0 800 307 555
0 800 307 555

Новые правила на рынке пассажирских перевозок

Реформа отрасли

Почти полтора года Министерство инфраструктуры билось над реформой автобусных перевозок в Украине. И вот с 13 января в Украине заработали изменения.
Оглавление

В правительстве говорят, что теперь конкуренция на рынке станет выше, а требования к транспорту будут включать интересы маломобильных групп населения. Рассмотрим более подробно, что изменилось.

Еще больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Демонополизация рынка

До реформы отрасль была монополизирована – предприниматель или предприятие, годами работавшее на маршруте, могло продлить себе разрешение еще на годы.

Отсутствие прозрачности в процедуре продления таких разрешений исключало возможность выхода на рынок новых перевозчиков.

«Долгое время монополизация рынка автобусных перевозок была одной из главных преград для повышения качества услуг и детенизации рынка – в частности рынка межобластных автобусных перевозок. Постановление пытается решить эту проблему, устранив возможность продления разрешений на обслуживание межобластных автобусных линий, что потенциально выпустит больше перевозчиков на рынок», – говорят в Европейской бизнес-ассоциации.

И хотя до внесения последних изменений уже было предусмотрено, что несколько перевозчиков могут получить разрешение на один маршрут, если они отвечают требованиям законодательства, конкурсы на многих маршрутах не проводились.

Теперь возможность продления сроков действия разрешений на межобластных маршрутах для перевозчиков, уже работающих на линии несколько лет, отменена. Открытые конкурсы на маршруты будут проводиться регулярно – каждые пять лет.

В Министерстве развития громад, территорий и инфраструктуры ожидают повышения качества перевозок за счет открытой конкуренции.

«Только на конкурентном рынке поставщики услуг соревнуются за своего клиента, пытаясь повысить качество услуги», – отмечает заместитель министра развития громад, территорий и инфраструктуры Мустафа Найем.

Кроме того, подавать документы для участия в конкурсе на межобластных маршрутах теперь можно в электронной форме.

«Это позволит устранить человеческий фактор и минимизировать коррупционные риски», – убеждены чиновники.

Однако в ЕБА обращают внимание, что, несмотря на последние изменения, было сохранено положение, ограничивающее возможность создания новых межобластных маршрутов.

Также действующие разрешения и договоры автоматически продлены на период военного положения.

«Поэтому ожидать значительного увеличения количества открытых для конкурса маршрутов до конца военного положения не приходится», – подчеркнули в ассоциации.

Для оценки перевозчика на конкурсе будет использоваться система баллов, которых будут лишать за нарушения ПДД, в зависимости от их серьезности.

В общей сложности в перечне показателей для оценки указано 13 пунктов. Максимальный балл, который можно набрать – 66 (для городских и пригородных маршрутов – 56).

Полный перечень показателей начисления баллов можно найти в приложении к постановлению Кабмина «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования» (№27).

Требования к безопасности перевозок

Отдельные положения постановления №27 направлены на повышение безопасности автобусных перевозок.

В частности, к конкурсу не будут допускаться перевозчики, которые используют для перевозки пассажиров переоборудованные из грузовиков транспортные средства.

В случае аварии с жертвами по вине перевозчика возможно немедленное аннулирование разрешения или расторжение договора. В случае других нарушений условий разрешения у перевозчика будет 30-дневный срок для их устранения.

Требования к доступности

При проведении конкурса на городские или пригородные автобусные маршруты перевозчик, согласно новому порядку, обязан обеспечить должную долю транспортных средств, адаптированных для маломобильных групп населения:

  • на городских автобусных маршрутах общего пользования – не менее 50% (с 2025 года – не менее 70%);
  • на пригородных маршрутах – не менее 20%.

Бытует ошибочное мнение, что маломобильными считаются только граждане, передвигающиеся в коляске. Но согласно статье 1 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» к маломобильным группам населения относятся «лица, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в частности, лица с инвалидностью, лица с временным нарушением здоровья, беременные женщины, пожилые граждане, лица с детскими колясками».

Также новый порядок направлен на обеспечение права на бесплатный или льготный проезд для ветеранов войны и других групп населения с соответствующими льготами.

«Перевозчики не могут участвовать в конкурсе, если не обеспечат возможность бесплатного/льготного проезда для всех льготных категорий – в частности ветеранов войны – в том числе с использованием системы единого электронного билета», – обращают внимание в Европейской бизнес ассоциации.

***

Итак, подводя итоги, новые правила на рынке пассажирских перевозок таковы:

Было

Стало

Ожидания

Монополизация маршрутов и непрозрачность продления разрешений

Открытые конкурсы на маршруты каждые 5 лет

Повышение качества перевозок за счет открытой конкуренции

Бумажные заявки на конкурс

Подача документов исключительно в электронной форме

Прозрачные конкурсы, минимизация человеческого фактора

Отсутствие каких-либо требований к перевозкам маломобильных групп населения

Четкие требования к обустройству транспортных средств для перевозки маломобильных групп населения

Доступность общественного транспорта для всех категорий пассажиров

Отсутствие четкого перечня нарушений для лишения маршрута

Бальная система оценки перевозчика за нарушение ПДД

Повышение уровня безопасности перевозок пассажиров