Как сменить поставщика газа в Украине
И выбрать самый выгодный тариф
Выбрать или сменить поставщика газа из любого уголка Украины можно в онлайн-режиме и новых труб до квартиры или дома при этом прокладывать не нужно.
По информации НКРЕКП, около 120 тыс. украинцев за последний год воспользовались этой услугой, а лицензии на торговлю газом в Украине есть у более 500 компаний, хотя только 50 из них создали необходимую инфраструктуру для работы с бытовыми потребителями.
Finance.ua детально расскажет читателям, почему целесообразно менять поставщика газа, какие для этого нужны документы, по каким критериям нужно выбирать или менять поставщика газа.
Но главное — какие тарифы лучше выбрать, и сколько придется потратить времени на эту процедуру.
Полезные советы и инструкции вы всегда можете найти в нашем телеграм-канале. Не забудьте подписаться, чтобы всегда иметь к ним доступ.
Рыночные отношения в сфере газоснабжения — это давно распространенная практика в Европе.
Раньше вы платили деньги монополистам, которые решали, сколько будет стоить газ, а сейчас цена формируется по рыночным принципам и зависит от стоимости закупки газа на европейских энергетических биржах.
Кроме того, главными причинами смены поставщика газа является экономия средств и улучшение сервиса обслуживания.
Если у вас были проблемы с неправомерными начислениями, качеством обслуживания или информирования – опция смены поставщика газа именно для вас.
Нет, газ от нового поставщика будет поступать по тем же трубам. Газ от разных поставщиков попадает в единую систему трубопроводов, где он смешивается.
При смене поставщика вы выбираете не газ, а цену.
Итак, вы и ваш сосед, у которого другой поставщик, потребляете один и тот же газ, однако по разным ценам, с разным уровнем обслуживания и разной надежностью снабжающей компании.
Поэтому при смене поставщика вы выбираете не газ, а цену, по которой компания готова вам его поставлять. Также сервис, комфорт обслуживания, дополнительные услуги. И оцениваете риски банкротства снабжающей компании.
За распределение газа отвечают операторы газораспределительной сети. В каждой области оператор ГРС следит за тем, сколько газа потребляет каждый клиент и передает эти данные именно поставщику. Поэтому, например, если на этаже есть четыре квартиры, владельцы каждой из них могут иметь разных поставщиков, которые будут поставлять газ по одной и той же трубе.
Вы имеете право менять поставщика газа хоть ежемесячно. Законодательство вас не ограничивает в этом.
Даже, если при подписании договора, вы заключили соглашение на определенный срок, вы можете сменить поставщика до истечения срока его действия.
Да. Кроме того, процедура смены поставщика для уязвимых слоев населения упрощена.
Клиент при смене поставщика указывает, что он получает субсидию или льготу, а поставщик передает органам социальной защиты сведения о клиентах льготной категории и цены до 20-го числа каждого месяца.
Потребителю не нужно самостоятельно обращаться в органы социальной защиты или, тем более, посещать эти учреждения лично.
В период, когда у потребителя отключили газ, сменить поставщика газа нельзя. После того, как газоснабжение будет восстановлено — ограничений по переходу к новой газовой компании не будет.
Долговые обязательства могут быть основанием для отказа в присоединении со стороны нового поставщика. Поэтому следует оплачивать его в течение 10 дней от получения последнего счета от предыдущего поставщика.
В случае, если вы не согласны с начислениями за потребленный газ, например, из-за так называемых «тепловых» коэффициентов, то долговой вопрос нужно решать в судебном порядке.
В то же время если клиент признает долги, их можно реструктуризировать.
Споры и судебные процессы не должны помешать и потребитель имеет право выбирать или менять поставщика газа.
Еще одним инструментом давления на население от монополистов является начисление облгазами температурных коэффициентов.
Температурные коэффициенты — незаконны, а их применение сейчас оспаривают в Верховном суде. Однако нужно понимать, что окончательную точку в вопросе законности их начисления поставит только Суд.
Пока решения нет, пользователи имеют выбор: либо платить дополнительные начисления, либо попытаться оспорить их законность.
При выборе второго варианта, следует соблюдать такой алгоритма действий:
- обратиться к своему поставщику газа (через колл-центр или по электронной почте) и выяснить, за что именно начислен долг;
- после — отправить претензию поставщику газа с требованием перерасчета;
- если этого не будет сделано, тогда стоит направить жалобу в НКРЭКУ, в которой требовать проведения внеплановой проверки лицензиата, а также жалобу в Госпродпотребслужбу;
- если предыдущие действия не помогли, следует подавать заявление в суд и требовать обязать поставщика устранить нарушения и произвести перерасчет в судебном порядке.
-
Можно воспользоваться сервисом «Газотека», который работает при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Сегодня это единственный сервис, который позволяет сравнить все предложения поставщиков газа на рынке и оформить заявку на смену онлайн.
При выборе компании важно учесть не только цену, но и отзывы клиентов, финансовое состояние и качество обслуживания.
Проверить, имеет ли компания право на поставку газа, можно на сайте НКРЭКУ по этой ссылке, затем выбрать раздел «Лицензионный реестр НКРЭКУ».
Файл с полным перечнем лицензиатов НКРЭКУ загрузится на компьютер. В этом списке нужно найти поставщика природного газа по его юридическому названию и в разделе «Статус лицензии» проверить ее действие. - Собрать необходимые документы и подать заявление-присоединение.
- Получить уведомление от нового поставщика о присоединении или отказе в течение 21 дня от подачи заявления.
- Получить в течение 6 недель окончательный счет от предыдущего поставщика и оплатить его в течение 10 дней с момента получения.
Вам не нужно контактировать с прежним поставщиком и получать справку об отсутствии долга. Соглашение о поставках газа с предыдущей газовой компанией расторгается автоматически с момента заключения нового соглашения.
Наибольшая экономия предусмотрена подписными тарифами «Годовой» или «Фиксированный», по которым цена неизменна на весь отопительный сезон или год.
Для краткосрочных тарифов нужно обращать внимание, как менялась цена у выбранного поставщика в течение трех месяцев.
Этот критерий включает:
- время существования на рынке;
- наличие лицензии на поставку газа;
- наличие контактных данных (телефонов, сайта);
- доступность информации об учредителях, бенефициарах и владельцах компании и ее уставном капитале.
До момента смены поставщика следует убедиться, что уровень сервиса вас удовлетворяет.
Необходимо позвонить в центр обслуживания и на собственном опыте проверить, как компания реагирует на обращения и работает с клиентами.
Учтите также отзывы о поставщике, удобство онлайн-инструментов, специальные условия и предложения для клиентов.
Цена газа по «месячному» тарифу меняется ежемесячно, а оплата происходит в конце месяца.
Цена газа по «фиксированному» тарифу остается постоянной в течение срока, указанного в описании тарифа. Как правило, это период отопительного сезона или весь год.
Выбирая «фиксированный» тариф, будьте готовы оплатить 100% всего заказанного объема газа на сезон.
Существует и другая форма оплаты по этому тарифу: «ежемесячная послеоплата контрактного объема равными частями». Вы заказываете необходимый объем газа заранее и платите за него каждый месяц равными частями.
Также ПриватБанк запустил онлайн-сервис подписки и управления поставщиками коммунальных услуг. С помощью этого сервиса в Приват24 можно в несколько кликов сменить поставщика газа. Для этого необходимо:
- на сайте Приват24 выбрать раздел «Услуги/мои поставщики/газоснабжение»;
- выбрать адрес квартиры/дома, которое необходимо перевести на обслуживание к новому поставщику газа;
- перейти во вкладку «Газоснабжение», далее выбрать, например, «Нафтогаз Украины»;
- заполнить заявку на подключение, в которую внести персональные данные и EIC-код (индивидуальный газовый код квартиры/дома, указанный в квитанции за распределение газа);
- подписать заявку с помощью SmartID (цифровая подпись отличается от ЭЦП тем, что ключ не нужно носить с собой на флешке – SmartID хранится в надежном облачном хранилище);
- после отправки заявки с клиентом в течение трех дней свяжутся представители поставщика газа.
-
Заявление-присоединение к условиям договора поставки природного газа с подписями владельца и при наличии совладельцев (подписи зарегистрированных лиц, проживающих в помещении, не нужны).
В заявлении-присоединении необходимо указать EIC-код — «персональный газовый номер объекта газоснабжения, который содержит 16 символов (буквы и цифры). Данные о ЕІС-коде можно найти в личном кабинете оператора ГРС (облгаза), в разделе Личные данные; в приложении к договору поставки газа под названием Заявление-присоединение; в счета за распределение газа (если в текущих платежках данные отсутствуют, советуем использовать счета, присланные до июня 2020 года. — Ред.). - Копия паспорта (все страницы). Некоторые поставщики просят поставить электронную подпись, некоторым достаточно фотографии паспорта.
- Копия идентификационного кода.
- Свидетельство на право собственности домом или квартирой.
- Последняя платежка за распределение газа.
Обязательным является подписание заявления, так как заявление без подписи является основанием для отказа в присоединении. Вы можете воспользоваться электронной подписью или распечатать заявление и подписать вручную.
Обратите внимание, если в квартире несколько совладельцев — каждый должен поставить свою подпись. Далее подписанное заявление вместе со всеми другими документами следует отправить на почтовый или электронный адрес поставщика, или принести их в офис компании.
Сейчас процесс смены поставщика несложный, однако требует дополнительного контроля с вашей стороны. В частности, стоит проверять факт регистрации и обработки компанией заявления.
Если вы не получили ответа в течение 21 дня, свяжитесь с новым поставщиком и уточните статус вашего обращения.
Заметьте, что вы гарантированно будете получать газ от предыдущего поставщика, вплоть до момента начала поставки от нового поставщика.
Компании, которые заинтересованы в новых клиентах, как правило, не медлят с рассмотрением заявки.
После смены поставщика газа процесс передачи показаний счетчика не меняется. Распределительная компания, которая ведет учет газа и присылает вам счет на распределение газа, также не меняется.
Передавать показания счетчиков по-прежнему нужно с 1 до 5 числа ежемесячно.
Вы можете пожаловаться непосредственно поставщику, а также НКРЭКУ. Онлайн-жалобу можно удобно подать, используя мобильное приложение «Энергетика Онлайн».
В случае банкротства или неспособности поставщика выполнять свои обязанности по газоснабжению, его клиенты автоматически перейдут к поставщику «последней надежды», которым является государственный НАК «Нафтогаз Украины». Но они обязаны в течение двух месяцев найти себе нового поставщика.