. Сами же работодатели заинтересованы, прежде всего, в опытных работниках, которые остаются в компании после достижения пенсионного возраста. Но они не влияют на пенсионные надбавки, поскольку эти надбавки привязаны не к работодателю, а к страховому стажу и времени обращения за пенсией. Интерес будет только у крупных компаний, где кадровая стратегия ориентирована на сохранение персонала», — говорит он.

По мнению же Русланы Головиновой для определенных видов работ, например, в газовой или энергетической сферах, требуются навыки и опыт, которые имеются у зрелого работника.

«Поэтому в таком случае работодатель может быть заинтересован в более позднем выходе на пенсию. Но существует другая сторона медали — есть определенные категории работ, где как только гражданин достигает пенсионного возраста — работодатель завершает с ним трудовые отношения. К сожалению, это реальность», — добавляет она.

ET: 0.155 s, MEM: 14.0 MB