0 800 307 555
0 800 307 555

Сколько вы реально получите по ОСАГО в случае ДТП

Как рассчитать износ по ОСАГО

Вы попали в ДПТ. Пришло время работать со страховщиками по обязательному полису ОСАГО. Зачастую выплаты страховых компаний оказываются меньше, чем реальный ущерб автомобиля или затраты на лечение потерпевшего. Разбираемся, что означает показатель физического износа по ОСАГО и как он влияет на размер компенсации.
Оглавление

Кто должен иметь полис

Полис ОСАГО обязателен для водителей всех транспортных средств, которые зарегистрированы в Украине или временно ввезены в страну: автомобилей, автобусов, машин с прицепом, мототехники.

Исключения составляют группы водителей, определенные законом. Льготники – участники боевых действий, инвалиды войны и I группы – могут не иметь полис, и если они становятся виновниками аварии, не оплачивают расходы потерпевшей стороны. Вместо них платит Моторное транспортное страховое бюро Украины (МТСБУ).

Выгоды ОСАГО

Для водителей, пострадавших во время ДТП, важна возможность компенсировать полученный ущерб. Именно страховая компания будет платить за ремонт авто участников аварии (исключая автомобиль виновника), лечение пассажиров и/или других пострадавших людей, возмещать ущерб имуществу. В некоторых случаях страховщик оплачивает и расходы на стоянку, транспортировку автомобиля до места ремонтных работ.

Любой участник ДТП с полисом ОСАГО экономит на расходах, если машину виновника не удалось установить, ее владелец не имеет ОСАГО, или ею управлял тот, кто не имеет на это разрешения. Тогда расходы берет на себя МТСБУ.

Что не компенсирует полис

Виновник дорожно-транспортного происшествия не получит средства на ремонт своей машины или на восстановление здоровья. Штраф за создание аварийной ситуации на дороге не попадает под условия страхования, и водитель оплачивает его из своего кармана.

В случае, если страховая компания определила сумму выплат меньшей, чем реальные затраты на ремонт авто и лечение, то разница также ложится на плечи виновника ДТП. По ОСАГО не являются страховыми и ситуации, если автомобиль угонят, повредят при взломе, или он пострадает во время природного катаклизма.

Также не стоит забывать о франшизе. Если она не нулевая, то сумму франшизы компенсирует сам водитель. Подробнее о франшизах мы писали в этой статье.

Актуальные размеры компенсации

В течение одного года полисом можно воспользоваться столько раз, сколько раз возникал страховой случай. Размер возмещения законодательно закреплен:

  • 130 000 грн на ремонт автомобиля и имущества пострадавшего;
  • 260 000 грн на транспортировку в больницу и восстановление здоровья участника ДТП и компенсация его нетрудоспособности.

В случае, если причина ДПТ – вина нескольких человек, то их страховые компании выплачивают компенсацию сообща.

Материальный урон пострадавшей стороны высчитывается согласно Методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств.

Что означает коэффициент износа по ОСАГО

Во время эксплуатации и под влиянием окружающей среды транспортное средство, а также его элементы изнашиваются, то есть теряют свои первоначальные характеристики и функциональность. При определении размера компенсации страховые компании учитывают этот физический износ. И получается, что страховые выплаты ниже, чем реальная стоимость всех расходов на восстановление машины.

Для расчета общей суммы страховой выплаты используется коэффициент физического износа. Он показывает процент потери стоимости поврежденной детали по сравнению со стоимостью такой же, но новой. Например, коэффициент 0,7 означает, что вам не выплатят 70% от стоимости детали, которую нужно заменить.

Когда применяется коэффициент физического износа

Для транспортных средств износ начинают считать, если они попадают как минимум под одно из этих условий:

  • авто, которое эксплуатировалось дольше 5 лет и выпущено на заводах стран СНГ и бывшего СССР (для них используется общее название «страны СНГ»);
  • авто после 7 лет эксплуатации, выпущенное в странах за пределами СНГ;
  • грузовые авто, прицепы/полуприцепы, автобусы после 3 и 4 лет эксплуатации, если выпущены в СНГ и на заводах за пределами СНГ соответственно;
  • машина работает интенсивно (реальный пробег в два раза выше нормативного), в том числе в качестве такси;
  • есть сквозная коррозия кузовных деталей, деформированные элементы;
  • был ремонт кузова;
  • мототехника, старше 5 лет.

Коэффициент минимален или равен нулю (физический износ отсутствует), если транспорт младше указанного «возраста», без ремонтов, существенных повреждений.

При этом износ будет максимально жестким (его коэффициент составит 0,7), если ваша «ласточка» любого типа старше 12 лет. При условии капитального ремонта «взрослая» машина оценивается меньше – по коэффициенту 0,5.

Как рассчитывается коэффициент

Если коэффициент износа (Ки) не равен 0 ил 0,7, то он рассчитывается по следующей формуле:

Ки=1 – Цр/Цн, где

Цр – актуальная цена продажи неповрежденного авто на рынке, а Цн – стоимость такого же нового автомобиля.

Чтобы понять, какой % от стоимости новой детали не выплатит страховая, умножьте Ки на 100%.

Например, расчет коэффициента 1 – 300 000 / 500 000 = 0,6
расчет процента, который не выплатит страховая 0,6*100 = 60%

При вычислении Ки может учитываться и факт, была ли заменена деталь до аварии и как давно, ее фактический и средний сроки эксплуатации. В Методике можно найти таблицы с этими данными для расчета коэффициента физического износа для различных деталей.

Как коэффициент влияет на размер нанесенного ущерба

Чтобы вычислить сумму возмещения для пострадавшего авто (Х), нужно знать коэффициент износа (Ки), стоимость ремонтных работ (А), материалов (B) и самих запасных частей (C).

Если восстановление машины с учетом всех потерь стоимости (и авто в целом, и износ деталей) равно или выше рыночной стоимости транспортного средства, или транспортное средство попадает под условия применения Ки, то расчет происходит по такой формуле (п. 8.2. Методики):

А+В+С*(1-Ки) = Х

К примеру, 7000+10000+50 000*(1 – 0,7) = 32 000 грн

Если речь идет о новом транспорте (например, авто младше 5 лет и 7 лет, производства СНГ и других стран соответственно), то используется следующая формула:

X = А+В+С*(1– Ки)+ПС, где

ПС – потеря стоимости, величина которой показывает, насколько снизилась стоимость восстановленной машины по сравнению с рыночной ценой неповрежденного транспортного средства. Это показатель «морального износа» в ходе эксплуатации.

К примеру, 7000+10 000+50 000*(1-0,4) + 13 762,5 = 60 762,5 грн

Величина ПС рассчитывается по формуле:

ПС = Z/100 * (Цр+(А+В+С)), где

Z – коэффициент потери товарной стоимости (определяется Методикой в зависимости от срока эксплуатации авто в месяцах, отношения стоимости восстановительного ремонта к рыночной стоимости, а также соотношением стоимости ремонтных работ к сумме стоимостей деталей для замены и материалов).

К примеру, 3,75/100*(300 000+(7000+10000+50000)) = 13 762,5 грн

При самостоятельных расчетах финальная сумма компенсации и Ки условны. Специалисты используют данные таблиц Методики, с помощью которых определяют среднюю рыночную цену авто по каждому конкретному региону, корректировки стоимости в зависимости от пробега и срока эксплуатации, условий содержания. Они учитывают число участников ДТП, количество пострадавших людей, расходы на транспортировку с места аварии и многое другое. В каждом конкретном страховом случае действуют различные правила и исключения из них для определения коэффициента износа.

Как уменьшить коэффициент износа?

Естественно, страховым компаниям выгоднее, если выплата компенсации происходит не в полном размере и/или они могут оттянуть выплату дольше разрешенных законом 90 дней. Поэтому они находят варианты обхода договоренностей.

Например, включают в коэффициент износа стоимость ремонтных восстановительных работ, проводят расчет только для одной детали авто, перекладывая расходы на замену других поврежденных деталей и узлов на плечи виновника ДТП, а также используют исключения из условий определения коэффициента по своему усмотрению. Страховщики могут неверно определять количество пострадавших в одном случае и сокращать общую сумму выплаты.

В результате компенсация меньше, чем должна быть, виновники ДТП самостоятельно оплачивают недостающее пострадавшей стороне. Нередки случаи, когда водители попадают под регрессные условия договора со страховой компанией и обязаны частично возместить ее затраты.

Чтобы не потерять нервы, время и деньги, привлекайте к делу независимого страхового юриста. Профессионал сопроводит подписание договоров со страховой, проанализирует ДТП, поможет грамотно рассчитать износ и общий ущерб, получить соответствующую реальности сумму компенсации и своевременную выплату.