0 800 307 555
0 800 307 555

Как сменить поставщика электроэнергии в Украине

И почему в этом могут отказать

До 2019 года рынок электроэнергии в Украине был не либерализирован в сфере ценообразования, поэтому все тарифы для генерации и потребителей устанавливались профильным регулятором в лице НКРЭКУ.
Оглавление

Электростанции всю сгенерированную электроэнергию продавали ГП «Энергорынок», где она смешивалась и перепродавалась по среднему тарифу (оптовая рыночная цена) посредникам в лице облэнерго, которые уже взаимодействовали с бытовыми и небытовыми потребителями.

С 1 января 2019 года в Украине вступила в силу реформа рынка электрической энергии, которая предоставила возможность бытовым и небытовым потребителям самостоятельно менять поставщика.

Посредников на рынке разделили на:

  • операторов системы распределения – ОСР (контролируют системы транспортировки – линии электропередач);
  • компании-поставщики (продают электроэнергию).

Вместо ГП «Энергорынок» появился оптовый рынок с несколькими игроками и новыми продуктами, стоимость которых формируется на рыночных условиях. Речь идет о таких продуктах:

  • рынок двусторонних договоров;
  • рынок «на сутки вперед» (РСВ);
  • внутрисуточный рынок;
  • балансирующий рынок для обеспечения пиковых потребностей.

На «рынке двусторонних договоров» стоимость электроэнергии является самой низкой, а ее объемы наиболее прогнозируемые.

На «балансирующем рынке» электроэнергия является самой дорогой, ведь это фактически израсходованный товар, и необходимо формализовать его покупку у тепловых и гидроэлектростанций.

Рынок «на сутки вперед» – это оптовый рынок электроэнергии, где осуществляется купля-продажа электроэнергии на следующие сутки за днем проведения торгов. Конкурентные рыночные цены здесь формируются Оператором рынка на основе баланса совокупного спроса на электроэнергию и ее совокупного предложения.

А купля-продажа электроэнергии на «внутрисуточном рынке» осуществляется непрерывно после завершения торгов на РСВ и в течение суток физического потребления электроэнергии.

После запуска реформы энергорынка крупные промышленные потребители получили возможность заключать договоры напрямую с генерацией, а вот население имеет ограниченный выбор: с ним работают только поставщики универсальных услуг (ПУУ) – часть бывших облэнерго, которая сейчас отвечает за поставки электроэнергии.

О всех законодательных изменениях, которые коснутся вашего кошелька, мы оперативно рассказываем в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий.

Что надо сделать перед сменой электропоставщика

Потребитель обязан предупредить своего нынешнего поставщика. Это нужно, чтобы избежать штрафных санкций за досрочное расторжение договора, если между ними был заключен договор с фиксированным сроком действия.

Согласно статье 56 закона «О рынке электрической энергии», размер штрафа прописывается в договоре. Обычно это полная стоимость договорных объемов электроэнергии.

Сообщить о своих намерениях нужно за 21 календарный день до даты окончания действия действующего договора.

Какие документы нужно подать новому электропоставщику

  • Для физлиц – фамилия, имя, отчество, идентификационный код (или паспортные данные, если человек по религиозным убеждениям от него отказался). Для юрлиц и ФЛП – название компании, выписка из ЕГР, копия справки или выписки из ЕГР.

  • Контактные данные: номер телефона, электронная почта, почтовый адрес для переписки и т. д.
  • ЭИС-код точки учета электроэнергии по объекту потребителя. Их присваивает Оператор распределительных сетей (облэнерго). Такие коды нужны для систематизации их работы.
  • Название нынешнего поставщика.
  • Счет за фактически потребленную электрическую энергию.

Что дальше будут делать электропоставщики

После получения заявки и всех необходимых данных электропоставщик в течение дня должен предоставить потребителю соответствующее подтверждение начала процедуры.

В течение трех рабочих дней новый поставщик должен направить запрос администратору коммерческого учета (АКУ) относительно смены электропоставщика.

На следующий день АКУ должен направить поставщику услуг коммерческого учета запрос на контрольное снятие данных. Также АКУ должен сформировать прогнозные объемы потребления электроэнергии на запланированную дату смены поставщика.

Не позднее чем за 5 дней до окончания действия договора предыдущий поставщик должен выставить счет за электрическую энергию на основании прогнозных данных коммерческого учета.

В течение одного рабочего дня после смены поставщика АКУ направляет обоим поставщикам-старому и новому – полученные фактические данные потребленной электроэнергии.

Эти данные – основание для корректирующих взаиморасчетов между потребителем и предыдущим электропоставщиком. Также они становятся начальными данными уже для нового поставщика.

Если же фактические данные превышают прогнозные, то потребитель должен в течение 5 рабочих дней полностью рассчитаться с предыдущим электропоставщиком.

Это работает и в обратную сторону. Если потребитель переплатил, предыдущий поставщик должен также в течение 5 рабочих дней вернуть излишек средств.

Вся процедура по продолжительности не может превышать 21 календарный день с момента обращения потребителя.

Могут ли отказать в смене электропоставщика

На это есть несколько причин:

  • отсутствие технической возможности (несоответствие счетчиков, режимов работы, категории надежности, объемов потребления электрической энергии);
  • отсутствие у потребителя действующего договора об услугах по распределению электрической энергии с соответствующим оператором системы;
  • прекращение электропитания по обращению действующего электропоставщика.

В случае получения уведомления от администратора коммерческого учета об отсутствии возможности смены электропоставщика новый поставщик должен известить об этом потребителя в течение одного рабочего дня, а также предоставить соответствующее обоснование и рекомендации потребителю.

Когда можно снова сменить электропоставщика

После смены поставщика электроэнергии потребитель может в течение 14 календарных дней вновь инициировать процедуру перехода без оплаты штрафных санкций за преждевременное расторжение договора.

Банкротство, ликвидация, аннулирование лицензии

В таком случае поставщик должен безотлагательно известить:

  • потребителя;
  • соответствующего оператора системы;
  • поставщика «последней надежды».

Поставщик должен указать дату, с которой прекратит осуществлять поставки электрической энергии. Эта дата считается началом подачи электрической энергии поставщиком «последней надежды».

В течение 5 рабочих дней поставщик «последней надежды» должен обеспечить заключение договора с потребителем.

Если потребитель не заключит договор с поставщиком «последней надежды», электропитание должно быть прекращено.

Чтобы заключить новый договор с другим поставщиком электроэнергии, у потребителя есть 90 дней. Если такого договора не будет, питание должно быть прекращено.

Тарифы на услуги по распределению электрической энергии, действующие с 1 января 2021 года

Тарифы на услуги поставщиков универсальных услуг (электроэнергии), действующие с 1 апреля 2021 года