Ваш счет заблокировали: в каких случаях может это случиться
И что делать в такой ситуации
Когда клиент банка активно пользуется счетом, совершает множество перечислений или активно пополняет его на разные суммы… В случаях, когда через счет проходят крупные суммы денег или поступает множество мелких платежей, надо быть готовым к тому, что рано или поздно банк может заблокировать счет.
При этом клиента попросят ответить на ряд специфических вопросов: пояснить происхождение сумм, зачисленных на счет, объяснить характер и целесообразность проводимых финансовых операций
Это происходит потому, что банки вынуждены выполнять требования Закона
«О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения», в обиходе — Закона о финансовом мониторинге № 361-IX от 06.12.2019 года, действующего с 28 апреля 2020 года.
В каждом банке созданы специальные подразделения (службы), которые следят за неукоснительным выполнением положений данного Закона. В свою очередь Национальный банк следит за его исполнением банками и в случае обнаружения малейших нарушений банку грозят крупные штрафы.
Впрочем, счет могут заблокировать не только по требованию службы финансового мониторинга.
Кстати, на Finance.ua существует список лучших кредитных карт от банков Украины. Здесь вы можете сравнить все условия и выбрать оптимальный для себя вариант.
Можно выделить три основных основания для блокирования банковских счетов:
1. Долги и невыполненные обязательства — наличие неуплаченных долгов перед банком и другими кредиторами, таких как непогашенные кредиты, невыплаченные алименты на содержание детей или неоплаченные штрафы.
В этом случае банк имеет право арестовать денежные средства на счетах для взыскания задолженности на основании документа от исполнительной службы.
2. Требование правоохранительных органов. По постановлению в рамках уголовного дела банк обязан заблокировать счет клиента в ходе досудебного расследования. Например, если клиент подозревается в мошенничестве или воровстве.
3. Сомнительные денежные операции. Банк может заблокировать счет, если обнаружит транзакции, вызывающие подозрение в возможном отмывании денег, финансировании терроризма или другой противозаконной деятельности, связанной с движением денег.
Эти основания для блокирования счетов предусмотрены действующим законодательством, и банковские учреждения обязаны их соблюдать.
Если с первой и второй причиной более или менее все понятно, то третья может вызвать вопросы: что такое «сомнительные денежные операции» и как банк их определяет?
В Постановлении правления НБУ № 65 от 19.05.2020 года «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга» четко определены 73 специальных индикатора подозрительности финансовых операций, включающие множество подпунктов.
Все сотрудники банка, непосредственно обслуживающие клиента, обычно проинструктированы и обращают внимание на следующие моменты:
- клиент нервирует без видимых причин и проявляет нетипичное поведение;
- клиент не может понятным языком объяснить, в чем состоит его деловая деятельность;
- клиент имеет большое количество счетов или платежных карт, потребность в которых является непонятной или не соответствует его бизнес-потребностям;
- клиент демонстрирует необычную заинтересованность требованиями законодательства в сфере финансового мониторинга;
- клиент настаивает на срочности проведения финансовой операции, демонстрируя нервное поведение без наличия видимых причин;
- клиент необычно и чересчур оправдывает или объясняет финансовую операцию, подчеркивая отсутствие каких-либо связей с незаконной деятельностью;
- превышение в два или более раз в месяц максимальной суммы финансовых операций, заявленной клиентом до начала деловых отношений или обновленной во время его обслуживания;
- нетипичная активность по счетам клиента.
В случае, если сотрудник банка обнаруживает нечто подобное в поведении или операциях клиента, он обязан сообщить об этом службе финансового мониторинга банка, которая и принимает решение о блокировке счета клиента.
Как только стало известно, что счет заблокирован, первым делом клиент должен выяснить в банке причину блокировки. Сотрудники банка обязаны сообщить, по какой причине заблокированы клиентские средства.
В случае, если причиной блокировки счета стало постановление исполнительной службы, и счет заблокирован из-за неуплаты алиментов или штрафов, имеет смысл оперативно оплатить все долги, после чего предоставить в исполнительную службу доказательства (платежные поручения или мемориальные ордера, взятые в банке). После этого счет будет разблокирован.
В случае, если блокировка счета произошла по требованию правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела, единственное, что может сделать клиент — всячески содействовать правоохранительным органам. Здесь о быстром разблокировании думать не приходится.
Самый распространенный случай — блокировка счета по требованию службы финансового мониторинга. Зачастую банк блокирует средства клиента, руководствуясь собственным внутренним положением об осуществлении финансового мониторинга операций.
В этом случае клиенту будет предложено предоставить финансовые документы, подтверждающие происхождение средств и поясняющие цель проведения тех или иных операций по счету.
Каждый банк индивидуально составляет перечень документов, которые клиент должен предоставить в таких случаях; универсального набора нет.
Если у банка вопрос по сумме поступающих в банк средств, он обязательно потребует от клиента документы, поясняющие происхождение средств и источники доходов. Это может быть:
- налоговая декларация за прошлый год;
- справка о доходах с места работы;
- документы о продаже имущества (например, недвижимости или автомобиля);
- документ о получении наследства;
- документ о выплате финансовой помощи;
- договор дарения;
- справка из пенсионного фонда, а также любые другие документы, подтверждающие легальность имеющихся средств.
В случае, если у банка возникли вопросы к числу поступающих переводов, клиент должен доказать, что эти переводы не связаны с предпринимательской деятельностью.
Если вдруг клиент банка занимается волонтерской деятельностью, он сразу (до начала движений по счету) должен уведомить об этом банк и предоставить подтверждающие документы. В противном случае банк обязательно отреагирует на поступление большого количества различных сумм и заблокирует счет как на вход, так и на выход.
События после блокировки счета могут развиваться по разным сценариям. Самый оптимальный — когда клиент оперативно предоставил банку все необходимые подтверждающие документы, ответил на заданные ему вопросы, и банк удовлетворили полученные ответы.
В этом случае банк разблокирует счет и в дальнейшем уже не будет столь пристально следить за этим клиентом, так как проверка проведена.
Однако возможно и такое развитие событий, когда банк не удовлетворят предоставленные клиентом документы и полученные ответы или же у клиента просто нет необходимых документов.
В этом случае клиент должен самостоятельно решить, как ему действовать. В случае, если он не дорожит отношениями с данным банком, можно просто вывести (если такая возможность сохраняется. — ред.) свои средства из банка и закрыть все счета. Такое решение приемлемо, если клиент обслуживается в нескольких банках одновременно, и с другим (другими) банком подобных проблем нет. Однако стоит это делать спокойно, без скандалов.
Порой банк сам принимает решение разорвать деловые отношения с клиентом. В этом случае он должен аргументировать такое решение и перевести остаток средств в другой банк. Но этот вариант хуже для клиента.
Во-первых, некоторые банки могут потребовать комиссию (т.е. процент) за перевод в другой банк и довольно большую: в нескольких банках в тарифах она составляет 30% от суммы остатка клиентских средств.
Во-вторых, если в другой банк поступят средства с комментарием «разрыв деловых отношений», это негативно отразится на отношении уже этого банка к клиенту. Поэтому лучше до такого развития событий не доводить.