0 800 307 555
0 800 307 555

Перспективы концессионных дорог в Украине

И за чей счет Украина будет выводить из упадка транспортную инфраструктуру

Из-за плохих дорог государство ежегодно теряет около 30 млрд грн ВВП. Бесхозяйственное отношение к государственному имуществу, которым являются автомобильные дороги общего пользования, привело к тому, что едва ли не большинство из них вообще нет смысла ремонтировать – легче и правильнее строить новые. Помочь с этим может концессия.
Оглавление

Договор о концессиях – это не что иное, как передача в аренду от государства к частным инвесторам того или иного социального объекта. Частник, в свою очередь, должен довести дорогу до идеального состояния.

Под «идеалом» подразумевается безупречное дорожное покрытие, наличие всевозможных кемпингов, заведений, а также обеспечение социальных функций (оказание медицинских услуг, например).

Строительство платных дорог в мировой практике не новинка. Это обусловлено тем, что в государственных бюджетах с каждым годом все меньше денег на реконструкцию и расширение дорог.

Еще больше материалов, которые касаются вашего кошелька – в нашем телеграм-канале. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить ничего интересного.

Концессионные дороги и Украина

Несколько крупных трасс благодаря деньгам инвесторов вскоре должны стать современными. Однако на пути к концессионной мечте встала и значительная установленная законом преграда – возле каждой платной дороги должна быть альтернативная бесплатная трасса.

В целом у концессионных дорог есть плюсы и минусы. Среди первых:

  • качественное дорожное покрытие без ям и выбоин;
  • много полос;
  • разрешенная скорость до 150 км/ч;
  • развитая инфраструктура рядом с трассой;
  • отсутствие пробок и тянучек.

Недостаток у дороги лишь один –тот, что она платная. Впрочем, когда будет выбор: поехать по комфортной дороге или бесплатной – это не так страшно.

В феврале 2018 года Верховная Рада приняла закон, согласно которому дороги общего пользования государственного значения могут передаваться для строительства и эксплуатации на условиях концессии.

Еще в 2019 году в «Укравтодоре» заявили, что первые платные дороги в Украине могут появиться примерно через четыре года. Тогда же Президент Владимир Зеленский предложил отдать приоритетные дороги инвесторам.

В октябре 2020 года появилась новость о том, что Украина готова отдать в концессию шесть дорог и заработать на этом 9 млрд долл. И только в этом году начала появляться более конкретная информация.

В начале мая правительство одобрило предоставление в 2021 году «Укравтодору» государственных гарантий на 10 млрд грн, займы под которые можно будет привлекать сроком на 15 лет.

Кроме того, одобрен и перечень проектов, на реализацию которых могут быть привлечены средства под эти гарантии благодаря увеличению объемов строительства новых дорог и реконструкции.

Предполагается постепенное уменьшение бюджетного финансирования строительства дорог государственного значения при условии, что часть средств будет привлечена благодаря инвесторам.

Концессионные, но бесплатные для водителей

Классическая концессионная дорога – это дорога, за проезд по которой нужно платить. Инвестор возвращает вложенные средства от пользователя. Это распространенная мировая практика, особенно там, где стабильно высокий трафик.

Впрочем, в Украине даже на самых популярных направлениях трафик является достаточно низким.

Например, в Австрии на платных автобанах средний показатель потока автомобилей составляет 36,5 тыс., а в Великобритании – 42 тыс. в сутки. В Украине на одной из самых загруженных трасс, дороге М-06 Киев – Чоп, средний трафик в сутки составляет около 14,4 тыс. транспортных средств. На М-03 Киев – Харьков – Довжанский – 10,7 тыс. На менее загруженных маршрутах международного и национального значения этот показатель иногда опускается до около 4-5 тыс. машин в сутки.

Низкая окупаемость препятствует развитию этой модели государственно-частного партнерства (ГЧП).

Другая форма ГЧП – когда правительство подписывает соглашение с инвестором, по которому тому ежегодно будут выделяться средства из государственного бюджета. Это соответствует формату подписанной в октябре 2020-го Мининфраструктуры, «Укравтодором», Всемирным банком и международной финансовой корпорацией первой программы государственно-частного партнерства в дорожной отрасли.

Этот формат предусматривает «оплаты частями» государством инвестору без взимания платы за проезд.

Речь идет о шести дорог для передачи в концессию общей протяженностью 1,5 тыс. км:

  • Харьков-Днепр-Запорожье (M-29, M-04, M-18) – текущий и капремонт, ориентировочный объем первоначальных инвестиций – 370 млн долл.;
  • Борисполь-Полтава (М-03) – текущий ремонт, объем первоначальных инвестиций –180 млн долл.;
  • Херсон-Николаев (М-14) – реконструкция, капитальный и текущий ремонт и строительство нового объезда населенного пункта, объем начальных инвестиций – 310 млн долл.;
  • Киев-Житомир-Ровно (М-06) – капитальный и текущий ремонты, объем начальных инвестиций – 370 млн долл.;
  • Ягодин-Ковель-Луцк (М-07, М-19) – реконструкция, текущий и капремонты, объем первоначальных инвестиций – 240 млн долл.;
  • Днепр-Кривой Рог-Николаев (M-04, H11) – реконструкция, капремонт и строительство нового объезда населенного пункта, объем начальных инвестиций – 290 млн долл.

Кроме того, инвестор получает контракт на содержание обновленного участка на следующие 20-25 лет. Доходы с придорожной инфраструктуры – это не самый плохой способ окупить затраты на строительство дороги.

Дорожная полоса имеет зоны содержания с каждой стороны, так называемый дорожный фасад. При условии прохождения дороги государственного значения каждый километр зоны содержания начинает стоить где-то в десять раз дороже, чем километр дороги. Все благодаря тому, что существует много желающих построить здесь заправки, склады, гостиницы, заведения общественного питания, коттеджи и тому подобное.

Будущие дороги – за счет водителей

Направлений, где может быть платная автомобильная дорога как проект, который окупается благодаря уровню трафика, в Украине не так уж и много.

На этапе разработки есть только два потенциальных концессионных проекта, которые станут платными и будут дублировать имеющиеся бесплатные маршруты:

  • строительство дороги Стрый – Мукачево, которая пройдет немного на восток от дороги Киев-Чоп;
  • строительство дороги Краковец – Броды – Ровно, на которой возможно генерирование высокого трафика, ведь она является коридором от столицы до границы с Евросоюзом при наличии альтернативных дорог Киев-Чоп и М-10 Львов-Краковец.

Сейчас разрабатываются технико-экономические обоснования обеих строек.

ТЭО по Краковец-Львов-Броды-Ровно должно быть завершено к 2022 году, ТЭО по Стрый-Мукачево – несколько позже. Решение о целесообразности каждого проекта будет принимать «Укравтодор», а затем согласовывать с Минэкономразвития и Министерством финансов.

После завершения исследований будет объявлен открытый конкурс, который должен определить будущего концессионера.

Какой будет стоимость проезда по платным дорогам

Постановление Кабинета Министров «Об утверждении максимального размера платы за разовый проезд по автомобильной дороге общего пользования, построенной на условиях концессии» от 23 декабря 2020 г. № 1312 четко ограничивает тариф на проезд по концессионным дорогам. Он зависит от типа транспортного средства и рассчитывается в евро. Окончательную стоимость устанавливает концессионер.

Как платят в Европе

Сегодня в мире насчитывается более 140 тыс. километров платных концессионных трасс. Ими пользуются практически все развитые страны и часть развивающихся стран.

Концессия в европейских странах показала себя хорошо, когда нет такого, как в Украине, требования обеспечить бесплатный проезд по альтернативному маршруту. В странах, где существуют схожие законодательные требования, концессии не работают.

Так, в Германии плата за проезд по автобанам, которая ранее взималась только с грузовых машин, с 2017 года распространилась и на легковые автомобили.

Введены так называемые виньетки, наклеиваемые на стекло машины после уплаты автолюбителем годовой пошлины на проезд по платным дорогам.

Стоимость одной виньетки зависит от типа и экологического класса автодвигателя. Но не превышает 130 евро.

Например, для Volkswagen Polo с 1,2-литровым бензиновым двигателем, который соответствует Евро-6, годовая виньетка обойдется в 21,60 евро.

Для иностранцев существует два варианта виньетки: 10 дней или 2 месяца. Стоимость проезда также зависит от типа и экологичности двигателя. Средние цифры: от 5 до 16 евро за 10 дней, от 16 до 30 за 2 месяца.

Похожая система существует на платных дорогах Чехии, Словакии, Австрии и Швейцарии. Стоимость проезда, например, по швейцарским платным дорогам рассчитывается на основании дорожного сбора, который оплачивается покупкой виньетки стоимостью 40 швейцарских франков (примерно 37 евро) с периодом действия 14 месяцев.

В других европейских странах действует покилометровая оплата проезда. В частности, в Италии, где отрезки основных автомагистралей вблизи крупных городов бесплатные, а за проезд по другим частям трасс плата производится на развязках.

Цены варьируют в зависимости от намотанных по отрезку дороги километров и объема двигателя автомобиля. Стоимость проезда на итальянских дорогах в среднем составляет 5-8 евро за каждые 100 км. Цена зависит от категории транспортного средства и пройденного пути. Например, стоимость переезда из Милана в Неаполь (776 км) составит 56 евро, по магистрали Рим-Терамо (167 км) – 17,5 евро.

В Украине стоимость строительства одного километра дорог такая же, как в Европе, а количество машин на дорогах в 3-5 раз ниже.

Обычная арифметика показывает, что для того чтобы дороги окупились сбором платы за проезд в те же сроки, что и в Европе, цена за проезд должна быть в пять раз выше, чем в Европе. Иначе окупаемость платной концессионной дороги растянется на многие десятилетия.