0 800 307 555
0 800 307 555

Бронирование от мобилизации: все, что нужно знать

Подробное объяснение

В Украине с момента объявления военного положения 24 февраля 2022 продолжаются мобилизационные мероприятия, во время которых военнообязанные призываются в ряды Сил обороны Украины. Однако существуют категории, которые под мобилизацию не подпадают.
Оглавление

Среди этих категорий есть и те, в отношении которых существует так называемая процедура бронирования, то есть военнообязанные, которые не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации.

Еще больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Законодательная база

Порядок бронирования и категории лиц, не подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации, определяет, в первую очередь, Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Также соответствующие нормы предусмотрены законом «О воинской обязанности и военной службе».

Сама процедура предусмотрена рядом подзаконных актов, четко регламентирующих, каким именно способом она происходит:

Следует отметить, что во все эти документы периодически вносятся изменения, поэтому крайне важно пользоваться действующей редакцией соответствующего закона или постановления.

Кто подпадает под бронь

Категории лиц, которые могут быть забронированы, определяет статья 25 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации». К ним относятся лица, работающие:

  • в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов;
  • на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задачи (заказы), в случае если это необходимо для выполнения установленных мобилизационных задач (заказов);
  • на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ и услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
  • на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период.

Критерии и порядок, по которым осуществляется определение предприятий, учреждений и организаций, критически важных для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Эти критерии предусматривают признаки, которые должны иметь в основном предприятия частного сектора экономики, имеющие право бронировать работников. Так, предприятие должно соответствовать хотя бы трем пунктам из перечня:

  • предприятие является резидентом «Дія Сити»;
  • минимальная сумма налогов, сборов и платежей (кроме таможенных), начисленных, удержанных и уплаченных предприятием в пользу государства, превышает эквивалент 1,5 млн евро по средневзвешенному официальному курсу НБУ за отчетный налоговый год, что подтверждается справкой органа контроля, в котором на учете состоит предприятие;
  • сумма поступлений в иностранной валюте, кроме кредитов и ссуд, за отчетный налоговый год превышает 32 млн евро по средневзвешенному официальному курсу НБУ, что подтверждается справкой соответствующего банка;
  • отсутствие задолженности по уплате единого социального взноса (ЕСВ), что подтверждается справкой об отсутствии задолженности по платежам или выпиской из информационной системы органов ГНС относительно статуса расчетов плательщика с бюджетом и целевыми фондами, заверенной руководителем предприятия;
  • размер заработной платы на предприятии не ниже средней заработной платы в регионе по данным Госстата за IV квартал 2021 года;
  • предприятие включено в Перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства;
  • предприятие подпадает под критерии такого, которое имеет важное значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения потребностей территориальной общины, разрабатываемые профильными министерствами или ОГА/КГГА/КГВА/ОВА «с учетом потребностей общины».

Критически важными предприятиями с правом бронирования работников являются также, в частности:

  • зарубежные дипломатические учреждения в Украине;
  • представительства донорских учреждений;
  • исполнители проектов международной технической помощи;
  • представительства международных организаций;
  • международные и украинские неправительственные организации, реализующие гуманитарные проекты за средства международных партнеров, согласно перечню, утвержденному МИДом или Секретариатом Кабинета Министров Украины.

Количество забронированных

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 27 января 2023 года № 76, бронированию подлежат руководители и заместители, а также 50% от количества (на дату подачи списка) военнообязанных работников предприятий, учреждений и организаций, предусмотренных в указанном постановлении о «Порядке бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения».

Оно же предусматривает, что при наличии обоснованной потребности количество подлежащих бронированию военнообязанных может превышать 50%.

Кроме того, военнообязанные руководители предприятий, учреждений и организаций и их заместители, а также работники предприятий, учреждений и организаций топливно-энергетического комплекса, перечень которых утверждает Минэнерго, подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности.

Также к предприятиям, учреждениям и организациям топливно-энергетического комплекса, перечень которых утверждает Минэнерго, не применяются ограничения количества военнообязанных.

Как проходит процедура бронирования?

Для того чтобы забронировать работников, руководитель соответствующего предприятия, учреждения или организации должен подать предложения о необходимости бронирования военнообязанных в соответствующий орган, определенный в Порядке бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 27 января 2023 № 76.

Перечень этих органов различается в зависимости от того, какое предприятие, учреждение или организация подает свои предложения по бронированию.

Например, органы государственной власти, другие государственные органы подают свои документы в Генеральный штаб Вооруженных Сил (СБУ, Службу внешней разведки), а предприятия, которым определены мобилизационные задачи – в орган власти, который эту задачу установил.

Поэтому советуем внимательно изучить законодательную базу и соответствующие постановления Правительства, которые четко регламентируют, кто, кому и что должен подавать для бронирования работников.

Эти предложения подаются по форме, определенной приложением 1 к постановлению КМУ от 03.03.2022 «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения» в бумажной и/или электронной форме вместе с соответствующим обоснованием и справкой о количестве военнообязанных по форме согласно приложению 2.

После этого соответствующий государственный орган, получивший документы на бронирование, проверяет их на соответствие законодательству и правильность заполнения, а затем передает эти списки на согласование Генеральному штабу ВСУ (СБУ, Службы внешней разведки), где они также проходят проверку и согласование.

После этого документы передаются Минэкономики, где также проводится проверка и принимается решение о бронировании.

Далее Минэкономики направляет решение о бронировании военнообязанных органам государственной власти, которыми поданы соответствующие списки военнообязанных, а также Генеральному штабу ВСУ (СБУ, Службе внешней разведки).

Последние доводят решение Минэкономики о бронировании до сведения соответствующих территориальных центров комплектования и социальной поддержки, где в результате военнообязанного зачисляют на специальный военный учет.

На каждом из этих этапов может прийти отказ.

Сроки принятия решений и сроки бронирования

  • Сроки подачи списков военнообязанных, которые предлагаются к бронированию, должны не превышать пять рабочих дней.

  • Согласование списков и подача их в Министерство экономики должны быть осуществлены в срок не более 10 рабочих дней.
  • Принятие Минэкономики решения о бронировании военнообязанных принимается в срок не более пяти рабочих дней.
  • Зачисление военнообязанного на специальный военный учет должно быть произведено в срок не более пяти рабочих дней.

Таким образом, в общем итоге вся процедура не должна длиться более 25 рабочих дней.

Что касается самого срока бронирования, то он немного «плавает»: для работников органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления – на весь период проведения мобилизации. А для других категорий забронированных работников – не более шести месяцев. «Не больше» может означать и месяц, и три, и шесть.

Кто не может быть забронирован

В списке подпадающих под бронирование есть исключения.

Согласно письму Министерства обороны Украины от 11 марта 2022 года № 220/1469, Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины принял решение о запрете бронирования военнообязанных, имеющих дефицитные для Вооруженных Сил Украины военно-учетные специальности.

Поскольку этот перечень содержит только кодовые обозначения специальностей, мы его не подаем – он для специалистов центров комплектации и кадровиков. Всего там сотня специальностей.

Аннулирование бронирования

Решение о бронировании может быть аннулировано как автоматически, так и по решению Минэкономики. В первом случае это происходит по основаниям, перечисленным в пункте 12 Постановления КМУ №76:

  • истечение срока действия;
  • завершение выполнения или отмена задачи предприятию, учреждению, организации по удовлетворению потребностей Вооруженных сил, других военных формирований, населения;
  • ликвидации органа госвласти, другого государственного органа, компании, учреждения, организации;
  • увольнение военнообязанного из органа государственной власти, другого государственного органа, предприятия, учреждения, организации.

Аннулирование отсрочки по решению Минэкономики осуществляется на основании обоснованного представления органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации.

В заключение отметим, что ответственность за правдивость предоставленных документов возложена на подающих их, то есть на соответствующих руководителей учреждений, предприятий и организаций.

Кроме того, напомним еще раз: законодательная база, особенно постановления КМУ, регламентирующие порядок действий и содержащие перечень тех, кто и каким образом может быть забронирован от мобилизации, периодически обновляются. Поэтому перед тем как подавать заявку, убедитесь в ее соответствии действующему на тот момент законодательству.

Могут ли ФЛП получить бронь от мобилизации?

Физическое лицо-предприниматель не может получить брони от мобилизации, как и не может забронировать своих работников. ФЛП не определен в перечне тех, кто может бронировать военнообязанных.

В Минэкономики до сих пор ищут возможности для бронирования IT-специалистов, работающих в компаниях как ФЛП и по гиг-контрактам. Ведомство готовит соответствующие изменения в законодательство.