Соглашение об ископаемых: все, что нужно знать и понимать украинцам
Похоже, в этом долгосрочном вопросе наконец-то поставлена точка
Условно, на повестку дня вынесли так называемое Соглашение о полезных ископаемых. Лидер Америки говорил, что хочет получить доступ к совместной разработке ценных месторождений, искренне обещал, что это будет выгодно обеим сторонам. Но было много сомнительных фактов.
Он озвучивал разные суммы предоставленных Украине грантов. Неоднократно отмечал, что хочет вернуть эту поддержку в пользу собственных граждан путем получения доступа к нашим ценным месторождениям.
Начнем со справки: грант (с англ. grant — дар или пожертвование) — финансовая помощь, которая в подавляющем большинстве случаев оказывается на безвозвратной основе разными организациями и учреждениями на реализацию определенного проекта.
И украинцам от администрации Джо Байдена предоставлялись именно гранты. То есть, не деньги взаймы, а деньги в виде поддержки. Это существенная разница, согласитесь. К тому же в требованиях Трампа фигурируют постоянно разные суммы. Они не просто поражают, они шокируют значительно большими размерами реальной стоимости той помощи, которая была оказана народу Украины.
Когда был предложен первый вариант соглашения, там содержались неприемлемые условия с «привкусом колониализма». Договор называли просто «драконовским» из-за непомерных запросов и отсутствия гарантий. Ожидаемо, что Украина не стала подписывать такое.
Стороны начали разработку другого варианта соглашения, который мог бы удовлетворить всех участников.
И камнем преткновения при разработке стала проблема гарантий безопасности. Именно на этом настаивала сторона Украины. Америка же заявляла, что их не будет, а этот договор заключается просто, чтобы вернуть деньги, вложенные в Украину.
Правительство Украины уверяло граждан, что вопросы урегулировали и предлагало финальную версию документа для ознакомления.
Вариант, ставший причиной скандала, одобрили 26 февраля. Тогда премьер-министр Денис Шмигаль сообщил, что подписантом от Украины будет первая вице-премьер-министр-министр экономики Юлия Свириденко.
Называться документ будет Соглашением об установлении правил и условий инвестиционного фонда восстановления Украины и будет предусматривать создание правительствами Украины и Америки общего фонда, полученные из которого доходы можно будет направлять на послевоенное восстановление государства.
В тексте документа указывалось, в том числе следующее:
- украинское правительство будет вносить в Фонд 50% поступлений, полученных от всех природно-ресурсных активов в государственной собственности (месторождений полезных ископаемых, углеводородов, нефти, газа и других) и соответствующей инфраструктуры (портов и терминалов сжиженного природного газа) с согласия обеих сторон;
- во избежание сомнений такие будущие источники поступлений не включают нынешние источники поступлений, которые уже входят в состав общих доходов бюджета Украины. Временные рамки, объем и стабильность взносов будут определены в соглашении о Фонде;
- взносы, сделанные в Фонд, будут реинвестироваться, по крайней мере, раз в год с целью содействия безопасности, защите и процветанию Украины, что будет дополнительно определено в соглашении о Фонде. Соглашение о Фонде также будет иметь положение относительно будущих дивидендов.
Но было много вопросов. И основное из них можно сформулировать так — действительно ли соглашение так сработает на практике, как о нем говорят, защитит ли документ Украину от возможности повторного российского вторжения?
В подготовленном Соглашении довольно расплывчато отмечалось, что правительство США поддерживает Украину в целях получения гарантий безопасности для создания длительного мира. Но и все остальные страны (в большинстве) тоже нас поддерживают. Причем, уже не первый год. Но, несмотря на поддержку, война продолжается. Где конкретика? Где настоящие обещания?
Да, само по себе Соглашение носило предварительный характер. Уже на ее основании должен создаваться ключевой договор о создании инвестфонда. Разрабатывали бы соглашение с привлечением международных экспертов, то есть работа впереди была бы продолжительной и тяжелой.
Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно отмечал, что конечный вариант соглашения о полезных ископаемых из США не будет содержать фраз о долгах Украины за полученную в прошлом помощь.
Текст его уже был опубликован, ознакомиться будет не сложно. И очевидно, что в этой версии речь уже идет не только о «редкоземельных металлах», а обо всем комплексе полезных ископаемых на территории Украины.
Вместе с тем, в первом варианте Соглашения, который привозил министр финансов США Скотт Бессант, был прописан механизм возвращения грантов, предоставленных в свое время администрацией Байдена.
В новом варианте все уже немного подкорректировано. Например, есть четко прописанный пункт о том, что украинская часть наполнения Фонда не будет включать то, что являются сегодня источниками наполнения государственного бюджета. То есть вся рента от Укргаздобычи, Нафтогаза, Укрнафты и других добывающих компаний — все это будет дальше направляться в госбюджет. Наполнителем украинской части Фонда станут исключительно новые полезные ископаемые, которые будут разрабатываться.
Итак, рассматриваем документ тезисно:
С учетом того, что:
- Соединенные Штаты Америки оказали значительную финансовую и материальную поддержку Украине с момента полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года;
- американский народ хочет инвестировать вместе с Украиной в свободную, суверенную и безопасную Украину;
- Соединенные Штаты Америки и Украина стремятся к продолжительному миру в Украине и продолжительному партнерству между их двумя народами и правительствами;
- Соединенные Штаты Америки и Украина признают вклад, который внесла Украина в укрепление международного мира и безопасности, добровольно отказавшись от третьего по величине в мире арсенала ядерного оружия;
- Соединенные Штаты Америки и Украина желают обеспечить, чтобы те государства и другие лица, действовавшие враждебно против Украины в конфликте, не получили выгоды от восстановления Украины после прихода длительного мира, стороны заключают это Соглашение.
Управление им будут осуществлять совместно представители правительств Украины и США. Участники не будут продавать или передавать какую-либо часть своей доли в Фонде без предварительного письменного согласия другого Участника.
Фонд будет собирать и реинвестировать доходы, вносимые в Фонд, за вычетом расходов, понесенных Фондом, и будет зарабатывать доход от будущей монетизации всех соответствующих природно-ресурсных активов, имеющихся в государственной собственности Украины (независимо от того, находятся ли они в прямой или косвенной государственной собственности Украины).
Правительством Украины будут вноситься в Фонд 50% всех поступлений, полученных от будущей монетизации:
- всех природно-ресурсных активов, прямо или косвенно принадлежащих государству и определяемых как месторождения полезных ископаемых, углеводородов, нефти, природного газа и других добывающих материалов;
- другой инфраструктуры, в соответствии с природно-ресурсными активами (терминалы сжиженного природного газа и портовая инфраструктура).
По своему усмотрению Фонд может зачислять или возвращать Правительству Украины фактические расходы, понесенные по вновь созданным проектам, от которых Фонд получает доходы.
Взносы в Фонд будут реинвестироваться по крайней мере раз в год в Украине с целью содействия ее безопасности, защите и процветанию. Соглашение о Фонде также будет иметь положение относительно будущих дивидендов.
Правительство Соединенных Штатов Америки будет поддерживать долгосрочные финансовые обязательства по развитию стабильной и экономически преуспевающей Украины.
Последующие взносы могут состоять из средств, финансовых инструментов и других материальных и нематериальных активов, критически важных для восстановления Украины.
Участники оставляют за собой право предпринимать необходимые действия по защите и максимизации ценности своих экономических интересов в Фонде.
На данный момент Соглашение подписано и ознакомиться с ним всем желающим можно самостоятельно.
Ключевые условия рассказала первая премьер-министр Украины Юлия Свириденко. Она отметила, что:
- Соглашение полностью соответствует нашей Конституции.
- США дают Украине деньги и помощь (в частности, ПВО и технологии).
- Национальное имущество защищено. В процессах приватизации никаких изменений.
- Все ресурсы на нашей территории и территориальных водах принадлежат Украине. Именно украинское государство определяет, где и что добывать. Недра остается в украинской собственности — опечатана по соглашению.
- Фонд будет пополняться с новых лицензий, а не из уже существующих.
- Соглашение не предусматривает изменений в процессах приватизации или управлении госкомпаниями — они и дальше будут принадлежать Украине. Такие компании, как Укрнафта или Энергоатом, остаются в собственности государства.
- Фонд создан 50/50. Мы будем управлять этим Фондом совместно с США. Ни одна из сторон не будет иметь преимущественного голоса, и это будет отражать равноправное партнерство Украины и США.
- На фонд задействуются 50% от новых лицензий на критические материалы и нефтегазовые проекты, которые поступят в бюджет после создания фонда. Доходы от уже начатых проектов или запланированных в бюджет поступлений не включаются в Фонд. Соглашение касается дальнейшего стратегического сотрудничества.
- Деньги будут идти исключительно на проекты в Украине (добыча, инфраструктура, переработка и подобные).
- Никаких долговых обязательств на Украину не ложится.
- 10 лет прибыли не выводят, только инвестируют в восстановление. США помогают привлекать инвестиции и технологии.
- Имеются налоговые гарантии. Доходы и взносы Фонда не облагаются налогом ни в США, ни в Украине, чтобы инвестиции приносили наибольшие результаты.
- Собственность и контроль над недрами, компаниями, ресурсами принадлежит Украине. Фонд будет общий 50/50. Украина больше ничего не должна, а путь в ЕС открыт.
- Соглашение не содержит никаких упоминаний о каких-либо долговых обязательствах Украины перед США. Реализация соглашения позволит обеим странам расширить экономический потенциал за счет равноправного сотрудничества и инвестиций.
- Документ согласовывается с национальным законодательством и не противоречит каким-либо международным обязательствам Украины. Важно, чтобы соглашение стало сигналом для других мировых игроков, что с Украиной надежное долгосрочное сотрудничество — на десятилетие.
- Для функционирования Фонда предусмотрены только поправки в бюджетный кодекс. Такое же соглашение должно ратифицировать Верховная Рада.
Фонд поддерживается правительством США через агентство DFC, которое поможет нам привлечь инвестиции и технологии фондов и компаний США, ЕС и других стран, поддерживающих нашу борьбу с российским врагом. Передача и развитие технологий является важным компонентом Соглашения, потому что нам требуются не только инвестиции, но и инновации.
Теперь коротко о том, как все будет на практике.
Со стороны США Украине идет финансирование, помощь по ПВО и др., а Украина со своей стороны делает инвестицию в виде доли от добычи из новых месторождений. Доход вкладывается после принятия совместного решения в добычу в Украине нефти и газа, в развитие инфраструктуры.
Кроме того, Фонд будет инвестировать в проекты по добыче полезного ископаемого топлива и нефти и газа, а также в соответствующую инфраструктуру или переработку. Конкретные инвестиционные проекты, на которые будут направлены средства, определят совместно Украина и США. Важно, чтобы Фонд мог инвестировать исключительно в Украину.
И еще очень важно — в течение первых 10 лет не будет происходить никакого разделения доходов. Деньги будут идти исключительно на восстановление Украины.
Это не просто значительная финансовая сделка. Со стороны США есть безоговорочное признание вклада Украины в глобальную безопасность (отказ от ядерного оружия), гарантируют поддержку и стремятся к длительному сотрудничеству.
Процесс подготовки, согласования был очень длительным. Сопровождавших его слухов хватало. Тогда, в процессе подготовки к выпуску этого материала мы общались со специалистами из разных отраслей, которые понимают, что происходило, происходит, и далее предлагаем вам ознакомиться с их мнениями.
Одна из первых откликнулась на наш запрос старший научный сотрудник ИОН НАНУ Украины, кандидаты геолого-минералогических наук Алла Василенко и дала следующие комментарии по теме:
Из-за сложного положения экономики, что приводит к недостаточным объемам геологоразведочных работ, темпы воспроизводства минерально-сырьевой базы не отвечают потребностям государства.
Поэтому, в связи с имеющимися проблемами, возникает вопрос более широкого привлечения частных инвесторов не только для добычи полезных ископаемых, но и для их доучения. Таким образом, любое соглашение о привлечении инвестиций несет огромный плюс.
К нам могут потенциально прийти новые инвесторы, новые компании, которые привлекут сюда свои средства, свои знания, технологии, доступ к финансовому ресурсу.
Еще лучше, если кроме добычи мы сможем обеспечить полный цикл производства. (чтобы получать не сырье, а конечный продукт, предоставляющий добавленную стоимость). Но все будет зависеть от договора с инвестором. Строительство полного цикла требует времени и больших финансовых затрат. К тому же американцы умеют защищать свои инвестиции.
Из общего количества разведданных в Украине месторождений, имеющихся на Государственном балансе, количество объектов, разработка которых на сегодня экономически целесообразна, не превышает 1/3.
Большинство из них открыто в 60−80 годы прошлого столетия. По оценке ранее разведанных месторождений не обращали внимание на вопросы, которые в настоящее время очень важны:
- целевое назначение земель и форма собственности на них;
- природоохранные, санитарные и другие ограничения (взрывоопасные зоны, подземные, наземные коммуникации и др.).
Сегодня существенное значение имеет также социальный фактор — общественное мнение. Кроме того, запасы утверждались по советской системе, которую не понимают зарубежные инвесторы.
Поэтому, чтобы ответить на вопросы о ценности имеющихся ископаемых, необходимо провести геолого-экономическую оценку всех перспективных залежей и привести их запасы и ресурсы к международным стандартам.
Интересное эксклюзивное интервью дал журналистам нашего издания Георгий Попов, аналитик НАГПУ. Сообщил следующее:
«Что нас вообще беспокоило, как Ассоциацию добывающей промышленности, какие мы первые такие проблемы увидели… В первую очередь, то, чем я занимался, это пункт третьего соглашения уже не подписанного, но, тем не менее, он не сильно пересматривался и менялся, это источники наполнения фонда.
Там прописано английским текстом (потом был уже опубликован украинский перевод), что источниками наполнения, за которые ответственное наше правительство, являются, во-первых, минеральные ресурсы без указания минералов и даже месторождений. То есть, не указываются какие-либо отдельные редкоземельные или просто редкие металлы (хотя Трамп во время перепалки с нашим Президентом упоминал именно их). Во-вторых, углеводороды. В третьих, все виды природных активов, инфраструктура и порты.
И вот мы провели такую простую математическую аналитику: открыли Минфин, посмотрели, сколько ренты было за 2024 год оплачено, перевели в актуальный курс по доллару. Получилось, что за весь 2024 год было уплачено ренты (т.е. это основной налог за пользование недрами) на 1 млрд 136 млн долларов.
Это фактически основная нагрузка, основное наполнение за счет тоже добычи газа и газоконденсата и железной руды.
Если же Фонд будет составлять 500 млрд долларов, наполнять его придется 440 лет (!!!). Вместе с тем, в пункте 3 (2 редакция) отмечено, что нынешние источники наполнения не являются источником пополнения.
Это также очень усложняет понимание того, чем это будет наполняться, каков интерес государства. Будет ли государство выставлять это на аукционах, продавать если деньги будут не государственный бюджет пополнять, а этот фонд?
Кроме того, в отличие от меморандума, например, о взаимодействии с Европейским союзом в этой области, подписанном в 2021 году, где находились четыре пункта, которые предусматривали техническую поддержку в георазведке, в оцифровке геологической информации
Что касается ценности наших месторождений… Вообще, когда эта тема начала обсуждаться, когда Трамп впервые упомянул о редкоземельных металлах, по-видимому, он все же имел в виду редкие земельные металлы. Почему? Потому что после перепалки с Трампом Зеленский на встрече с руководителем военного комитета НАТО представил карту, где особое внимание уделял титану и литию. Это редкие металлы (принципиально это различать). Но у нас нет объективной нормальной и полной информации о качестве редкоземельных месторождений залежей в Украине, потому что в основном они расположены в Приазовье и на оккупированных территориях, поэтому степень георазведки вызывает существенные сомнения. Таких сомнений нет в отношении титана, потому что есть достаточно значительные запасы по сравнению с другими странами.
Активные месторождения, даже предприятия, ожидающие там национализации, или наоборот, их уже приватизировали, и именно титановая отрасль это единственная, которая строила ГОК вообще во времена независимости. Мы точно в пятерке стран по запасам в Европе (скорее 3−4 место). Американская геологическая служба указывает на наличие 500 тыс. тонн литиевой руды.
Здесь еще дело в том, что наши члены Ассоциации Укрлитийдобычи (это единственный пока действующий владелец соразрешения на разработку месторождения (планируется запуск его в 2028 году), по собственным корпоративным материалам утверждают, что это самое богатое месторождение в Европе. Там лучшая руда с наибольшим содержанием лития.
Если же считать с оккупированными территориями, минеральные богатства Украины оцениваются в 13−16 трлн долларов. Но именно относительно редкоземельных минералов очень сложно сказать, потому что не проведена достоверная и полноценная геологическая оценка. Действительно, речь идет о десятках миллиардов долларов. Отметим, «десятки». То есть это может быть и 50, и, условно, 30 миллиардов.
А полной информации нет. В общем, это давно вызывает у отрасли ряд проблем. Мы, как «Ассоциация» боремся, например, за такие вещи, как снятие грифа секретности на данные относительно месторождений как раз критического сырья для того, чтобы привлекать инвесторов. Но все равно это все упирается как раз в то, что мы не оперируем правильными цифрами, достоверными, чтобы провести какую-нибудь оценку. И это в принципе использовала американская администрация. Потому что было очевидно, что документ, скорее, несет политический характер и будет использован как средство давления, чем какие-либо конкретные инвестиционные обязательства. Это важно подчеркнуть", — подытожил аналитик НАГПУ Георгий Попов.
Так что мнения и предположения могут быть и еще долго будут разными. Мы на данный момент можем утверждать только следующее:
- запасов редкоземельных ископаемых в Украине достаточно;
- есть опытные специалисты, которые в этом разбираются;
- не хватает возможностей для добывания и переработки;
- нет ресурсов для разработок;
- украинцев интересует, чтобы такое соглашение защищало интересы страны, чтобы были созданы новые рабочие места и сохранены природные ресурсы.
Финансовая, экологическая и социальная стороны учитывались при обсуждении и заключении такой договоренности. Относительно выгоды американцев сам Дональд Трамп в комментариях относительно подписания соглашения о полезных ископаемых говорил, что США получит от такого соглашения значительно больше 350 млрд долларов.
«Когда я пришел сюда, я спросил: сколько денег мы отдали Украине? Настоящая цифра — примерно 350 миллиардов долларов. Невероятно. И у нас не было никаких гарантий безопасности, ничего: мы просто вливаем туда деньги», — заявлял он. И настаивал на подписании соглашения именно потому, что стремился к защищенности для американцев.
«Мы заключили соглашение, по которому получим, знаете, гораздо больше в теории, чем 350 миллиардов долларов, но я хотел быть защищенным. Я не хотел выглядеть дураком», — заявил он уже после заключения сегодняшнего соглашения. Однако очень рассчитывать на то, что это моментально остановит рф и ее агрессию не стоит. По этому поводу Дональд Трамп сказал: «Ну, это может быть».
Соглашение об ископаемых не может рассматриваться как простая бизнес-операция. Это важный инструмент с существенным влиянием и на экономику, и на экологию, и на социальную ситуацию в Украине.