0 800 307 555
0 800 307 555

Экономическое бронирование от мобилизации. Рассматриваемые варианты

И стоит ли вообще такое вводить

В Верховной Раде уже несколько месяцев «висит» законопроект №10449 о мобилизации, вокруг которого все это время ломаются копья как в парламенте, так и в обществе. Один из камней преткновения – отсрочка от мобилизации, в том числе и на так называемых «экономических основаниях».
Оглавление

Если упрощенно, то речь идет о возможности получить отсрочку от мобилизации при определенных условиях, главными среди которых являются легальное трудоустройство, уплата налогов и определенной суммы в госбюджет именно за возможность не служить в армии.

Что рассматривают в Раде

Пока закон не принят, поэтому мы можем обсуждать только возможные варианты по «экономической отсрочке». В настоящее время предложения сводятся к следующему.

Их авторы считают, что кроме нынешней системы бронирования, при которой некоторые предприятия (речь, в частности, о критической инфраструктуре, военных заводах, сельском хозяйстве и т.д. – Ред.) имеют право на получение для части своих рабочих отсрочки от мобилизации, необходимо предусмотреть возможность получения такой отсрочки и для других секторов бизнеса, которые сейчас такого права не имеют.

Кабмин, а именно он является автором законопроекта, считает, что бронирование от мобилизации можно поставить в прямую зависимость от уровня зарплаты и налогов.

Сейчас, после учета всех правок, поступивших в законопроект №10449 (а таких было более 4 200. – Ред.), предложения по экономическому бронированию сводятся к следующему:

1) Наиболее вероятным предложением является вариант, исходящий из недр Офиса президента. Для получения права на отсрочку работник должен получать легальную заработную плату в размере не менее 30-35 тысяч гривен – при такой зарплате налоги составляют около 18 тысяч гривен.

Таким образом бизнес будет иметь право забронировать до 50% своих работников. Кого именно – будет определять руководство предприятий. Правда, есть исключение – работники, имеющие дефицитные военно-учетные специальности, под действие брони не попадают.

2) Альтернативное предложение выдвинул глава парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха. По его версии, «экономическое бронирование» должно выглядеть так:

  • военнообязанный должен быть легально трудоустроен и находиться на военном учете;
  • уплата всех налогов и дополнительно фиксированной ставки в размере 20 тысяч гривен в месяц в бюджет независимо от уровня зарплаты.

Таким же способом смогут избежать мобилизации также физические лица-предприниматели (ФЛП). Для них будет существовать еще дополнительное требование – через счет ФЛП должна пройти сумма не меньше трех стоимостей месячного бронирования (сейчас это 60 тысяч гривен. – Ред.). Это, по мнению правительства, должно предотвратить возможность открытия фиктивных ФЛП для получения брони.

На данный момент о других вариантах относительно «экономического бронирования», которые серьезно рассматривались бы в Раде, говорить не стоит из-за полной бесперспективности их принятия.

Экономическая составляющая

С чисто экономической точки зрения такие предложения кажутся довольно привлекательными. Но – в теории, потому что в случае практической реализации они вызывают скепсис.

Так, в случае принятия варианта с дополнительным сбором в 20 тысяч гривен за мобилизацию госбюджет должен получить более 200 миллиардов гривен ежегодно. По крайней мере, так считает глава парламентского комитета по экономическому развитию Дмитрий Наталуха.

В случае, если Парламент учтет пожелания Офиса президента и необходимым порогом для отсрочки будет заработная плата в 30 тысяч гривен, то, по расчетам главы Advanter Group Андрея Длигача, это позволит «забронировать 570 тысяч работников, критических для бизнеса, и увеличить поступления в госбюджет на 165 миллиардов гривен».


Источник: FinClub

Эти два подхода имеют как свои достоинства, так и недостатки.

В первом варианте таким плюсом является то, что мобилизационные платежи пойдут целенаправленно в спецфонд, из которого будут тратиться сугубо на оборону.

Во втором – их администрирование не вызовет никаких проблем, поскольку платежи будут проходить через органы ГНС. Кроме того, этот вариант может способствовать выходу бизнеса из серой зоны, поскольку для получения отсрочки нужно платить белую зарплату.

Недостатком является то, что эти расчеты сугубо теоретические. Во-первых, заработная плата в 30 тысяч гривен даже для крупных городов куда выше средней. А для провинции это вообще нереальная цифра. Поэтому сколько работодателей действительно готовы платить такие деньги, пока спрогнозировать невозможно.

Что касается другого предложения – дополнительного сбора в 20 тысяч гривен, которое, по мнению авторов этой нормы, «должно вывести большинство ФЛП из тени», то оно также кажется нереалистичным. Поскольку, как утверждают в Федерации работодателей, обе названные суммы – зарплата в 30 тысяч или сбор с работодателя в 20 тысяч – недостижимы для большинства их членов.

Нравственная составляющая

Во всем этом есть и нравственная составляющая. И звучит она просто: в случае принятия любого из обсуждаемых в парламенте вариантов война однозначно превратится в войну для бедных. Ибо богатые смогут откупиться от мобилизации, как бы официально это ни называлось.

И как это будет воспринято в обществе, которое и так уж расколото теми «сафари», которые устраивают сотрудники ТЦК и СП на улицах городов и сел на потенциальных призывников, и постоянными коррупционными скандалами, перманентно лихорадящими оборонную сферу Украины, спрогнозировать нетрудно.

Поэтому все экономические доводы авторов идеи об «экономическом бронировании» рискуют вызвать такой негатив, который никакими материальными плюсами не перекрыть.

«День, когда эта война официально станет войной бедняков, станет днем начала поражения и конца Государства, в котором пока заседает настоящее, прости Господи, правительство. Уже сейчас это война для бедняков, но пока неофициально. Потому что мажоры в Днепре, Харькове, Павлограде или Киеве чувствуют себя довольно уверенно, а судя по регулярным видео с гламурных тусовок – еще и нагло», – предостерегает офицер ВСУ Роман Гасько.


Источник: ФБ Романа Гасько

Кроме того, все снова упирается в экономику: представителям ТЦК и СП куда проще «отловить» призывника по месту официальной работы, где он стоит на учете, чем мобилизовать нигде не работающего и не учитываемого в Центре занятости человека.

А мужчин этой категории в Украине насчитывают не менее 950 тысяч. Что делать с ними, кроме как ловить крайне сомнительными с правовой точки зрения методами, не говорит никто. И это также одна из линий раскола в обществе.

Есть ли где-то похожие модели, и какой вариант выбрать Украине?

Исследование практик развитых демократий подобного опыта не продемонстрировало. В них, как и в действующей системе бронирования в Украине, существуют категории работников, которые получают отсрочку от мобилизации вследствие своей занятости в сфере государственного управления или на предприятиях оборонной отрасли и критической инфраструктуры.

Более того, как говорят в Американской торговой палате, куда входят большинство украинских представительств компаний из Штатов, «у нас, возможно, и нашлись бы компании, которые ухватились бы за такую возможность. Но пока мы не представляем, как это можно проговорить с народом: что одни будут работать, а другие должны воевать».

С мнением представителей американского бизнеса трудно не согласиться: как именно в демократическом обществе можно объяснить людям, что воевать должны только бедные – представить просто нереально. Возможно, подобные практики существуют в африканских странах, но вряд ли стоит на них ориентироваться.

Резюмируя, можно сказать лишь одно: принять мобилизационный законопроект обещают в течение апреля. Поэтому стоит дождаться его окончательного варианта уже в виде полноценного закона и посмотреть, как там будет прописана норма об экономической отсрочке от мобилизации и будет ли она там вообще. Ведь тот факт, что она спровоцирует огромный негатив в обществе, очевиден.

Поэтому, с учетом возможных последствий, казалось бы логичным отвергнуть идею возможности официально откупиться от мобилизации, усовершенствовав относительно реалий современной жизни и современной войны те нормы, которые регулируют систему бронирования от призыва в ряды ВСУ.