0 800 307 555
0 800 307 555

Сколько будет стоить новая «Мрія»

Какова судьба самого большого в мире самолета

Сколько будет стоить ремонт Ан-225 «Мрія»? Можно ли построить второй самолет и будет ли это экономически выгодно?
Оглавление

Актуальная информация о войне россии против Украины – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы быть в курсе событий.

Зачем создавался Ан-225 «Мрія»?

Ан 225 «Мрія» — очень специфический самолет. Он создавался под задачи космической программы, а не для коммерческих перевозок.

«Мрія» должна была перевозить советский шаттл «Буран» и компоненты ракеты носителя «Энергия» от места производства на космодром Байконур и забирать «Буран» с запасных аэродромов, если он туда приземлится.

Самостоятельно Буран, конечно, добраться никуда не мог. Он мог только планировать спускаясь с орбиты. Для всего остального нужна была «Мрія».


Ан-225 с «Бураном»


Ан-225 с «Бураном» в полете

Интересно. Для аварийной посадки Бурана было построено или усовершенствовано 14 аэродромов, два из них за рубежом, на Кубе и в Ливии

Второе назначение «Мрії» — служить платформой для запуска «Бурана» в космос. Программа «воздушный старт» не была реализована, слишком тяжелым грузом оказался челнок вместе с топливным баком. И слишком сложные маневры приходилось бы совершать для запуска.

Всего было совершено 14 полетов с Бураном, один из них рекламный на авиасалон Ле Бурже.

В планах было создание двух самолетов, и «Буранов» планировали построить — пять.

Но Буран совершил всего один полет и космический проект был заброшен, вторую «Мрію» достраивать не стали.

Для сравнения американские Шаттлы совершили 135 полетов в космос за 30 лет эксплуатации

Для Ан-225 не находилось работы, самолет не летал. Авиакомпания «Антонов» только в 2001 году возобновила полеты «Мрії» для перевозки грузов, которые были буквально неподъемными для любых других самолетов.

Ан-225 — это развитие проекта Ан-124 «Руслан». У обоих самолетов много общего, но «Мрія» не просто увеличенный «Руслан», хотя и степень унификации достаточно большая, около 80%. Имелись и различия. Это хвостовое оперение, центроплан, некоторые элементы планера…

Можно ли отремонтировать «Мрію»?

Скорее да, чем нет. Хотя, для точного ответа на этот вопрос нужно провести серьезное исследование. Даже специалисты сейчас не будут готовы дать однозначный ответ.

Судя по фото, из-за пожара сильно пострадал фюзеляж «Мрії». Скорее всего восстановить его будет нельзя. Обычно самолеты с поврежденным фюзеляжем не ремонтируют. Просто снимается все, что можно снять и устанавливается на новый фюзеляж.

Но у нас есть готовый фюзеляж Мрії-2, судя по заявлениям — в хорошем состоянии. Также имеются элементы крыла и хвостового оперения. Правда неизвестно какие именно. Для прессы звучали заявления о 70% готовности второго самолета.

Скорее всего — это правда. Иначе не объяснить настойчивый интерес китайской компании AICC к проекту.

Также не должно быть проблем с двигателями, они используются на Ан-124 и производятся в Украине.

Проблема, в первую очередь, может возникнуть с теми элементами, которые не производились в Украине.

Например, центроплан и некоторые элементы крыла были сделаны в Ташкенте, а силовые элементы фюзеляжа в Ульяновске.

Но даже с тем что производилось в Украине могут возникнуть вопросы, ведь это было больше 35 лет назад. Технологии и оборудование могут быть утрачены.

Остается открытым вопрос по степени повреждения оборудования Ан-225. Скорее всего, все что находилось в носовой части не уцелело.


Разрушенная «Мрія» в международном аеропорту «Антонов» в Гостомеле, Киевская область. Фото: Reuters/Mikhail Palinchak

Не должно возникнуть проблем с двигателями для «Мрії», ведь это те же Д-18Т, что используются на «Русланах». Производятся и могут быть отремонтированы в Украине.

Так что заменить некоторые элементы конструкции или построить новый самолет (что вероятнее – авт.) можно. Конечно, чтобы точно ответить на вопрос стоимости и сроков нужно провести глубокий анализ силами многих специалистов, но «на вскидку» это выглядит реалистично.

Сколько может стоить ремонт «Мрії»?

В 2018 году, когда сверхтяжелым самолетом интересовалась китайская компания, озвучивалась сумма в 300 миллионов долларов, требуемая для достройки «Мрії» №2.

В 2020 году Александр Донец (директор ГП «Антонов») озвучивал минимальную стоимость достройки в $460 миллионов ссылаясь на расчеты еще 2012 года.

В 2021 — бывший глава Космического агентства Владимир Усов оценивал проект в 1 миллиард долларов.

В 2022 году прозвучало заявление Владимира Зеленского что стоимость восстановления «Мрії» оценивается в $3 миллиарда.

Долго, дорого, но не невозможно. Вопрос в другом, будет ли это экономически обосновано?

Есть ли рынок для «Мрії»?

Грузовые авиаперевозки авиакомпании «Антонов» приносили около 90% всей прибыли всему холдингу.

В парке было 8 самолетов, 7 Ан-124 и один Ан-225. Главная интрига в том, какая доля прибыли была у «Мрії»? Видимо небольшая.

За 2021 год наша «Мрія» совершила 49 рейса, а за 2020 — 54. То есть около 4 в месяц.

Для сравнения все Ан-124 в 2021 — совершили 1418 рейса, в среднем, 212 на самолет. В 2020 — 1245, в среднем, 178 рейса на самолет.

Получается, что «Русланы» совершали от 15 до 18 рейсов в месяц. То есть использовались в 3-4 раз интенсивнее.

Почему? Потому, что эксплуатация Русланов выгоднее, они специально создавались как «грузовики», в отличие от «Мрії», которая разрабатывалась для космической программы.

Получается, что рынка для Ан-225 нет?

Если посмотреть на коммерческие рейсы, которые совершала «Мрія», то их можно условно разделить на 2 категории.

Эксклюзивные негабаритные перевозки — работа которую ни один другой самолет не смог бы сделать.

Например, перевозка генератора весом в 187,6 тонны из Германии в Армению или лопастей для ветрогенератора длиной 42,1 метра из Китая в Данию.

Тут у Ан-225 просто не могло быть конкурентов.


Фото: ГП «Антонов»

Обычные перевозки — грузы, которые можно было бы перевезти и без участия Ан-225.

Например, максимальный груз, перевезенный «Мрією» составил 247 тонн, при «паспортном» максимуме в 250 тонн. Но это был не один груз, а несколько единиц сельхозтехники. С такой задачей справился бы и «Руслан», просто пришлось бы сделать несколько рейсов или использовать несколько самолетов.

Достаточно ли емкая ниша негабаритных грузоперевозок, чтобы рассчитывать на окупаемость постройки новой «Мрії»?

Судя по тому, что Ан-225 задействовали не только для рекордных перевозок, такие заказы большая редкость.

Но к нише негабаритных перевозок есть интерес других участников рынка. Конкуренты, неожиданно, есть.

Вначале 2022 года Airbus заявила о намерении создать авиакомпанию, специализирующуюся на перевозке негабаритных грузов.

Пять Airbus A300-600ST «Beluga» ранее использовались только для внутренних потребностей авиастроительной компании. Они предназначены для перевозки именно негабаритных грузов массой до 47 тонн.

С Ан-225 с его максимумом 250 тонн не сравнить, но часть и так маленького рынка Airbus может забрать.

Если предположить, что цифры из открытых источников правда, и стоимость часа полета «Мрії» для заказчика составляла от 30 до 50 тысяч долларов, то несложные расчеты показывают, что «Мрія» могла приносить доход около 10 миллионов долларов в год.

Расходы на обслуживания неизвестны, но они точно не равны нулю (а скорее всего около 70% дохода «съест» стоимость обслуживания).

Получается, что окупаться создание новой «Мрії» при аналогичной прошлым годам загрузке будет в лучшем случае больше 50 лет в самом оптимистическом случае.

Где еще может пригодиться «Мрія»?

Возможно в том, для чего Ан-225 создавался больше коммерческих перспектив? Некоторые проекты были не только в СССР, но и в Украине.

В первой половине 2000-х прорабатывались авиационно-ракетные комплексы «Світязь» и «Оріль» частью которого должна была стать модернизированная «Мрія» или Ан-124. Дальше проектов дело не продвинулось, поэтому говорить о реалистичности и, тем более о доходности нельзя.

Очевидно, что конкуренция в космической отрасли сейчас никак не меньше, чем в авиационной и даже просто оценка перспектив «воздушного старта» сложная задача.

Коммерческая ниша для «Мрії» существует. Другой вопрос, насколько эта ниша большая и прибыльная. Ведь «Мрія» не разрабатывалась для каких либо рыночных условий, а просто «пришлась кстати».

В июне 2022 года Киев посетил владелец группы компаний Virgin Ричард Брэнсон. По словам высокопоставленных чиновников, Брэнсона интересовал также проект построения новой «Мрії» и он даже вызвался принять в нем участие.

Это заявление стоит внимания, ведь одна из компаний Бренсона – Virgin Galactic – занимается космическим туризмом и выводом коммерческих грузов на орбиту Земли. И использует для этого концепцию «воздушного старта».

Интерес миллиардера может быть связан с тем, что самолет-носитель White Knight Two имеет небольшую по сравнению с Ан-225 грузоподъемность. Только 17 тонн на высоту 15 километров или вывести 200 кг груза на низкую орбиту.

В то же время «Мрія» разрабатывалась для того, чтобы поднимать в воздух 100-тонный Буран.

Если Virgin Galactic преследует цель и дальше развивать идею «воздушного старта», обновленная «Мрія» может пригодиться.

В итоге

Если подойти к вопросу восстановления «Мрії» рационально, то технически, это посильная задача. Но вот экономически — дорого и рискованно. Не обойтись без большого государственного (или межгосударственного) проекта для которого такой самолет как Мрія-2 может понадобиться.

А пока восстановление Ан-225 «Мрія» – это только гипотетическая возможность. Для того чтобы обсуждать такой проект в практическом плане нужна большая и амбициозная цель. Цель, которая не только будет вдохновлять украинцев, но и привлекать прагматичных инвесторов.