Заблокировали возможность пополнения карты, но оставили возможность рассчитываться: что делать
Рассказываем о причинах такого случая и что делать клиенту
Любые блокировки банком клиентских средств вызывают естественную обеспокоенность и настороженность.
В последнее время отношения клиентов с банками усложнились. Некоторые банки даже объявили о введении комиссии на выплату клиентских средств в размере 30% при разрыве деловых отношений по инициативе банка.
В подобной ситуации любые блокировки банком клиентских средств — то ли на ввод, то ли на вывод — вызывают естественную обеспокоенность и настороженность.
Кстати, на Finance.ua существует список лучших кредитных карт от банков Украины. Здесь вы можете сравнить все условия и выбрать оптимальный для себя вариант.
Можно выделить три основных причины для блокирования банковских счетов:
- Долги и невыполненные обязательства — наличие неуплаченных долгов перед банком и другими кредиторами. Таких, как: непогашенные кредиты, невыплаченные алименты на содержание детей или неоплаченные штрафы. В этом случае банк имеет право арестовать денежные средства на счетах для взыскания задолженности.
- Сомнительные денежные операции. Банк может заблокировать счет, если обнаружит транзакции, вызывающие подозрение в возможном отмывании денег, финансировании терроризма или другой противозаконной деятельности, связанной с переводами денег.
- Требование правоохранительных органов. По постановлению в рамках уголовного дела банк обязан заблокировать счет клиента в ходе досудебного расследования.
Эти основания для блокирования счетов предусмотрены действующим законодательством, и банковские учреждения обязаны их соблюдать.
Логично предположить, что первая и третья причины из перечисленных могут вызвать блокирование возможности расходования средств клиентов. А вот вторая причина — «сомнительные денежные операции» — может привести к блокировке именно поступлений средств на клиентский счет. Что же может быть на самом деле?
28 апреля 2020 года в Украине вступил в силу закон о финансовом мониторинге, который устанавливает новые правила аутентификации клиентов банков и других финансовых организаций.
Если точнее, Закон «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» существовал и ранее, но в апреле 2020 года правила были изменены для более эффективной борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем и соответствия процедуры актуальным мировым и европейским стандартам финансового мониторинга.
19 мая 2020 года Национальный банк Украины принял Постановление № 65 «Об утверждении Положения об осуществлении банками финансового мониторинга».
В приложении № 20 к данному Положению перечислены 73 индикатора подозрительности финансовых операций, на основании которых банк может осуществить блокировку счета — или полную (и на вход, и на выход), или же частичную (например, только на вход).
Какие самые распространенные случаи, способные привести к подобным блокировкам?
Например, клиент часто вносит на свой счет крупные суммы денег (наличными или безналичным путем. — Ред.), при этом в его анкете сумма заявленных ежемесячных доходов — гораздо меньше поступающих сумм.
Еще один случай: клиент активно торгует криптовалютами и получает платежи за проданную криптовалюту или с криптобиржи, или путем P2P-переводов с карт других клиентов в этом или других банках.
Следующий вариант: клиент вносит крупные суммы наличных на свой карточный счет, а затем переводит на 10−20 других карточных счетов. Банк может это трактовать как выплату «зарплат в конвертах» (оплату неофициального трудоустройства. — Ред.).
Наконец, клиент может просто получать много переводов от других клиентов на свой счет. И даже если суммы незначительные, то банк «возбудится» просто от количества подобных перечислений и может заподозрить клиента в незаконной предпринимательской деятельности.
Особенно, если клиент зарегистрирован как физлицо-предприниматель, при этом получает много переводов именно на обычный карточный счет физлица.
Прежде всего, однозначно стоит ограничить использование данного счета и не пытаться заводить на него новые средства.
Далее необходимо уточнить в банке причину блокировки. Зачастую банк блокирует средства, руководствуясь собственным внутренним положением об осуществлении финансового мониторинга операций.
В этом случае клиенту будет предложено предоставить финансовые документы, подтверждающие происхождение средств и поясняющие цель проведения тех или иных операций по счету.
Далее клиент должен самостоятельно решить, как ему действовать. В случае, если он не дорожит отношениями с данным банком, можно просто вывести (если такая возможность сохраняется. — Ред.) свои средства из банка и закрыть все счета.
Лучше всего выяснить, чего банк хочет от клиента, и предоставить документы, подтверждающие, что ничего противозаконного клиент не делал. А уже после решать, стоит ли оставлять счет в этом банке.
Каждый банк индивидуально составляет перечень документов, которые клиент должен предоставить в таких случаях; универсального набора нет.
Если у банка вопрос по сумме поступающих к ним средств, он обязательно потребует от клиента документы, поясняющие происхождение средств и источники доходов. Это может быть:
- налоговая декларация за прошлый год;
- справка о доходах с места работы;
- документы о продаже имущества (например, недвижимости или автомобиля);
- документ о получении наследства;
- документ о выплате финансовой помощи;
- договор дарения;
- справка из пенсионного фонда, а также любые другие документы, подтверждающие легальность имеющихся средств.
Если у банка возникли вопросы к числу поступающих переводов, клиент должен доказать, что эти переводы не связаны с предпринимательской деятельностью.
В любом случае доказывать свою правоту банку придется. В противном случае он может захотеть разорвать деловые отношения с клиентом. А подобный разрыв по инициативе банка, к примеру, в том же Абанке или Izibank, приведет к потере клиентом 30% его собственных средств. Именно такой размер комиссии эти банки недавно прописали в Договоре комплексного банковского обслуживания (ДКБО) физических лиц.