0 800 307 555
0 800 307 555

Китайский автопром продолжает завоевывать мир

Недорогие и качественные машины из Поднебесной, включая сверхпопулярные электромобили, успешно экспортируются в разные страны

Китайская автомобилестроительная индустрия имеет довольно интересную и стремительную историю: практически с нуля и неизвестная потребителю за рубежом, включая даже страны Азии, она в течение двадцати последних лет стала фактическим лидером не только в производстве и объемах продаж в самой Поднебесной, но и ряде стран Европы, Азии и Америки. К примеру, в прошлом году эта страна экспортировала более 31,3 млн авто.
Оглавление

Автомобили КНР являются сверхсовременными по технологиям, передовыми в мире, не уступают европейским, американским и японским аналогам, а по цене намного превосходят их (она значительно ниже).

Не говоря уже об удивительном мире китайских электромобилей и гибридных авто, которые также по качеству, технологическим решениям, быстрому внедрению изменений удивляют покупателей.

Finance.ua проанализировал, каким же образом Китай стал мировым лидером по производству автомобилей, в том числе электрокаров. Мы исследовали, какие компании формируют основу отрасли, какие технологические, экономические и экологические факторы способствовали стремительному росту автопрома этой страны.

Не забывайте о собственной безопасности на дороге. На Finance.ua можно оформить автогражданку, каско, и даже оптимальную Зеленую карту для своего авто.

Кое-что из истории и ведущие автокомпании страны

Старт китайскому производству автомобилей был дан в далеком 1953 году СССР, который при своем содействии помог построить в Чанчуне первый автозавод. Он стал принадлежать государственной компании Поднебесной.

Впоследствии это China FAW Group, которая на сегодняшний день, по информации китайских аналитических источников, производит до 14% всех автомобилей страны.

Ее история довольно пестрая: с 1989 года компания начала производить седан Audi-100, в 1991 году вместе с немцами было создано СП по производству легковых автомобилей — FAW-Volkswagen Automobile. В 2007 году — совместное с мексиканцами предприятие (компания Grupo Elektra SAB и производство автомобилей FAW в Мексике). В 2010 году было завершено строительство завода вместе с General Motors в Чанчуне (автомобили марок Buick, Chevrolet и Cadillac). В 2013 году совместно с African Investment Company и Algeria Arco Fina Group FAW был открыт завод в Алжире, в этом же году — в Северной Корее. В 2012 году — СП с американской компанией Silk EV.

В 2022 году компания FAW-Volkswagen Automobile «праздновала» схождение с конвейера 25-миллионного «железного коня». Всего за свою историю China FAW Group, по состоянию на начало 2025 года, произвела более 60 млн автомобилей.

Второе почетное место в этом перечне занимает другая одна из старейших компаний — Dongfeng Motor Corporation, основанная в 1961 году (завод в городе Шиянь) и первой продукцией которой стали грузовики. Dongfeng Motor Corporation производит более 3,2 млн автомобилей каждый год.

Chery Automobile была основана в 1997 году, а производство автомобилей Ford началось двумя годами позже. В 2001 году компания получила лицензию на производство седана Fulwin, который был похож на модель Volkswagen. Позже модельный ряд был значительно расширен: Rich, Rely. Фирма создала ряд СП в том числе с Jaguar Land Rover. Предприятие шло в ногу со временем: так, в 2006 году был представлен гибридный седан — А5, а в феврале 2009 года — чисто китайский электромобиль S18 с довольно быстрой зарядкой аккумуляторов.

Автомобили Chery пользуются популярностью во всем мире

Источник фото: Chery

Gelly — тоже очень крупная автокомпания, основанная еще в некитайском Гонконге в 1986 году. Теперь она территориально находится на континентальном Китае в Ханчжоу и выпускает преимущественно электромобили под брендами Geely Auto, Link and Co, Zeekr.

В 2002 году фирма начала сотрудничество с Daewoo и итальянским Maggiora, а в 2003 году стала Geely Holding Group Co., Ltd. К 2005 году продукцию компании уже отлично знали в странах Азии, Европы, Америки, включая Латинскую. Компания разработала собственные автоматические коробки передач, совершенствовала технологические процессы.

Работа компании в эти годы также была тесно связана с Украиной. Так с 2007 года началась сборка автомобилей под брендом Shanghai Maple на заводе КрАСЗ.

Этот крупный синдикат имеет свои производства в ряде китайских городов, включая Пекин, а также имеет свои СП в Узбекистане, Турции, Бразилии, Таиланде, Казахстане и Венгрии. В 2008 году на свет появился первый гибридный автомобиль BYDF3DM, а затем электрокар.

SAIC Motor Corporation — крупная государственная автокомпания, которая тоже достигла примечательных высот и стала одним из крупнейших экспортеров автомобилей, включая электромобили. В свое время она создала не одно СП с разными европейскими компаниями.

В мае 2025 года SAIC Motor и Huawei подписали соглашение о создании нового завода по производству электроавтомобилей под брендом SAIC Shangjie. Экспорт автомобилей за границу SAIC Motor Corporation, по разным оценкам, в 2024 году составил 1 млн единиц, что не менее 13−14% всех произведенных компанией.

Причины революционного прорыва автопрома в Китае

К началу 2000-х годов, как свидетельствует информация международного ресурса MIT Technology Review, китайская автомобильная промышленность находилась в довольно плачевном состоянии. Да, страна была лидером по производству традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания, однако ни один местный бренд не мог составить хоть какую-либо конкуренцию на внешнем рынке уже маститым японским, европейским или американским.

Ту Ле, управляющий директор консалтинговой компании Sino Auto Insights считает, что все это прекрасно понимали и работники автопрома, и китайское высшее руководство: требовалась идея о прорыве.

«Они поняли, что даже производство гибридных авто (а такие разработки уже активно велись разными автостранами, например Японией) не даст ничего ключевого: Китай не сможет конкурировать в этом сегменте рынка. Тогда правительство страны приняло очень смелое и рискованное решение — инвестировать в совершенно новую сферу, то есть разработку и выпуск электрических автомобилей. Это было слишком рискованно еще и потому, что на тот момент электромобили были нишевыми экспериментами таких брендов, как General Motors или Toyota. Но у них были некоторые проблемы с этим вопросом», — отмечает он.

К тому же страна с таким большим населением, хотя в то время в подавляющем большинстве своем и не таким богатым, нуждалась в ближайшем будущем тоже в немалом количестве автомобилей для внутреннего рынка.

Другая причина: электромобили, как считает Ту Ле, могли решить очень большую проблему страны, связанную с загрязнением воздуха, а также снизить ее зависимость от нефти (которой в Китае практически нет. — Ред.).

Ну и, наконец, это было очень смелым шагом, который можно было объяснить — тогда весь мир едва приходил в себя после экономического кризиса 2008 года. Поэтому развитие нового вида автомобилей и новой ниши автопрома было бы очень кстати.

Китайские экономисты тогда также подсчитали, что страна имеет и серьезные структурные преимущества: в государстве в то время была достаточно развита технологическая цепочка поставок автомобилей, были мощные производственные заводы (по выпуску бензиновых автомобилей, о которых мы упоминали выше).

«От копирования чужих идей Китай перешел к созданию собственных, начал разрабатывать технологии производства и компоновки батарей для электрокаров, повышать мощность и одновременно энергоэффективность электрических двигателей, создавать современные мультимедийные системы, в то время как европейские, американские, японские и корейские автопроизводители были удовлетворены уровнем технологий и наращивали только массовость производства», — отметил в комментарии для Finance.ua менеджер по продажам ООО «СКМ-1», структурного подразделения автосалона компании Zeekr Богдан Олийник.

Китайские авто стремительно ворвались на мировой рынок

Источник фото: yicaiglobal

Что сделало китайское правительство для бизнеса и инвесторов

Коммунистическое правительство Китая, следует справедливо сказать для перенятия опыта нашим государственным мужам, очень умело направляет ресурсы именно на те отрасли, которые оно хочет развивать.

Так, начиная с 2009 года, правительство стало предоставлять субсидии компаниям, производящим электромобили. В период с 2009 по 2022 год, по информации MIT Technology Review, чиновники выделили для этой цели 29 млрд долларов на субсидии и налоговые льготы.

«Хотя эта политика в 2022 году была фактически завершена, ее заменили двойными кредитами, которые дали потрясающий эффект: более 6 млн электромобилей, проданных в Китае в 2022 году, составили более половины всех мировых объемов продаж электроавтомобилей», — отмечает мировой автомобильный ресурс.

Как отмечает Алисия Гарсия-Эрреро, главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Natixis, компании по управлению инвестициями, чтобы не раздражать иностранцев, китайское правительство пошло на другой очень мудрый шаг: оно предоставляло такие же льготы и этим компаниям.

«Помимо того, кроме финансовых стимулов, китайское правительство активно привлекало к работе компанию Tesla. Так, при ее участии в 2019 году в Шанхае была очень быстро построена первая гигафабрика для производства электромобилей Model 3 и Model Y, а в 2025 — вторая, специализирующаяся на производстве аккумуляторных батарей для накопления энергии», — говорит Алисия Гарсия-Эрреро.

По информации представительства компании BYD в Украине, правительство Китая также являлось значительным двигателем роста по программе «Новые энергетические транспортные средства (NEV) в Китае». Поставило амбициозные цели, например, увеличение доли NEV в общем объеме продаж автомобилей примерно до 20% к 2025 году, чтобы поощрить внедрение экологического транспорта.

Что касается развития самой промышленности, то, как отмечает Богдан Олийник, можно сказать, что Китай сейчас делает то же, что в прошлом столетии успешно делали Соединенные Штаты Америки — приглашали к себе талантливых людей, которые помогали и помогают развивать совершенно разные направления промышленности страны.

«Китайские компании с удовольствием нанимают на работу довольно известных дизайнеров, инженеров, конструкторов, работавших с известными мировыми брендами. В качестве примера Стефан Силафф, который известен своей работой с Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen и Bentley, а сейчас является главным дизайнером автомобильного бренда Zeekr», — отмечает украинский специалист.

Вместе с тем специалист, преподаватель Харьковского автомобильно-дорожного университета Антон Литвин считает, что были не только откровенные заимствования и прямое копирование, а и скрытые кражи технологий.

«Практически у любой китайской модели есть свой клон. За основу брали практически все популярные автомобильные бренды. Например, есть явное сходство у B11 и Daewoo Magnus, кроссовера Tiggo и Toyota Rav4, Geely GE и RollsRoyce Phantom, BYD T6 и Porsche Cayenne, Great Wall Peri и Fiat Panda и т. д., всего не перечесть. Но сейчас производители привлекают мировых дизайнеров и создают действительно современные конкурентоспособные автомобили», — отмечает он.

Экспорт, инвестиции и завоевание мира

В 2024 году, согласно информации CAAM (Китайская автомобильная ассоциация. — Ред.), рынок новых автомобилей в Китае вырос до 31,44 миллиона автомобилей, в то время как производство автомобилей в этой стране увеличилось до 31,3 миллиона.

Китайские автопроизводители имели 65% доли внутреннего рынка в 2024 году. Экспорт автомобилей из Китая увеличился почти на 20%, достигнув 5,9 миллиона авто, включая почти миллион аккумуляторных электромобилей. Крупнейшими экспортерами автомобилей из Китая в 2024 году были компании Chery и SAIC (табл.1).

Табл. 1. Экспорт китайских автомобилей по маркам в 2024 году

Марка автомобиля Экспорт (млн, тыс. штук)
Chery 1,140 млн
SAIC 929 тыс.
Changan 536 тыс.
Geely 532 тыс
Great Wall 453 тыс.
BYD 433 тыс.
BAIC 274 тыс.
Tesla 260 тыс.
JAC 249 тыс.
Dongfeng 246 тыс.

Источник: Car Sales Statistics

Экспорт автомобилей с двигателями внутреннего сгорания был и остается основой автоэкспорта Китая. Так, в первом квартале 2025 года 78% общего экспорта автомобилей составили именно машины с бензиновым двигателем.

Роль и спрос именно этих традиционных авто в китайском экспорте пока являются ключевыми. И это понятно: мир постепенно переходит на электромобили, внимательно всматриваясь в их преимущества и выбирая для себя все за и против, а также учитывая собственные вкусы автолюбителей.

Как отмечает для Finance.ua директор компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий, в Украине также с каждым годом существенно больше поклонников китайских автомобилей, особенно в отношении электромобилей. Существенный рост импорта автомобилей из Китая на протяжении 2021−25 годов отчетливо виден из графика ниже.

По словам Омельницкого, если в 2021 году украинцы купили только соответственно 537 и 15 электромобилей и гибридов из Китая, то в 2024 году эти цифры составляли уже 10 тыс. и 427 штук. А за девять месяцев 2025 года — 11,1 тыс. и 516 штук.

Интересно то, что электромобили из Поднебесной в Украине пользуются гораздо большим спросом, чем гибриды. Вместе с тем доля электромобилей и гибридов по отношению ко всем импортируемым машинам из КНР составляет более 90%. Таким образом, основа импорта автомобилей из Китая в Украину — это не бензиновые автомобили.

График 1. Объемы автомобилей завоз новых автомобилей в Украину в 2021−25 годах, включая Китай (тыс. штук)

Китай играет немалую роль в импорте новых авто в Украину

Источник: компанія «Автоконсалтинг»

Относительно дальнейшего захвата мира автопромом Китая Богдан Олийник уверен и добавляет, что другие мировые производители с большой осторожностью относятся к китайским коллегам.

Ценник на авто «Made in China» был и остается значительно ниже, чем на авто любых других марок. Сочетание «технологичность + низкая стоимость» и стало главным фактором доминирования китайского автопрома в мире.

К примеру, китайские электрокары стоят всего от 10 тыс. долларов, тогда как в США очень мало производителей могут предложить цены на уровне не менее 35 тыс. долларов.
«Китайские авто составляют очень опасную конкуренцию европейцам, американцам и всему миру, регулярно демпингуя цены и превосходя всех инновациями», — добавляет он.
В то же время, как отмечают оманские эксперты на бизнес-портале Omanet, в Китае благодаря именно многолетней политике субсидирования и улучшенного кредитования и налоговых льгот для производителей авто стал набирать обороты кризис перепроизводства машин.

По данным компании Rhodium, внутренние инвестиции китайской электромобильной промышленности в производство резко упали до 15 млрд долларов в 2024 году с 41 млрд долларов в 2023 году — после того, как в 2022 году объем объявленных проектов достиг пика более чем в 90 млрд долларов.

В докладе говорится, что хотя объем иностранных инвестиций остается значительно ниже, в 2024 году он впервые «немного превысил» уровень внутренних инвестиций, однако точные цифры не приводятся.

И это подтверждается открытием летом 2025 года при содействии китайских инвестиций гигантского (площадь 1,2 млн кв. м. — Ред.) завода Great Wall Motors в Бразилии. Его годовая мощность составляет 50 тыс. автомобилей. На заводе будут производиться флагманские модели, такие как Haval H6, Haval H9 и 2.4T Great Wall Cannon.

Недавно также было заключено очень крупное соглашение с GEM, являющимся китайским производителем аккумуляторных материалов, на сумму около 300 млн долларов по расширению завода в Индонезии.

Однако европейские и американские эксперты, и это понятно, приводят очень пессимистические прогнозы относительно китайского автопрома. Здесь есть своеобразное маркетинговое выгодное предсказание.

По данным консалтинговой компании AlixPartners, к 2030 году только 15 из 129 китайских брендов электромобилей и гибридов будут способны сохранить финансовую жизнедеятельность.

Однако пока китайские автомобили все равно побеждают во многих странах мира, и автолюбители продолжают отдавать предпочтение именно им.

ET: 0.154 s, MEM: 22.0 MB