0 800 307 555

Как заработать на «Кабанчике»

Три реальные истории

После введения карантина в Украине начался рост безработицы. На начало мая количество официальных безработных увеличилось на 148,5 тысяч человек – до 456,8 тысяч, сообщила Государственная служба занятости. Это на 48% больше, чем годом ранее. При этом количество вакансий упало на 60% до 53 тысяч по сравнению с маем 2019-го. Для многих остро стоит проблема хотя бы временной подработки. Одним из выходов в такой ситуации может стать биржа фрилансеров. Мы собрали три истории людей из разных сфер, которые научились зарабатывать с помощью самой известной из подобных площадок в Украине – Kabanchik.ua.
Оглавление

В последнее десятилетие по всему миру активно развивались онлайн-сервисы услуг различных специалистов. В сентябре 2012 года начал работу подобный ресурс и в Украине. Молодые бизнесмены Роман Киригетов и Александр Юрьев создали сервис «Метнись кабанчиком» по примеру американского сайта TaskRabbit.com, появившегося в 2008-м.

Сначала на ресурсе запустили категории курьерской доставки и раздачи листовок. Далее по мере спроса появились разделы с услугами уборки и домашних мастеров.

Стартап получился очень удачным. В 2013 году он стал одним из трех победителей в конкурсе бизнес-инкубатора Eastlabs среди 150 заявок. Проект получил на развитие 20 тысяч долларов инвестиций. В том же году он занял первое место еще на одном конкурсе стартапов – IDCEE, получив в качестве приза 3 тысячи долларов на рекламу. В следующем году ресурсу удалось привлечь на развитие еще 60 тысяч долларов, а в 2015-м его приобрела компания «EVO», развивающая проекты в области электронной коммерции. Тогда годовой оборот «Кабанчика» уже превышал 3 млн гривен.

С приходом нового собственника проект стал развиваться еще активнее. На сегодня он охватил 71 город Украины, а также вышел на рынки Беларуси (Kabanchik.by) и Казахстана (Megamaster.kz).
Сейчас на сайте представлено более 194 тысяч специалистов. При этом за полтора месяца карантина их количество увеличилось на 9,8%. По словам Ольги Сороки, руководителя отдела маркетинга Kabanchik.ua, ежемесячно они выполняют около 40 тысяч заказов в более чем 1000 категориях.
В 2019 году через сервис украинцы заказали услуг на 849 млн гривен – на 52% больше, чем годом ранее.

Как работает «Кабанчик»

Чтобы стать исполнителем на ресурсе, нужно зарегистрироваться, указав свои данные и отослав фотографию с раскрытым паспортом в руке. Менеджеры проверяют каждую анкету. Процесс занимает до 5 дней. После одобрения человек получает статус «Проверенный исполнитель» и может начинать работу в выбранных категориях.

В начале пути без отзывов получить заказ в работу довольно сложно. Приходится брать те заказы, которые были неинтересны по стоимости или сложности (удаленность места работы и т.д.) для более опытных исполнителей. Многие начинают с курьерских услуг. В этой категории, а также в клининговых услугах и услугах домашних мастеров наблюдается самая большая конкуренция среди исполнителей.

В городах-миллионниках намного больше заказов, чем в небольших городках. Но более всего на количество заказов влияет не региональный, а сезонный фактор. «Например, во время зимних праздников спрос на курьерские услуги увеличивается на 50%, – рассказывает Ольга Сорока. – В период отпусков значительно больше заказывают услуги передержки домашних животных. К лету также растет спрос на установку кондиционера. Если с марта по май в 2019-м на эту услугу создавалось около 500 заказов, то с июня по август их количество выросло до 4,5 тысяч».

Рейтинг исполнителя, который в дальнейшем позволяет без проблем собирать лучшие заказы, формируется очень серьезно. После выполненного задания заказчик оставляет отзыв и оценивает работу исполнителя по трем параметрам: качество работы, вежливость и пунктуальность. Максимальная оценка – 5 баллов. Отзыв считается положительным, если исполнитель набрал 5 баллов из 5. На рейтинг работают только положительные отзывы. Топовые исполнители имеют не менее 90% таких отзывов.

Исполнители платят комиссию сервису. Ранее минимальная комиссия была на уровне 10%. В 2019 году ее дифференцировали в зависимости от категории работ и города. Сейчас она составляет от 5 до 20%.

Чтобы быстрее получать информацию о появившихся заказах, исполнители могут ее поднимать. Здесь верхней границы нет. «Там разница буквально в полминуты, – говорит Анастасия, которая специализируется на мойке окон и уборке квартир после ремонта. – Но в сезон, когда много заказов, то хватает всем, и в принципе отпадает нужда ее поднимать».

Через 5 минут, если заказ не взяли исполнители с повышенной комиссией, он высвечивается для всех. Опрошенные мной исполнители выставляли комиссию от 15 до 30%.

Сервис выставляет средние цены на тот или иной вид услуг. Они помогают заказчикам быстрее сориентироваться. Некоторые заказчики их занижают, а потом, когда заказ берется в работу, договариваются с исполнителями за большие суммы. Однако очень низкая цена может отпугнуть часть исполнителей сразу. Потому что если исполнитель взял заказ, а потом от него отказался, это негативно влияет на его рейтинг.

Со своей стороны, некоторые исполнители очень завышают размер комиссии, но при этом скрывают от сервиса реально заработанные деньги. «Там есть уникалы, которые и до 50% поднимают комиссию. Они просто потом закрывают заказы не на реальную сумму, которая была заплачена», – рассказывает особенности внутренней кухни Анастасия.

Менеджеры ресурса об этой проблеме знают и пытаются с ней бороться. В 2019 году на сервисе появился новый статус – «Топ-специалист». Система формирует его автоматически. Сами исполнители к алгоритму его работы доступа не имеют.

«Это рейтинг исполнителей, которые за последние 90 дней честно и качественно выполнили максимальный объем заказов, – говорит Сорока. – Статус помогает специалистам выделиться на фоне конкурентов». Их профили заказчики могут видеть сразу, открывая разные категории услуг. Зайдя в профиль, они могут написать исполнителю, нажав кнопку «Предложить работу». В свою очередь, топ-исполнители сразу видят новые заказы. Рейтинг обновляется каждый день.

Чтобы достичь топ-статуса, нужно выполнить ряд условий:

  • взять не менее 10 заказов в категориях первого уровня (такими на сервисе, например, считаются категории «Курьерские услуги», «Клининговые услуги», «Домашний мастер», «Ремонт техники»);
  • заработать рейтинг по последним 10-20 заказам в категории не меньше 95% (его формируют только положительные отзывы с максимальным количеством баллов);
  • иметь как минимум 50% процентов успешно выполненных заказов от среднего показателя по категории (если этот показатель, например, 54%, то у исполнителя должен быть не ниже 27%);
  • не иметь задолженности на балансе специалиста (его ввели в начале 2020 года как один из вариантов оплаты работы;
  • обращать внимание на бюджет выполненных заказов (в топе будут те, у кого бюджеты самые высокие). То есть тут важно выполнить не больше заданий, а выполнять задания на бóльшие суммы.

Именно на честность и порядочность с самого начала делали упор основатели «Кабанчика», пытаясь создать респектабельный ресурс. И сейчас на нем блокируются все заказы и виды услуг, которые нарушают законы Украины.

«Например, пытаются продать свою продукцию или рекламируют сторонние сервисы, содержащие услуги интимного характера, финансовые пирамиды и схемы, нацелены на жестокое обращение с животными, – рассказывает Сорока о неприемлемых видах деятельности. – Также блокируем задачи, которые нацелены на обман и могут принести потенциальный вред людям – накрутка отзывов, сбор персональных данных и тому подобное».

Главные ее рекомендации исполнителям, которые хотят добиться успеха на «Кабанчике» – качественно и своевременно выполнять работу. «Важно вежливо коммуницировать с клиентом и быть на связи. Также заказчик обращает внимание на то, может ли специалист предложить гарантию на свои услуги. Все эти критерии влияют на общий рейтинг специалиста», – добавляет представитель ресурса.

Мы собрали истории трех исполнителей, которым удалось стать топ-специалистами в различных категориях.

Тарас Чирко, домашний мастер

38-летний киевлянин Тарас Чирко пришел на «Кабанчик» в декабре 2015 года. «Были трудности в жизни, не было другой работы. А моя жена как раз работала в компании, которая занималась продвижением «Кабанчика». Я попал случайно в начале их карьеры», – вспоминает он.

В то время на ресурсе заказов было еще не очень много. Чирко, который вырос в семье, где дед и отец постоянно что-то мастерили своими руками, сразу выбрал для себя нишу домашнего мастера. Сначала приходилось брать любые заказы в разных частях Киева и за городом, чтобы что-то заработать.

«Я себя позиционирую как «муж на час», т.е. прикрутить полочку, собрать мебель, что-то по сантехнике подкрутить. Я очень люблю работать с дверными замками», – рассказывает он.

Уже два года «Кабанчик» является для Чирко основным местом работы. Он стал топ-исполнителем в двух категориях – «Домашний мастер» и «Ремонт техники».

Тарас предпочитает брать заказы с «Кабанчика» или работать с постоянными клиентами, которые себя хорошо зарекомендовали. Сарафанное радио он не любит и просит заказчиков свой телефон другим людям не передавать. Именно с клиентами, которые нашли его через знакомых, было больше всего проблем. «Меня попросили пойти собрать кухню, – рассказывает он об одном своем негативном опыте. – Я человека предупреждал, сколько стоят мои услуги. В результате он заплатил мне только половину. Оспорить это я не мог, потому что это было по знакомству. Я был напуган, что мне вообще не заплатят».

В этом плане «Кабанчик» позволяет оставить отзыв о недобросовестности заказчика. Хотя они проверку с паспортными данными, как исполнители, не проходят и могут зарегистрировать не один профиль на другой номер телефона. Однако Чирко везло на клиентов из сервиса: «Я не попадаю на заказчиков, которые стараются кинуть исполнителя. Если они заказывают через «Кабанчик», это уже авторитетная структура, и люди ответственно оплачивают».

Кроме большей ответственности клиентов на ресурсе, в работе с «Кабанчиком» мастеру нравится и то, что он может строить график работы на свое усмотрение. Раньше Чирко работал шесть дней в неделю. Сейчас же он вынужден раз в три дня навещать больную мать, поэтому в день визита к ней заказы не берет.

Размер своих заработков на «Кабанчике» он отказался раскрыть, как и сумму повышенной комиссии, которую платил сервису. «Я не буду называть цифры. Но вот моя жена работает официально, имея среднюю зарплату офисного сотрудника. У меня чуть-чуть больше», – уточняет он.

Хотя признается, что с более активным подходом к выполнению заказов можно больше зарабатывать. «Я лентяй, – не скрывает Чирко. – Утром я провожу время с детьми, могу отвести их в школу. Потом провожаю жену на работу, если это рабочий день. И только потом сажусь и начинаю искать задание на «Кабанчике». А если садиться с вечера и в восемь утра уже ехать на заказ, и работать часов до десяти вечера, то люди могут зарабатывать в два раза больше, чем я».

Еще одним плюсом работы на «Кабанчике» он называет обратную связь с представителями ресурса. Чирко постоянно приглашают на встречи с мастерами, где все обмениваются идеями, которые потом могут реализовать. Три из его предложений тоже взяли во внимание. «Мастер может установить галочку, и заказчик будет видеть, что он дает гарантию на свою работу. Это была моя идея. И к ней прислушались. Это было так приятно».

Карантин отразился и на его работе. Хотя количество заказов, по его словам, кардинально не уменьшилось. «Но я не езжу на заказы, потому что страшно», – говорит мастер. С момента введения карантина он выполнил 16 заданий. О дальнейших своих планах он предпочитает публично не говорить, но они связаны с «Кабанчиком», где ему предложили сотрудничество уже на новом уровне.

Он постоянно старается приобретать новые навыки и в этом видит свой секрет успеха. «Просто мне все интересно. Всегда смотрю на мир с открытыми глазами», – рассказывает Чирко.

А людям, которые хотели бы стать успешными исполнителями, он в первую очередь советует обращать внимание на человеческий фактор. «Человек должен понимать, что он исполнитель, и все свое эго засунуть далеко и надолго, – отмечает он. – Заказчики тоже бывают и эгоисты, и нехорошие люди. Это я называю человеческим фактором. С этим нужно смириться и не реагировать. Потому что вступать в конфликты с заказчиком – это неправильно».

Михаил Матвейчук, дизайнер

25-летний харьковчанин Михаил Матвейчук занимается графическим дизайном уже семь лет. Первые 4 года он работал в крупном рекламном холдинге, где набил руку на тонкостях дизайнерской работы. Но там молодому специалисту не хватало разнообразия, хотелось большей свободы в плане креатива. Это и подтолкнуло его к фрилансу. «Решил поработать дизайнером на Kabanchik.ua, скорее для души, чем для заработка», – говорит Михаил Матвейчук. На ресурсе он зарегистрировался в 2017 году.

Первый месяц он совмещал основную работу и подработку на «Кабанчике», жертвуя обедами и свободным временем. На второй месяц подсчитал, что фриланс принес больше дохода, чем работа с фиксированной зарплатой, и решил полностью перейти на него.

Михаил признается, что взять первые 10 заказов стоило ему большого труда. Но настойчивость и трудолюбие сделали свое дело – он смог выбиться в лидеры в категории «Дизайн». Дизайнер работает с 7 до 23 часов каждый день без выходных и уже закрыл на «Кабанчике» 743 заказа. После появления статуса «Топ-специалист» он получил его автоматически.

Размер своего заработка он предпочитает не конкретизировать. «Скажем так, даже на момент текущего кризиса я не задумываюсь о поиске дополнительных источников дохода», – говорит дизайнер.

Комиссию для быстрого получения заказов он практически не повышает. В разных подрубриках категории «Дизайн» он выставляет ее на уровне 15-25%. «К примеру, в категории «Разработка логотипов» у меня на данный момент отчисляются сайту 25% от заработка, в «Рисунки и иллюстрации» я выставил 20% комиссии, а в категории «Другое в дизайне» – 15%», – рассказывает Матвейчук.

Через «Кабанчик» ему удалось найти много постоянных клиентов, которые ежемесячно дают треть всего заработка.

Работой на ресурсе он доволен, хотя иногда случаются и негативные моменты. «Само собой, не бывает без ложки дегтя, попадаются и не совсем вежливые клиенты. Но после того, как вы закроете сотню-другую заказов, вы сможете их определять еще на стадии знакомства», – отмечает дизайнер. В его планах – и далее сотрудничать с сервисом «Кабанчик».

Карантин не особо отразилось на его работе. «Работаю в штатном режиме, – говорит Михаил. – Безусловно, заказов стало немного меньше, т.к. многим владельцам бизнеса сейчас не до дизайна, но в целом обстановка хорошая».

Новичкам он советует, прежде всего, никого не обманывать. «Главное – будьте порядочными. Если вы попытаетесь где-то одурачить заказчика или сам сервис – вас заблокируют, возможно, на время, а, возможно, – и навсегда», – предупреждает он.

Анастасия, клинер

29-летняя Анастасия живет и работает в Киеве. Она просила не публиковать фамилию и фото крупным планом. Девушка зарегистрировалась на «Кабанчике» в мае 2018 года в категории «Клининговые услуги».
Причиной, как и у Тараса Чирко, была сложная финансовая ситуация. «Муж потерял работу, я тоже, – говорит Анастасия. – Он искал работу за границей, а я начала искать в интернете и вспомнила, что мне рассказывали о «Кабанчике».

Сначала у нее ничего не получалось. Первые заказы удалось взять только через месяц-полтора. «До этого сидела и не могла понять – обновляешь страницу – и толку никакого. Ты успеваешь сделать предложение, но все равно выбирают других людей, – рассказывает киевлянка. – До сих пор мне не понятно, как происходит выбор исполнителя. Там очень много алгоритмов».

Когда появляются отзывы и уже сформирован рейтинг, брать заказы намного легче – исполнитель уже может выбирать, что ему подходит больше.

Сначала Анастасия сама брала заказы по уборке и мойке окон. Позже, когда заказов стало больше, к ней подключился и супруг. Пара закупила профессиональное оборудование и сконцентрировалась на больших заказах. «Мы перестали заниматься обычной поддерживающей уборкой. Только генеральные уборки и уборки после ремонта», – отмечает клинер.

Сейчас она оценивает свой заработок на «Кабанчике» как дополнительный. Часть заказов Анастасия получает по объявлениям в новостройках, на OLX, в Instagram. Но бóльшая часть ее постоянных клиентов появилась именно благодаря «Кабанчику».

В определенные месяцы заказы приходили только с «Кабанчика». Клинер в среднем могла зарабатывать по 3 тысячи гривен в день. «Если заниматься профессионально, то за вычетом расходников, проезда и т.д. у меня получалось где-то 60-70 тысяч гривен в месяц чистыми», – говорит Анастасия.

Чтобы получать рассылку с заказами быстрее, она поднимает комиссию до 30%. И обращает внимание на один важный момент – нужно следить, чтобы процент выполненных заказов был не меньше среднего по категории. В разных категориях он разный. В клининговых услугах – 76%.

На снижение процента выполненных заказов влияют отказы либо со стороны исполнителя, либо со стороны заказчика. Если он падает ниже среднего уровня, то исполнитель уже не получает рассылку с заказами. В этом случае нужно идти на сайт и смотреть, какие заказы еще не взяты в работу. Чтобы исправить эту ситуацию, Анастасия советует подходить к работе более гибко – она в таких случаях не торгуется и подстраивается под заказчика, чтобы не упустить клиента.

Из негативов в своей работе Анастасия указывает, прежде всего, на то, что заказчики могут не рассчитаться. «На «Кабанчике» такое вполне возможно. Сервис не страхует ни исполнителя, ни заказчика толком. Скажу, как есть», – отмечает она.

Однажды с ней не рассчитались за работу на 6 тысяч гривен. Анастасия три дня переписывалась со службой поддержки ресурса, показывала скриншоты переписок, движений средств по карте, но в итоге ей сказали обращаться в полицию. И только после того, как полиция примет ее заявление, обещали в качестве компенсации выдать до 1000 гривен. Она отказалась.

Еще одним большим вызовом в работе клинера может быть заказ на уборку полностью «убитых» квартир. В ее практике было несколько подобных заданий. Некоторые она выполняла, но потом приходилось выбрасывать весь рабочий инвентарь. Последний из таких заказов попался Анастасии месяца три назад. После приезда на объект она отказалась брать его в работу. «Небезопасно для здоровья там находиться, – говорит клинер. – Надо начинать с дезинфекции, потом озонирование, а потом уже уборка. Я объяснила, что это делать нецелесообразно, потому что стоимость такой уборки будет как полремонта».

Свои заказы Анастасия закрывает на реально заработанные суммы. Ей удалось стать топ-специалистом в двух категориях – клининговые и курьерские услуги.

Курьерскими услугами они с мужем начали активно заниматься после введения карантина, когда спрос на уборку квартир упал. Доставляют в основном продукты из супермаркетов. За свои услуги берут не менее 300 гривен. «У меня обычно большие списки. От 50 кг, чтобы заказ довезти на авто», – говорит она.

В планах Анастасии открыть свою фирму, которая специализировалась бы на мойке окон. Они с мужем уже заказывают специальное оборудование из США. Планировали все оформить уже этой весной, но в связи с карантином пришлось немного отложить. Она и в дальнейшем продолжит работать с ресурсом.

Тем, кто хочет начать работать на «Кабанчике», Анастасия советует всегда быть честными с заказчиками и сервисом и правильно рассчитывать свои возможности. Лучше отказаться от работы, чем в итоге получить плохой отзыв.

Кроме того, нужно с самого начала четко оговаривать все детали заказа. «Особенно в клининговых услугах, – отмечает Анастасия, – потому что у всех понятие уборки отличается».

И очень важно рассчитывать время и не опаздывать, поскольку это прямо влияет на рейтинг. «У меня, кстати говоря, очень сильно хромает пунктуальность», – признается клинер.