0 800 307 555
0 800 307 555

Ремонты в метро Киева: как столица оказалась на грани катастрофы

Рассказываем о наземных маршрутах, системе компенсаций и бюджетных деньгах

Виталий Кличко – первый киевский городской голова, при каденции которого не открыли ни одной новой станции метро, однако сразу закрыли шесть. И их количество может увеличиться.
Оглавление

В то же время Кличко – первый руководитель столицы, который управляет городом во время полномасштабной войны. Да разве это может быть смягчающим обстоятельством? Возможно.

Впрочем, проблемы с уставшими мостами, метрополитеном в частности и системой общественного транспорта в целом начались задолго до 24 февраля 2022 года. И теперь они стали вылезать боком. В первую очередь для киевлян.

Почему закрыли станции метро

С 8 декабря часть станций Синей ветки метро – от Лыбидской до Теремков – перестала работать. Там разгерметизировался тоннель, из-за чего часть подземки подтопило.

Остановка движения – вынужденный шаг по безопасности пассажиров, говорит директор «Киевского метрополитена» Виктор Брагинский.

«Оперативное закрытие участка Демеевская – Лыбидская было вынужденным шагом, поскольку после обследования в пятницу [8 декабря] была обнаружена новая трещина, которая может угрожать перевозке пассажиров. Дальнейшее движение поездов могло привести к непредсказуемым последствиям», – отметил он во время пресс-брифинга 9 декабря.

В пресс-службе метрополитена непредсказуемые последствия описывали так: «из-за неравномерных процессов разуплотнения, виброползучести вокруг грунтового массива и нагрузки на туннельную оправу появился риск потери устойчивости туннельных сооружений».

Проще говоря, тоннель мог просто рухнуть.

Кличко, метро
Киевский городской голова Виталий Кличко во время осмотра перегона между станциями Синей ветки метро. Киев, 8 декабря 2023 года. Фото: пресс-служба КГГА

По словам Кличко, перегонные тоннели между станциями строили в 2008-2010 годах в сложных условиях: не в автоматическом, а почти в ручном режиме. Тогда разрыли большой участок глубиной 8-10 метров, который пропускает воду.

Это зона речки Лыбидь, которая частично идет под поверхностью. Там есть глина, не дающая воде спускаться вниз. Подтопление тоннеля – это составляющая проблемы.

Метро затопило
Подтопленный тоннель столичной подземки. Фото: пресс-служба КГГА

Вода давит на стенки тоннеля, он деформируется, трескается и еще больше разрушается, пропуская воду. А когда идет поезд, процесс ускоряется.

метро туннель
Вода давит на стенки тоннеля, он деформируется, трескается и еще больше разрушается, пропуская воду. А когда идет поезд, процесс ускоряется.

Однако истинные причины чрезвычайной ситуации с разгерметизацией тоннеля метро выясняют специалисты и правоохранители – в «Киевском метрополитене» и «Метрострое» прошли обыски.

Они должны определить корень проблемы – это были просчеты проектировщиков, некачественная работа подрядчиков, недочеты и упущения в ходе эксплуатации, другие, в частности, природные факторы, или, возможно, каждый из этих факторов сыграл свою роль.

«Нужно смотреть в суть проблемы. А она в том, что городская инфраструктура уже не выдерживает бешеной нагрузки на нее в результате хищнической застройки начиная с 1996 года. Раньше были тревожные колокольчики. Теперь уже раздается набат. И если мы не остановим жадных «злостроителей", будет беда.

Вы посмотрите на то урбанистическое безумие на поверхности проблемного перегона между станциями Лыбидская и Демеевская. Одной из причин риска потери устойчивости сейчас туннельных сооружений под землей, по заключению комиссии КГГА по ТЭБ и ЧС, могла быть нагрузка на туннельную оправу. Согласно государственным строительным нормам проектирование тоннелей к нагрузкам и воздействиям на оправу тоннелей относятся, в частности, давление грунта и вес зданий и сооружений, находящихся в зонах воздействия на оправу тоннеля.

Тут и к гадалке не ходи, чтобы понять – те тонны бетона, железа и стекла, которые давят на грунт над этим аварийным участком тоннеля, не могли не спровоцировать произошедшее», – прокомментировал у себя на странице Facebook первый в независимой Украине киевский городской голова Леонид Косаковский.

Как сообщали столичные власти, 17 декабря возле станции Демеевская обнаружили проседание грунта.

Демеевская просадка грунта
Просадка грунта возле станции метро Демеевская. Киев, 17 декабря 2023 года. Фото: пресс-служба КГГА

Впрочем, в КГГА обе ситуации не связывают. Говорят, что почва просела еще до закрытия шести станций Синей ветки, а также накануне энергоснабжающая компания там прокладывала кабельные сети с применением строительной техники.

Еще одна болевая точка Синей ветки метро – перегон между станциями Тараса Шевченко – Почайна. Этот участок тоннелей нуждается в плановом ремонте, который выполнят летом 2024 года. На время выполнения работ закрытие перегона не планируется.

Хотя ранее директор «Киевского метрополитена» Виктор Брагинский в интервью OBOZ.UA говорил, что перегон могут закрыть на время ремонта.

«Киевский метрополитен, как и любой целостный организм, нуждается в постоянной поддержке. Что касается перегонного тоннеля между станциями Почайна – Тараса Шевченко, его состояние находится под постоянным контролем, мы гарантируем безопасные перевозки пассажиров», – отметил главный инженер КП «Киевский метрополитен» Виктор Выговский.

Проблемные точки киевского метрополитена

В целом же, как пишет общественная организация «Пассажиры Киева» в своем телеграм-канале, у столичной подземки много проблемных мест:

  • Героев Днепра – Минская – проседание тоннелей;
  • Почайна – Контрактовая площадь – проседание тоннелей, нарушение габарита, из-за некачественной конструкции тоннелей;
  • Васильковская – Выставочный Центр – просадка тоннелей;
  • Львовская Брама – Золотые Ворота – увеличение притока грунтовых вод (из-за строительства рядом);
  • Осокорки – Харьковская – низкое качество тоннелей при строительстве;
  • Бориспольская – Красный Хутор – проседание тоннелей;
  • Днепр – Гидропарк – аварийное состояние моста Метро.

«Это означает, что в перспективе и на этих участках, возможно, придется закрывать движение, чтобы проводить качественные длительные ремонты. Разговоры о том, что метро Киева нужно закрывать для больших ремонтов, перешло из теоретической в практическую плоскость», – отмечают в ОО.

Красной ветке приготовиться?

Председатель постоянной комиссии Киевсовета по бюджету Андрей Витренко (Слуга народа) в эфире телемарафона озвучил, что в Киеве могут частично закрыть на ремонт и Красную ветку, если экспертиза подтвердит аварийное состояние моста Метро.

От этого, прежде всего, пострадают жители Левого берега, а точнее, районы станций Лесная, Черниговская, Дарница, Левобережная. Ведь именно из Лесной через мост Метро идут поезда на Правый берег.

По словам Витренко, вариант развития событий с закрытием моста – «апокалиптический». Ведь мосты в Киеве имеют стратегическое значение, в частности, для деятельности ВСУ. В столице и так не хватает мостов для транспортного сообщения.

Как показывают результаты инспекции Государственной комиссии по проверке мостовых сооружений, процент аварийных мостов в Киеве критический – 15% от общего количества.

В аварийном состоянии находятся два столичных внеклассовых моста – мост Патона и мост Метро. На них зафиксирована сплошная коррозия основных элементов, трещины опор, разрушение бетона.

мост метро
Вид на левобережную эстакаду моста Метро. Фото из открытых источников

Мост Метро, говорит Витренко, находится в аварийном состоянии как минимум два года, однако бюджет на проведение капитального ремонта заложили только в этом году.

На 2024 год запланировано выполнение работ по усилению опор моста Метро. Впрочем, это не повлияет на работу метрополитена, отмечают в КГГА.

«По Сети распространяется очередная волна лжи, которую медиа распространяют, не разобравшись. На сегодняшний день разрабатывается проектная документация по усилению опор моста. Уже в следующем году планируется выполнение этих работ. Подчеркиваю, на работу метрополитена выполнение работ не повлияет. Красная ветка метро будет работать в штатном режиме», – отмечает директор Департамента транспортной инфраструктуры Руслан Кандибор.

В Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА ранее сообщали, что согласно оценкам европейских специалистов, перестроить мост Метро стоит не менее 500 млн евро. До войны разрабатывался проект и обсуждалось финансирование с привлечением экспертов ЕБРР. Полномасштабная война это сотрудничество поставила на паузу.

Как долго будут ремонтировать метро

Движение поездов Синей ветки будет ограничено не менее полугода, утверждают в КГГА. В то же время, по мнению Андрея Витренко, этот срок может быть продлен до года.

На время ремонта поезда будут курсировать между станциями Героев Днепра и Лыбидской. С 13 декабря между станциями Теремки – Демеевская заработало челночное движение поездов: на этом участке по каждому из двух путей курсирует поезд с интервалом 13 мин и 17 мин, в зависимости от направления движения.

Между Демеевской и Лыбидской, где непосредственно ведутся работы, поезда ходить не будут.

В то же время, все подземные станции продолжают круглосуточно работать в режиме укрытия.

По информации Dozorro, техническое обследование тоннеля между Лыбидской и Демеевской должны закончить к началу марта. 18 декабря КП «Киевский метрополитен» опубликовал соответствующий договор. Согласно документу стоимость услуг оценили в 733,6 тыс. грн, а срок выполнения – до 1 марта 2024 года. После технического обследования станет ясна стоимость необходимого ремонта.

Объездные маршруты

От станции метро Теремки до станции Лыбидской организовали движение наземного транспорта, дублирующее маршруты поездов метро. Эти маршруты временные – на момент ремонта в метрополитене.

маршрут 2-м
маршрут 43-К
маршрут 60

Компенсация за вынужденную пересадку

С 18 декабря заработала система компенсации поездок из-за вынужденных пересадок на наземный транспорт из-за ремонта в метро. За первые сутки пассажирам вернули почти 18,5 тыс. поездок на 110 тыс. грн, из них:

  • 9 729 поездок компенсировали тем, кто для пересадки использовал наземный общественный транспорт;
  • 8 624 – дополнительные поездки в метро на Синей ветке.

компенсация поездок
Памятка по системе компенсации поездок. Источник: КП «Киевский метрополитен»

Город компенсирует проезд по временным маршрутам 2-М, 60, 43-К и дополнительные поездки в метро на Синей ветке. Компенсация будет продолжаться во время ремонта между станциями Демеевская и Лыбидская.

Например, если воспользоваться автобусом 2-М из Теремков до Лыбидской, а затем доехать в центр на метро – одна из двух потраченных поездок вернется на карту. Даже за две или три вынужденные пересадки, все равно платите только одну поездку, которая стоит 8 грн.

Но время в пути не должно превышать 2 часов, чтобы компенсация сработала.

метро Лыбедская, черги
Очереди на входе в станцию метро Лыбидская. Чтобы попасть на платформу утром, нужно выстоять 10-15 минут. Киев, 11 декабря 2023 года. Фото: Кристина Гаврилюк/Суспільне

Компенсация действует для транспортной пластиковой и цифровой карты и QR-билетов, созданных из поездок. Карту нужно валидировать в наземном транспорте и метро во время каждой пересадки, как обычно. Поездки за вынужденные пересадки возвращаются на карту в следующие сутки.

Исходя из имеющихся цифр, можно прикинуть, во сколько городу обойдутся компенсации.

2024 год – високосный, значит будет 366 дней. Если ремонт продлится полгода – это 183 дня. За первые сутки компенсировали поездок на 110 тыс. грн, округлим эту цифру до 100 тыс. грн и умножим на количество дней. В итоге имеем 18,3 млн грн. Если, как предполагает Андрей Витренко, ремонт затянется на год, то эта сумма удвоится.

Понятно, что это грубые подсчеты, впрочем, довольно показательные.

Альтернативой компенсации может быть введение временных билетов, как, например, в Польше или Германии, для всех пассажиров столицы. Впрочем, это непременно повлечет пересмотр действующих тарифов, на что нынешнее руководство города пока не пойдет ни при каких обстоятельствах.

Киевсовет на внеочередном заседании 3 октября даже выделил Департаменту транспортной инфраструктуры более 1,2 млрд грн на регулирование тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. Потому что цена поездки 8 гривен давно не соответствует себестоимости проезда.

В метрополитене подсчитали, что себестоимость перевозки одного пассажира в метро по расчетам на 2021 год составила 20,04 грн, а экономически обоснованный тариф – 21,05 грн.

В Киевпасстрансе заявляли, что себестоимость перевозки одного пассажира наземными видами транспорта составляет 20,5 грн. В то время как экономически обоснованные тарифы на перевозку одного пассажира – 25,18 грн.

Когда в Киеве не работало метро

Киевскому метрополитену уже 63 года – его открыли в 1960-м, а само строительство началось еще в 1949-м.

За эти годы метро стало главным транспортным логистическим коридором столицы. А после 24 февраля 2022 года метрополитен превратился в надежное укрытие для десятков тысяч людей и животных.

метро укрытие
С первых дней полномасштабной войны метро Киева приютило десятки тысяч людей и их домашних любимцев. Фото: КП «Киевский метрополитен»

Свои маршруты передвижения по городу пассажиры преимущественно рассчитывают с учетом подземки. Только Синяя ветка в час перевозит до 30 тысяч пассажиров.

Полностью компенсировать провозную способность наземным транспортом невозможно, ведь не хватает самого транспорта и водителей.

Для организации объездных маршрутов в районе Демеевской – Лыбидской пришлось перераспределять транспорт по другим маршрутам, что отразилось на жителях других районов Киева.

Киевляне уже пережили несколько остановок метрополитена:

  • впервые это произошло 18 февраля 2014 года, когда начались первые расстрелы протестующих на Майдане. Тогда под предлогом «заминирования» метро простояло без дела до 20 февраля;
  • вторую остановку на несколько месяцев ввели в рамках карантинных мер по борьбе с пандемией COVID-19;
  • также не функционировало метро сразу после начала полномасштабной войны – станции работали только как укрытие. В привычный режим работы метрополитен вернулся 28 февраля;
  • кроме того, метро остановилось во время первого блэкаута 16 декабря 2022 года.

Учитывая все накопившиеся в метрополитене проблемы свыше 60 лет его работы, этот список может пополниться новыми датами. Если за критическую ситуацию не взяться системно, то единственный вопрос – когда.