Не дай Бог ДТП. Что делать и можно ли покрыть расходы?
Рассмотрим разные ситуации
Мы желаем всем участникам дорожного движения безопасной и безаварийной езды. Однако каждый водитель должен знать, что делать в случае аварии.
Рассмотрим самый простой случай: повреждение автомобилей незначительны, а в результате аварии никто не пострадал – ни водители, ни пассажиры, ни пешеходы. В таком случае можно обойтись без вызова правоохранителей.
Все участники ДТП должны прийти к согласию относительно таких действий и не вступать в спор по поводу обстоятельств совершения аварии. Нужно убедиться, что ни у одного из них нет явных признаков алкогольного или наркотического опьянения. У всех сторон должны быть оформлены действующие полисы автогражданки.
При таких обстоятельствах водители могут совместно составить так называемый «европротокол» – сообщение о ДТП. Бланки таких протоколов вам выдает страховая компания при заключении договора страхования обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО).
Ездить без ОСАГО в Украине нельзя. Это нарушение закона. Если у вас нет полиса ОСАГО, или его действие заканчивается, обязательно оформите такую страховку. Рассчитать стоимость и выбрать лучшее предложение можно через удобный сервис на Finance.ua. Это выгоднее, чем платить штраф за езду без полиса – 850 грн.
Тщательным образом зафиксируйте все обстоятельства ДТП и повреждения, полученные транспортными средствами. Нарисуйте схему самого происшествия. Сфотографируйте место аварии с разных ракурсов в привязке к ориентирам на местности. Проведите видеосъемку.
Также обменяйтесь контактами и данными ваших страховых компаний. О самой аварии нужно сообщить в страховую в течение трех суток и предоставить все необходимые документы.
Важно не ремонтировать поврежденные автомобили до осмотра представителем страховой компании (аварийным комиссаром). Они должны оставаться в том виде, который наступил в результате ДТП.
Согласно действующему законодательству, участники ДТП освобождаются от обязанности сохранения транспортных средств в таком состоянии, в котором они были после дорожно-транспортного происшествия:
- если не по их вине в течение десяти рабочих дней после получения страховщиком сообщения о ДТП, его уполномоченный представитель не явился на местонахождение поврежденного имущества.
Существенный нюанс при применении такого алгоритма действий: размер выплаты потерпевшему ущерба в случае составления «европротокола» не будет превышать 50 тысяч гривен.
Несмотря на предусмотренную возможность составления «европротокола» самостоятельно, адвокаты-практики рекомендуют все же вызвать на место ДТП полицию и доверять составление соответствующих документов ей.
Совершение ДТП является административным правонарушением. И полицейские составят этот протокол, прибыв на место аварии. Его копию обязательно должны предоставить лицу, в отношении которого он составлен. Не забудьте взять и требовать, если вам ее не дают – это прямая обязанность полиции.
Кроме того, внимательно следите, что пишут в протоколе: от того, насколько правильно изложены все обстоятельства аварии, часто зависит определение виновного и степень его вины.
Если вы не согласны, что именно вас признают виновным в совершении административного правонарушения (ДТП), или считаете, что что-то в протоколе написано неправильно – не конфликтуйте с полицейскими:
- Вы можете его обжаловать;
- В протоколе существует графа «объяснения». Вы имеете полное право вписать туда то, что считаете нужным. Запретить внести дополнения или не согласиться с обстоятельствами, изложенными работником полиции, не могут.
Вам должны предложить пройти тест на наличие алкоголя в организме. Ни в коем случае не отказывайтесь от этого. Отказ по факту будет означать, что вы находились за рулем в состоянии опьянения.
Если по каким-то причинам полицейские этого не сделали, как можно скорее доберитесь до ближайшей больницы и сдайте соответствующие анализы, а их результаты сохраняйте до окончания рассмотрения дела.
Кстати, выплаты по ОСАГО предусмотрены даже если виновник ДТП был пьян. Впрочем, страховая компания потом может обратиться к водителю с требованием о компенсации расходов на урегулирование такого случая. Это называется регрессный иск. Он закреплен в статье 38 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
В таком случае без вызова полиции не обойтись.
Убедитесь, есть ли пострадавшие и нуждаются ли они в помощи. Ни в коем случае не перемещайте автомобили и не убирайте никаких следов: торможение, разбитые детали и т.д. Выставьте аварийные знаки и ждите приезда полиции. Вызвать ее необходимо как можно быстрее, а обязанность сделать это возлагается на участников ДТП.
Пока правоохранители к вам едут, старайтесь найти свидетелей и взять у них контакты – это может понадобиться во время следствия или определения степени вины участников ДТП. Также не лишним будет провести фото- и видеосъемку места аварии и повреждений.
Обменяйтесь контактами с другими участниками аварии и данными о страховых компаниях, в которых оформлены договоры страхования: ОСАГО, каско и договоры дополнительной гражданской ответственности.
Многие страховые компании предоставляют своим клиентам возможность вызвать на место аварии своего представителя – не игнорируйте такую возможность. Квалифицированный страховщик проследит, чтобы все документы были оформлены верно, и лишняя поддержка вам не помешает.
В среде автомобилистов распространено мнение, что полностью виноват тот водитель, который ехал сзади. Обычно так и есть, но не надо спешить признавать свою вину.
Вот пример из жизни: на место ДТП прибыл адвокат, чтобы проконтролировать правильность составления всех материалов осмотра места происшествия. Он также обратил внимание, что стекло на стоп-сигналах и указателях поворотов переднего авто было затонировано кустарным способом.
Когда началось рассмотрение материалов дела, адвокат добился экспертизы, которая установила, что водитель заднего авто не мог рассмотреть сигналов передней автомашины в результате внесенных во внешние световые приборы изменений, не предусмотренных государственными стандартами.
Были и другие нюансы, но главным выступил именно этот. Виновным в совершении ДТП признан водитель передней машины и на него возложили обязанность возместить все убытки, которые были достаточно большими: в результате аварии задняя (довольно дорогая) машина перевернулась на крышу.
Здесь, конечно, без страховки не обойтись. Только помните, что пределы страховых выплат имеют свои лимиты: 130 000 гривен пострадавшему в ДТП авто и 260 000 гривен на восстановление здоровья лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Случай из собственной практики. Виновником этого ДТП стала дорога. Точнее – ямы на ней. Пострадал только автомобиль автора и его нервная система. Я влетел в яму, и две шины моей машины превратились в хлам. Многие не знают, но это тоже дорожно-транспортное происшествие.
О факте ДТП я сообщил на номер «102», после чего приехала полиция и составила протокол. Также была составлена схема ДТП. В общем, были произведены все необходимые действия.
Потратил я на это несколько часов. Но, поскольку была ночь, а бросить машину посреди города я не мог, – и решил взыскать с города убытки. Если бы у меня был договор каско, ущерб возместила бы страховая компания, она бы и разбиралась потом с теми, кто отвечает за дорогу. А так пришлось это делать самому.
За состояние дорог в Украине отвечают конкретные лица и организации. И в случае такой ДТП, именно должностные лица организации, в ведении которой находится дорога, несут ответственность. И с них вы имеете полное право взыскать убытки.
Для этого:
- Нужно оформить факт ДТП.
- Взять все необходимые документы, подтверждающие ущерб: чеки из автосервиса, накладные, акты выполненных работ и т.д.
- Подать иск в суд вам поможет адвокат, но зафиксировать факт ДТП должна полиция, которую вам следует вызвать на место аварии. Делают полицейские это не очень охотно, но делают.
Если в ДТП пострадали люди, в действие вступает уже уголовно-процессуальный кодекс, поэтому на место аварии выезжает следственно-оперативная группа, которая и составит соответствующие материалы.
После этого уполномоченное на то лицо в органах Нацполиции примет решение о возбуждении уголовного дела. Но это уже будет не на месте ДТП, а по результатам изучения всех материалов, которые предоставят полицейские, оформлявшие предварительные документы.
Если авария серьезная, обязательно обратитесь за квалифицированной правовой помощью. Эта трата точно не будет лишней, виновны вы или нет.
1. Много камер видеонаблюдения. Особенно в городах. Постарайтесь взять соответствующие записи с них.
2. Во время фото- или видеосъемки места ДТП делайте это так, чтобы в кадр попадали ориентиры местности, которые позволят точно установить обстоятельства аварии: характерные приметы, надписи на заборах, номера зданий, дорожная разметка, бордюры, ямы и тому подобное. Фото- и видеосъемку можете делать не только вы, но и ваши родственники, друзья, случайные прохожие.
3. Многие автомобили оборудованы видеорегистраторами. Постарайтесь взять контакты водителей, ставших свидетелями ДТП, и попросите у них записи.
4. При оформлении работниками полиции материалов на месте ДТП обратите внимание, чтобы они не пропустили важной информации. Например, иногда забывают указать направление движения машин, дорожную разметку, дату и время совершения ДТП, неправильно фиксируют данные свидетелей ДТП. Бывает даже, что путают название улицы, на которой произошла авария.
5. Внимательно перечитывайте все материалы, которые вам дают подписывать и не забывайте их дополнять/уточнять в соответствующей графе. Вы можете отказаться подписывать любые бумаги, но это уже крайний случай и злоупотреблять этим правом не следует, это может сыграть с вами злую шутку в дальнейшем.
Нюансов в оформлении документов очень много, все предусмотреть невозможно. Поэтому главное: будьте внимательны и старайтесь сохранять спокойствие.
Если один из участников ДТП скрылся с места происшествия, алгоритм действий для других не меняется – вызовите полицию и сообщите все известные вам обстоятельства.
Еще раз желаю всем участникам дорожного движения езды без аварий и происшествий. И чтобы то, что вы прочитали, осталось только теоретическими знаниями.