Заработать на собственной криптовалюте: миссия возможна
Моя крипта – мое богатство
Именно криптосфера является местом для расцвета инноваций, где каждый может создать свой цифровой актив и получать прибыль, аналогично другим крупным игрокам рынка. Этот материал поможет вам разобраться в том, как начать свой путь успешного заработка на собственной криптовалюте и расскажет о ключевых подходах к решению этой задачи.
Для запуска успешного криптопроекта потребуется капитал. У криптостартапов, как правило, не так много путей для поиска средств, и почти все они ведут к венчурным компаниям.
Многие мощные блокчейны платформ заинтересованы в расширении сети и всестороннем применении, поэтому они создали фонды, которые финансируют молодые проекты. Вот вам несколько примеров:
- Polkadot Foundation;
- Harmony Ecosystem Fund;
- программа грантов для протоколов NEAR;
- Ethereum Foundation;
- Web3 Программа грантов фонда;
- Tezos Foundation;
- Cardano Catalyst Fund;
- Программа грантов Cosmos;
- Программа грантов Solana;
- Программа грантов Chainlink;
- Программа грантов Aave;
- Программа грантов Algorand;
- Программа грантов Binance Smart Chain.
Иногда криптостартапы пользуются услугами акселераторов и инкубаторов, предоставляющих доступ к инвестициям, менторству и готовому бизнес-плану. Обычно такие организации стараются максимально контролировать деятельность проекта.
В Украине наиболее популярные платформы для поиска инвестиций в стартапы — InVenture и Startup Network.
Фандрейзинг также пользуется популярностью среди криптопроектов. Здесь для сбора средств используется децентрализованная платформа Juicebox.
Некоторые инвесторы самостоятельно выходят на проекты. К примеру, после знакомства на конференции или форуме. К другим проекты обращаются сами, назначают встречи, делают презентации. В основном инвесторы смотрят на несколько составляющих: рынок, его проблемы и как с ними справляется интересующий их проект.
Насколько бы ни был полезен и уникален ваш продукт, если о нем знает ограниченное количество людей, он обречен на провал. Именно поэтому рекомендуем уделить большое внимание сайту криптопроекта и его наполнению. Это ваша визитка. По ней в первую очередь будут вас оценивать будущие инвесторы и пользователи.
Качественный сайт с хорошим функционалом обойдется вам более чем в $1 тыс.
Посмотрите, что у конкурентов, сделайте все, что от вас зависит, для привлечения внимания.
Главная страница официального сайта криптопроекта STEPN. Источник: stepn.com
Отдельно следует учесть стоимость домена. Среди криптопроектов в основном популярны домены org, io, com. На домен также придется потратить в районе $100/год, расходы по аренде хостинга – от $50/год, поддержку работы сайта и наполнение.
Мы не зря указываем ориентировочные стоимости, поскольку эти суммы пригодятся при составлении бизнес-плана.
Сайт, это скорее о престиже. А вот когда речь идет о привлечении пользователей, это уже о социальных сетях.
Facebook, Instagram, X, LinkedIn и другие… Делайте акцент на тех сетях, где наибольшая концентрация вашей целевой аудитории. Ориентируйтесь на доступный вам бюджет. Публикуйте новости, рассказывайте о своем проекте в видео. В общем, делайте все, чтобы собрать как можно большее сообщество. Полезно будет проведение маркетинговой компании, но опять же все упирается в деньги. Мощные маркетинговые компании могут стоить до полумиллиона долларов.
После того как этап разработки и создания криптовалюты завершен, вам нужно распределить токены. В случае наличия нужного капитала для запуска проекта придется ответить на несколько простых вопросов:
- сколько криптовалют выделить на airdrop или предпродажу, проведение которой рекомендовано?
- сколько криптовалюты предоставить для ликвидности на бирже?
- сколько криптовалюты оставить себе?
Сумма предпродажи+airdrop+ликвидность на бирже даст количество вашей криптовалюты в обращении.
Подробно проработайте airdrop, какие вознаграждения получат участники и за какие действия. Какое количество пользователей вы можете привлечь. Будьте осторожны и требовательны по отношению к airdrop, так как в сети есть много airdrop-охотников, которые становятся владельцами большого количества криптовалюты, выделенной под этот маркетинговый ход через использование фиктивных аккаунтов.
В дальнейшем они могут оказать негативное влияние на стоимость вашего цифрового актива.
Если капитал для запуска вашего криптопроекта отсутствует, тогда распределение токенов будет гораздо сложнее. Вам придется отдать часть токенов инвесторам, маркетинговым компаниям, разработчикам и другим людям, участвующим в запуске криптовалюты. Возникновение конфликтных ситуаций почти гарантировано.
Приведем пример распределения токенов блокчейн-платформы Cardano.
Максимальное количество монет ADA составляет 45 млрд, в обращении находится около 35 млрд. Из общего количества 2,5 млрд криптовалюты было выделено IOHK. Еще 2,1 млрд – Emurgo, компании по блокчейн-технологиям, которая была основателем протокола Cardano. 648 млн было предоставлено некоммерческой организации Cardano Foundation, занимающейся продвижением платформы и повышением уровня внедрения.
Для того чтобы добавить собственный токен на биржу, придется приложить немало усилий, но оно того стоит! Пример листинга токена SUI на криптовалютной бирже Binance, когда стоимость цифрового актива выросла на 2000%.
Суточный график SUI/USDT. Источник: Binance
В зависимости от наличия или отсутствия капитала у вас есть несколько вариантов листинга вашей криптовалюты на бирже.
При наличии капитала возможны два пути добавления токена на биржу:
- Листинг на децентрализованной бирже;
- Листинг на централизованной бирже.
Первый путь относительно прост. Для того чтобы добавить собственную криптовалюту на децентрализованную биржу, необходимо придать ликвидность. То есть подкрепить ваш токен криптовалютой, которая уже торгуется (предоставить ему стоимость). В основном это делают с помощью стейблкоинов, таких как USDT, USDC, TUSD…
К примеру, вы добавляете на DEX 1000 собственных токенов и подкрепляете их 100 USDC, тогда стоимость одного вашего токена будет 10 центов.
Чем больше ликвидность, тем лучше. При малой ликвидности стоимость вашего токена будет обладать чрезвычайно большой волатильностью. Из этого становится понятно, что для листинга нужны «большие деньги», особенно если ваш проект привлек внимание криптосообщества.
Однако листинг криптовалюты на децентрализованных биржах имеет ряд недостатков:
- вашей криптовалюты не будет в списках доступных для обмена токенов, ее можно будет найти только по контракту;
- ваше обеспечение может быть в опасности из-за несовершенства децентрализованных бирж.
Листинг на централизованной бирже, путь лучше, но в разы дороже.
Централизованные биржи – это крупные платформы со значительными объемами торгов и многомиллионной аудиторией. Понятно, что появление вашего токена на такой площадке приведет к росту капитализации, узнаваемости бренда, росту доверия и распространению.
Но будьте готовы – у вас впереди много работы. Для начала необходимо заполнить заявку, где указывается общая информация типа название проекта, название токена, тикер…
Заявка на листинг на криптовалютной бирже Binance. Источник: Binance
Далее придется предоставить подробную информацию, которая будет включать более 20 пунктов, среди которых бизнес-модель, разрешительные и сопроводительные документы, токеномика, сообщество, сайт…
Гарантии того, что ваш проект будет допущен к листингу, нет. Заявки в большинстве своем рассматриваются долго. Листинг может быть бесплатным, если ваши криптовалюты уже торгуются в больших объемах и представлены на многих биржах.
В противном случае придется добавить ликвидность. После листинга будьте готовы к периодическим проверкам со стороны биржи по поводу соответствия вашего проекта требованиям платформы.
Свободные средства отсутствуют, но вы понимаете, что вам нужно выходить на большую сцену. Выход есть:
Это одно из самых популярных мест для привлечения капитала ликвидности. Однако в сети существует множество платформ для проведения ICO, IDO, IEO.
Алгоритм их работы очень прост. Вы подаете заявку, платформа (биржа) размещает на маркетплейсе ваше предложение, инвесторы, которые видят за вашим проектом будущее, покупают токены. После того как распродажа завершена, ваши токены появляются на бирже. Ликвидность предоставили инвесторы.
Если вы после этого начнете продавать собственные токены, то фактически сможете вывести с биржи деньги инвесторов, но это будет запрещено делать как минимум определенный период времени. Кроме того, вы нанесете ущерб своему проекту, поскольку можете спровоцировать побег инвесторов.
Биржи и платформы, проводящие листинг, требовательны к новым проектам, будьте готовы к неудобным вопросам.
Перед заполнением заявки на листинг на бирже Binance рекомендуем прочитать инструкцию по поводу того, что от вас ожидает платформа. Подобные инструкции есть на большинстве таких площадок.
Заявка на Launchpad на бирже Binance. Источник: Binance
Ключевой способ заработка на собственной криптовалюте – это продать ее.
Возможно, это звучит банально, но именно эта составляющая приносит наибольший доход криптоэнтузиастам.
Конечно, точные прибыли многих криптопроектов скрыты от широкой общественности. Ведь к криптопроектам нет требований подобных публичным компаниям, торгующимся на международных рынках. Где на основе отчета можно увидеть, сколько компания зарабатывает, какие у нее операционные расходы, продажи, выплаты по кредитам, долги… В связи с этим мы вынуждены оперировать логическими расчетами.
Посмотрим на ту же блокчейн-платформу Cardano. Разработчики оставили себе 16% (7,2 млрд) от общего количества монет (45 млрд).
С 2015 по 2017 они провели 5 раундов перепродаж по средней цене $0,0024 за монету. Доля учредителей на тот момент составила $17,28 млн в фиате. Маловероятно, что они сразу начали продавать свои монеты.
В сентябре 2021 года стоимость ADA достигла $3,101, а доля учредителей — $22,327 млрд.
Допустим, учредители периодически продавали свои монеты по средней цене $1,5517, их доход составил $11,17 млрд. Понятно, что это не чистый доход, однако его размер исключителен.
Кроме непосредственной продажи своей криптовалюты, криптопроекты зарабатывают на производных возможностях в зависимости от сферы деятельности.
Например, криптопроект STEPN, сосредоточенный на «move to earn», в своем приложении продает NFT кроссовки, необходимые пользователям для заработка криптовалюты за свою физическую активность.
Стоимость кроссовок сейчас стартует от $20, однако в период, когда крипта была на пике славы, они стоили в 10 раз дороже.
Согласно статистике Google Play мобильное приложение STEPN загружено более 1 млн, предположим, что столько же раз его загрузили на App Store, получаем более 2 млн пользователей.
Если все они приобрели кроссовки по $20, то доход разработчиков от продаж только кроссовок составил $40 млн.
Но на самом деле он еще больше, потому что в период когда STEPN набирал обороты, многие пользователи имели по несколько пар кроссовок и $20 — это минимальная цена. А в ассортименте есть кроссовки с улучшенными характеристиками, которые стоят значительно дороже, например $700 тыс. за пару.
Маркетплейс STEPN. Источник: m.stepn.com
Другой криптопроект под названием Basic Attention Token, создавший браузер, вознаграждает пользователей за их активность. Конечный потребитель, установив Brave Browser, не испытывает никакого дискомфорта, поскольку функционал полностью соответствует уже традиционным Chrome, Opera, Microsoft Edge…
Отличие в том, что браузер от Basic Attention Token собирает данные об активности пользователей и продает рекламодателям с сохранением конфиденциальности, параллельно вознаграждая пользователя токенами BAT.
За просмотр рекламы — отдельные вознаграждения. Какую часть этого дохода забирает себе проект, неизвестно, но судя по количеству активных пользователей ежедневно (более 16 млн) сумма будет кругленькая.
Интересным и потенциально очень прибыльным является проект SunContract, реализуемый в Словении. Там стартаперы решили объединить потребителей электроэнергии с производителями напрямую без посредников (P2P). Они создали площадку, где производители электроэнергии размещают свои предложения, а потребитель с помощью внутреннего токена (SNC) покупает необходимые мощности. Это позволило потребителям снизить затраты, а производителям продавать избыточные мощности. Создатели в свою очередь получают свой процент по каждой сделке.
Есть также много прибыльных примеров и блокчейн играх. Доход там аккумулируют в результате продажи разных артефактов, земельных участков, персонажей, инструментов и других вещей, имеющих игровую ценность. И это тоже значительные суммы.
Отдельный источник дохода криптопроектов — комиссии за проведение операций внутри приложений. Размеры доходов зависят от количества и активности пользователей. К примеру, на этом хорошо зарабатывают разнообразные криптокошельки.
В общем, криптосфера предоставляет разнообразные возможности для заработка, и выбор метода зависит от конкретного проекта и целей пользователя.