Ошибочно перевели средства на другую карту: что делать
Рассказываем об алгоритме действий, как поступить в такой ситуации
Перевод средств с карты на карту (P2P-переводы. — Ред.) в наше время стал одной из самых популярных банковских операций. Одолжить денег или, наоборот, вернуть долг, уплатить небольшую сумму за товар или услугу кому-то из знакомых (или незнакомых) людей, перевести денег ребенку на школьный обед или помочь родителям — существуют сотни, если не тысячи причин для карточных переводов.
Именно благодаря активному использованию банковских карт и их широкому распространению среди украинцев стало возможным сокращение доли использования наличных. То, к чему так давно стремились банкиры.
Однако любой подобный перевод всегда опасен — можно совершить ошибку и перевести средства не на ту карту, куда собирались.
Кстати, на Finance.ua существует список лучших кредитных карт от банков Украины. Здесь вы можете сравнить все условия и выбрать оптимальный для себя вариант.
Одной из самых распространенных причин, по которой деньги могут быть отправлены на другую карту, является механическая ошибка (опечатка) при ручном вводе номера карты получателя. Часто банки используют для проверки правильности ввода номера карты «алгоритм Луна» (назван в честь его создателя — ученого из IBM Ханса Питера Луна. — Ред.). Правда, он поможет только если неправильно введена одна из цифр 16-значного номера карты. В случае, если ошибка сделана в двух и более цифрах, алгоритм может дать сбой и пропустить ошибку.
Второй распространенной причиной является использование неправильных реквизитов. Например, при переводе по IBAN на другой банк.
Банки чаще всего дают возможность быстро отменить ошибочную транзакцию в случае, если клиент вовремя обнаружил свою ошибку. Однако по прошествии некоторого времени (например, 5−10 секунд) перевод отправляется, и отменить его становится невозможно.

Источник фото: pixabay
Отдельный случай - ошибки по вине банковских программ. Иногда ошибочное списание средств может произойти по причине сбоя в банковской системе. В результате транзакция может поступить не на тот счет, деньги могут списаться дважды или «зависнуть». В таком случае вся ответственность ложится на банковское учреждение, и после решения технической проблемы средства возвращаются на счет владельца.
Первый и главный совет: не паниковать. Излишняя эмоциональность мешает трезво оценивать ситуацию и правильно реагировать. Тем более, что в данном случае скорость принятия решений — главный фактор, от которого зависит успех.
Рекомендуем проделать следующую последовательность действий:
1. Зафиксировать факт ошибочного перевода. Для этого сделать квитанцию или скриншот перевода, где были бы видны дата и время совершения перевода, а также сумма и реквизиты получателя -номер карты или номер IBAN.
2. Связаться со службой клиентской поддержки банка и сообщить о случившемся. Желательно сделать это как можно раньше, используя при этом все возможные каналы коммуникации с банком: телефон, мессенджеры или форма обратной связи на сайте. В случае, если вы находитесь недалеко от отделения банка, лучше посетить это отделение, где детально сообщить о происшедшем.
3. Обратиться в банк получателя. Если ваш банк не может помочь напрямую,
попросите их направить запрос в банк, куда ушли деньги.
Иногда банк-отправитель предоставляет в банк-получатель ваши реквизиты (номер телефона, счёт. — Ред.), чтобы получатель смог вернуть средства. Здесь механизм и детали зависят от банка, в котором вы обслуживаетесь.

Источник фото: pixabay
4. Попробовать напрямую договориться с получателем ошибочного перевода.
Если выяснили, кому отправлен перевод, можно написать ему сообщение или позвонить и попросить вернуть сумму. При этом стоит упомянуть, что такой перевод, согласно Гражданского кодекса Украины, является «безосновательным обогащением», и получатель юридически обязан вернуть деньги. Намекнуть, что в случае отказа вы обратитесь с исковым заявлением в суд.
5. В случае отказа получателя вернуть деньги можно подготовить иск в суд. Для этого предварительно необходимо собрать доказательства самого факта перевода (квитанция, выписка с карточного счета. — Ред.), переписку с банком, а также доказательства того, что вы пытались связаться с получателем и решить вопрос.
Подача искового заявления и его рассмотрение в суде -процесс длительный и затратный. Поэтому идти по этому пути стоит в случае крупного ошибочного перевода, иначе затраты на возврат могут превысить стоимость самого перевода.
6. Будьте готовы к временным потерям. Банк может задерживать возврат средств до окончательного выяснения деталей между двумя разными банками. Кроме того, у некоторых банков есть штраф или пеня за задержку возврата ошибочного платежа. В зависимости от правил банка. В некоторых внутренних правилах банков указано начисление пени за каждый день задержки, но не более определенного процента.
Существует ряд простых правил, которых стоит придерживаться:
- Не спешите. Всегда внимательно проверяйте реквизиты получателя: номер карты, имя, банк.
- Не пользуйтесь автозаполнением, если не уверены, что данные правильные.
- Можно делать «тестовый» перевод на небольшую сумму, если проводите крупную операцию впервые.
- Используйте переводы по IBAN, если банк позволяет -в этом случае есть шанс, что по IBAN можно проверить имя владельца счёта.
- Храните квитанции переводов и скриншоты на случай, если понадобится доказывать ошибку.
