0 800 307 555
0 800 307 555

Как цифровые тренды и технологии меняют украинский бизнес

Мнения экспертов

В пятницу, 18 ноября, состоялась конференция FinTech Ukraine 2022, организованная порталами Finance.ua и Минфин. В рамках конференции эксперты провели дискуссионную панель на тему «Как цифровые технологии меняют мир».
Оглавление

Тема дискуссии была выбрана не спроста. По мнению президента Всеукраинской Ассоциации Финансовых Компаний (ВАФК) Аллы Савьюк – модератора дискуссии – именно благодаря технологиям будет происходить быстрое восстановление Украины.

«Я уверена, что цифровой прорыв поможет Украине как можно быстрее преодолеть последствия войны», – отметила она.

Редакция Finance.ua делится интересными новостями и инсайтами с выступлений экспертов на конференции FinTech 2022 при поддержке компании Мastercard.

Будем ли на связи?

Наболевшим вопросом, обсуждаемым в рамках дискуссии, стали аварийные и стабилизационные отключения электроэнергии, которые начали внедряться в Украине после массированных ракетных обстрелов критической инфраструктуры, начавшихся с 10 октября.

«В начале полномасштабной войны основным вызовом для операторов мобильной связи было оперативное восстановление сети, ведь многие станции были разрушены из-за обстрелов. Но телеком уже научился супер быстро восстанавливать связь для своих пользователей, из последних примеров – Херсон. За последние 9 месяцев, для нас это была работа 24/7. Сейчас добавился новый вызов – отключение электроэнергии. Если в начале войны из-за активных боевых действий не работало около 10% нашей сети, то сейчас эта цифра достигает 30%. Самая сложная ситуация сейчас в Киеве», – рассказал директор направления Big Data в Киевстар Андрей Железняк.

По словам эксперта, сейчас компания делает большие инвестиции, чтобы реорганизовать работу базовых станций и сделать автономными. Несмотря на сложности, Киевстар видит возможным улучшение общей ситуации со связью в стране в ближайшее время.

Об отсутствии связи и мобильного интернета во время выключения электроэнергии мы подробнее писали в этой статье.

«Мы прорабатываем разные сценарии, чтобы при любых обстоятельствах сеть продолжала функционировать. Работаем непрерывно, чтобы все могли оставаться на связи», – подчеркнул Железняк.

Трансграничные финансовые сервисы

С началом полномасштабной войны, которую развязала россия 24 февраля, миллионы украинцев были вынуждены покинуть свои дома и уехать за границу.

В новых странах они постепенно интегрировались в зарубежные финансовые системы и получили возможность сравнить доступные платежные сервисы с украинскими.

«Разрабатывая свои бизнес-стратегии и модели, мы всегда ставим в центр клиента, понимая, что должны быть там, где наш пользователь. Сегодня многие из наших клиентов за рубежом. Пока нет бесшовного сервиса, который помогал бы украинцам здесь и за рубежом получать привычные услуги. Поэтому именно трансграничные решения для нас являются приоритетом, по крайней мере, мы над этим уже работаем», – рассказал Алексей Пивень, NovaPay.

Как отметили участники дискуссии, европейские страны очень отличаются друг от друга.

«В Европе около 500 необанков. Но если зайти на страницу Google или Apple Pay и посмотреть количество банков, имеющих с ними интеграцию, то это маленькая доля – около 20%. Когда я говорю своей кузине в Европе, что у нас в Украине есть криптокарта, которую еще и в Google/Apple Pay можно добавить, она удивляется. У них такого включения цифровых решений в жизнь пользователя нет, и инфраструктура под это тоже не всегда существует. В Украине же ситуация иная. И страна, и люди открыты для инновационных решений. Как результат – прекрасно построенная платежная инфраструктура, где каждый пользователь может рассчитываться удобными для себя платежными сервисами», – отметил соучредитель проекта Weld Money Алексей Бобок.

Во что следует инвестировать бизнесу

Участники дискуссии поделились своим видением перспективных направлений для дальнейшего развития бизнеса.

«Я считаю, что что-то радикально должно измениться в процессе идентификации пользователя. Авторизация и идентификация клиента должна быть еще более безопасной, простой и эффективной. Чуть ли не каждый день я сбрасываю пароль в одном из сервисов из-за того, что просто забыл его. И каждый магазин хочет, чтобы клиент создал личный кабинет, придумал пароль. На мой взгляд, это уже прошлый век и что-то должно измениться. Поэтому, считаю, будущее за сервисами идентификации», – убежден директор Авентус Украина Владимир Довгаль.

По мнению руководительницы проекта neobank Оксаны Мунтян, двигаться нужно в направлении усовершенствования механик проведения платежей.

«Речь о дальнейшей разработке всех инструментов, интеграций, коллабораций, уже имеющихся как на нашем рынке, так и ближних рынках, к которым появляется интерес у нас и наших клиентов. Это двустороннее движение: кто-то хочет в Украине обслуживать нерезидентов, а мы стремимся своих клиентов обеспечивать собственными услугами за рубежом и углубить эту направленность», – рассказала она.

Руководитель управления развития продуктов и процессов NovaPay Алексей Пивень убежден, что будущее за трансграничными операциями. Должны появиться бесшовные сервисы, которые позволят покупать товары или делать переводы легко с минимальными комиссиями, ведь, по его словам, выиграют те компании, у которых минимальные комиссии. В этом в частности помогают криптовалюты.

«Сейчас вход в крипту очень сложен. В прошлом году мы запускали свой токен. Нам пришлось записать 25-минутное видеообъяснение, как человек, имеющий гривневую карточку, может купить наш токен на децентрализованной бирже. Поэтому мы будем фокусироваться на упрощении криптовалютных продуктов для рядового гражданина, еще не соприкасавшегося с ними или находящегося на начальном уровне», – добавил соучредитель проекта Weld Money Алексей Бобок.

А вот компания Киевстар расширяет спектр своих услуг.

«Мы хотим перестать быть только средством связи, а стать порталом для различных услуг, которые нужны клиенту каждый день. Мы уже сделали первые шаги в направлении здравоохранения – наше сотрудничество с Helsi. Мы в Киевстаре смотрим широко: с одной стороны нас интересует все, что связано с образованием, а с другой – есть, например, интересное направление в сфере ухода за животными. Бизнесу нужно фокусироваться на том, что нужно людям и быть там, где они проводят свое время, чтобы ваши клиенты всегда могли легко и удобно получать необходимые им сервисы», – рассказал директор направления Big Data в Киевстар Андрей Железняк.

Web 3.0: какие преимущества для украинцев

Владимир Довгаль убежден, что Web 3.0 – очень украинская история, поскольку эта концепция настолько органична для нашей страны, что мы не заметим, когда там окажемся.

«Переход для нас будет очень плавным и органичным, ведь мы развиты и в финтехе, и в крипте в целом. У нас много компетенций, предпринимателей, маркетологов, айтишников, создающих новые тренды в мировом Web 3.0.

Считаю, что будет очень удобно, когда у меня будет один кошелек, которым смогу подписывать и подтверждать все – документы, вход на сайты, просматривать все транзакции и т.д.», – поделился Алексей Бобок, Weld Money.

По его мнению, бум на использование Web 3.0. возникнет, когда заработают изменения в Налоговом кодексе по части о криптоактивах. Тогда, уверен эксперт, в разы увеличится количество пользователей и сервисов.

По словам Андрея Железняка, с Web 3.0 произойдет существенное изменение и рекламного рынка – увеличится давление на крупных игроков, появятся новые возможности для локальных компаний, занимающихся рекламой. Это один из трендов, который Web 3.0 принесет телекому.

Руководитель проекта neobank Оксана Мунтян также считает, что украинцы естественно воспринимают переход на Web 3.0:

«Влечение к кастомизации началось у людей давно. Например, я как пользователь хочу для себя персональный интерфейс приложения с возможностью изменять его цвет, двигать имиджи или даже сервисные кнопки. Это и есть начало Web 3.0. для пользователей. Такая история будет развиваться. Клиент будет ждать от компаний во всем индивидуальном подходе, как в предложениях, так и предоставляемых сервисах. К сожалению, не все бизнесы готовы к Web 3.0. В частности, банки пока не могут предложить клиенту индивидуальный продукт, а это вне концепта Web 3.0. Поэтому будем ждать реакции и решений от регулятора», – отметила она.

Руководитель управления развития продуктов и процессов NovaPay Алексей Пивень был более сдержанным в прогнозах, по крайней мере, с точки зрения бизнеса:

«Мы работаем с масс-маркетом, то есть с массовым клиентом. На мой взгляд, Web 3.0 – это больше о метамире, отдельно он не «улетит». Мы не знаем, как оно будет заходить к нам. Да, украинцы готовы воспринимать все новое и диджитальное, но вопрос – как оно пойдет в бизнесе?».

***

Технологии сегодня играют важную роль в противостоянии агрессору, но не менее важны они и в развитии страны, ведь облегчают жизнь, делают ее более комфортной. Хотя цифровые решения уже давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, украинцы открыты ко всему новому. Тема финтеха актуальна, как никогда, кто первым почувствует своего клиента, его потребности, тот сможет стать бесспорным лидером рынка и удержать эту позицию в долгосрочной перспективе.