Байрактар: цена, возможности, и российские фейки
«Знаменосец» российско-украинской войны
Байрактар (Bayraktar – англ.) — это общее название для беспилотников турецкой компании «Байкар Макина». Они представлены в трех классах: легком, среднем и тяжелом. Самый известный из них — Байрактар TB2.
На вооружении Украины находится именно модель TB2 поэтому в основном мы расскажем о нем. К тому же, именно он принес компании разработчику всемирную известность.
Актуальная информация о войне россии против Украины – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы быть в курсе событий.
Легкий разведывательный беспилотник. Выпускается с 2007 года.
Весит всего 3,5 килограмм, может подняться на высоту 1 километр. Преодолеть расстояние в 10 километров и находится в воздухе только один час.
Ударный БПЛА MALE класса (средневысотный с большой продолжительностью полета – авт.). Может использоваться не только для разведки, но сам наносить удары. Для этого у него два варианта боевой нагрузки:
- Управляемые планирующие бомбы MAM-C, MAM-L или Bozok
- Противотанковые ракеты UMTAS или Roketsan Cirit
Bayraktar TB2 может находиться в воздухе до 24 часов (по данным с официального сайта до 27 часов*), подниматься на высоту до 8,2 км и атаковать цели с дальности 8 км (и для ракет, и для планирующих бомб).
*Скорее всего заявлено «рекордное время» полета в комплектации «разведчик», то есть без вооружения.
До 2018 года на Байрактаре использовался двигатель Rotax канадской компании Бомбардье и оптико-электронная система канадского производства WESCAM CMX 15D.
Сегодня устанавливается система турецкой разработки CATS от компании Aselsan.
С ее помощью Байрактар может вести наблюдение на дальности до 25 километров и выдавать целеуказания находящихся на расстоянии до 15 километров.
Что значит слово «Байрактар»? Это фамилия основателя компании Оздемира Байрактара, но также она переводится как «знаменосец».
Это дальнейшее развитие линейки. Bayraktar Akıncı больше и тяжелее TB2. Он может забираться на высоту до 12 километров и нести уже 1350 килограмм боевой нагрузки. Как и его «младший брат» способен находится в воздухе 24 часа.
Скорость возросла ненамного, максимальная скорость 360 км/час, крейсерская — 270 км/час.
Главное, чем отличается Bayraktar Akıncı от предыдущей модели, это наличие радара с активной фазированной решеткой (АФАР), тогда как у ТВ2 была только камера. Получается, у Akıncı есть спутниковая система управления и возможность нести более внушительное и разнообразное вооружение.
Например, появилась возможность вооружить беспилотник крылатыми ракетами SOM и ракетами класса воздух-воздух Gokdogan и Bozdogan. Второе позволяет использовать «Акынджы» в борьбе с другими летательными аппаратами, а не только с наземными целями.
Для нас важно то, что в «Акынджы» устанавливаются два украинских двигателя АИ-450С. Они разработаны в конструкторском бюро «Ивченко-Прогресс» и выпускаются на заводе «Мотор Сич».
Bayraktar Akıncı — «Акынджы» переводится как рейдер или налетчик.
Это совершенно новый проект (ранее назывался MIUS) тяжелого реактивного БПЛА. Характеристики нового Байрактар будут гораздо выше тех, которые демонстрируют уже летающие модели.
Реактивный двигатель украинского производства АИ-25 ТЛТ позволит развивать скорость до 900 км/час. Боевая нагрузка Kizilelma будет составлять до 1500 килограмм, а подниматься он сможет на высоту от 10,5 до 12 км (по разным данным). Первый полет Bayraktar Kizilelma планируется уже в 2023 году.
Так как беспилотник будет реактивным, то в воздухе он может находиться до 5 часов.
При проектировании БПЛА большое внимание было уделено малой заметности (технологии «стелс»), что позволит шеститонному беспилотнику оставаться такой же трудной целью для ПВО, как и его предшественникам.
Номенклатура вооружений разнообразна, от управляемых «умных» бомб и ракет земля-воздух до крылатых ракет малой дальности.
Важно отметить, что Bayraktar Kizilelma планируется использовать и в «морском варианте», он сможет автоматически взлетать и садится на палубу турецкого вертолетоносца Анадолу.
Планируется, что реактивный беспилотник будет выпускаться в двух вариантах: дозвуковом (MIUS-A) и сверхзвуковом MIUS-B.
Сверхзвуковая модель, естественно, будет оснащаться другим двигателем АИ-322Ф с форсажным режимом или турецким TEI TF-6000 (пока в стадии разработки).
Если все эти планы увенчаются успехом, Турция сможет уверенно претендовать на вступление в клуб стран владельцев передовых военных технологий. Kizilelma — это безусловно прорывная технология.
В июне 2022 директор и совладелец компании Сельчук Байрактар опубликовал фото собранного для испытаний прототипа.
Ранее компания демонстрировала только макеты для аэродинамических испытаний и рендеров летательного аппарата.
Новый Байрактар, уже точно не макет, а именно прототип, который может использоваться для испытаний.
Возможно, именно показанный летательный аппарат и будет совершать первый испытательный полет в следующем году.
Bayraktar Kizilelma (Кызыл элма) — переводится как «красное яблоко». В Турции это символ великой и далекой цели.
Это морской вариант уже знакомого нам TB2.
За счет увеличенных размеров Байрактар TB3 сможет находиться в воздухе до 50 часов, а масса вооружения увеличится до 280 килограммов.
У морского Байрактара будут складывающиеся консоли крыла, и он также сможет взлетать и садится на палубу в полностью автоматическом режиме.
Первый испытательный полет планируется на 2022-2023 годы. Так как большинство технологий уже отработано, сомнения в том, что он состоится в срок нет.
Беспилотник физически меньше самолета, в нем используется меньше металла (корпус Байрактара пластиковый), его трудно обнаружить с помощью радара.
Услышать стрекот маломощного мотора с земли невозможно, также он выделяет гораздо меньше тепла, чем реактивный двигатель. Поэтому его сложно обнаружить в инфракрасном спектре и сбить ракетами, которые используют этот способ наведения.
Хваленые средства ПВО (исключительно в российской прессе и рунете – ред.) тоже с трудом справляются с Байрактаром. Беспилотник либо ждет, когда «Бук», «Тор» или «Панцирь» отключит свою РЛС или экипаж «выйдет покурить» и безнаказанно уничтожает цель.
Беспилотник может быть также «глазами» для артиллерии или других беспилотников, например дронов-камикадзе.
Стоимость одного Байрактар ТВ2, очень сложно посчитать, потому, что никто не продает БПЛА без станций управления, вооружения и обучения персонала.
Разные эксперты называют стоимость комплекта от $30 до $70 миллионов за комплект из 6 беспилотников, двух мобильных наземных пунктов управления и комплекта вооружений. А также программ обучения операторов и инженеров.
Стоимость самого летательного аппарата может составлять от $1 до $2,5 миллиона доллара.
По сравнению с пилотируемой авиацией это очень дешево.
Проще всего сравнить стоимость Байрактаров со знаменитыми F-16, которые тоже находятся на вооружении у турецких ВВС. Именно они составляют основу ВВС Турции, сейчас их эксплуатируется около 260 единиц.
Так стоимость одного самолета F-16 (block 60) составляет от $50 до $60 миллионов долларов в зависимости от комплектации и условий поставки. Минимум в 20 раз дороже чем беспилотник.
Программа подготовки пилота длится до 5 лет и обходится примерно в $5,6 миллиона долларов для пилота. Обучение оператора Байрактара длится всего 4 месяца.
Стоимость летного часа* в зависимости от модели F-16 оценивается в $22-27 тыс.
*включает стоимость топлива, обслуживания, вооружения и расходы на зарплату пилотов и технического персонала
Данные по стоимости летного часа для Байрактара в открытых источниках отсутствуют, но наверняка они также на порядок меньше.
Конечно, у пилотируемой авиации больше дальность, высота полета. Вооружения такой самолет может взять больше (как по массе, так и по количеству и типам). Пилот в воздухе оценивает обстановку иначе, чем оператор на земле.
Летом 2022 года по миру пронесся ряд акций по сбору средств на байрактар ТВ2 для Украины.
Денежные средства собирали в Литве, Украине, Польше и даже Норвегии. Судя по тому, что:
- в Литве собрали 5 миллионов евро
- в Украине – около 17 миллионов долларов (600 миллионов гривен на 4 БПЛА)
- в Польше – 22,5 миллиона злотых ($4,95 млн)
- в Норвегии – 55 миллионов крон ($5,5 млн)
Минимальный комплект «Байрактара» стоит не менее 5 миллионов долларов. Скорее всего, в стоимость не входит ни станция управления, ни программа подготовки персонала, ведь все это уже есть в наличии у ВСУ.
Также в комплект поставки могут включаться некоторые детали, требующие замены и, очевидно, вооружения (однако не указывается, сбор средств предусматривал ли покупку Байрактара с вооружением)
Следует отметить, что цена Барактара в 5 миллионов долларов – это стоимость единичных поставок. Для контактов с ВСУ стоимость может быть значительно меньше.
Нельзя сказать, что беспилотники, это замена классической боевой авиации, но совершенно точно это удачное дополнение.
По данным на начало 2022 года Байрактар ТВ2 кроме Турции закупили:
- Украина
- Азербайджан
- Польша (подписан контракт на поставку 24 дронов)
- Киргизия
- Туркменистан
- Катар
- Ливия
- Марокко
- Пакистан
- Ирак (подписан контракт на 8 единиц)
- Нигерия (заказ на 6 единиц)
Заявили о своем интересе:
- Болгария
- Венгрия
- Латвия
- Казахстан
- Сербия
Так как в россии не смогли создать ничего даже близко сравнимого с линейкой Байрактар, то в СМИ и на различных тематических форумах стали популярны материалы объясняющие почему Байрактары не эфективны и никому не нужны.
Вот некоторые из них:
– Байрактар может заглушить (подавить сигнал) или перехватить российская РЭБ (станция радиоэлектронной борьбы).
В качестве доказательств никаких фактов, как обычно, не приводится. Нет ни одного подтвержденного случая чтобы связь Bayraktar TB2 со станцией управления была нарушена, а тем более того, что сигнал смогли перехватить, расшифровать и управлять дроном.
Почему это невозможно или как минимум слишком сложно реализуемо?
Чтобы заглушить какой-либо радиосигнал, нужно на этой же частоте излучать помехи, желательно, направленные. Но беспилотник просто меняет частоту своего сигнала каждые несколько секунд (есть и другие более хитрые методы «маскировки» сигнала).
Глушить все частоты одновременно одинаково эффективно невозможно (падает дальность и растет потребление энергии, можно заглушить «своих»). А в случае отсутствии связи, Байрактар может действовать в полуавтоматическом режиме, например, просто вернуться на базу.
Перехват сигнала тоже ничего не даст, так как он зашифрован, а на расшифровку понадобится огромное количество времени.
Важная деталь, как только наземная станция РЭБ начинает излучать радиосигнал, она сама становится отличной «видимой» целью.
– Байрактары легко уничтожат истребители
Конечно, у современных истребителей летные характеристики намного выше.
Но никто не будет гнаться за пластиковым дроном с крейсерской скоростью 170 км/час на реактивном самолете у которого минимальная скорость около 200 км/час.
О разнице в маневренности и говорить не стоит, беспилотник медленный, но верткий. Попасть в него из пушки практически невозможно, а сбить ракетой очень сложно. БПЛА слишком сложная цель для истребителя.
– ПВО легко справится с Байрактаром
Тут как раз статистика не в пользу распиаренных Панцирей и Буков. Конечно, если это статистика независимых экспертов (например, портал oryxspioenkop.com), а не российских.
Чем сбить Байрактар? Природными врагами беспилотников являются такие системы ПВО как: Тор-М1, «Оса», Бук-М1, Бук-М2 или Панцирь-С1 и только 2 последних способны «достать» его на высоте 8 км.
Тем не менее в сети можно найти множество видео с уничтожением именно «Панцирей» и «Буков». Неужели «не имеющим аналогов в мире» так трудно сбить Байрактар?
Работать 24 часа в сутки не способен ни один человек, поэтому экипажи ПВО нужно периодически менять, а это не всегда возможно в полевых условиях. Да и по техническим соображениям круглосуточная работа техники не приветствуется.
Поэтому у Байрактара всегда есть возможность подождать (с ним работают 3 оператора) и понаблюдать (возможности камеры позволяют) пока отключится либо техника, либо люди. А проще всего передать координаты украинским артиллеристам.