0 800 307 555
0 800 307 555
  • Finance.ua
  • Полезно знать
  • Закон о множественном гражданстве в Украине: что меняется для людей, которые распоряжаются активами

Закон о множественном гражданстве в Украине: что меняется для людей, которые распоряжаются активами

Рассказываем о главном, что нужно знать

Основное и революционное для Украины новшество — вводится понятие «множественное гражданство (подданство)», под которым понимается одновременная принадлежность лица к гражданству (подданству) двух или более государств.
Оглавление

18 июня 2025 года Верховная Рада приняла законопроект № 11469, впервые предоставляющий правовое признание множественного гражданства для граждан Украины. Закон разрешает украинцам, проживающим за границей или имеющим иностранное гражданство, сохранять украинское гражданство, даже если они получили другое.

Кто может иметь множественное гражданство и каких именно государств

Закон предусматривает, что украинцы могут иметь гражданство других государств, кроме случаев, предусмотренных в специальных исключениях. Более всего эта норма ориентирована на украинскую диаспору в странах ЕС, США, Канаде, Австралии и других демократических странах.

Пока нет закрытого перечня «разрешенных» государств, но на практике правительство ориентируется на государства, которые:

  • поддерживают территориальную целостность Украины;
  • не являются враждебными или санкционными режимами.

В ближайшие два месяца Кабинет Министров должен составить список стран, граждане которых имеют право на упрощенное оформление украинского паспорта.

Гражданство каких государств не могут приобретать украинцы, и граждане каких стран не могут получить украинское гражданство

Закон прямо запрещает украинским гражданам приобретать гражданство государства-агрессора (россии) и других стран, которые:

  • совершают вооруженную агрессию против Украины;
  • не признают территориальную целостность Украины;
  • признаны создающими угрозу национальной безопасности.

Также лица, уже имеющие такое гражданство, не могут получить украинское гражданство.

Этот запрет не является абсолютно постоянным, но привязан к факту вооруженной агрессии или угрозы безопасности. В случае прекращения агрессии, заключения мирного договора или изменения политического режима в государстве-агрессоре соответствующие ограничения могут быть пересмотрены.

Какие риски содержит закон для государства и граждан

Юристы и правозащитники указывают на ряд рисков, которые содержит в себе новый закон.

Это, в частности, политические риски: лица с множественным гражданством могут быть нелояльными, иметь конфликт интересов, особенно в случае занятия должностей в органах власти.

Также закон содержит много юридических пробелов. Среди прочего не урегулировано, как будет осуществляться контроль за обязанностями таких граждан — например, военная служба, налогообложение, дипломатическая защита и т. д.

Существует и риск манипуляций — закон может быть использован, чтобы избежать ответственности или получения выгоды через другие паспорта.

Не следует забывать и о культурной ассимиляции — ослабление требований к интеграции иностранцев может повлиять на национальную идентичность.

Как новый закон меняет правила для людей, распоряжающихся денежными и материальными активами

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины предостерегает, что государство может потребовать проверки доходов и активов таких лиц — включая налоги, наличное имущество, денежные средства, налогообложение, аспекты военной службы, дипломатическую защиту и т. д.

Сам факт множественного гражданства может поставить человека в статус налогового резидента другой страны даже без намерения лица. Это чревато риском двойного налогообложения, если физическое лицо становится налоговым резидентом другого государства: без соответствующего отчетного механизма Украина и иностранные налоговые службы могут применить необоснованные доначисления.

Также лицам с двойным гражданством грозит более жесткая финансовая дисциплина: речь идет прежде всего об отчетности, проверках, возможных штрафах и доначислениях. Это также означает новые отчетности, потенциальные двойные обязательства и контроль со стороны государств.

Следует учитывать, что, хоть Украина и использует соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем семидесятью странами, но чтобы воспользоваться ими, нужно собирать официальные справки и вести отчетность, что создает дополнительные трудности и проблемы.

Если вы владеете иностранными активами, вряд ли удастся избежать рисков и штрафов без консультаций со специалистами по налоговому праву соответствующих стран. Это, разумеется, порождает дополнительные расходы как денежных средств, так и времени и других ресурсов.

Позиция юристов

Подавляющее большинство из них сходится во мнении, что закон крайне противоречив и содержит ряд рисков и несоответствий Конституции.

Статья четвертая Конституции прямо указывает, что в Украине существует единственное гражданство. Хотя закон не отменяет этот принцип — он скорее признает наличие другого гражданства как факт, не изменяя внутреннюю концепцию гражданства.

То есть даже если у украинца есть другое гражданство, государство рассматривает его исключительно как гражданина Украины — к нему применяются все права и обязанности в соответствии с украинским законодательством.

Однако очевидно несоответствие закона нормам Конституции, что недопустимо. Это создает конституционный конфликт, который, вероятнее всего, будет предметом будущих разбирательств Конституционного Суда.

Кроме того, если государство рассматривает гражданина Украины, имеющего гражданство другой страны, исключительно как гражданина Украины, то возникает логичный вопрос — а зачем тогда вообще закон, допускающий множественное гражданство?

А вообще, нужно подождать, подпишет ли новый закон президент Украины, ведь именно его подпись делает любой закон действующим.

ET: 0.153 s, MEM: 16.0 MB