Платные дороги Европы: где расположены и сколько стоят
Рассказываем о странах, куда ездят украинцы
Собрались за границу на отдых или в командировку на авто? Тогда позаботьтесь о покупке Зеленой карты. На Finance.ua можно оформить полис онлайн за 3 минуты.
В Чехии система платных дорог базируется на использовании виньеток для легковых автомобилей (до 3,5 тонн. — Ред.). Виньетки необходимы для использования скоростных дорог и автомагистралей, таких как:
- D1 (Прага — Брно)
- D2 (Брно — граница со Словакией)
- D5 (Прага — граница с Германией)
- D8 (Прага — Дрезден, Германия)
Стоимость виньетки для автомобиля весом до 3,5 тонн будет зависеть от срока ее действия
В то же время начало действия виньетки может быть отложено на три месяца, то есть при покупке вы можете выбрать дату начала действия документа.
Для грузовиков используется электронная система сборов на основе пройденного расстояния, где оплата зависит от типа транспортного средства и класса экологичности.
Германия является одной из немногих европейских стран, где для легковых автомобилей пользование автомагистралями остается бесплатным.
Однако существует несколько важных аспектов платных дорог, в частности плата за проезд для грузовиков, экологические зоны и некоторые туннели, для которых взимается дополнительная плата.
Плата за грузовики. В Германии действует система Toll Collect для грузовиков весом более 7,5 тонн, использующих автомагистрали и некоторые федеральные дороги. Эта система требует от водителей уплаты за каждый километр пройденной дороги.
Как работает Toll Collect:
- владельцы или водители грузовиков должны зарегистрировать транспортные средства в системе;
- плата рассчитывается на основе количества пройденных километров, типа транспортного средства (основное внимание уделяется количеству осей) и экологического класса (чем экологичнее автомобиль, тем ниже стоимость проезда).
Тарифы (ориентировочные):
- стоимость за километр варьируется от 0,09 до 0,27 евро в зависимости от уровня выбросов и веса грузовика. К примеру, грузовик с класса Euro 6 платит меньше, чем транспортное средство класса Euro 0.
Экологические зоны (Umweltzonen). В крупных городах Германии введены экологические зоны (Umweltzonen), ограничивающие въезд автомобилей с высокими уровнями выбросов. Это сделано для понижения загрязнения воздуха в городах.
Как работают экологические зоны:
- для въезда в эти зоны нужна специальная экологическая наклейка (Umweltplakette), подтверждающая, что автомобиль соответствует определенным стандартам экологичности;
- есть три основных типа наклеек: красная, желтая и зеленая в зависимости от класса выбросов транспортного средства. Практически только автомобили с зеленой наклейкой (класс Euro 4 и выше) могут въезжать в экологические зоны.
Где действуют экологические зоны:
Экологические зоны введены во многих крупных городах, в частности:
- Берлин
- Мюнхен
- Кельн
- Штутгарт
- Гамбург
Штраф за въезд в зону без соответствующей наклейки может составлять до 80 евро. Наклейку можно приобрести в автосервисах, пунктах технического осмотра или онлайн. Цена — около 5−10 евро.
Платные туннели в Германии. Хотя пользование автобанами для легковых автомобилей бесплатное, несколько важных тоннелей в Германии требуют платы за проезд. Это обычно крупные инфраструктурные объекты, обеспечивающие международное или стратегическое сообщение.
В Польше большинство автомагистралей и некоторые скоростные дороги платные как для легковых автомобилей, так и для грузовых транспортных средств. Система оплаты на польских дорогах достаточно разветвленная и включает в себя как автоматические системы сбора платы, так и традиционные пункты оплаты.
Автомагистраль А1 (Гданьск — Торунь). Платный участок этой дороги протяженностью 152 км проходит между узлами Русоцин и Нова Весь. Стоимость проезда составляет 0,20 злотых за километр, что соответствует общей цене около до 29,90 злотых (примерно 7 евро) за весь участок. Оплата производится на въезде или через приложение, хотя в период отпусков цены могут повышаться. С сентября 2023 года проезд для мотоциклов и легковых автомобилей весом до 3,5 тонн стал бесплатным.
Автомагистраль А2 (Свецко — Конин). Эта автомагистраль имеет платный участок протяженностью 255 км с несколькими бесплатными отрезками. Стоимость проезда варьируется от 0,20 до 0,62 злотых за километр, а на участке между Новым Томышлем и Конином мотоциклисты платят половину стоимости. Для легковых автомобилей некоторые участки стали бесплатными с июля 2023 года, а для грузовиков действует оплата через систему e-Toll.
Автомагистраль А4 (Краков — Катовице). Эта дорога включает платный участок в 61 км с несколькими развязками. Оплату можно произвести через e-Toll или на воротах, но это предполагает отдельные платежи при въезде и выезде. С июля 2023 года участок между Вроцлавом и Гливице стал бесплатным для легковых авто и мотоциклов, а платным только для грузовиков.
Система оплаты
На некоторых автомагистралях действуют традиционные пункты оплаты (например, автомагистрали A4 между Краковом и Катовице). Плата может быть произведена наличными, картой или через систему автоматического считывания.
Система e-TOLL: для водителей транспортных средств весом более 3,5 тонн или автобусов обязательна регистрация в системе e-TOLL, которая заменила старую систему viaTOLL 2021 года. Легковые автомобили также могут использовать систему e-TOLL в качестве альтернативы традиционным способам оплаты на некоторых участках дорог.
Как работает e-TOLL:
- пользователи должны зарегистрироваться в системе через специальное приложение или на сайте;
- плата взимается автоматически на основе данных GPS;
- это удобный вариант для частых пользователей, поскольку не нужно останавливаться на пунктах оплаты.
Для легковых автомобилей на некоторых дорогах доступно мобильное приложение e-TOLL PL, через которое можно оплатить проезд заранее. Водители могут загрузить приложение, зарегистрировать автомобиль и оплатить конкретные отрезки платных дорог.
Норвегия известна большим количеством платных дорог, мостов, тоннелей и въездов в городские зоны. Оплата обычно производится через автоматические системы, которые фиксируют автомобиль с помощью номерных знаков.
Методы оплаты
- AutoPASS: В Норвегии действует электронная система оплаты AutoPASS. Водители могут зарегистрироваться в этой системе, получить электронное устройство, которое автоматически считывает плату при проезде через платные дороги, мосты и тоннели.
- Оплата наличными: Хотя большинство дорог не принимают наличные, некоторые места имеют терминалы для оплаты картой.
В Швеции нет системы платных дорог, однако плата взимается за проезд по некоторым мостам и тоннелям, а также за въезд в крупные города, такие как Стокгольм и Гетеборг.
В Дании платными являются только отдельные крупные инфраструктурные объекты, в том числе мосты.
Платные дороги во Франции составляют значительную часть автомагистралей (autoroutes), обозначаемых буквой «A». Система платных дорог очень развита, и многие основные скоростные трассы платные. Оплата взимается в особых пунктах (péages), расположенных на въезде либо выезде из автомагистралей.
В Великобритании платные дороги — редкость. Основными платными объектами являются мосты, туннели и отдельные участки автомагистралей.
В Италии платные дороги (автострады) покрывают большинство главных автомагистралей. Плата за проезд зависит от расстояния и типа транспортного средства. Вот основные дороги и приблизительные тарифы для легковых автомобилей:
Общие тарифы
Проезд по итальянским автострадам в среднем стоит 7−9 евро за 100 км в зависимости от маршрута.
Платные дороги в Европе охватывают важные транспортные артерии во многих странах, а плата за использование этих дорог значительно отличается в зависимости от страны и типа дороги. Важно заранее узнавать правила и тарифы в каждой стране во избежание непредвиденных расходов.
Если вы собрались в Европу, то не забудьте заказать Зеленую карту. С ней вам не придется переплачивать на границе.