Система баллов для водителей: Украина собирается перейти к европейской модели ответственности на дорогах
Для этого уже разработан соответствующий законопроект
Вполне возможно, что очень скоро украинских водителей ждут существенные изменения — с 2026 года депутаты провластной фракции предлагают ввести новую систему штрафных баллов, которая коренным образом изменит подход к наказанию за нарушение правил дорожного движения.
Речь идет не просто о повышении штрафов или новых камерах фиксации. Это попытка перейти от фрагментарного реагирования к системному контролю поведения водителей по образцу стран Европейского Союза, где подобные модели работают десятилетиями.
Реформа предусматривает, что штрафы больше не будут являться единственной формой ответственности. Каждое нарушение будет учитываться в личном реестре водителя, и последствия будут набираться постепенно — от мелких предупреждений до лишения права управления.
Таким образом, однократная невнимательность и систематическое пренебрежение правилами не будут стоять на одном уровне.
Не забывайте о собственной безопасности на дороге. На Finance.ua можно оформить автогражданку, каско, и даже оптимальную Зеленую карту для своего авто.
В Верховной Раде Украины, по словам заместителя председателя комитета ВР по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимира Крейденко, готовится к регистрации законопроект, которым и должна быть введена «балльная» система.
Кроме того, на рассмотрении в ВР уже находится законопроект № 13314, который должен внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно введения пропорциональности ответственности за превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств.
Также планируются изменения в Закон Украины «О дорожном движении» относительно введения механизма накопления штрафных баллов и новые правила фиксации нарушений.
Параллельно ведется техническая работа — МВД обновляет базы данных, расширяет сеть камер автоматической фиксации, интегрирует информацию с электронными сервисами «Дія» и кабинетом водителя.
Идея состоит в том, чтобы создать единую экосистему, где каждое нарушение фиксируется, передается в реестр и мгновенно отражается у водителя в личном профиле.
Как объясняет автор инициативы, система должна сместить фокус с одноразовых взысканий на суммарное поведение за рулем. Водитель, который годами ездит без нарушений, не будет оказываться в одной категории с тем, кто пренебрегает правилами постоянно, но «выходит сухим из воды» благодаря низким штрафам или формальным лазейкам.
Суть новой модели проста: каждый водитель получит определенное количество баллов в начале года — 15 для опытных и 10 для новичков со стажем меньше года.
За каждое нарушение из этого лимита будут снимать от одного до пяти баллов в зависимости от серьезности нарушения Правил дорожного движения. Когда лимит иссякает — водительское удостоверение аннулируется. Вернуть право управления можно будет только после повторного обучения и сдачи экзамена.
В отличие от нынешней системы, где большинство решений принимают полицейские на месте, новый подход делает акцент на автоматичности и объективности. Основной объем нарушений будут фиксировать камеры, работающие во все большем количестве населённых пунктов. Данные будут поступать в центральную базу МВД, а водитель сможет отслеживать собственный «баланс» в приложении «Дія» или в кабинете водителя.
Таким образом, в отличие от привычных штрафов, которые можно оплатить без особых последствий, каждый инцидент будет влиять на общую картину. Один-два раза нарушить скоростной режим — возможно, не критично. Но систематическое превышение или игнорирование правил постепенно приведет к реальному ограничению прав.
По крайней мере, так говорят инициаторы.
Произошло происшествие на дороге? Finance.ua запустил для вас карту технической помощи — Assistance. Она реально поможет при любых досадных ситуациях с авто. Заказать онлайн карту Assistance и получайте круглосуточную поддержку в пути.
Украинская реформа не уникальна — она опирается на проверенную модель стран ЕС.
Во Франции водители стартуют с 12 баллов. Их постепенно снимают за каждое нарушение, а когда баланс достигает нуля, права автоматически аннулируются. Так, например, использование телефона во время вождения «стоит» 2 балла; неиспользование ремня безопасности — 3 балла; превышение скорости: штраф и потеря баллов, которая зависит от скорости (например, +11−20 км/ч — 3 балла, +41−50 км/ч — 11 баллов). При достижении нуля баллов права аннулируются, что требует пересдачи экзамена, а молодые водители (первый год) могут потерять права в случае достижения 6 баллов.
В Германии за нарушение ПДД начисляются штрафные баллы (до 8 баллов), которые приводят к лишению прав. Система работает так: 1 балл за серьезные административные нарушения (превышение скорости более чем на 21 км/ч; использование мобильного телефона за рулем; блокировка пожарного проезда
В Италии водители имеют стартовые 20 баллов, которые уменьшаются за нарушения, но могут быть увеличены (до +10 за 2 года без нарушений). Потеря всех баллов приводит к необходимости пересдачи экзаменов и запрету на управление в Италии. Нарушения могут привести к штрафам, лишению прав или запрету на управление.
При превышении скорости баллы здесь также снимаются по гибкой системе — от 2 до 15; управление в нетрезвом состоянии — минус 10 баллов; проезд задним ходом по автомагистрали — 10 баллов; несоблюдение правил использования фар — 1 балл.
В Польше, которую, по словам авторов законопроекта, приняли за образец, лимит для опытных водителей составляет 24 балла, для новичков (первый год) — 20 баллов. Превышение лимита ведет к лишению прав и необходимости сдавать экзамены заново. Баллы аннулируются через 12 месяцев с момента совершения нарушения, если не превышен предел.
Баллы начисляются в зависимости от нарушения, учитывается его тяжесть: водитель может получить от 1 до 15 баллов за один раз. Например, 15 баллов он получит за превышение скорости более 50 км/ч или нарушение, которое привело к ДТП с пострадавшими; в 10 баллов обойдется превышение скорости на 31−40 км/ч; 4 балла «дадут» за превышение скорости на 21−25 км/ч. История вождения и количество накопленных баллов влияют на стоимость страховых полисов.
Общим для всех этих систем является прозрачный учет, четкие пороги и автоматичность решений. Человеческий фактор минимизирован, а ответственность становится накопительной. Именно на эти принципы обещают ориентироваться законодатели Украины, адаптируя их к собственным реалиям.
Потребность в такой реформе обусловлена не только желанием «быть в Европе», но и жесткой статистикой.
По данным Патрульной полиции, в 2024 году в Украине произошло более 147 тысяч дорожно-транспортных происшествий, 25 781 из них с пострадавшими. Погибли 3 202 человека, еще 32 023 человека получили травмы.
Хотя данные за 2025 год еще неполные (доступны цифры всего за восемь месяцев. — Ред.), но эта статистика тоже не вдохновляет: по состоянию на 31 августа зарегистрировано 16 423 ДТП с погибшими или травмированными. Кроме того, произошло 345 ДТП с участием пешеходов, погибших или получивших травмы из-за нарушения Правил дорожного движения.
Всего же, по данным Патрульной полиции, по состоянию на 31 августа 2025 года в авариях погибли 1 968 человек, травмированы 20 463 человека. Как уже отмечалось, эти данные пока неполные — год не закончился — и надеяться, что в ДТП больше никто не пострадает, не приходится.
Наиболее частыми причинами аварий остаются превышение скорости, несоблюдение дистанции, игнорирование сигналов светофора и управление в нетрезвом состоянии. Только превышение скорости стало причиной около 38% смертельных ДТП.
Эксперты убеждены: введение балльной системы вместе с повышением штрафов и развитием автоматической фиксации может сократить аварийность на 10−15% уже в первые годы действия реформы. Это доказанный эффект — именно такие результаты показали Германия, Польша и Франция после внедрения аналогичных механизмов.
Введение балльной системы сопровождается пересмотром размеров штрафов. Некоторые из них уже изменены, другие — на рассмотрении.
Самое заметное нововведение — десятикратное увеличение штрафа за неиспользование ремней безопасности. Если раньше нарушение стоило 51 грн, то теперь — 510 грн. По данным Нацполиции, после повышения штрафа количество таких случаев снизилось от 190 до 146 тысяч в год.
Изменения касаются превышения скорости. В зависимости от степени нарушения штраф может составлять от 340 до 3 400 грн. Рассматривается также возможность отмены «поблажки» в 10 км/ч, которая сейчас фактически дает пространство для массового превышения.
Строго наказывается управление в нетрезвом состоянии — от 17 тыс. до 51 тыс. грн и лишение прав на год. Повторное нарушение влечет за собой значительно большие санкции.
Нарушения правил проезда на запрещенный сигнал, остановки или обгона наказываются штрафами от 510 до 850 грн.
Если предлагаемый законопроект одобрят, все эти денежные санкции будут действовать параллельно с системой баллов. Водитель будет платить штраф и одновременно получать соответствующее количество баллов, что будет влиять на его рейтинг в системе.
В то же время введение системы баллов — это не только новая техническая платформа, но и тест на доверие к государству.
Наибольший вызов — минимизировать субъективность. Если система будет допускать ручное вмешательство или избирательность, она утратит смысл. Поэтому ключевым является автоматический учет и прозрачность для самого водителя.
Другая проблема — избежание ответственности через схемы. Сегодня распространена практика оформления автомобиля на подставное лицо, что усложняет обнаружение реального нарушителя; автомобили-двойники; спецномера, которые не «бьются» в базах
Также важно провести широкую информационную кампанию: без объяснений и доступного интерфейса система рискует стать для многих просто очередным наказанием, а не инструментом изменения поведения.
Введение системы штрафных баллов — это не просто очередное ужесточение правил. Это попытка построить последовательную, прозрачную и накопительную модель ответственности, где каждый водитель будет ощущать последствия собственного поведения на дороге.
Однако, как уже отмечалось, решающим станет не принятие закона, а способность государства последовательно реализовать на практике как сам закон, так и недопущение выборочного его применения. Что, к сожалению, вызывает очень значительный скепсис, учитывая реалии нашего государства.
