0 800 307 555
0 800 307 555

Как работает автогражданка в странах Евросоюза

Обязанности и наказания за отсутствие

Родилась идея автогражданки в США почти сто лет назад — в 1925 году. В Европу этот вид страхования пришел после второй мировой войны, в пятидесятых годах прошлого века. То есть Украина не изобретала велосипед и просто перенесла на свою почву то, чем уже давно пользуется весь цивилизованный мир. Поэтому интересно знать, как именно это работает в странах Евросоюза, куда направляемся и мы.
Оглавление

В Украину обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, или автогражданка, пришло в 1995 году. Тогда это было делом добровольным, обязательным наличие полиса ОСАГО стало только в 2005-м.

Смысл ОСАГО заключается прежде всего в социальной ориентации, и направлена ​​она на компенсацию ущерба людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Прежде всего, не забудьте оформить полис «Зеленой карты», который является обязательным в случае выезда за границу для всех транспортных средств, зарегистрированных в Украине. Покупать страховку лучше онлайн, ведь это быстро и просто. На Finance.ua можно приобрести мгновенную страховку на авто для выезда за границу — 3 минуты и полис на Email.

Польша

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Польше было введено в 1952 году. В настоящее время размер предельных сумм возмещения по автогражданке в Польше составляет 5,2 миллиона евро — за ущерб, причиненный жизни и здоровью, и 1,05 миллиона евро — за ущерб, причиненный имуществу.

Средняя стоимость полиса составляет 125 евро, а штраф за его отсутствие налагается в размере официально установленного размера минимальной заработной платы. В настоящее время эта сумма составляет эквивалент 1 тыс. евро. Интересно, что в случае, если полиса ОСАГО нет более двух недель с того срока, когда он должен был быть приобретен, штраф удваивается.

Еще одной изюминкой польского рынка страхования является то, что в случае необходимости водителю с полисом страховая компания предоставляет либо авто для пользования, либо компенсирует средства на такой транспорт.

Германия

В этой стране автогражданка называется довольно страшным словом Kfz-Haftpflichtversicherung, или сокращенно — KHV. Она также обязательна, однако стоит обратить внимание: в отличие от большинства стран, отсутствие KHV в Германии считается не административным правонарушением, а уголовным. И получить за отсутствие автогражданки тюремный срок здесь вполне реально.

Причем наказание суровое, как для такого правонарушения: в зависимости от обстоятельств — до года тюрьмы. Кроме того, будет еще и денежное взыскание — суммы штрафов начинаются от 1 тыс. евро. Вдобавок ко всему этому, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения правонарушения, водителя могут лишить права управления транспортным средством на срок до трех лет. Ко всему этому может добавиться еще и конфискация автомобиля. Поскольку нарушение является уголовным проступком, то здесь все решает суд.

Что касается самой автогражданки, то на ее цену здесь влияет множество факторов: безаварийный стаж, стоимость авто, стаж вождения, возраст водителя и т. д. Учитывается даже то, сколько километров водитель проезжает за год. Причем любая страховая компания считает это все по-своему. Стоимость полиса автогражданки в год стартует от 250−300 евро.

Максимальная сумма страхового покрытия в Германии составляет 7,5 млн евро за ущерб здоровью и жизни пострадавшего и 1,22 млн евро за имущественные убытки.

Франция

Страхование гражданской ответственности водителя (garantie responsabilité civile) в этой стране тоже обязательно, а его отсутствие, как и в соседней Германии, считается уголовно наказуемым деянием.

Правда, наказание здесь более мягкое, они начинаются от штрафов в размере от 500 до 3 750 евро.

Также могут быть применены дополнительные наказания: временный запрет на управление транспортным средством на срок до трех лет, аннулирование прав и запрет на их получение на срок от трех лет и более, общественные работы, конфискация транспортного средства и т. д.

Кроме того, автомобиль могут поставить на штрафплощадку до покупки страхового полиса. Однако страховые компании неохотно страхуют такие автомобили, а стоит полис в таком случае очень дорого.

Интересной особенностью Франции является то, что даже если автомобиль стоит на стоянке или в гараже и с ним случится какой-то инцидент, в результате которого кто-то получит травму или повредит свое имущество, то к ответственности могут привлечь владельца автомобиля, о который ударился пострадавший, если у владельца не было полиса ОСАГО. Поэтому часто французы оформляют страховку еще до покупки автомобиля.

Цена полиса автогражданки во Франции, как и в большинстве стран Европы, зависит от большого количества факторов. Здесь и модель авто, и год его выпуска, и место регистрации, и страховая история владельца, и его возраст, и стаж за рулем, и возможность передавать автомобиль другому лицу. Средняя цена колеблется в пределах 350−500 евро, однако может быть как ниже, так и выше.

В обязательное страховое покрытие, кроме возмещения ущерба имуществу, здоровью и жизни, также входят возможные судебные издержки, которые могут возникнуть при рассмотрении споров. Их верхний предел не ограничен, что является очень существенным фактором для Европы с ее заоблачными ценами.

Латвия

В близкой к нам Латвии наличие полиса страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств также обязательно. Штрафы за отсутствие полиса сравнительно небольшие — 55−120 евро.

Автогражданка здесь в среднем стоит 300 евро, и ее стоимость также зависит от ряда факторов. Это прежде всего марка, модель и возраст авто, водительский стаж, его возраст, страховая история и т. д.

Максимальный размер страхового покрытия — 5 210 000 евро для пострадавших людей и 1,5 млн евро на компенсацию материального ущерба.

Общая ситуация в странах ЕС

Можно привести и другие примеры, однако общая картина в Евросоюзе будет примерно одинакова: страховка гражданской ответственности владельцев транспортных средств перед третьими лицами в странах ЕС обязательна, а ее отсутствие наказуемо законом.

Для всех стран Европы характерен дифференцированный подход к страхованию: например, в Польше, Хорватии, Словении, Германии и т. п. максимальное страховое покрытие является лимитным и не превышает определенных сумм, что не всегда покрывает ущерб пострадавшим.

В Словакии, Чехии, Венгрии, Франции и многих других странах верхнего предела нет, что покрывает любые убытки пострадавших, даже в сотни миллионов евро.

Также во всей Европе страхование покрывает ущерб, нанесенный пассажирам, в том числе членам семьи застрахованного. Однако их суммы сильно отличаются от, например, 30 тыс. евро в Испании до 30 млн евро в Швеции.

Во многих европейских странах (например, в Бельгии, Испании и Финляндии) нет специальных требований по определению ответственности водителя, она автоматически определяется статьями Уголовного кодекса и базируется на принципе вины, которая должна быть доказана истцом.

В других странах — Италии, Австрии, Дании, Франции, Греции, Норвегии, Швеции и т. п. — принята специальная норма, которая освобождает потерпевшего от необходимости доказывать вину водителя.

Почти везде в Европе застрахованное лицо должно как можно быстрее заявить о ДТП своему страховщику. Претензию необходимо предъявить в течение 3 дней в Италии, 5 дней во Франции, 7 дней в Испании и 8 дней в Бельгии.

Страховщик обязательной гражданско-правовой ответственности обязан сделать предложение о возмещении ущерба или предварительной выплате ущерба потерпевшим в течение трех месяцев после дорожно-транспортного происшествия.

В общем, как видим, есть разница в деталях: цена полиса, страховое покрытие, время выплаты компенсации, процедура, наказание за его отсутствие и т. д.

Однако общее правило действует для всех: наличие автогражданки обязательно, а ее отсутствие наказывается законом. Однако самое сильное наказание здесь и так очевидно, и оно действует не только для Евросоюза, но и для всех цивилизованных стран: в случае причинения вреда здоровью или имуществу виновник будет покрывать эти убытки из своего собственного кармана.

В Украине эти суммы не так заоблачны, как в Европе, где иногда речь идет о десятках или сотнях миллионов евро. Потому и вывод очевиден: лучше потратить несколько сотен гривен или евро на полис автогражданки, чем потом попасть в долговую яму на всю жизнь.

Без полиса автогражданки (ОСАГО) жизнь водителя представить невозможно. Его стоимость зависит от многих факторов. На Finance.ua можно быстро и удобно оформить полис онлайн. Сравните цены и выгодно оформляйте полис по ссылке.

Кстати, что касается Украины, то здесь 17 июня вступил в силу новый Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

Он полноценно заработает с 1 января следующего года, а главная его цель — привести отечественные нормы страховых услуг к уровню стран ЕС.

Прочитать о новых правилах страхового рынка относительно автогражданки можно здесь.