Что предлагают украинцам производители автодеталей: зарплаты, условия, «плюшки»
Работа на иностранную компанию дома как альтернатива загранице
А украинцы получают все больше возможностей по трудоустройству. Зарплаты на таких заводах уже составляют 70% от средств, которые предлагают на производствах в соседних странах – членах ЕС.
Людмила Петренко работает ведущим комплектовщиком проводов на заводе немецкой компании Kromberg & Schubert недалеко от Житомира. На предприятии она уже четвертый год и очень довольна, рекомендует работодателя друзьям и знакомым. Кроме полностью официальной зарплаты, она имеет социальный пакет – обеды за счет компании, а также перевозку до работы и домой.
«Это лучшая работа, которая у меня была, – рассказывает Людмила. – Комфортные условия труда: в теплое время года работают кондиционеры, а зимой – автономное отопление».
Свой завод под Житомиром на 2 тыс. рабочих мест Kromberg & Schubert открыла в 2016 году, а за десять лет до того запустила свое первое предприятие под Луцком, где работает около 5 тыс. человек. Компания производит кабельные системы для автомобилей Volkswagen, BMW, Audi, Seat, MAN, Škoda.
В Украине сейчас представлено более двух десятков международных компаний, которые изготавливают компоненты для автомобилей известных мировых брендов. Вся продукция идет на экспорт, объем которого уже превысил миллиард долларов.
В основном это производства, которые требуют много ручного труда (изготовление кабелей, переключателей, чехлов для сидений, элементов электроники, систем подогрева, компонентов для аудиодинамиков и другое). Большинство компаний уже имеют по несколько локаций, в основном в селах и небольших городках западных регионов, и играют существенную роль на местном рынке труда.
«Благодаря логистической близости к европейским автомобилестроительным заводам (OEM) Украина может быть успешным поставщиком компонентов под конвейерную сборку (just-in-time), – говорит Сергей Цивкач, исполнительный директор Правительственного офиса по привлечению и поддержке инвестиций UkraineInvest. — Конкурентная стоимость коммунальных услуг, наличие трудовых ресурсов, высококвалифицированные кадры (130 тыс. выпускников инженерных специальностей ежегодно) являются одними из ключевых преимуществ, которые интересуют иностранного инвестора».
Больше о бизнесе в Украине – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного.
В Украине, по данным UkraineInvest, работает более 40 заводов иностранных компаний по производству автокомпонентов, на которых привлечено более 60 тысяч человек. Многие из них родом из Германии. Сначала производители деталей для авто осваивали западные регионы, а затем стали расширять свои мощности и далее на восток.
Первопроходцем стала немецкая компания LEONI, которая производит кабельные сети для брендов Opel, Porsche, Volkswagen, Audi, Lamborghini и MAN и имеет производственные мощности в 33 странах.
В 2002 году компания начала в Украине пилотное производство в арендованных помещениях, а в июле 2003-го открыла свой первый украинский завод около Стрыя на Львовщине.
«При выборе места для основания предприятия в Украине LEONI руководствовалась несколькими факторами, – говорит Кристина Пижук, ведущий специалист по PR и маркетингу LEONI Wiring Systems UA GmbH. – Это плотность населения, потому что мощности производства предусматривали большое количество работников; логистическая концепция, в частности приближенность к границам, хорошие автомобильные пути, близкое расположение аэропорта; а также всесторонняя поддержка местных органов власти».
Появление завода LEONI вызвало настоящий ажиотаж среди жителей Львовщины. Компания активно сотрудничала в вопросах набора персонала с областным центром занятости. Работников возили на работу из всех районов Львовской области.
«Люди очень хотели там работать. Даже в очередь становились и ждали, пока кто-то уволится или появятся новые вакансии», – вспоминает Руслана Палий, начальник отдела услуг работодателям Львовского областного центра занятости.
Сейчас на Львовщине открыли свои производства по изготовлению деталей для авто шесть иностранных компаний – LEONI, Fujikura, Elektrokontakt GmbH, Bader, «Бадер-Аунде Украина», ODW-Elektrik. В области наблюдается самая высокая концентрация заводов этой отрасли среди всех регионов Украины.
«Все эти предприятия являются рынкообразующими для нашего региона», – говорит Палий.
То же самое происходит и в других регионах Украины, где появляются предприятия международных компаний по изготовлению компонентов для автомобилей. Они становятся одними из крупнейших производств на местном рынке труда.
Так, в 2017 году LEONI открыла под Коломыей на Ивано-Франковщине свой второй завод на 800 рабочих мест, вложив 15 млн евро. Это была самая большая инвестиция в регион за 25 лет. В то время, как заявлял мэр Коломыи Игорь Слюзар, в городе не было предприятий, где работало более 350 человек.
Впоследствии завод LEONI вблизи Коломыи расширили до 1,5 тысячи рабочих мест. В целом же в развитие своих мощностей в Украине немецкая компания уже вложила свыше 110 млн евро, привлекая к работе восемь тысяч работников.
Основная масса заводов по изготовлению автокомпонентов сконцентрирована на западе Украины, но инвесторы все активнее присматриваются и к другим областям.
«Сегодня мы наблюдаем интерес иностранных инвесторов в сфере производства автокомпонентов и к другим регионам Украины, центральным и юго-восточным, в связи с большой концентрацией производств данного сегмента в одном регионе, что соответственно приводит к увеличению спроса на рынке труда и росту заработных плат», – говорит Цивкач.
Открытие производств иностранных инвесторов по изготовлению компонентов для авто значительно оживило украинский рынок труда. Изначально условия работы там были привлекательнее по сравнению с украинским бизнесом, прежде всего из-за полностью официальных зарплат.
Кристина Хамик, окончившая инженерную геодезию во Львовской политехнике, проработала на заводе немецкой компании Bader, которая специализируется на пошиве кожаных чехлов для автомобилей премиум-класса, около 2,5 лет.
Девушка жила в Городке Львовской области недалеко от завода Bader и пришла туда еще студенткой в 2015 году, получив свою первую работу. Она работала в различных административных отделах и зарплатой была абсолютно довольна.
«Неплохая была работа, – рассказывает Кристина. – Зарплата была достаточно высокой как для меня студентки тогда. И, если взять другие предприятия в Городке, зарплата была довольно неплохая. Она не была ниже средней».
Точную сумму девушка назвать отказалась.
Обеды работникам тогда не компенсировали. Люди приносили свою еду и разогревали в микроволновках. В офисе были также кофейные машины и вода. Больше всего беспокоило Кристину во время работы отсутствие кондиционеров. Летом офисное помещение, сделанное из пластика, нагревалось очень сильно. Решена ли эта проблема на сегодня, неизвестно. Комментариев от представителей компании «Бадер Украина» получить не удалось.
По другим заводам иностранных инвесторов этой отрасли сейчас является стандартной компенсация обедов работникам (частично или полностью) и развозка до и с места работы. Талантливые люди могут сделать неплохую карьеру. Кристина вспоминает одного парня, который хорошо знал немецкий и английский языки. Он стажировался в немецком офисе Bader, а впоследствии переехал на работу в Германию.
Работники на конвейере работают в три смены по восемь часов. Работа физически является достаточно изнурительной, не всем подходит такой ритм. Предприятия отрасли с проблемой текучки кадров сталкиваются постоянно.
«На Fujikura значительная текучка кадров. Не все люди выдерживают нагрузки. После распада СССР и в 1990-х люди не работали на конвейерах, – рассказывает Палий из Львовского областного центра занятости. – Но очень многое зависит от самих людей. На этих предприятиях дисциплина. Кто хочет работать, тот работает».
Зарплаты постепенно повышаются. В объявлениях о вакансиях работодатели отмечают самый низкий уровень, который можно получить за месяц.
Если в 2017 году, когда открывали завод LEONI под Коломыей, работникам конвейера предлагали по 6-6,5 тысяч гривен в месяц, то в 2019 году зарплаты выросли до 9 тысяч гривен, а на сегодня – до 14 тысяч гривен.
Такие цифры называет и Палий. В среднем по отрасли зарплаты составляют 14-15 тысяч гривен. А если приходить дополнительно на работу в субботу, как это разрешено, например, на предприятиях по производству кабелей для авто японской компании Fujikura, то работник на конвейере может заработать до 25 тысяч гривен в месяц.
Сейчас украинские зарплаты на таких предприятиях достигли примерно 70% от зарплат в странах Восточной Европы, которые входят в ЕС. Это подтверждают истории украинских заробитчан.
Так, переселенка из Донбасса Светлана Петренко, бухгалтер по образованию, с февраля 2019 года работает на заводе Zoltek в Венгрии. На старте она имела зарплату в 500 долларов (около 15 тысяч гривен), через три месяца ее начали повышать. Сейчас Светлана получает 800 долларов (около 22 тысяч гривен), работая по восемь часов в день в будни.
Ей компенсируют стоимость проживания в хостеле, условия в котором, по ее словам, очень приличные. В комнате она живет со своим мужем, на кухне у них есть свой уголок и собственный холодильник, они бесплатно пользуются прачечной.
Также выдают спецкарты, куда ежемесячно переводят определенную сумму средств. Их можно потратить на спортзал, музей и другие культурные активности или перевести в наличные, но только половину суммы.
Если бы уровень оплаты труда на заводах в Украине был выше, это бы очень сдерживало потоки работников. А пока зарубежные возможности для многих рабочих кажутся привлекательнее.
«Достойные условия и уровень оплаты труда при возможности остаться дома для людей важны, – говорит Мария Репко, заместитель директора Центра экономических стратегий. – Но таких компаний пока не так много, и конкуренцию за «голубых воротничков» Украина продолжает проигрывать Польше и Германии».
Кроме конкуренции с другими странами за украинского работника, два года назад добавился еще один вызов – пандемия коронавируса, который больно ударил по автомобильной промышленности. Жесткий локдаун весной 2020 года существенно повлиял на глобальные цепи поставок.
«Что касается производителей автокомпонентов, то время доставки компонентов от поставщиков второго уровня (Tier 2) к поставщикам первого уровня (Tier 1) увеличилось от 15-25 дней до 150-350 дней, – говорит Цивкач. – Соответственно, время доставки компонентов от поставщиков Tier 1 до заводов, где производятся автомобили, также увеличилось».
Многие предприятия по производству автокомпонентов в Украине столкнулись с уменьшением заказов и вынуждены были сокращать рабочие места. После жесткого карантина в марте-апреле 2020-го на работу вышли не все работники.
«Сейчас нет такой потребности в людях для этих предприятий, карантин сильно повлиял», – рассказывает о тенденции на рынке труда Палий.
Если в 2017 году совокупно все шесть международных компаний по производству деталей для авто на Львовщине подали 5139 объявлений об открытых вакансиях в областной центр занятости, то в 2020 году их количество уменьшилось до 1202, а в 2021-м – до 796.
Александер Маркус, председатель правления немецко-украинской промышленно-торговой палаты, в интервью Deutsche Welle жаловался, что обратился с письмом о поддержке предприятий по производству автодеталей к председателю правительства Дениса Шмыгаля, но получил отказ. В правительстве отметили, что поддержка производств, где работает более 250 человек, не предусмотрена.
Инвесторы были не только удивлены не слишком гибкой политикой правительства в условиях кризиса, но и обращают внимание на общую ситуацию с защитой своих прав в Украине.
«Мы бы выделили то, что законодательство Украины является нечетким и даются интерпретации, а также отсутствие четкой программы поддержки бизнеса со стороны государства», – ответили в компании LEONI на вопрос относительно негативных моментов ведения бизнеса.
Но пандемия принесла не только минусы. Чтобы уменьшить время ожидания доставки компонентов, мировые автопроизводители стали больше интересоваться производствами, которые расположены неподалеку. Инвестиционная привлекательность Украины в этой области существенно выросла.
Общая ситуация в экономике стала улучшаться со второй половины 2021 года. С тех пор повысился и интерес к Украине со стороны иностранных инвесторов в области производства автокомпонентов. В частности, за полгода в UkraineInvest обратился ряд компаний этого сектора промышленности.
«Осенью 2021 года в Украину приезжала делегация одной компании – производителя автокомпонентов, которая сообщила, что у их заказчика есть требование, чтобы поставщик компонентов имел производственные мощности, размещенные на европейском континенте, – рассказывает об одном из случаев Цивкач. – Даже страны Северной Африки им не подходили, поскольку в таком случае нужно было бы осуществлять доставку по морю, а из-за возможного дефицита морских контейнеров это привело бы к разрыву в поставке компонентов».
В UkraineInvest отмечают, что в 2021 году в Украине была усилена государственная поддержка инвесторов, в частности принят закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине», которым предусмотрены преференции в случае инвестиций на сумму более 20 млн евро. А сейчас ожидается принятие новых стимулов для участников индустриальных парков, которые будут способствовать развитию регионов Украины.
Почувствовали улучшение экономической ситуации и международные компании, которые уже имеют производство автокомпонентов в Украине. С увеличением заказов они планируют расширение мощностей.
«На сегодня мы запускаем в Коломые очень важный для LEONI проект. Он принесет дополнительных 2000 рабочих мест в Ивано-Франковской области», – сообщила Пижук.
Собираются нарастить производство в 2022 году и на Kromberg & Schubert, о чем заявила технический директор украинского представительства компании Оксана Ткачук на встрече с коллективом в конце прошлого года.
А в UkraineInvest надеются, что новые возможности в Украине смогут убедить украинских заробитчан не ехать за границу.
«Если у человека есть выбор: работать дома на хорошем предприятии со стабильным доходом или выбрать работу за границей вдали от родных и не всегда с лучшими условиями труда, даже при условии, что заработная плата на 20-30% выше – то выбор будет преимущественно в пользу дома. Поэтому если инвестор предлагает хорошие условия труда, у него не будет проблем с поиском рабочей силы», – убежден Цивкач.