0 800 307 555
0 800 307 555

Платные дороги Европы: где расположены и сколько стоят

Рассказываем о странах, куда ездят украинцы

Европа известна своей развитой сетью дорог. Во многих странах использование некоторых из них платное. Стоимость пользования дорогами варьируется в зависимости от страны, типа транспортного средства и протяженности участка. Finance.ua рассмотрел платные дороги в странах Европы, в которые чаще всего путешествуют украинцы.
Оглавление

Собрались за границу на отдых или в командировку на авто? Тогда позаботьтесь о покупке Зеленой карты. На Finance.ua можно оформить полис онлайн за 3 минуты.

Чехия

В Чехии система платных дорог базируется на использовании виньеток для легковых автомобилей (до 3,5 тонн. — Ред.). Виньетки необходимы для использования скоростных дорог и автомагистралей, таких как:

  • D1 (Прага — Брно)
  • D2 (Брно — граница со Словакией)
  • D5 (Прага — граница с Германией)
  • D8 (Прага — Дрезден, Германия)

Стоимость виньетки для автомобиля весом до 3,5 тонн будет зависеть от срока ее действия

D — 10-дневная виньетка (действует 10 последовательных календарных дней) CZK 310 или ~12,5 евро
M — 30-дневная виньетка (действует 30 последовательных календарных дней) CZK 440 или ~18 евро
R — годовая виньетка (действует с 1 декабря предыдущего календарного года до 31 января следующего календарного года) CZK 1500 или ~60,5 евро

В то же время начало действия виньетки может быть отложено на три месяца, то есть при покупке вы можете выбрать дату начала действия документа.

Для грузовиков используется электронная система сборов на основе пройденного расстояния, где оплата зависит от типа транспортного средства и класса экологичности.

Германия

Германия является одной из немногих европейских стран, где для легковых автомобилей пользование автомагистралями остается бесплатным.

Однако существует несколько важных аспектов платных дорог, в частности плата за проезд для грузовиков, экологические зоны и некоторые туннели, для которых взимается дополнительная плата.

Плата за грузовики. В Германии действует система Toll Collect для грузовиков весом более 7,5 тонн, использующих автомагистрали и некоторые федеральные дороги. Эта система требует от водителей уплаты за каждый километр пройденной дороги.

Как работает Toll Collect:

  • владельцы или водители грузовиков должны зарегистрировать транспортные средства в системе;
  • плата рассчитывается на основе количества пройденных километров, типа транспортного средства (основное внимание уделяется количеству осей) и экологического класса (чем экологичнее автомобиль, тем ниже стоимость проезда).

Тарифы (ориентировочные):

  • стоимость за километр варьируется от 0,09 до 0,27 евро в зависимости от уровня выбросов и веса грузовика. К примеру, грузовик с класса Euro 6 платит меньше, чем транспортное средство класса Euro 0.

Экологические зоны (Umweltzonen). В крупных городах Германии введены экологические зоны (Umweltzonen), ограничивающие въезд автомобилей с высокими уровнями выбросов. Это сделано для понижения загрязнения воздуха в городах.

Как работают экологические зоны:

  • для въезда в эти зоны нужна специальная экологическая наклейка (Umweltplakette), подтверждающая, что автомобиль соответствует определенным стандартам экологичности;
  • есть три основных типа наклеек: красная, желтая и зеленая в зависимости от класса выбросов транспортного средства. Практически только автомобили с зеленой наклейкой (класс Euro 4 и выше) могут въезжать в экологические зоны.

Где действуют экологические зоны:

Экологические зоны введены во многих крупных городах, в частности:

  • Берлин
  • Мюнхен
  • Кельн
  • Штутгарт
  • Гамбург

Штраф за въезд в зону без соответствующей наклейки может составлять до 80 евро. Наклейку можно приобрести в автосервисах, пунктах технического осмотра или онлайн. Цена — около 5−10 евро.

Платные туннели в Германии. Хотя пользование автобанами для легковых автомобилей бесплатное, несколько важных тоннелей в Германии требуют платы за проезд. Это обычно крупные инфраструктурные объекты, обеспечивающие международное или стратегическое сообщение.

Название тоннеля Стоимость проезда
Тау-эрнтунель — один из самых известных тоннелей, соединяющий Германию и Австрию через Альпы. Тоннель протяженностью более 6,5 км расположен на автомагистрали А10, которая является частью Тау-эрнского автобана. ~12−14 евро
Лердаль — самый длинный автомобильный тоннель в мире, имеющий длину около 24,5 км. Хотя он расположен в Норвегии, это популярный маршрут для водителей, путешествующих из Германии в Скандинавию через Швейцарию или Францию. ~20−25 евро
Регенсбург расположен в Германии на автомагистрали A93 и является частью сети туннелей, соединяющих Северную и Южную Германию через Баварию. ~5 евро
Пфандер соединяет Германию с Австрией и является частью автомагистрали A14. Он проходит через Альпы и обеспечивает важное сообщение между Германией и Западной Европой. ~8−10 евро

Польша

В Польше большинство автомагистралей и некоторые скоростные дороги платные как для легковых автомобилей, так и для грузовых транспортных средств. Система оплаты на польских дорогах достаточно разветвленная и включает в себя как автоматические системы сбора платы, так и традиционные пункты оплаты.

Автомагистраль А1 (Гданьск — Торунь). Платный участок этой дороги протяженностью 152 км проходит между узлами Русоцин и Нова Весь. Стоимость проезда составляет 0,20 злотых за километр, что соответствует общей цене около до 29,90 злотых (примерно 7 евро) за весь участок. Оплата производится на въезде или через приложение, хотя в период отпусков цены могут повышаться. С сентября 2023 года проезд для мотоциклов и легковых автомобилей весом до 3,5 тонн стал бесплатным.

Автомагистраль А2 (Свецко — Конин). Эта автомагистраль имеет платный участок протяженностью 255 км с несколькими бесплатными отрезками. Стоимость проезда варьируется от 0,20 до 0,62 злотых за километр, а на участке между Новым Томышлем и Конином мотоциклисты платят половину стоимости. Для легковых автомобилей некоторые участки стали бесплатными с июля 2023 года, а для грузовиков действует оплата через систему e-Toll.

Автомагистраль А4 (Краков — Катовице). Эта дорога включает платный участок в 61 км с несколькими развязками. Оплату можно произвести через e-Toll или на воротах, но это предполагает отдельные платежи при въезде и выезде. С июля 2023 года участок между Вроцлавом и Гливице стал бесплатным для легковых авто и мотоциклов, а платным только для грузовиков.

Система оплаты

На некоторых автомагистралях действуют традиционные пункты оплаты (например, автомагистрали A4 между Краковом и Катовице). Плата может быть произведена наличными, картой или через систему автоматического считывания.

Система e-TOLL: для водителей транспортных средств весом более 3,5 тонн или автобусов обязательна регистрация в системе e-TOLL, которая заменила старую систему viaTOLL 2021 года. Легковые автомобили также могут использовать систему e-TOLL в качестве альтернативы традиционным способам оплаты на некоторых участках дорог.

Как работает e-TOLL:

  • пользователи должны зарегистрироваться в системе через специальное приложение или на сайте;
  • плата взимается автоматически на основе данных GPS;
  • это удобный вариант для частых пользователей, поскольку не нужно останавливаться на пунктах оплаты.

Для легковых автомобилей на некоторых дорогах доступно мобильное приложение e-TOLL PL, через которое можно оплатить проезд заранее. Водители могут загрузить приложение, зарегистрировать автомобиль и оплатить конкретные отрезки платных дорог.

Норвегия

Норвегия известна большим количеством платных дорог, мостов, тоннелей и въездов в городские зоны. Оплата обычно производится через автоматические системы, которые фиксируют автомобиль с помощью номерных знаков.

Название пути Стоимость проезда
E6 (экспрессная автострада 6) — проходит через несколько крупных городов, включая Осло, Лиллестрем и Тронгейм. Платные участки включают туннели и мосты ~30−100 NOK (~2,50−8,50 евро) за проезд через платные участки
E18 (экспрессная автострада 18) — соединяет Осло с городами Драммен и Портрек. Имеет несколько платных отрезков От 30 до 60 NOK (~2,50−5 евро)
E39 (экспрессная автострада 39) — проходит вдоль западного побережья, соединяя города Берген и Ставангер. Включает в себя несколько платных мостов и тоннелей В зависимости от участка стоимость может составлять 50−150 NOK (~4,20−12,50 евро)
E134 (экспрессная автострада 134) — соединяет Осло с городом Халден, проходя через горные районы. Есть платные участки, в том числе туннели ~30−70 NOK (~2,50−5,80 евро)
Тоннель Акерсхус — платный тоннель, обеспечивающий быстрый проезд по центру Осло. В среднем 30−60 NOK (~ 2,60−5,20 евро), в зависимости от времени суток и типа транспортного средства
Тоннель Лосфиорден соединяет Тромсе с Лофотенскими островами Для легковых автомобилей — ~30−50 NOK (~ 2,60−4,30 евро), для грузовиков — до 150 NOK (~ 13 евро)
Тоннель Странда соединяет Осло и Тронгейм, проходя через несколько горных перевалов. 35−100 NOK (~ 3−8,70 евро) для легковых автомобилей
Мост Кварнсунда соединяет полуостров с материковой частью Норвегии, в том числе на пути в Нордленд. 70 NOK (~ 6,10 евро)
Тоннель Ботнсфьорда — небольшой, но важный тоннель, соединяющий несколько регионов 40−70 NOK (~3,50−6,10 евро)

Методы оплаты

  • AutoPASS: В Норвегии действует электронная система оплаты AutoPASS. Водители могут зарегистрироваться в этой системе, получить электронное устройство, которое автоматически считывает плату при проезде через платные дороги, мосты и тоннели.
  • Оплата наличными: Хотя большинство дорог не принимают наличные, некоторые места имеют терминалы для оплаты картой.

Швеция

В Швеции нет системы платных дорог, однако плата взимается за проезд по некоторым мостам и тоннелям, а также за въезд в крупные города, такие как Стокгольм и Гетеборг.

Название моста Стоимость проезда
Эресуннский мост (связь со столицей Дании, Копенгагеном) ~ 50 евро для легковых автомобилей
Сундсвалльский мост ~ 5 евро

Дания

В Дании платными являются только отдельные крупные инфраструктурные объекты, в том числе мосты.

Название моста Стоимость проезда
Большой Бельт (соединяет остров Зеландию и Фюн) ~ 50 евро для легковых автомобилей
Эресуннский мост (между Данией и Швецией) ~ 50 евро

Франция

Платные дороги во Франции составляют значительную часть автомагистралей (autoroutes), обозначаемых буквой «A». Система платных дорог очень развита, и многие основные скоростные трассы платные. Оплата взимается в особых пунктах (péages), расположенных на въезде либо выезде из автомагистралей.

Название пути Стоимость проезда
A1 (Париж — Лилль) — соединяет Париж с Лиллем на севере Франции Для легкового автомобиля за полное расстояние (~210 км) — ~17−20 евро
A6 (Париж — Лион) является частью большого маршрута на юг Франции От Парижа до Лиона (~460 км) — ~35−40 евро
A7 (Лион — Марсель), известная как «Автомагистраль солнца», соединяет Лион с Марселем От Лиона до Марселя (~320 км) — ~25−30 евро
A9 (Оранж — Парминьян) ведет вдоль южного побережья Франции и является популярным маршрутом для туристов От Оранжа до Парминьяна (~250 км) — ~20−25 евро
A10 (Париж — Бордо) — основная трасса, ведущая к Бордо через Орлеан и Пуатье От Парижа до Бордо (~580 км) — ~55−60 евро
Тоннель Монблан (Франция — Италия) 49,60 евро за одну поездку или 61,80 евро за двусторонний билет, действительный в течение 7 дней
Мост Милло (Viaduc de Millau) — один из самых высоких в мире ~ 12 евро для легковых автомобилей

Великобритания

В Великобритании платные дороги — редкость. Основными платными объектами являются мосты, туннели и отдельные участки автомагистралей.

Название пути Стоимость проезда
M6 Toll (Бирмингем) Дневной тариф: £8,30 (~ 9,60 евро).

Ночной тариф: £6,60 (~ 7,60 евро)
Дартфордский мост (Dartford Crossing, M25) £2,50 (~ 2,90 евро)
Мост Mersey Gateway £2,00 (~ 2,30 евро)
Лондонский въездной сбор (Congestion Charge) £15,00 (~ 17,30 евро)
Мост Хамбер (Humber Bridge) £1,50 (~ 1,70 евро)
Мост Tamar £2,00 (~ 2,30 евро)
Тоннели Мерси (Mersey Tunnels) £2,00 (~ 2,30 евро)

Италия

В Италии платные дороги (автострады) покрывают большинство главных автомагистралей. Плата за проезд зависит от расстояния и типа транспортного средства. Вот основные дороги и приблизительные тарифы для легковых автомобилей:

Название пути Стоимость проезда
A1 (Милан — Рим — Неаполь) — самая важная автомагистраль Италии, соединяющая север и юг страны. Милан — Рим (~570 км): ~ 48−55 евро

Рим — Неаполь (~230 км): ~18−20 евро
A4 (Турин — Милан — Венеция — Триест) — основная автомагистраль на севере Италии. Милан — Венеция (~270 км): ~ 20−25 евро

Турин — Милан (~140 км): ~ 10−12 евро
A14 (Болонья — Бари) — автомагистраль вдоль Адриатического побережья Болонья — Римини (~120 км): ~9−10 евро

Болонья — Бари (~670 км): ~ 45−50 евро
Мост Мессина — проезд через паром между материковой Италией и Сицилией (сейчас нет моста) Стоимость парома для автомобиля: ~40−50 евро
A5 (Тоннель Монблан — Турин) соединяет Италию и Францию, является одним из самых дорогих тоннелей 49,60 евро за одну поездку или 61,80 евро за двухсторонний билет (действительный 7 дней)

Общие тарифы

Проезд по итальянским автострадам в среднем стоит 7−9 евро за 100 км в зависимости от маршрута.

***

Платные дороги в Европе охватывают важные транспортные артерии во многих странах, а плата за использование этих дорог значительно отличается в зависимости от страны и типа дороги. Важно заранее узнавать правила и тарифы в каждой стране во избежание непредвиденных расходов.

Если вы собрались в Европу, то не забудьте заказать Зеленую карту. С ней вам не придется переплачивать на границе.