0 800 307 555
0 800 307 555

Страховка на авто в Польшу

Особенности, о которых следует помнить

По итогам 2022 г. в Польше находятся 950 тыс. беженцев из Украины. Всего же в соседней стране живут 2,3 млн украинцев, сообщил вице-президент Польского фонда развития Бартош Марчук.
Оглавление

Польша стала одной из ключевых европейских стран, принимавших украинских беженцев после начала полномасштабного вторжения России 24 февраля 2022 года.

И если в начале этой фазы российско-украинской войны польское правительство упростило правила пересечения границы для украинцев, особенно тех, кто передвигался на своем автомобиле, то сейчас, планируя поездку в Польшу, нужно помнить о некоторых моментах.

Расскажем об особенностях пересечения украинско-польской границы, правилах дорожного движения, которые не действуют в Украине, но есть в Польше, а также ответим на самый распространенный вопрос – нужна ли страховка для пересечения границы с Польшей сегодня.

Все, что нужно знать о страховании – в нашем телеграм-канале. А теперь у нас есть и страничка в Instagram – любимый Finance.ua в необычном формате.

Пересечение границы Украина-Польша

Если вы уже были в Польше и получили право на временную защиту, при прохождении паспортного контроля необходимо сообщить польским пограничникам о въезде на территорию Польши именно с использованием этого права.

Также нужно предъявить электронный документ diia.pl. Он генерируется в польском приложении mObywatel.

По этой ссылке вы найдете пошаговую инструкцию, как это сделать.

«Въезд на территорию Польши, не сообщив о вышеупомянутых обстоятельствах или без предъявления электронного документа diia.pl, может привести к тому, что данные иностранца не будут включены в реестры, на основе которых предоставляется статус PESEL UKR, который связан с многочисленными социальными правами», – подчеркивают в Госпогранслужбе Украины.

Кстати, с 13 февраля на украинско-польской границе заработал новый пункт пропуска – «Нижанковичи – Мальховице». О его строительстве было заявлено еще в 2007 году, но фактически проект оставался замороженным до начала полномасштабной войны.

По словам главы Агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафы Найема, по окончанию обустройства пункта пропуска он будет открыт для всех типов автотранспорта. Планируется это сделать до конца 2023 года.

В настоящее время пункт «Нижанковичи – Мальховице» переориентирован на расширение пропускных способностей прежде всего грузовиков, чтобы обеспечить актуальные потребности экспортно-импортной логистики.

Через какие пункты пропуска можно пересечь границу из Украины в Польшу

  • Устилуг – работает исключительно как автомобильный пункт пропуска;

  • Шегини – открыт для пересечения границы автотранспортом, также позволяет пересекать границу пешком в обе стороны;
  • Угринов, Рава-Русская, Грушев, Смильница – автомобильные пункты пропуска. Пересекать границу пешком можно только в сторону Польши с целью эвакуации;
  • Краковец работает только как автомобильный пункт пропуска для легкового автотранспорта;
  • Ягодин – пешеходный переход не осуществляется, временно прекращен и пропуск легковых автомобилей, пропускаются грузовики по записи в «єЧерга».

Нужна ли страховка для пересечения границы с Польшей

Если в первые месяцы после начала полномасштабной войны польское правительство пошло навстречу автовладельцам – для въезда на территорию Польши не требовались страховки, то с 28 апреля прошлого года наличие полиса – снова обязательное условие. В первую очередь речь идет о Зеленой карте.

Зеленая карта в Польшу оформляется на общих основаниях, ведь полис действует более чем в 40 странах – вся Шенгенская зона и некоторые страны СНГ.

По своей сути Зеленая карта – это как бы международная Автогражданка. Она покрывает ущерб, нанесенный третьим лицам за границей, но не распространяется на виновника ДТП.

За отсутствие Зеленой карты (или местной Автогражданки) предусмотрены штрафы.

Так, например, в Польше, если полис отсутствует до 14 дней пребывания, придется заплатить 2 800 злотых, за более чем 14 дней штраф увеличится вдвое – до 5 600 злотых.

Стоимость Зеленой карты в Украине регулирует МТСБУ. Полис со сроком действия в год обойдется в 8 333 грн (примерно 200 евро), тогда как годовая Автогражданка в Польше стоит около 400 евро.

Зеленую карту можно приобрести онлайн, но документ обязательно нужно распечатать (допускается черно-белая печать), ведь, согласно международным правилам, этот полис подается именно в бумажном варианте.

Что интересно, Зеленую карту можно приобрести в украинских страховых компаниях, даже если вы уже находитесь на территории Польши или другого государства. Подробнее об этом – в нашей статье.

Проверить полис Зеленой карты можно онлайн на сайте МТСБУ.

Регистрация авто в Польше

Автомобили, зарегистрированные в Украине, рассматриваются Польшей как транспортные средства, участвующие в международном движении в соответствии с положениями Венской конвенции. Обе страны являются подписантками этого документа.

Следовательно, украинцы, прибывающие в Польшу на собственных машинах, подпадают под действие конвенции, поэтому не должны сразу же ставить автомобиль на польский учет.

Но если автомобиль с украинской регистрацией находится в Польше более полугода, его нужно зарегистрировать в местной районной (повятовой) администрации по месту проживания.

Для регистрации автомобиля в Польше необходимо подать заявление, а также предоставить следующие документы:

  • удостоверение личности собственника (паспорт);
  • сертификат соответствия транспортного средства;
  • полис страхования ответственности перед третьими лицами (Зеленая карта или местная автогражданка);
  • подтверждение уплаты НДС (VAT). Базовая ставка – 23%;
  • подтверждение прохождения техосмотра;
  • документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (оригинал договора купли-продажи, договора дарения и т.п.);
  • свидетельство о регистрации в Украине;
  • номерные знаки;
  • техпаспорт (при наличии).

Документы на украинском языке нужно обязательно перевести на польский.

Особенности движения по дорогам Польши

В Польше водители обязаны уступать дорогу пешеходам, когда они входят на пешеходный переход. Приоритет на переходе пешеход имеет не только тогда, когда он уже зашел на «зебру», но также тогда, когда только входит на переход.

Также водители должны держать достаточную дистанцию от идущего впереди транспортного средства. На автомагистралях (автобанах и скоростных дорогах) безопасное расстояние между транспортными средствами должно составлять половину текущей скорости.

То есть водитель, двигающийся со скоростью 100 км/ч, должен ехать на 50 м позади автомобиля впереди, если скорость 120 км/ч – 60 м, 140 км/ч – 70 м.

Скоростной режим в Польше общий для ЕС:

  • в населенных пунктах – 50 км/ч;
  • за пределами населенных пунктов – 90 км/ч;
  • на скоростных дорогах с двусторонним движением – 110 км/ч;
  • на автомагистралях – 130 км/ч.

Если в Украине нарушителем скоростного режима считается водитель, превысивший разрешенную скорость на 23 км/ч (20 км/ч – допустимое превышение, 3 км/ч – заложенная погрешность прибора измерения. – Ред.), то в Европе этого зазора нет.

Управляя автомобилем в Польше, водители должны включать ближний свет фар в течение всех суток.

Штрафы за нарушение ПДД в Польше

За нарушение ПДД в Польше предусмотрены гораздо большие штрафы, чем в Украине. Да и полиция следит за соблюдением ПДД строже. Незнание правил не освобождает от ответственности.

Следовательно, за непристегнутый ремень безопасности – самое любимое нарушение украинцев – придется выложить 100 злотых (824 грн по состоянию на 27 февраля. – Ред.).

Превышение скорости обойдется от 50 злотых до 5 тыс. злотых.

Использование мобильного телефона во время вождения будет стоить 500 злотых. Аналогичный штраф предусмотрен за проезд на красный свет. А за перевозку ребенка без детского автокресла – 300 злотых.

Штраф за неправильную парковку колеблется в пределах 100-800 злотых.

За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и говорить нечего. В случае, если в крови водителя обнаружат от 0,2 до 0,5 промилле, ему будет грозить:

  • штраф от 50 злотых до 5 тыс. злотых или арест до 30 дней;
  • запрет на управление ТС сроком от 6 месяцев до 3 лет;
  • списание 10 штрафных баллов*.

*Водители с опытом менее 1 года имеют лимит в 20 баллов, а водители с опытом от 2 лет – 24 балла. После того как водитель набирает максимальное количество штрафных баллов, он лишается права на управление транспортным средством, а полиция автоматически присылает ему направление на подтверждение квалификации (повторную сдачу теоретического и практического экзаменов).

Если в крови водителя свыше 0,5 промилле алкоголя, ему грозит уголовная ответственность:

  • штраф от 5 до 60 тыс. злотых;
  • лишение свободы до 2-х лет;
  • запрет вождения (любой одной или всех категорий) на срок от 3 до 15 лет.

Если автомобиль в Польше остановила полиция, то все люди в нем, включая водителя, не имеют права выходить из машины без прямого указания правоохранителя.

Водитель должен опустить окно, ждать подхода полицейского и в течение проверки держать обе руки на руле. Любые движения руками без соответствующего приказа могут быть расценены как попытка достать оружие.

За несоблюдение требований полиции или препятствование проведению контроля грозит штраф в размере 500 злотых. Его можно получить как за выход из автомобиля без разрешения, так и за самовольное снятие рук с руля.

Кстати, если при движении по польским дорогам в салоне зафиксируют больше человек, чем это предусмотрено в техническом паспорте, водителю грозит 300 злотых штрафа за каждого лишнего пассажира (но не более 3 тыс. злотых) и изъятие прав на 3 месяца.

Некоторые штрафы могут быть выписаны на месте, в частности, если нарушитель признает свою вину. Иностранцы могут оплатить его наличными или картой через мобильный терминал (поляки платят исключительно в безналичной форме. – Ред.).

Если нет средства для уплаты штрафа или же в случае несогласия с принятым решением, дело, вероятнее всего, будет передано в суд. Водитель может быть задержан до начала рассмотрения.