Китайский автопром продолжает завоевывать мир
Недорогие и качественные машины из Поднебесной, включая сверхпопулярные электромобили, успешно экспортируются в разные страны
Автомобили КНР являются сверхсовременными по технологиям, передовыми в мире, не уступают европейским, американским и японским аналогам, а по цене намного превосходят их (она значительно ниже).
Не говоря уже об удивительном мире китайских электромобилей и гибридных авто, которые также по качеству, технологическим решениям, быстрому внедрению изменений удивляют покупателей.
Finance.ua проанализировал, каким же образом Китай стал мировым лидером по производству автомобилей, в том числе электрокаров. Мы исследовали, какие компании формируют основу отрасли, какие технологические, экономические и экологические факторы способствовали стремительному росту автопрома этой страны.
Не забывайте о собственной безопасности на дороге. На Finance.ua можно оформить автогражданку, каско, и даже оптимальную Зеленую карту для своего авто.
Старт китайскому производству автомобилей был дан в далеком 1953 году СССР, который при своем содействии помог построить в Чанчуне первый автозавод. Он стал принадлежать государственной компании Поднебесной.
Впоследствии это China FAW Group, которая на сегодняшний день, по информации китайских аналитических источников, производит до 14% всех автомобилей страны.
Ее история довольно пестрая: с 1989 года компания начала производить седан Audi-100, в 1991 году вместе с немцами было создано СП по производству легковых автомобилей — FAW-Volkswagen Automobile. В 2007 году — совместное с мексиканцами предприятие (компания Grupo Elektra SAB и производство автомобилей FAW в Мексике). В 2010 году было завершено строительство завода вместе с General Motors в Чанчуне (автомобили марок Buick, Chevrolet и Cadillac). В 2013 году совместно с African Investment Company и Algeria Arco Fina Group FAW был открыт завод в Алжире, в этом же году — в Северной Корее. В 2012 году — СП с американской компанией Silk EV.
В 2022 году компания FAW-Volkswagen Automobile «праздновала» схождение с конвейера 25-миллионного «железного коня». Всего за свою историю China FAW Group, по состоянию на начало 2025 года, произвела более 60 млн автомобилей.
Второе почетное место в этом перечне занимает другая одна из старейших компаний — Dongfeng Motor Corporation, основанная в 1961 году (завод в городе Шиянь) и первой продукцией которой стали грузовики. Dongfeng Motor Corporation производит более 3,2 млн автомобилей каждый год.
Chery Automobile была основана в 1997 году, а производство автомобилей Ford началось двумя годами позже. В 2001 году компания получила лицензию на производство седана Fulwin, который был похож на модель Volkswagen. Позже модельный ряд был значительно расширен: Rich, Rely. Фирма создала ряд СП в том числе с Jaguar Land Rover. Предприятие шло в ногу со временем: так, в 2006 году был представлен гибридный седан — А5, а в феврале 2009 года — чисто китайский электромобиль S18 с довольно быстрой зарядкой аккумуляторов.

Источник фото: Chery
Gelly — тоже очень крупная автокомпания, основанная еще в некитайском Гонконге в 1986 году. Теперь она территориально находится на континентальном Китае в Ханчжоу и выпускает преимущественно электромобили под брендами Geely Auto, Link and Co, Zeekr.
В 2002 году фирма начала сотрудничество с Daewoo и итальянским Maggiora, а в 2003 году стала Geely Holding Group Co., Ltd. К 2005 году продукцию компании уже отлично знали в странах Азии, Европы, Америки, включая Латинскую. Компания разработала собственные автоматические коробки передач, совершенствовала технологические процессы.
Работа компании в эти годы также была тесно связана с Украиной. Так с 2007 года началась сборка автомобилей под брендом Shanghai Maple на заводе КрАСЗ.
Этот крупный синдикат имеет свои производства в ряде китайских городов, включая Пекин, а также имеет свои СП в Узбекистане, Турции, Бразилии, Таиланде, Казахстане и Венгрии. В 2008 году на свет появился первый гибридный автомобиль BYDF3DM, а затем электрокар.
SAIC Motor Corporation — крупная государственная автокомпания, которая тоже достигла примечательных высот и стала одним из крупнейших экспортеров автомобилей, включая электромобили. В свое время она создала не одно СП с разными европейскими компаниями.
В мае 2025 года SAIC Motor и Huawei подписали соглашение о создании нового завода по производству электроавтомобилей под брендом SAIC Shangjie. Экспорт автомобилей за границу SAIC Motor Corporation, по разным оценкам, в 2024 году составил 1 млн единиц, что не менее 13−14% всех произведенных компанией.
К началу 2000-х годов, как свидетельствует информация международного ресурса MIT Technology Review, китайская автомобильная промышленность находилась в довольно плачевном состоянии. Да, страна была лидером по производству традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания, однако ни один местный бренд не мог составить хоть какую-либо конкуренцию на внешнем рынке уже маститым японским, европейским или американским.
Ту Ле, управляющий директор консалтинговой компании Sino Auto Insights считает, что все это прекрасно понимали и работники автопрома, и китайское высшее руководство: требовалась идея о прорыве.
«Они поняли, что даже производство гибридных авто (а такие разработки уже активно велись разными автостранами, например Японией) не даст ничего ключевого: Китай не сможет конкурировать в этом сегменте рынка. Тогда правительство страны приняло очень смелое и рискованное решение — инвестировать в совершенно новую сферу, то есть разработку и выпуск электрических автомобилей. Это было слишком рискованно еще и потому, что на тот момент электромобили были нишевыми экспериментами таких брендов, как General Motors или Toyota. Но у них были некоторые проблемы с этим вопросом», — отмечает он.
К тому же страна с таким большим населением, хотя в то время в подавляющем большинстве своем и не таким богатым, нуждалась в ближайшем будущем тоже в немалом количестве автомобилей для внутреннего рынка.
Другая причина: электромобили, как считает Ту Ле, могли решить очень большую проблему страны, связанную с загрязнением воздуха, а также снизить ее зависимость от нефти (которой в Китае практически нет. — Ред.).
Ну и, наконец, это было очень смелым шагом, который можно было объяснить — тогда весь мир едва приходил в себя после экономического кризиса 2008 года. Поэтому развитие нового вида автомобилей и новой ниши автопрома было бы очень кстати.
Китайские экономисты тогда также подсчитали, что страна имеет и серьезные структурные преимущества: в государстве в то время была достаточно развита технологическая цепочка поставок автомобилей, были мощные производственные заводы (по выпуску бензиновых автомобилей, о которых мы упоминали выше).
«От копирования чужих идей Китай перешел к созданию собственных, начал разрабатывать технологии производства и компоновки батарей для электрокаров, повышать мощность и одновременно энергоэффективность электрических двигателей, создавать современные мультимедийные системы, в то время как европейские, американские, японские и корейские автопроизводители были удовлетворены уровнем технологий и наращивали только массовость производства», — отметил в комментарии для Finance.ua менеджер по продажам ООО «СКМ-1», структурного подразделения автосалона компании Zeekr Богдан Олийник.

Источник фото: yicaiglobal
Коммунистическое правительство Китая, следует справедливо сказать для перенятия опыта нашим государственным мужам, очень умело направляет ресурсы именно на те отрасли, которые оно хочет развивать.
Так, начиная с 2009 года, правительство стало предоставлять субсидии компаниям, производящим электромобили. В период с 2009 по 2022 год, по информации MIT Technology Review, чиновники выделили для этой цели 29 млрд долларов на субсидии и налоговые льготы.
«Хотя эта политика в 2022 году была фактически завершена, ее заменили двойными кредитами, которые дали потрясающий эффект: более 6 млн электромобилей, проданных в Китае в 2022 году, составили более половины всех мировых объемов продаж электроавтомобилей», — отмечает мировой автомобильный ресурс.
Как отмечает Алисия Гарсия-Эрреро, главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Natixis, компании по управлению инвестициями, чтобы не раздражать иностранцев, китайское правительство пошло на другой очень мудрый шаг: оно предоставляло такие же льготы и этим компаниям.
«Помимо того, кроме финансовых стимулов, китайское правительство активно привлекало к работе компанию Tesla. Так, при ее участии в 2019 году в Шанхае была очень быстро построена первая гигафабрика для производства электромобилей Model 3 и Model Y, а в 2025 — вторая, специализирующаяся на производстве аккумуляторных батарей для накопления энергии», — говорит Алисия Гарсия-Эрреро.
По информации представительства компании BYD в Украине, правительство Китая также являлось значительным двигателем роста по программе «Новые энергетические транспортные средства (NEV) в Китае». Поставило амбициозные цели, например, увеличение доли NEV в общем объеме продаж автомобилей примерно до 20% к 2025 году, чтобы поощрить внедрение экологического транспорта.
Что касается развития самой промышленности, то, как отмечает Богдан Олийник, можно сказать, что Китай сейчас делает то же, что в прошлом столетии успешно делали Соединенные Штаты Америки — приглашали к себе талантливых людей, которые помогали и помогают развивать совершенно разные направления промышленности страны.
«Китайские компании с удовольствием нанимают на работу довольно известных дизайнеров, инженеров, конструкторов, работавших с известными мировыми брендами. В качестве примера Стефан Силафф, который известен своей работой с Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen и Bentley, а сейчас является главным дизайнером автомобильного бренда Zeekr», — отмечает украинский специалист.
Вместе с тем специалист, преподаватель Харьковского автомобильно-дорожного университета Антон Литвин считает, что были не только откровенные заимствования и прямое копирование, а и скрытые кражи технологий.
«Практически у любой китайской модели есть свой клон. За основу брали практически все популярные автомобильные бренды. Например, есть явное сходство у B11 и Daewoo Magnus, кроссовера Tiggo и Toyota Rav4, Geely GE и RollsRoyce Phantom, BYD T6 и Porsche Cayenne, Great Wall Peri и Fiat Panda
В 2024 году, согласно информации CAAM (Китайская автомобильная ассоциация. — Ред.), рынок новых автомобилей в Китае вырос до 31,44 миллиона автомобилей, в то время как производство автомобилей в этой стране увеличилось до 31,3 миллиона.
Китайские автопроизводители имели 65% доли внутреннего рынка в 2024 году. Экспорт автомобилей из Китая увеличился почти на 20%, достигнув 5,9 миллиона авто, включая почти миллион аккумуляторных электромобилей. Крупнейшими экспортерами автомобилей из Китая в 2024 году были компании Chery и SAIC (табл.1).
Табл. 1. Экспорт китайских автомобилей по маркам в 2024 году
Источник: Car Sales Statistics
Экспорт автомобилей с двигателями внутреннего сгорания был и остается основой автоэкспорта Китая. Так, в первом квартале 2025 года 78% общего экспорта автомобилей составили именно машины с бензиновым двигателем.
Роль и спрос именно этих традиционных авто в китайском экспорте пока являются ключевыми. И это понятно: мир постепенно переходит на электромобили, внимательно всматриваясь в их преимущества и выбирая для себя все за и против, а также учитывая собственные вкусы автолюбителей.
Как отмечает для Finance.ua директор компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий, в Украине также с каждым годом существенно больше поклонников китайских автомобилей, особенно в отношении электромобилей. Существенный рост импорта автомобилей из Китая на протяжении 2021−25 годов отчетливо виден из графика ниже.
По словам Омельницкого, если в 2021 году украинцы купили только соответственно 537 и 15 электромобилей и гибридов из Китая, то в 2024 году эти цифры составляли уже 10 тыс. и 427 штук. А за девять месяцев 2025 года — 11,1 тыс. и 516 штук.
Интересно то, что электромобили из Поднебесной в Украине пользуются гораздо большим спросом, чем гибриды. Вместе с тем доля электромобилей и гибридов по отношению ко всем импортируемым машинам из КНР составляет более 90%. Таким образом, основа импорта автомобилей из Китая в Украину — это не бензиновые автомобили.
График 1. Объемы автомобилей завоз новых автомобилей в Украину в 2021−25 годах, включая Китай (тыс. штук)

Источник: компанія «Автоконсалтинг»
Относительно дальнейшего захвата мира автопромом Китая Богдан Олийник уверен и добавляет, что другие мировые производители с большой осторожностью относятся к китайским коллегам.
Ценник на авто «Made in China» был и остается значительно ниже, чем на авто любых других марок. Сочетание «технологичность + низкая стоимость» и стало главным фактором доминирования китайского автопрома в мире.
К примеру, китайские электрокары стоят всего от 10 тыс. долларов, тогда как в США очень мало производителей могут предложить цены на уровне не менее 35 тыс. долларов.
«Китайские авто составляют очень опасную конкуренцию европейцам, американцам и всему миру, регулярно демпингуя цены и превосходя всех инновациями», — добавляет он.
В то же время, как отмечают оманские эксперты на бизнес-портале Omanet, в Китае благодаря именно многолетней политике субсидирования и улучшенного кредитования и налоговых льгот для производителей авто стал набирать обороты кризис перепроизводства машин.
По данным компании Rhodium, внутренние инвестиции китайской электромобильной промышленности в производство резко упали до 15 млрд долларов в 2024 году с 41 млрд долларов в 2023 году — после того, как в 2022 году объем объявленных проектов достиг пика более чем в 90 млрд долларов.
В докладе говорится, что хотя объем иностранных инвестиций остается значительно ниже, в 2024 году он впервые «немного превысил» уровень внутренних инвестиций, однако точные цифры не приводятся.
И это подтверждается открытием летом 2025 года при содействии китайских инвестиций гигантского (площадь 1,2 млн кв. м. — Ред.) завода Great Wall Motors в Бразилии. Его годовая мощность составляет 50 тыс. автомобилей. На заводе будут производиться флагманские модели, такие как Haval H6, Haval H9 и 2.4T Great Wall Cannon.
Недавно также было заключено очень крупное соглашение с GEM, являющимся китайским производителем аккумуляторных материалов, на сумму около 300 млн долларов по расширению завода в Индонезии.
Однако европейские и американские эксперты, и это понятно, приводят очень пессимистические прогнозы относительно китайского автопрома. Здесь есть своеобразное маркетинговое выгодное предсказание.
По данным консалтинговой компании AlixPartners, к 2030 году только 15 из 129 китайских брендов электромобилей и гибридов будут способны сохранить финансовую жизнедеятельность.
Однако пока китайские автомобили все равно побеждают во многих странах мира, и автолюбители продолжают отдавать предпочтение именно им.
