Уже в феврале 2021 года был подписан соответствующий Закон «О господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями в Украине», а по состоянию на ноябрь 2021 года приняты все необходимые подзаконные акты, позволяющие инвесторам начать процесс подготовки проекта и документов для получения государственной поддержки.
Кто же такие инвестняни, чем они будут заниматься и чем полезен стране «Закон об инвестнянях»? Об этом Finance.ua спросил у исполнительного директора UkraineInvest Сергея Цивкача, который с июля 2020 года возглавляет правительственный Офис по привлечению и поддержке инвестиций.
Сергей, более года назад Владимир Зеленский рассказывал об идее создания института индивидуальных инвестиционных советников — инвестнянь. Кто это такие?
Замечу, что концепция института инвестнянь была расширена — сделано это было для того, чтобы обеспечить не только сопровождение для инвестора, когда он заинтересован в заключении договора с государством, но и инвестиционные стимулы. И именно эта президентская инициатива о предоставлении господдержки на самом деле гораздо важнее, чем инвестиционные менеджеры.
Что такое инвестиционная няня? Это менеджер, который объясняет, где в стране инвестировать и как это делать. Он помогает собрать для инвестора всю необходимую информацию о наличии ресурсов, партнеров, помогает подыскать земельный участок или объект для инвестирования в рамках законодательства, может познакомить с Центральной и местной властью, помочь скорее пройти разрешительные процедуры.
Сергей Цивкач: «Инвестиционная няня — это менеджер, который объясняет, где в стране инвестировать и как это делать». Фото: Владислав Недашковский / Finance.ua
В рамках Закона «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями» даст профессиональные консультации в процессе подготовки документов для подачи заявки в Министерство экономики Украины на получение господдержки.
Стоит отметить, что этот закон, который является президентской инициативой, — именно о государственной поддержке. Сперва он был принят парламентом, а после этого UkraineInvest присоединилась к реализации закона как учреждение, уполномоченное на сопровождение инвесторов.
Закон этот, собственно, не о менеджерах, а о том, что государство наконец за годы восстановленной независимости предоставляет инвестиционные стимулы в объеме до 30% от вложенных инвестиций. У такой инвестиции есть минимальный порог — 20 млн евро в течение 5 лет, а поддержка предоставляется в виде инфраструктурных, налоговых, таможенных и земельных стимулов — их имеется целый перечень.
Украина не первая страна, где работают инвестиционные советники. Опытом каких стран вы вдохновлялись и как это там работает?
Государственная поддержка и менеджеры для инвесторов — это распространенная практика в соседних странах. Мы видим, что такая поддержка очень популярна в Чехии, Польше, Сербии, Турции, Литве. Такая система используется в ЕС и в мире.
В Сербии возмещают средства за создание рабочих мест: за одно рабочее место можно рассчитывать на 3-7 тыс. евро помощи от государства.
В некоторых странах инвесторам предлагают 10 лет освобождения от налога на прибыль и т.д.
Есть такие учреждения, как мы — Investment Promotion Agencies. Они есть и в Соединенных Штатах, в Германии, Великобритании, Польше и других странах.
В них работают менеджеры, которые помогают инвестору разобраться в специфике ведения бизнеса в определенной стране, или в законодательной базе или регуляторных вещах. То есть здесь мы идем в тренде и учитываем мировые и европейские тенденции.
Вы сказали, что менеджеры будут помогать решать проблемы инвесторов. О каких проблемах идет речь? Какие проблемы сейчас чаще всего возникают у инвесторов?
Здесь важно выделить два направления работы. Мы как агентство, которое привлекает и поддерживает инвесторов, работаем с 2016 года. То есть даже до принятия закона О господдержке (№ 1116-ІХ) мы функционировали в этом режиме и оказывали постоянную поддержку инвесторам: это и решение проблемных вопросов, и контакты с местной или центральной властью и т.п.
За этот год инвестняни помогли в решении 35 вопросов
По закону мы предоставляем поддержку для 27 проектов, и для сопровождения каждого определен менеджер. Мы предоставляем поддержку инвесторам на ежедневной основе. Например, по состоянию на сегодня уже собраны более 80 вопросов инвесторов, которые требуют решения: это может быть какая-то разрешительная система, правоохранительная, где-то есть случаи бюрократии, где-то надо ускорить процессы, что-то упростить, или объяснить представителям органов государственной власти, как надо работать с инвесторами.
Таких вопросов более 80, и отмечу, что за этот год мы уже помогли в решении 35 вопросов. Эти вопросы достаточно комплексные и требуют времени для решения, у многих из них — долгая предыстория.
Во многих случаях инвестор в связи с какими-то недоразумениями даже размышлял над тем, чтобы прекратить инвестировать в этот проект.
Порой бывает так, что возникает недоразумение между государством и инвестором, потому что они из разных систем, в которых они работают.
Какие вопросы среди инвесторов — приоритетные, с какими они чаще всего обращаются к вам за помощью?
Я бы сказал, что это разрешительная система, система предоставления прав на земельные участки, правоохранительная система, налоговые вопросы, таможня.
«Относительно судов — в такие вопросы мы не вмешиваемся, если они на стадии рассмотрения», — Цивкач. Фото: Владислав Недашковский / Finance.ua
Относительно судов — в такие вопросы мы не вмешиваемся, если они на стадии рассмотрения. Можем их рассматривать, если они еще в досудебном состоянии или уже после последней инстанции, если уже есть риск подачи заявления на инвестиционный арбитраж. Здесь мы можем вмешиваться как медиаторы и отрабатывать такую коммуникацию.
Поначалу президент Владимир Зеленский говорил о том, что Закон «Об инвестнянях» будет касаться только западных инвесторов. Однако сейчас за госпомощью могут обращаться и украинские инвесторы. Почему решили расширить помощь?
По моему мнению, очень верно было сделано, что на получение поддержки могут податься как иностранные, так и украинские инвесторы. Потому что это, прежде всего, о равных условиях ведения бизнеса.
Более того, инвестиционный порог снижен — со 100 млн долларов, как предлагалось изначально, до 20 млн евро.
То есть условия для украинцев и иностранцев равны, верно?
Условия равны абсолютно. И это очень хорошо, потому что это дает возможность создать предпосылки для совместных предприятий, для развития как украинского, так и иностранного инвестора.
Почему это еще важно? Потому что иностранный инвестор заходит в Украину, когда видит успешного украинского инвестора. Тогда он чувствует: «Если человек чувствует себя комфортно здесь, у себя дома, то и я буду чувствовать себя комфортно». А если он увидит, что местный инвестор угнетен, ему тяжело, существуют сдерживающие факторы для развития, у него возникнут сомнения относительно того, стоит ли ему заходить в страну. Поэтому мы активно работаем и с украинскими инвесторами, помогаем им создать рынок инвестиций и таким образом промотируем Украину.
Интересно. А сколько заявок уже подали потенциальные инвесторы?
Это то, в чем нуждалась Украина, и мы видим, что программа вызывает высокую заинтересованность у инвесторов: мы уже получили 27 предварительных заявок на общую сумму свыше 2 млрд долларов.
А кого больше среди тех 27 инвесторов, которые уже подали заявки — украинцев или иностранцев? И кто планирует больше вложить денег в Украину?
Сегодня мы имеем 17 заявок из Украины и 10 от иностранных инвесторов. Но по сумме они одинаковы — примерно миллиард на миллиард.
Как распределены эти заявки по регионам Украины, в которых будет находиться бизнес инвестора?
Преобладают, конечно, Киев и Киевская область, но в регионах также планируется реализация инвестпроектов, это и Днепропетровская, Житомирская, Полтавская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ивано-Франковская обл. Конечно, хочется видеть все регионы.
В какие отрасли больше вкладываются инвесторы?
Больше всего пользуется популярностью перерабатывающая отрасль. А если разбить ее на подсекторы, то самые популярные сектора — агропереработка, производство строительных материалов. Также большую долю занимают проекты в сфере логистики. Есть и проекты в сфере транспорта, туризма, добычи и другие направления.
В октябре профильный комитет поддержал налоговый законопроект о «Дія City». Как, по вашему мнению, повлияет старт «Дія City» на количество инвесторов в отрасли? Будет ли им нужна помощь «нянь»?
Закон о «Дія City» и закон О государственной поддержке инвестпроектов — это два разных режима. Те стимулы, которые получает компания в соответствии с «Дія City» — это отдельный режим.
Согласно закону о государственной поддержке проектов со значительными инвестициями, инвесторы могут создавать центры R&D (research and development – исследование и разработка. – Ред.), а вот типичная для IT-компаний деятельность не входит в перечень Закона «О нянях». Но если они будут делать R&D, то эти две системы можно совместить.
Мы в основном фокусируемся на промышленности.
В системе подзаконных актов говорится о том, что предприятия, желающие получить сопровождение «нянь», должны пройти процедуры отбора. Что именно при этом проверяется?
Такая система подзаконных актов была разработана Министерством экономики Украины, подана правительству, которое ее утвердило. Там говорится о том, что бизнес должен подать перечень документов, чтобы показать, что он сможет реализовать этот проект и отвечать главным условиям для получения государственной помощи. Например, он располагает финансированием, проект не создаст экологических проблем и т.д.
Ключевым документом является ТЭО — технико-экономическое обоснование, где прописаны все основные параметры проекта, каковы ожидаемые результаты и каким путем они будут реализованы. Также есть финансовые требования, в частности:
- критерий достаточности собственного капитала (не менее 20% от запланированного размера значительных инвестиций);
- критерий достаточности чистого операционного денежного потока (не менее 20% запланированного размера значительных инвестиций);
- критерий наличия источников финансирования для покрытия значительных инвестиций (подтверждение наличия источников финансирования как собственных, так и привлеченных).
То есть вынесены такие показатели, по которым можно определить, что компания работает эффективно и сможет реализовать подобный проект.
В законе не написано, что инвестор должен приходить к инвестняням
Соответственно, предоставление государственной поддержки — целесообразно со стороны государства.
Допустим, появляется новый инвестор, который готов вкладывать средства в экономику Украины и ему нужна поддержка от государства и помощь «няни». Каков порядок этого взаимодействия? Ему нужно приходить к вам? И сколько времени занимает вся процедура?
Приход к нам не обязателен, он добровольный. В законе не написано, что инвестор должен приходить к нам. Но лично я очень советую это делать, потому что мы — те, кто сопровождал этот процесс с момента принятия закона в Раде, следим за ним, знаем его глубоко, сможем ответить на все вопросы инвесторов и предоставить им качественное сопровождение.
Если инвестор приходит к нам, мы ему рассказываем о системе подзаконных актов, о процедуре, сроках. Например, с момента подачи заявки в Минэкономики там есть два месяца на то, чтобы оценить такую заявку и дать свое заключение после консультации с другими лицами и учреждениями (в частности, Министерством финансов). Они дают одно из трех возможных заключений:
- соответствует критериям;
- не соответствует критериям;
- требует доработки.
Если всё соответствует критериям, правительство должно принять решение о подписании специального инвестиционного договора.
В общей сложности, максимальный срок при условии положительной оценки Минэкономики и соответствия всем критериям — это 4 месяца. Мы, конечно, будем стараться сократить этот срок.
Также мы обращаемся к бизнесу, чтобы предприниматели уже планировали эти инвестиции и обращались к нам, потому что еще некоторое время займет подготовка.
У нас предварительные заявки были готовы уже на лето, но подзаконные акты подготовили только в конце августа. И сейчас мы с каждым из инвесторов дорабатываем их документы, особенно технико-экономическое обоснование.
По нашему опыту, бизнесу надо до 3 месяцев, чтобы доработать технико-экономическое обоснование и собрать все документы, а потом еще до 4 месяцев, чтобы пройти всю разрешительную процедуру. Но это я говорю о максимальных сроках.
Цивкач: «По нашему опыту, бизнесу надо до 3 месяцев, чтобы доработать технико-экономическое обоснование и собрать все документы». Фото: Владислав Недашковский / Finance.ua
Здесь главное то, что государство будет ускорять процедуру рассмотрения. В отношении инвестора — ему предстоит привлечь советников, собрать информацию из банков, о земельных участках, другую документацию — все это займет время.
А какие налоговые и таможенные льготы государство предлагает инвесторам?
Среди налоговых льгот есть освобождение от налога на прибыль в течение 5-летнего периода. Что важно — инвестор может сам выбрать дату начала такой льготы. Например, он может сказать: «Завод я строю сейчас, а налоговые льготы мне нужны с третьего или четвертого года». Соответственно, с третьего-четвертого года функционирования этого инвестиционного проекта он не будет платить налог на прибыль.
Есть освобождение от пошлины и НДС на импорт оборудования, но оно должно быть новым, то есть изготовленным не ранее чем за 3 года до момента ввоза его на территорию Украины.
Также за счет государственных средств может быть построена инфраструктура, необходимая для проекта — дороги, инженерные коммуникации и т п., есть возможность привлечения территориальных общин — они, согласно Закону, могут предоставлять земельный участок на льготных основаниях. Затем им могут предоставить право приоритетного выкупа такого участка. Это дает возможность регионам Украины конкурировать за инвестора.
Правительство будет отвечать в международных судах перед инвестором за нарушения, а инвестор будет отвечать перед украинским правительством. О каких нарушениях идет речь?
Здесь речь идет о специальном инвестиционном договоре. По результатам подачи заявки от инвестора в Минэкономики будет принято решение о поддержке такого проекта и подписан специальный инвестиционный договор. Там будут прописаны все условия сотрудничества между инвестором и правительством: инвестор берет на себя обязательства сроком до 5 лет, правительство берет обязательства сроком до 15 лет.
Это обычный контракт между двумя сторонами. Если кто-то что-то не выполнит, то у другой стороны есть возможность использовать судебную систему и добиться возмещения. Но существуем мы, и наша роль — этого не допустить.
Мы четко объясняем инвесторам, какие обязательства они на себя берут. Так же и государство. В случае нарушений (со стороны государства. — Ред.) мы будем содействовать инвестору в получении стимулов. Это наша прямая функция.
Если есть третья сторона — местные власти — то они тоже будут отвечать за выполнение своих обязательств. Если они обязались предоставить землю, то должны это сделать. Это о долгосрочной ответственности бизнеса перед правительством, а правительства — перед бизнесом. Ведь 15 лет — это весьма значительный срок.
Сейчас в Украине работают более 30 инвестнянь
Кстати, инвестор сможет сам выбрать право, которое к нему применяется. Например, если он прибыл из Великобритании, он может выбрать, чтобы к нему применялось английское право.
Сколько людей работают сейчас в UkraineInvest? Есть планы расширяться?
У нас сейчас работают более 30 человек. Конечно, этого недостаточно, чтобы покрывать всю Украину. Но у нас очень амбициозная команда, они работают с утра до вечера.
Я всегда говорю, что надо активно работать в течение дня, а в 6-7 вечера идти домой. Но порой надо заходить в кабинет и приказывать всем идти домой, а они еще что-то читают, находят. По-моему, это хороший показатель.
Сравним с Литвой — там 100 человек работают, в Грузии — 60 человек, во Франции — 1500 человек, из которых около 150 занимаются инвестициями, Словакия и Словения — по 50-60 человек. Но мы не сетуем, мы берем на себя то, что можем сделать.
Сообщалось, что эти специалисты должны решать сложные вопросы в режиме 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Они действительно работают по такому графику? Как работает эта система поддержки?
Да, конечно. Если мы говорим о каких-то насущных вопросах, которые связаны с государством, то под термин «24 на 7» чаще всего подпадает одна проблема инвестора — миграционная. Порой кого-то на границе могут задержать. Но если речь идет о какой-то разрешительной системе, то ночью мы вряд ли что-то решим. Но мы всегда на связи.
Если серьезно, то действительно бывает, что ночью могут позвонить по миграционным вопросам. Например, в 2 часа ночи мне звонили иностранные инвесторы, которых остановили на границе. Также иногда возникают правоохранительные вопросы, но чаще всего не ночью, а вечером или утром.
Какие зарплаты будут получать «инвестняни»?
У нас сейчас прошло постановление в Кабмине: коридор оклада заработных плат в UkraineInvest будет от 11 до 42 тысяч гривен. Среди всех должностей. А 42 тысячи — это руководитель. Еще, возможно, будут какие-то премиальные, но это надо смотреть на систему, когда она заработает.
Исполнительный директор UkraineInvest: «Коридор оклада заработных плат в UkraineInvest — от 11 до 42 тысяч гривен». Фото: Владислав Недашковский / Finance.ua
То есть на самом деле эта работа — это о желании достичь результата, показать репутацию страны и думать о дальнейших планах.
Если представить портрет идеального кандидата, то какой должна быть «идеальная инвестняня» на ваш взгляд?
Это человек, который видит будущее Украины как экономически развитой страны. Человек, который не ограничивается своими обязанностями. Это человек, который думает, как сделать больше, интересуется последними тенденциями в мире. Человек, который очень хорошо ориентируется в аналитических материалах, потому что инвесторы — очень технические люди и они должны понимать, что они разговаривают с кем-то на одном уровне, на одном языке.
Также он должен свободно владеть по меньшей мере украинским и английским языками. И конечно, финансовые, экономические и юридические знания — это база.
Инвестиционная няня — это коллективное описание, потому что сопровождение инвестиции заключается в том, чтобы подготовить документы и понять финансовые показатели. Один человек не может этого сделать, поэтому у нас есть подразделения — юридический, аналитический и привлечение инвестиций.
Последними могут быть люди из разных секторов экономики, из бизнеса, консалтинга, которые больше экстраверты — они могут выступить, привлечь инвестора, убедить его, почему нужно заходить в Украину.