0 800 307 555
0 800 307 555

Что такое приложение «Дія» и как им пользоваться

Государство в смартфоне – обзор ключевых функций «Дія»

6 февраля в Украине появилось мобильное приложение «Дія», которое уже скачали более двух миллионов пользователей, а в начале апреля заработал одноименный веб-портал. Они являются частью проекта «государство в смартфоне» Министерства цифровой трансформации Украины и призваны перевести в онлайн получение большинства государственных услуг. Что же умеет «Дія» и как ею пользоваться?
Оглавление

Что такое «Дія»?

«Дія» (сокращенно от «Держава і я») – это веб-портал и одноименное мобильное приложение, которые являются частью проекта «государство в смартфоне» Министерства цифровой трансформации Украины.

Для чего нужна «Дія»?

Для того, чтобы предоставить украинцам возможность получать услуги от государства в режиме онлайн вместо того, чтобы часами выстаивать очереди к кабинетам чиновников. Речь о получении справок, выписок и данных от различных госведомств и реестров, подаче пакетов документов для инициации различных процессов: открытия/закрытия ФЛП, оформления пособия по безработице и т.п. Задача «Дія» – сделать процесс предоставления этих услуг быстрым, прозрачным и избавить людей от ненужной бюрократии.

В «Дія» также хранятся электронные копии таких документов, как заграничный паспорт, ID-карта, студенческий билет, водительские права, техпаспорт. Они являются полноправными копиями пластиковых оригиналов.

Как зайти на веб-портал «Дія»?

Чтобы войти в личный кабинет на портале «Дія», нужно пройти верификацию – подтвердить свою личность. Это можно сделать при помощи BankID, MobileID или личного ключа – электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Как получить ЭЦП?

Есть около 20 различных центров сертификации, где можно получить файл ЭЦП. Пожалуй, самым простым и удобным является государственный ПриватБанк. Ключ можно легко сгенерировать в Приват24, а затем хранить его любом носителе. Подробнее о создании ЭЦП в Приват24 смотрите тут:

Как выглядит портал «Дія» и какие услуги там доступны?

Авторизовавшись на портале, попадаем в «меню пользователя», которое состоит из четырех вкладок: «Зверніть увагу», «Мої документи», «Послуги» и «Відомості про мене».

В первом хранятся важные уведомления от портала, если такие есть. В «Мої документи» отображаются электронные документы пользователя:

В «Послуги» можно увидеть «архив» своих действий в «Дія»: заказанные услуги, полученные документы и «черновики» – услуги, заказ которых не был завершен.

«Відомості про мене» содержат основные данные о пользователе, которые хранятся в разных реестрах: о его бизнесе (если такой есть), движимом и недвижимом имуществе.

Чтобы их увидеть нужно кликнуть на соответствующий раздел. Некоторые из них пока неактивны и еще дорабатываются.

Но основной функционал портала скрыт в меню «Послуги» в левом верхнем углу экрана. Нажав на него, можно увидеть перечень услуг, который доступен как частным лицам, так и бизнесу:

Гражданам доступны 30 функций в 9 разных категориях. Мы объединили их в одной картинке. Овалом выделена категория, а под ней списком идут функции, которые в ней доступны.

Функций, как видно, хватает, но большинство реализованы неполноценно. При попытке заказать какую-то услугу или оформить документ портал «Дія» сначала выдает диалоговое окно со справкой о том, для чего документ нужен и как это сделать. Но при нажатии «оформить» появляется сообщение о том, что «услуга на этапе реинжиниринга и скоро будет доступна»:

После этого пользователя перенаправляют на сайт ведомства, который действительно может предоставить услугу, где придется повторно авторизоваться и/или регистрироваться, что не очень удобно.

Например, при попытке заказать «Довідку про відсутність судимості» в категории «Довідки та витяги» идет редирект на сайт Главного сервисного центра МВД Украины. При попытке оформить «Допомогу при народженні дитини» в категории «Сім’я» – на сайт Минсоцполитики, на котором можно авторизоваться и оформить такую помощь. Для «Верифікації тех.паспорта» в разделе «Транспорт» придется перейти на сайт Электронного кабинета водителя. А при попытке заказать «Відомості про власника землі», вас переадресуют на сайт Госгеокадастра.

Работающей непосредственно в «Дія» оказалась разве что категория «Підприємництво», где можно подать документы на открытие/закрытие ФЛП и внести правки в реквизиты своего предприятия.

Аналогичная ситуация и в разделе услуг для бизнеса. По понятным причинам там гораздо длиннее список услуг в меню «Ліцензії та дозволи». Но если предприятие захочет удаленно оформить, например, «Ліцензію на виробництво ліків», то это придется делать не в «Дія», а на сайте Госслужбы Украины по лекарственным средствам. Если нужен «Дозвіл на водокористування», то «Дія» отправит на сайт Госагенства водных ресурсов. При попытке подать противопожарную декларацию придется перейти на портал Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.

Многие функции разделов для граждан и бизнеса друг друга дублируют. К примеру, и там, и там можно открыть и закрыть ФЛП. А разделы «Земля, будівництво, нерухомість» полностью идентичны.

Что такое мобильное приложение «Дія»?

Функционал мобильного приложения «Дія» ограничен. Это, по сути, электронное портмоне, в котором хранятся ваши основные документы в цифровом виде:

  • ID-карта;
  • заграничный паспорт;
  • студенческий билет;
  • водительские права;
  • техпаспорт на авто.

Теперь в Украине при необходимости их можно предъявить прямо с экрана смартфона. Они являются средством идентификации вас как личности, смогут подтвердить право собственности на автомобиль и право на управление им. И это действительно удобно, поскольку избавляет от нужды носить с собой пластиковые документы, что в разы снижает риск их утраты или утери. Главное, не забыть взять с собой смартфон.

Для того, чтобы воспользоваться мобильным приложением, его нужно скачать в Google Play Market и Apple Store. После запуска в нем придется авторизоваться. Сделать это можно при помощи BankID от ПриватБанка или monobank. Все. Приложение само подтянет ваши документы, которые доступны для отображения в электронном виде.

Кстати, документы старого образца – например, бумажные или ламинированные водительские права – отображаться не будут. Также могут возникнуть проблемы с отображением пластиковых прав, выданных до 2014 года. В этом случае придется отправить заявку на дополнительную верификацию:

  • из приложения «Дія» перейти в электронный кабинет водителя;
  • авторизоваться в нем с помощью BankID;
  • загрузить фото обеих сторон документа;
  • заполнить онлайн-форму.

Эта заявка отправится в сервисный центр МВД, и если проверка будет успешной, документ отобразится в приложении.

Авторизация в приложении при помощи BankID понадобится лишь в первый раз. В дальнейшем оно попросит установить пароль и разрешение авторизовать вас при помощи биометрии – сканирования лица (Face ID) или отпечатка пальца.

Выглядит это так:

Можно ли теперь не получать пластиковые документы?

Увы, но нет. Документы в приложении «Дія» являются лишь цифровой версией пластиковых оригиналов, а не альтернативой им. Они отображают данные, которые попадают в соответствующие реестры при получении оригинала документа.

Вывод

По большинству доступных услуг «Дія» пока является лишь хабом, который перенаправляет вас на сайты ведомств, которые их предоставляют. Это, конечно, тоже полезно, но от многообещающего проекта «государство в смартфоне» ожидалось большего. А вот то, что копии документов теперь хранятся в смартфоне и оригиналы с собой носить не обязательно, действительно удобно.