Блокада границы со стороны Польши
Почему поляки снова блокируют границу, и сколько из-за этого теряет Украина
Эксперты не исключают, что забастовку инспирировала третья (догадайтесь какая) сила, чтобы навредить Украине. Хотя протестные настроения среди польских перевозчиков были до полномасштабной войны.
Украинские компании из-за простоя теряют минимум 1 млн грн в день. По состоянию на 22 ноября убытки, понесенные экономикой Украины, по словам вице-президента Ассоциации международных автоперевозчиков Владимира Балина, уже составили 400 млн евро.
И черт бы с теми деньгами, но в Украине намечается дефицит критических товаров, таких как, например, горючее.
Из-за блокады польской границы уже начал дорожать автогаз. За ним потянутся бензин и дизель. Наши НПЗ, резервуары россияне уничтожали чуть ли не в первую очередь после полномасштабного вторжения в Украину 24 февраля 2022-го. И в этом вопросе мы зависимы от импорта.
Очередь из грузовиков на польско-украинской границе. Фото: Serhiy Derkach/Facebook
Подорожание топлива приведет к росту цен на все – от продовольствия до товаров широкого потребления. То есть инфляция, которая сейчас, согласно данным НБУ, замедляется до 5%, начнет набирать обороты.
Ускорение инфляции будет иметь эффект домино и повлияет на все отрасли нашей жизни. В первую очередь это касается курса валют из-за повышения спроса. С 3 октября НБУ перешел к гибкому режиму курсообразования. Подробнее о гибком курсе мы писали в этой статье.
Кроме топлива, застрял на границе и другой критический импорт – дроны, тепловизоры, товары медицинского назначения. Не проходят и гуманитарные грузы, хотя протестующие обещали их пропускать.
С начала блокады в очереди скончались уже два водителя украинских фур. Украина начала сбор данных для эвакуации водителей.
Должное нужно отдать Европейской комиссии. 24 ноября ее представители должны выйти с заявлением на тему.
Но после 24 февраля 2022 года европейские бюрократизированные власти не раз демонстрировали свою импотентность, поэтому ожидать сиюминутных жестких решений не приходится.
В июне 2022 года Украина и Европейский Союз подписали соглашение о так называемом транспортном безвизе. Аналогичный документ подписала Молдова.
По условиям этого соглашения отменяется необходимость украинским перевозчикам получать соответствующие разрешения для осуществления двусторонних и транзитных перевозок в страны ЕС и позволяет избежать остановки экспорта украинской продукции через автомобильные пункты пропуска.
«Транспортный безвиз» должен был работать год, но действие соглашения продлили до июля 2024 года.
С 6 ноября польские перевозчики начали бессрочный протест. Их главные требования к правительству Украины: возвращение практики разрешений для украинских перевозчиков и запрет украинским компаниям регистрировать свои филиалы в ЕС.
В целом, тема разрешений на транзитные автоперевозки уже несколько лет является сплошной проблемой в отношениях с Польшей. Началось все еще в 2018 году, когда Варшава в одностороннем порядке уменьшила количество разрешений для украинских автоперевозчиков с 200 тысяч до 160 тысяч.
Забастовка привела к полной остановке движения на трех пограничных пунктах пропуска между Польшей и Украиной: «Дорогуск – Ягодин», «Корчева – Краковец», «Гребенное – Рава-Русская». А с 23 ноября к польским перевозчикам присоединились фермеры и начали блокировать четвертый пункт пропуска «Медыка – Шегини».
23 ноября к польским перевозчикам присоединились фермеры и начали блокировать четвертый пункт пропуска «Медыка – Шегини». Фото: Maciej Luczniewski/Reporter
Официальным организатором забастовки является недавно созданный Комитет защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта. Возглавляет его Рафал Меклер. Он является главой люблинского центра ультраправой и антиукраинской партии «Конфедерация» и баллотировался от нее на парламентских выборах 2019 года. Хотя Меклер настаивает, что их акция носит исключительно экономический характер и о политике речь не идет.
Кстати, «Конфедерация»- единственная в Польше политическая сила, открыто поддержавшая блокаду украинской границы. Встречавшийся с митингующими представитель партии Кшиштоф Босак говорил, что польские перевозчики «борются с недобросовестной конкуренцией Востока» и находятся в «неравных условиях с Украиной».
Польские перевозчики приносят в свою страну 7% ВВП. Они неплохо зарабатывали на перевозках в россию, но после начала полномасштабного вторжения рф в Украину Польша потеряла доступ к рынкам россии и беларуси.
Поляки хотели восстановить свои позиции, наращивая долю перевозок в Украине, но у нас хватает своих игроков на рынке.
Также по нашим соседям бьет потеря доступа к украинским водителям, ведь в самой Польше их не хватает. Поляки даже требуют, чтобы Украина открыла их перевозчикам доступ к системе «Шлях». Ведь водитель-украинец на фуре с польскими номерами, заехав в Украину, не сможет уехать назад.
Польские перевозчики выдвинули Украине шесть требований, о которых в интервью Forbes рассказал заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач:
- вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков;
- ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ;
- запретить регистрироваться компании в Польше, если финансы компании находятся не на территории ЕС;
- создать отдельную очередь для польских перевозчиков в «єЧерга» для авто на номерах ЕС;
- создать отдельную очередь на всех границах для пустых фур;
- предоставить польским перевозчикам доступ к системе «Шлях».
Главная причина – потери, понесенные польскими фермерами якобы из-за Украины.
В целом польские фермеры требуют, среди прочего, дотаций на закупку кукурузы, сохранения сельскохозяйственного налога на уровне этого года и продления ссуд ликвидности.
«Мы продали кукурузу очень дешево, теряем 2 тыс. злотых на каждом гектаре. Расходы на гектар составляют 5,5 тыс. злотых, а мы получили лишь 3,3 тыс. Кредиты ликвидности, которые в какой-то мере поддерживали нас, были отозваны. К сожалению, правительство, которое сейчас уходит, забрало у нас эти кредиты», – говорит один из организаторов фермерских протестов Роман Кондрув.
Роман Кондрув (слева) и политик Михал Колодзейчак. Фото: Michał Kołodziejczak/X
Свои требования они передали заместителю подкарпатского воеводы Йоланте Савицкой и премьер-министру Матеушу Моравецкому. Непонятно только, каким боком Украина к решениям правительства Польши.
Европейская Бизнес Ассоциация провела экспресс-опрос среди 55 членских компаний, на деятельность которых повлияла забастовка поляков. По подсчетам Ассоциации, в среднем один день простоя стоит одной компании потерь в размере около 1 млн грн.
Совокупная ориентировочная сумма ущерба с начала простоя, нанесенного опрошенным компаниям, составляет минимум 305 млн 880 тыс. грн.
Одинаково страдают как импортеры, так и экспортеры, ведь 49% компаний ввозят продукцию в Украину. В то же время 25% товаров направляются в Польшу, 15% – в Германию, а также в другие страны Балтии, Западной Европы, США, Канады, страны Азии и Африки.
Из-за блокады существенно возрастают затраты на перевозку, что влияет на себестоимость продукции и ценовую конкурентоспособность компаний.
Также наблюдается изменение маршрутов, что приводит к увеличению очередей на словацкой и венгерской границах. Словаки тоже были подключены к блокаде, но 24 ноября грузовики начали пропускать в штатном режиме.
«Невозможность выполнить обязательства перед украинскими и иностранными заказчиками повлечет за собой штрафные санкции со стороны покупателей, отмену дальнейших заказов и потерю клиентов. Невозможность же импортировать необходимое сырье или компоненты создает риски для украинских производств. Все это оказывает непосредственное влияние на доступ населения в Украине к необходимым товарам и бесперебойную работу предприятий», – отмечают в Европейской Бизнес Ассоциации.
Фермеры намерены бастовать по меньшей мере до 3 января 2024 года. Перевозчики же подали заявку на забастовку до 1 февраля 2024 года.
Часть протестующих 13 ноября встречалась с представителями украинского и польского правительств. Однако переговоры не принесли результатов.
В ответ на блокаду украинские перевозчики 21 ноября провели «предупредительную акцию» на границе с Польшей возле пункта пропуска «Краковец – Корчёва» Львовской области. Ее целью было убедить польских перевозчиков, что их блокировка границы вредит не только Украине, но и Польше. Впрочем, пока это не дало никакого эффекта.
24 ноября с заявлением о блокировании украинской границы должна выступить Европейская Комиссия.
Между тем Ассоциация международных перевозчиков Украины готовит иск против польских митингующих.
Эксперты не исключают, что требования перевозчиков – не для того, чтобы урегулировать ситуацию и найти компромисс, а для того, чтобы достичь каких-либо политических решений в период формирования нового правительства. На него же и возлагают надежду в решении этой проблемы.