Как работать на фриланс-биржах для иностранных заказчиков
Советы, которые помогут вам зарабатывать
Независимо от того, новичок ли вы «на вольных хлебах» или считаете себя опытным фрилансером, у вас должен быть современный, постоянно обновляемый профиль на фриланс-платформе, хорошие отзывы от заказчиков, качественное портфолио с кейсами, собственная ниша деятельности и перечень услуг, которые можете монетизировать. Это то, что «подсвечивает» вас на фоне других исполнителей.
Мы собрали для вас советы, как чувствовать себя уверенно в марафоне с выстраиванием долгосрочных «отношений» с клиентом на международных фриланс-биржах.
Еще больше советов по поиску роботы – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Чтобы найти надежного исполнителя, иностранные заказчики чаще выбирают популярные международные платформы. Уместно и другое: чем известнее биржа, тем безопаснее с ней работать фрилансерам, тем масштабнее здесь клиенты и выше конкуренция.
Общая схема деятельности может быть одинаковой для разных площадок, но существуют нюансы, прописанные в правилах бирж. И именно они подсказывают, как вести аккаунт, писать отзывы, получать деньги и не быть заблокированными.
Выбирайте те платформы, которые, кроме популярности, гарантируют и защищенные финансовые транзакции: после выбора исполнителя заказчик сразу оплачивает работу, но деньги бронируются на внутренних счетах биржи до подтверждения клиентом об успешном завершении задания.
В таком случае вы как фрилансер защищены от мошенников и можете в случае необходимости обжаловать отзыв или результат взаимодействия с заказчиком.
Платформы (Upwork, Freelancer, Fiverr, Guru, Working Nomads) могут отличаться количеством тематических рубрик для заказов.
Например, Upwork предлагает 70 обобщенных категорий, а в рубрикаторе Freelancer существует 1800 пунктов. Обычно фрилансеры откликаются на задачи, в то время как Fiverr в целом меняет правила игры, заставляя заказчиков искать исполнителей, которые просто выкладывают предложения своих услуг, как резюме.
Площадки ориентируются на английский язык как основной. Но есть разные подходы к языковому интерфейсу у конкретных бирж. Поэтому на международных платформах можно найти даже украинский язык.
Функционал тоже отличается. Из фишек может быть поиск исполнителей по географии, витрины лучших фрилансеров в конкретных рубриках, системы лояльности и рейтинги, тендерные публикации заказов, реферальные ссылки для клиентов, тесты для подтверждения квалификации, трекеры времени и т.д.
Изучайте фокус биржи перед тем, как зарегистрироваться. Так, на Upwork предложения от всемирно известной компании – обычная история, а на Fiverr могут быть заказы не дороже $5, содержание которых ограничивается лишь моральными принципами сторон соглашения и законодательной базой.
Все платформы по-своему определяют, сколько бесплатных отзывов на заказ будет иметь фрилансер, какой набор «плюшек» в платном аккаунте, а также размер и гибкость собственной комиссии.
Будьте готовы, что в любом случае вы отдадите 10-20% процентов от своего заработка, если платформа не предлагает других расчетов, зависящих от категории платного аккаунта и долгосрочности вашего взаимодействия с клиентом.
Также по-разному работают алгоритмы показа заказов и поиска исполнителей. Новички могут не видеть сложных/дорогих запросов, а экспертам не показывают дешевые предложения.
Для вывода денег платформы предлагают много способов, но часто у тех фрилансеров, кто работает именно из Украины, может быть ограничен перечень возможностей из-за особенностей международной интеграции нашей страны в мировые платежные системы и сложности, связанные с военным положением.
Также важно уделять внимание налогообложению. ФЛП, зарегистрированный в Украине, считается резидентом именно этой страны. Но если вы получаете оплату как физическое лицо, то следует уточнять резидентство и самого заказчика, и место выполнения заказа. Иначе могут возникнуть обстоятельства двойного налогообложения, несоответствия назначения платежей или их декларирования и, как результат, вы получите штраф от налоговой.
Детальнее о двойном налогообложении мы писали в этой статье.
Не важно, новичок ли вы во фрилансе или начали еще до того, как это стало мейнстримом, основные правила работы с клиентами остаются неизменными:
- необходимо быть экспертом и постоянно повышать свою экспертизу;
- владеть или активно изучать английский;
- развивать навыки самопрезентации;
- уметь продавать свои знания по адекватной цене;
- воспринимать и выдерживать конкуренцию;
- развивать навыки переговоров с клиентами;
- иметь высокий уровень самоорганизации;
- иметь сильную самомотивацию;
- развивать навык правильно рассчитывать время и усилия;
- быть готовым к ненормированному графику и форс-мажорам, которые происходят в Украине после разрушения ракетными обстрелами критической инфраструктуры.
Наша страна диджитализована и уже глубоко укоренилась в международное сообщество, следовательно, поведение и принципы работы зарубежных клиентов уже достаточно знакомы для фрилансеров-украинцев. Мы собрали обобщенные советы по взаимодействию с иностранцами-заказчиками.
Выстраивайте отношения с клиентами как с равноправными партнерами, планируя долгое сотрудничество. Даже в случае разового взаимодействия. Будьте вежливы и уважайте участников сделки, демонстрируя собственную экспертность. Это создаст комфортные условия и побуждает обратиться к вам еще раз.
Чтобы показать свою специализацию, выбирайте только несколько направлений или даже одно, и развивайтесь в них. Универсальность несколько отпугивает заказчиков.
Изучайте выбранные вами ниши для того, чтобы знать имеющиеся у них тренды, сленг, присущие сложности. А также для того, чтобы ориентироваться, кто является основным игроком на рынке, авторитетом в отрасли, потому что они могут быть ориентиром для заказчика.
Клиенты могут предложить первую встречу с исполнителем в формате видеовызова. Это позволяет почувствовать человека, познакомиться, передать особенности задачи.
Обычно иностранцы дают более четкое ТЗ по сравнению с украинскими клиентами, потому что глубже продумывают, каким должен быть финальный результат, показатели качества, и что для этого должен сделать исполнитель.
Если заказчиком является компания, то в коммуникации с исполнителем может быть не один представитель, а целая команда, где каждый из участников консультирует по отдельному аспекту вашего ТЗ.
Обязательно проговаривайте этапы вашей работы. Клиент должен знать, когда вы справитесь с определенным сегментом задачи, а когда ожидать отчеты. Вы – предсказуемы, а значит, на вас можно положиться.
Впервые обращаясь к потенциальному клиенту и создавая отзывы о нем после выполнения задачи, пользуйтесь языком, на котором он создал заказ. Даже если вы знаете, что английский – не родной язык клиента или что заказчик – украинская компания.
Хорошим тоном считается вопрос об ожиданиях клиента от результата. Так вы покажете собственный интерес к лучшей реализации и стремление работать долго.
Будьте лаконичны, описывая, почему именно вы можете лучше выполнить эту работу. Укажите, какую пользу клиент получит от сотрудничества с вами, как улучшится его проект. Иностранцы очень чувствительны к первому контакту во время вашего отклика на заказ. Если вы пишете одинаковый текст всем, не подумали, что привнесете именно в этот проект, то вы не получите работу.
Не беспокойтесь, если не владеете английским в совершенстве. Очень часто заказчики также не говорят по-английски на уровне native. Но будьте готовы к потенциальным сложностям в общении за неимением языковых знаний.
Будьте терпеливы, даже если вы считаете, что клиент слишком назойлив или гиперконтролирует процесс. Это может быть типичным проявлением поведения конкретного человека или следствием из предыдущего опыта взаимодействия с фрилансером, где молчание со стороны исполнителя имело отрицательный результат.
При возникновении неоднозначных моментов будьте спокойны. Задавайте вопросы для уточнения, чтобы понять, что именно вызывает спор. Например, не ваш уровень профессионализма, а языковой барьер, отличие менталитетов или даже личностное восприятие или настроение в конкретный момент.
Обратите внимание на страну проживания клиента. Возможно, у вас не совпадают часовые пояса, дни, которые считаются рабочими и выходными. Или есть праздники, которых нет в украинском календаре. Поэтому у вас с клиентом может быть разное представление о дедлайнах и днях, когда кто-то из вас выходит на связь.
Соблюдайте дедлайны и прописывайте вероятные форс-мажоры. Если есть возможность, закладывайте немного больше времени на выполнение, но старайтесь закрыть вопрос раньше срока.
Будьте пунктуальны, даже если клиент сам не всегда соблюдает сроки правок или ответов.
Для новичков на конкретной площадке. Будьте активны, так вы скорее почувствуете, как работает именно эта платформа и как выстраивается коммуникация с клиентами.
Фриланс-биржи – хорошая перспектива иметь регулярные проекты на подработку или одного любимого заказчика на долгие годы. Это ваша возможность влиять на ценность своей работы и размер заработка.
Для высоких гонораров необходимо уложиться в создание своей репутации на платформе и регулярно доказывать уровень квалификации, публиковать актуальные кейсы.