0 800 307 555
0 800 307 555

Растаможка «еврономеров» на собственном опыте

Как не стать жертвой мошенников

18 февраля Верховная Рада в первом чтении приняла законопроекты № 4643-д и № 4644-д относительно таможенного оформления автомобилей на иностранных номерах. Эти инициативы вновь актуализировали болезненную для Украины тему с «еврономерами», а с ней зашевелились и мошенники.
Оглавление

Надувалы держат нос по ветру

Машин на «еврономерах» в Украине еще много – владельцы не захотели растаможивать их два года назад, когда парламент принял соответствующий закон. Часть владельцев тогда заявила, что закон несправедлив, и начала добиваться других условий растаможки автомобилей.

Однако многие владельцы решили все же привести свои машины в соответствие с отечественным законодательством. Столкнулись с проблемой оформления документов. Ведь часто из всего необходимого перечня у них есть разве что техпаспорт, выданный страной, из которой и пригнали машину. Для переоформления же нужен целый пакет: техпаспорт, договор купли-продажи, документы о снятии с учета и тому подобное.

Из-за актуализации темы активизировались также и мошенники, которые «помогают» растаможить машину. Интернет завален соответствующими объявлениями, стоит лишь забить в поисковик слова «растаможка евробляхи».

Конечно, не все авторы этих объявлений мошенники, многие из них действительно предоставляют такие услуги. Но среди порядочных посредников, к сожалению, попадаются и надувалы. И попадаются очень часто.

Что должно насторожить

Условия регистрации и снятия с учета автомобилей в разных странах разные. Если, например, в Литве это возможно сделать без присутствия машины и человека, который на ней ездит, то в Чехии или Болгарии такое невозможно. Поэтому первый маркер – не верьте тем «посредникам», которые обещают сделать это заочно в любой стране.

Следующий маркер при выборе посредника – обращайте внимание на содержание объявления. Если в нем обещают помощь в оформлении документов во всех без исключения странах ЕС да еще и гарантируют это сделать быстро и без присутствия фактического владельца, то это сразу должно насторожить.

На практике такая «фирма» должна иметь своих людей во всех странах Евросоюза. К тому же нешуточные связи в аналогах украинских ЦПАУ (МРЭО). А Чехия или та же Литва – это вам не Украина, уровень коррупции в государственных органах там практически нулевой. За какую сумму полицейский в Болгарии или Польше согласится выдать «липовый» документ?

Для эксперимента автор материала связался с несколькими такими «посредниками». Дело в том, что автор имеет опыт растаможивания «еврономера» из Литвы. Поэтому в материале и будет сконцентрировано внимание именно на этой стране, однако элементарные правила безопасности универсальны для всех.

Литовский опыт

При покупке авто в Литве владельцем обычно выступает местная фирма, которая выдает вам доверенность на право управления. Это обычный документ, напечатанный на принтере с печатью (у меня до сих пор есть пустой бланк с подписью владельца фирмы и печатью, в который можно вписать что угодно, кстати. – Авт.).

Но во время регистрации владелец фирмы присутствует в так называемой Регитре – органе, который в Литве регистрирует автомобили. Там фирму-владельца вписывают в технический паспорт машины. Границу пересекаете вы уже по доверенности.

В большинстве случаев, чтобы избежать затем штрафов, это делалось с помощью так называемого «верблюда» – человека, которого за тысячу-другую (а то и дешевле) гривен сажали в авто на украинской границе и регистрировали как лицо, которое завезло машину на таможенную территорию страны.

«Верблюдом» он назывался потому, что его задачей было именно пересечь таможню. Таможенники, кстати, на этом тоже неплохо зарабатывали, закрывая глаза на явно «левого» человека – у них стандартной таксой было сто долларов.

Что потом будет с «верблюдом» и что он будет делать со штрафами – никого не интересовало. На этом надобность в доверенности от фирмы отпадала, как и в «верблюде». Для езды достаточно было технического паспорта. «Верблюды» использовались не только для литовских автомобилей – они брали на себя неприятности со штрафами практически для всех «еврономеров».

Чтобы снять с регистрации авто в Литве, достаточно предоставить представителю фирмы-владельца копию паспорта, идентификационного кода и техпаспорта на автомобиль. Он снимает машину с учета и передает вам в Украине необходимые документы. Но его присутствие в регистрационном органе Литвы – обязательно.

В случае с растаможкой машины автора так и было – владелец фирмы оказался киевлянином, контакт с ним не был утрачен, за сто евро он привез необходимые документы.

У многих «еврономеров» из документов имеется только техпаспорт. Все остальные документы потеряны или их даже и не было, если машина уже покупалась в Украине. Итак, отсюда вытекает еще один маркер при просмотре объявлений – если вам обещают их восстановить или говорят, что нужды в них нет, – с объявлением что-то не так.

А сейчас об эксперименте. Легенда была следующей: есть автомобиль, пригнан в 2018 году из Литвы, имеется только технический паспорт (фото его я случайно сохранил в телефоне. – Авт.), доверенности от фирмы нет, контакта с владельцем фирмы тоже, контакты «верблюда» отсутствуют.

Выбрал я два объявления, которые меня насторожили сразу – именно их авторы обещали широкий спектр услуг и гарантировали скорость и легкость. Вот переписка с первой фирмой-посредником:

Эта фирма запросила фото техпаспорта (его уже, кстати, не существует в природе, поскольку машина давно на украинской регистрации. – Авт.), я его сбросил. Ответ пришел немедленно. Что насторожило:

  • готовность снять с учета буквально за пару часов;
  • слова «это фирма-партнер» относительно фирмы-владельца машины – таких фирм в Литве зарегистрированы тысячи, а в совпадения я не верю. Кроме того, многие фирмы уже просто не существуют;
  • «задаток или залог техпаспорта» – деньги можно отдать и не увидеть, так же как и техпаспорт. Что тогда делать с кучей металлолома на колесах без документов?
  • контакт с посредником происходит через Viber: кто это, как и где его потом искать?

Кроме того, посредник оказался посредником между мной и еще одним посредником

Конструкция сложная, но на деле все просто – автор объявления дал мне контакт другого человека, который якобы и должен был все это сделать. Слишком закручено, как по мне, да и многовато странных моментов. Поэтому вывод не в пользу этих людей.

После этого я связался с другим посредником. Легенда была та же. Вот наша переписка:

В этом случае сроки обещали более реальные, но опять же насторожила готовность снять авто с учета только при наличии технического паспорта. Хотя владельца фирмы обещали «искать». И оплата 150 евро заранее. Правда, впоследствии посредник почему-то заявил, что можно рассчитаться за услуги наложенным платежом.

Но что именно я получу, открыв конверт на «Новой почте»? Ведь какой именно вид имеют необходимые для растаможки документы, я знаю – это обычные бумаги, напечатанные на принтере, без какой-либо защиты, кроме мокрой печати. С этим справится любой цветной принтер.

Часто именно такие бумажки получают люди, которые связались с посредниками. Процитирую лидера «Автоевросилы» Олега Ярошевича, в организацию которого обращаются обманутые владельцы «еврономеров»:

«Справки печатаются просто на принтере. И это с учетом того, что многие авто просто нельзя снять с учета без выезда за границу. Так обстоят дела, например, в Чехии, Болгарии – надо обязательно приехать в сервисный центр. У нас в офисе уже десятки таких «снятых» с учета автомобилей. Соответствующие заявления будут поданы в правоохранительные органы, чтобы проверить деятельность таких компаний».

Так что два выбранных «наугад» посредника, которые обещали подготовить необходимый пакет документов для растаможки машины на «еврономерах», доверия у меня не вызвали.

Документы на растаможку подаете именно вы. И ответственность за фальшивки могут возложить на вас. Как ни крути, а это подделка документов, то есть уголовная статья.

Правоохранители должны разобраться в происхождении этих фальшивок. Но учитывайте реалии Украины, где, мягко говоря, правоохранительная система работает несовершенно.

Впрочем, даже если вас освободят от ответственности за подделку документов, вы останетесь без денег, которые заплатили аферистам, и рискуете просто потерять авто.

Выводы и советы

Гарантий от мошенников нет никаких, но хотя бы элементарные вещи стоит не делать.

  • Все, кого вы не видели лично и кто предлагает помощь заочно – сразу отсекаются. Человека, с которым вы работаете, надо видеть, хотя и это ничего не гарантирует.
  • Передача документов и денег где-то на улице или в кофейне тоже должна насторожить. Вы рискуете увидеть человека в первый и последний раз. Ищите тех, кто по крайней мере имеет офисы.
  • Поинтересуйтесь у знакомых, поищите в интернете правила снятия с учета машины в той стране, из которой она происходит. Сравните эту информацию с тем, что вам предлагают.

«Стопроцентная предоплата» – это почти стопроцентное мошенничество. Хоть очно, хоть заочно

Универсального рецепта, как именно растаможить машину на «еврономерах», нет. Лучше всего – найдите надежного таможенного брокера. Их деятельность лицензируется, они должны иметь документы, дающие право заниматься такой деятельностью.

Большинство из них имеют контакты более или менее надежных посредников, которые могут помочь в растаможивании машины. Хотя и это не гарантия.

Вообще, еще в момент, когда вы покупали «еврономер», вы должны были понимать риски. И что государство в любом случае останется в выигрыше. Поэтому в своих проблемах вините только себя. Как, кстати, это сделал автор, когда отвез одну из таких машин на авторазборку и потерял на ней энную сумму денег. Это был мой риск. Я его понимал. И никто мне в этом не виноват. Как и вам.