Работа в такси: доходы, риски и все, что нужно знать
🚕 Проверено лично
Мне 20 лет. Я — студент-заочник. Работаю полную неделю по стандартному графику с 9 до 17 часов. Впрочем, не могу сказать, что зарплата полностью меня устраивает, поэтому приходится искать дополнительные способы заработать.
Для меня таким способом стало такси. Я зарегистрировался на трех самых популярных сервисах: Bolt Driver, Uber Driver, Uklon Driver. Все, что для этого нужно – машина и водительское удостоверение.
Uber — компания из США, создавшая приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Приложение доступно в 67 странах мира.
Bolt (раньше Taxify) — эстонская компания с услугами поиска, заказа и оплаты поездок на автомобиле, мотоцикле или самокате через мобильное приложение.
Uklon — украинская IT-компания, сервис вызова авто. Он работает в 27 городах Украины. Весной 2021 года в приложении Uklon было более 7,5 млн загрузок и более 2 млн заказов в месяц.
Все три вышеназванные платформы запрашивают стандартную информацию о личности:
-
фамилия, имя, отчество;
- возраст;
- банковские реквизиты для получения выплат;
- фотографию водителя.
Также нужно предоставить типовой набор документов:
-
свидетельство о регистрации транспортного средства;
- водительское удостоверение;
- полис ОСАГО.
На этом сходство регистрации заканчивается и начинаются «квесты», которые у каждой службы такси свои.
Так Bolt Driver требует фото автомобиля со всех сторон и из салона. Теоретически, если им что-то не понравится, вам могут отказать в регистрации. В моем случае компанию все устроило.
Uber Driver для завершения регистрации заставляет пройти тесты, которые направлены на корректный выход из самых разных нестандартных ситуаций и вежливое общение с пассажирами (кто бы заставлял пассажиров такие тесты проходить?).
Также необходимо просмотреть обучающие видео относительно форм сотрудничества и проведения выплат — по этому тоже потом будет тест. Если что-то пошло не так, вас могут не допустить к работе водителем Uber.
А дальше меня ожидал первый сюрприз.
Свое водительское удостоверение я получил полтора года назад. Мне и в голову не пришло, что могут возникнуть какие-то проблемы. Но мне позвонили из контактного центра Uklon Driver и объяснили, что по условиям сотрудничества они не могут допускать к работе людей, у которых менее двух лет водительского стажа. Проверил на сайте – точно.
Работать через такие сервисы — удовольствие не бесплатное. За предоставление вам клиентов каждая из платформ удерживает свой устойчивый процент с заработанных вами средств:
- Bolt Driver – 25%;
- Uber Driver – 25%;
- Uklon Driver – 15%.
При заказе поездки клиенту предоставляется выбор варианта расчета — наличный или безналичный. По прибытии к точке высадки нужно проверить наличие безналичного расчета, или же получить наличные от пассажира.
Из общей суммы заработков и высчитывается комиссия. В моем случае это 25%. Снимается она с безналичных расчетов. Остальное приходит на карту, которую вы указали во время регистрации, с воскресенья на понедельник или же с понедельника на вторник ночью.
Полученных наличных хватает разве на еду и горючее.
Сервисы такси удерживают свою комиссию. Еще часть денег уходит на топливо
Здесь хочу подчеркнуть, что служба поддержки относится к своим водителям очень лояльно. Расскажу насчет этого историю.
После высадки пассажира на Виноградаре (район на окраине Киева. – Ред.) поступил заказ от девушки на Минском массиве. Приехал по указанному адресу. Оказалось, что это стрип-клуб. Ну, думаю, всякое может быть, стал ожидать свою пассажирку.
Ждать пришлось долго. Но ко мне вышла не девушка. Работники заведения вывели очень пьяного мужчину. Он был настоящий амбал — метра два ростом, коренастый. Его буквально закинули на заднее сиденье, поэтому пришлось начать поездку, спорить с охранниками показалось мне бесполезным.
Местом остановки был указан некий кооператив на Минском проспекте, километров 8 от Киева. Там ночью не то что людей нет, машины редко ездят.
Прибываем в конечную точку, а пассажир и говорит мне таким басистым, грубым голосом: «Тебе *** [каюк]». И тут я понимаю, что эта точка может стать конечной не только поездки, но и моей довольно недолгой жизни.
Мужчина минутку помолчал, после чего выдал: «Нет, не *** [конец]». Еще несколько минут пассажир выдавал какие-то слова, но уловить их смысл никак не удавалось, потому что его просто не было. Я только кивал головой и со всем соглашался.
«Жди меня здесь», — говорит клиент и выходит из машины.
Продолжать поездку с неизвестным окончанием истории мне не очень хотелось. Поэтому я решил воспользоваться подарком судьбы. Бью по газам, разворачиваюсь, мчусь в сторону Киева.
Когда адреналин немного спал, открыл приложение. Расчет этой поездки был наличный. «Да и черт с теми деньгами», — подумал.
Жму «завершить поездку» и пишу жалобу о некорректном поведении пассажира. За несколько минут мне насчитали 170 грн бонуса, что, в принципе, компенсировало потраченное время, горючее. Но кто компенсирует мне нервные клетки?
Жаль только, что жалоба ушла на девушку, которая вызвала такси, чтобы, видимо, избавиться от неадеквата. Какая же в том ее вина?
Как ни крути, такси — это работа с людьми. А они бывают разные. И это один из факторов, который делает работу таксиста весьма трудной.
Сочельник. Я за рулем уже не первый час, совершенно измотан, мечтаю лишь о душе и теплой постели. Приходит заказ. Ок, думаю, мне, в принципе, по пути. Но это точно последний заказ на сегодня.
Приезжаю на Выдубичи, забираю семью из гостей. Они попросили открыть багажник — какие-то у них были сумки. Поставили, уселись, тронулись. Ехать надо было на Троещину.
Где-то на середине маршрута глава семьи спрашивает: «А не думали ли вы в последнее время о самоубийстве?».
Вопросы пассажиров нередко могут поставить в тупик
Знаете, есть много анекдотов и мемов про таксистов, которые постоянно болтают, рассказывая о своих бизнесах, бывших любовницах, политике и тому подобное? Так вот, я не из таких. Когда за рулем, я полностью сконцентрирован на дороге и редко обращаю внимание на окружение.
Пассажиры ведь тоже разные попадаются: одни молчат, кто-то смотрит в телефон, а кто-то сам заводит разговор. Пожалуй, это как раз один из таких персонажей. Но начало какое-то странное.
«Нет, – говорю. – А вы?».
На этом наша беседа и кончилась. Вот как.
Высадил я семью на Троещине. Начинаю уезжать, но, слышу, муж меня окликает. Остановился. Точно, сумки. Отдал пассажирам их багаж, извинился. Разве будешь помнить о каких-то там сумках, когда мысленно ты уже в постели?
«Слушайте и дальше свою дьявольскую музыку», — бросил мне напоследок муж, и они с женой растворились в подъезде.
Оказалось, у меня играло радио, где транслировали какой-то рок. Я и не обратил внимания. Но я никогда не отказываю, если меня просят выключить или переключить на другую волну. Для меня радио — фон, спасающий от монотонности езды. Думаю, для других таксистов так же. Поэтому нет ничего плохого, если вы попросите выключить музыку, которая вам не нравится, мы ею не наслаждаемся.
Что бы там ни было, такси — это работа с людьми. А они бывают разные, как и их вопросы, даже те, которых ты не понимаешь.
Пару слов о моей «рабочей лошадке»: у нее объем двигателя 2,4 л, установленное ГБО. Примерно 25% из заработка уходит на горючее. Еще 25% высчитывают сервисы Uber и Bolt. То есть чистая прибыль составляет где-то 50% от всех заработанных денег. И это если не считать обслуживания ходовой и других расходных материалов.
Вот на этом джипе я подрабатывал в такси
И теперь ближе к конкретным цифрам.
Я не местный. Таксовать в Киев приезжаю по возможности. В основном в выходные. В январе выдалось много праздничных дней — как раз мне на руку.
Приехал в столицу я под вечер среды, 4 января, вышел на линию. Поработал без фанатизма, где-то до часу ночи.
В четверг и пятницу ездил дольше. Всего получилось где-то 12-14 часов в сутки. В субботу таксовал меньше — часов 10-12, а в воскресенье отработал всего несколько заказов и отправился на малую родину на Черниговщине.
За этот период я наездил 9 669,5 грн общей кассы. Из них:
- 4 626 грн — безналичной оплаты;
- 4 311 грн — наличными;
- 552 грн — компенсации за скидки для поездок за наличные;
- 70 грн — чаевые;
- 110,5 грн — бонус.
Сервис Bolt удержал 2 372,50 грн комиссии. То есть заработал я 7 297,25 грн «чистой прибыли», как он называется в приложении.
Но эта «чистая прибыль» не учитывает расходы на топливо, еду, кофе и т.д.
По приезде домой у меня было около двух тысяч наличных, а на карту мне потом упало 2 986,25 грн.
То есть за четыре неполных дня я заработал чуть более 4 тыс. грн.
Одна из особенностей сервиса — предоставление информации о доходах уже с вычислением комиссией. Даже, когда вы принимаете заказы, стоимость поездки показывается как чистый доход.
В октябре мне удалось целую неделю таксовать ежедневно по 3-6 часов (в субботу чуть дольше). Указанный в приложении «чистый доход» составил 7 163,32 грн.
Для более детального понимания прилагаю разбивку по каждому дню.
А вот насчет 5 февраля. Я тогда проработал почти три часа, закрыв 7 заказов. Удалось заработать 436,95 грн. Это, грубо говоря, по 145 грн за час.
Кстати, с 1 января этого года минимальная зарплата в почасовом размере составляет 39,26 грн.
Чтобы сэкономить деньги на топливо и не ехать «порожняком» в Киев на заработки, я пользуюсь сервисом BlaBlaCar. До того, как у меня появилась машина, у меня уже был немалый опыт пользования сервисом, но в качестве пассажира. Сейчас я выставляю объявление уже в роли водителя.
В таком объявлении указываются:
- время выезда;
- количество свободных мест;
- стоимость поездки;
- место отправления и место прибытия.
Кроме этого, во время бронирования доступна общая информация о моем имени, марке авто, номерном знаке и номере телефона.
От моего дома до столицы примерно 150 км. Я выставляю поездку по 100-130 грн. Попутчики всегда находятся, ведь тем самым автобусом дороже — 160 грн. Так за одну поездку удается заработать 300-400 грн, что вполне покрывает затраты на топливо до Киева.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Факторов, которые на него повлияют, много. Это и свободное время, и состояние здоровья водителя, и желаемая сумма заработка. Отдельным пунктом стоят расходы на износ машины.
Лично для меня работа в такси — это не только дополнительный доход, а колоссальный опыт в сфере обслуживания, работы с людьми. Таксование научило меня еще больше ценить каждую заработанную гривну. Легких денег не бывает, и в такси ты это понимаешь еще более отчетливо.