«Стать, как воздух»: что умеет и как завоевывает рынок NovaPay от Новой почты
По итогам 2020 года, NovaPay занимала 46% рынка денежных переводов в пределах Украины
По итогам 2020 года, NovaPay занимала 46% рынка денежных переводов в пределах Украины.
Finance.ua разбирался, что такого привлекательного есть у NovaPay, чтобы в настоящее время конкурировать даже с банками в сфере финансовых услуг.
Вы когда-нибудь были на почте? Что вас больше всего бесит? Очередь. И скорость вашего обслуживания напрямую зависит от скорости проведения операций. До введения собственной системы Новой почте приходилось пользоваться услугами сторонних платежных систем. В некоторые месяцы она могла сбоить почти 10% рабочего времени. Быстро решить возникающие проблемы тоже не удавалось.
«Вендор не всегда справлялся. Мы вынуждены были «переобуваться» буквально на ходу и делать эту систему. Это как операция на сердце – пациент жив, нельзя выключить сердце. Так и Новая почта жива – нельзя выключить платежи», – рассказывает генеральный директор NovaPay Андрей Кривошапко.
Андрей Кривошапко, генеральный директор NovaPay
Опыта, разумеется, у компании не было. Пришлось изучать удачные решения за рубежом. Больше всего NovaPay присматривалась к китайской Alipay (Alibaba Group), на которую сегодня приходится половина небанковских онлайновых платежей китайского рынка.
«Самое сложное было сделать такой «бесшовный» запуск, чтобы обычный пользователь не почувствовал никаких проблем», – добавляет Кривошапко.
На сегодня NovaPay уже обрабатывает все денежные потоки внутри Новой почты. И делает это довольно живо. Собственная платежная система позволила вдвое сократить время обслуживания клиентов. В пиковые дни количество транзакций, проходящих по системе, – 2,2 млн или 65 транзакций в секунду.
«Это уже больше похоже на банковский процессинг, чем на какую-то локальную платежную систему. Наша цель стать, как воздух: когда дышишь – не замечаешь, но и без него не можешь», – отмечает Андрей Кривошапко.
В компании есть продукты как онлайн, так и оффлайн формата для бизнеса и физлиц:
- возможность отправлять товар наложенным платежом;
- возможность оплаты в мобильном приложении и на сайте;
- получение переводов за товар на карту;
- снятие наличных с карты в более чем 3,4 тыс. отделений по всей Украине;
- оплата регулярных платежей, например, коммуналки;
- выплата международных переводов RIA из 160 стран мира;
- интернет-эквайринг для e-commerce.
Преимущества NovaPay особенно могут почувствовать жители маленьких городов, поселков, сел. Сегодня большая проблема, особенно для старшего поколения – сокращение банковских сетей. Например, в 2020 году Ощадбанк закрыл 490 отделений по Украине. Собственно, эту брешь и закрывает Новая почта со своей платежной системой и финансовыми услугами в отделениях.
Кроме банков, компании приходится бороться за клиента с Укрпочтой. Это неудивительно, ведь у Укрпочты большее покрытие – свыше 11 000 отделений. Укрпочте на рынке денежных переводов в пределах Украины в прошлом году удалось получить 19%, тогда как доля NovaPay на этом рынке – 46%.
Пандемия и вызванный ею карантин изменили покупательские предпочтения украинцев. Это ускорило рост отечественного рынка электронной коммерции до 41% (107 млрд грн) по сравнению с 2019 годом. Пока 9% от всех продаж товаров и услуг в Украине проходят онлайн.
По сути, мы покупаем кота в мешке, ведь единственное, что видим – картинку на экране. Гарантий, что к вам придет именно то, за что вы заплатили, – никаких.
Особенно это актуально с продавцами, которые просят сбросить предоплату на карту. Если товар вам не подойдет, то как решить вопрос возврата покупки, денег? На выручку приходит NovaPay.
«Если идет предоплата, всегда есть риск, что это или мошенник, или произойдет какая-то ошибка, пройдет что-то не то. Когда вы заказываете посылку, лучше ее посмотреть перед тем, как оплачивать. И здесь включается NovaPay, ведь мы эти деньги доставляем из отделений Новой почты до продавца. Когда вы переводите деньги просто с карты на карту, вы не можете быть уверены, что полностью защищены», – объясняет Андрей Кривошапко.
Андрей Кривошапко: «Если вы делаете предоплату, всегда есть риск, что что-то пойдет не так»
Сейчас каждая третья посылка отправляется с услугой наложенного платежа.
Вопросы безопасности для компании очень важны. В прошлом году NovaPay получила сертификат PCI DSS – это такой международный стандарт безопасности, который состоит из 12 детализированных требований по обеспечению безопасности данных о держателях платежных карт.
Свою роль здесь играет также статус социально важной платежной системы, ведь, как обращает внимание Кривошапко, это накладывает дополнительные требования от регулятора в частности по безопасности.
«Эта сфера зарегулирована очень жестко. Нацбанк контролирует небанковские платежные организации так же, как и банки – те же стандарты. Это последствия закона о «сплите», – отмечает генеральный директор NovaPay.
Компания поставила себе цель на этот год, если не полностью отказаться, то максимально сократить использование наличных и бумаги. Что касается бумаги: NovaPay уже смогла отказаться от РРО и фискальных чеков, избавиться от квитанций при оплате картой. На 2021 год запланирована следующая волна проектов по оптимизации использования бумажных документов.
Другое направление – обучить население кешлесс.
«Мы стремимся, чтобы в отделениях Новой почты стало меньше наличных. Если 2020 год мы начинали на уровне 80-85% наличных операций, то закончили его на уровне 65%. То есть более трети операций проходит безналичным способом», – обращает внимание директор по развитию бизнеса и технологий NovaPay Алексей Рубан.
Алексей Рубан: «Вы заходите в отделение банка, о вас уже все знают»
Большую ставку в этом направлении компания делает на свой сервис автосписання. Он работает по принципу приложений такси: когда вы привязываете карту, а деньги с нее списываются после поездки автоматически.
«Для нас это инициатива не только экономическая, или ускорение бизнес-процесса, но и вещь, которая направлена на touchless – чтобы не касаться друг друга и избегать лишних контактов. Мы видим в этом большую перспективу», – объясняет Рубан.
Он также обращает внимание, что карантин по крайней мере в этом году останется тенденцией, которая будет влиять на деятельность компаний и стимулировать безналичные расчеты.
При таких условиях еще более актуальными будут становиться новые возможности идентификации клиентов. Очень своевременно, говорит Рубан, запустили «Дію», BankID, но уже есть способы видеоидентификации, которая активно применяется некоторыми банками.
«Раньше такие технологии были доступны разве что государственным органам, следившим за населением. Сейчас они будут добавляться в ритейл, в бизнес. Есть примеры за рубежом, даже на территории СНГ, когда вы заходите в отделение банка, там стоит камера и о вас уже все знают. В случае Новой почты, клиентам, скажем, не придется ждать оператора, чтобы сказать ему номер телефона для получения посылки со склада. Вы заходите в отделение, а вам выносят вашу посылку. Это будет развиваться», – рассказывает Алексей Рубан.