Метро на Троещину и Виноградарь: что будет с ценами на недвижимость
Чего ожидать, и как это изменит город
Перегруженность станций также обуславливается их низкой плотностью (соотношение длины линии метро к площади города) – она где-то в пять раз ниже, чем в европейских городах. В Киеве на одну станцию метрополитена приходится 56,7 тыс. человек, а в Европе – втрое меньше, до 20 тыс. человек.
Киевский метрополитен занимает 29 место в мире по количеству перевезенных пассажиров, хотя по своей протяженности – 60 место.
Качественных сдвигов не происходит: последнюю станцию открыли восемь лет назад. Когда этим попрекают городского голову Киева Виталия Кличко, он рассказывает о пресловутом метро на Троещину и многострадальное метро на Виноградарь.
Еще больше о недвижимости мы пишем в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы быть в курсе, что просиходит на рынке.
О метро на Троещину говорить проще, потому что еще почти не о чем.
Фактически строительство, согласно распоряжению Киевской городской госадминистрации, в этом году начато, и сроки – три этапа строительства, которые изображены в проекте Генерального плана города Киева. Правда, еще не утвержденного, но согласованного всеми подразделениями КГГА.
Подольско-Выгуровская линия метрополитена будет проходить от жилого массива Троещина до Окружной дороги. Ее протяженность составит 31 км, и она будет иметь 22 станции.
Будущая Подольско-Выгуровская линия киевского метрополитена. Изображение из проекта Генплана
Возвести одновременно линию метрополитена такой протяженности и с таким количеством станций в наших реалиях невозможно. Поэтому строительство и запуск ПВЛ предполагается по отдельным пусковым комплексам.
Первый этап. В течение 5-7 лет обещают запустить первый пусковой комплекс, который будет состоять из станций «Радужная», «Труханов Остров», «Судостроительная», «Подольская» и «Глыбочицкая».
Из них три станции практически построены в основных конструкциях на Подольском мостовом переходе. Это открытая часть линии метрополитена.
Сейчас как раз строится часть метрополитена, которая должна уйти с моста под железную дорогу (под землю). Дальше будут строить станцию на левом берегу – «Радужная» и две станции на правом берегу с двумя переходными узлами – в районе станций метро «Лукьяновская» и «Тараса Шевченко».
Иногда возникает вопрос целесообразности ответвления Подольско-Выгуровской линии до улицы Братиславской. Это объясняют тем, что для нормального функционирования линии необходимо депо.
На первую очередь предполагалось, что подвижной состав, обслуживающий ПВЛ, будет обслуживаться в депо «Харьковское», пока не будет построено депо рядом с улицей Пуховского (до 2040 года) и депо «Вишневое» (через 40-50 лет).
После расчетов, которые были выполнены на транспортной модели города Киева, транспортные инженеры Института Генерального плана города Киева предложили продлить линию до улицы Братиславской с устройством рядом с ней депо ПВЛ (в течение семи лет).
Поскольку все равно предполагается продлевать ПВЛ до Братиславской, было решено возвести еще одну, одноименную станцию метрополитена – «Братиславскую».
На второй этап, 20 лет (до 2040 года), дополнительно к первому пусковому комплексу предполагается возвести 13,8 км линии движения метрополитена и построить 12 станций:
- «М. Цветаевой»;
- «М. Закревского»;
- «С. Лифаря»;
- «Т. Драйзера»;
- «В. Маяковского»;
- «Бульвар Перова»;
- «С. Стальского»;
- «Братиславская»;
- «Залив Десенка»;
- «Площадь Победы»;
- «Южный вокзал»;
- «Соломенская площадь».
Таким образом, нынешние столичные власти обещают, что к концу 2040 года на ПВЛ будет насчитываться 17 станций, а протяженность линии составит 21 км.
На перспективу (этап 40-50 лет) предполагается устроить пять станций («Чоколовская», «Аэропорт», «Окружная дорога» на правом берегу и «Академика Курчатова», «Ул. Киото» на левом берегу), а протяженность ПВЛ увеличится на 10 км.
В июле 2018 года КГГА утвердила проект строительства участка метрополитена от станции «Сырец» до жилого массива Виноградарь.
Первая очередь должна соединить «Сырец» с новой станцией «Проспект Правды». Кроме того, предполагается открыть станцию «Мостицкая» и сделать вилочное ответвление до станции «Виноградарь».
На первую очередь строительства выделялось лишь 36 месяцев, и две новые станции должны были появиться до 26 ноября 2021 года. С тех пор метростроевцам из городского бюджета выплатили 4 из 6 млрд грн, необходимых на строительство (по последним оценкам).
Еще в июне этого года городской голова Киева Виталий Кличко уверял, что хотя бы одна новая станция будет открыта до конца года. Речь шла о «Мостицкой».
Сейчас городские власти отчитываются, что пройдено 1249,2 м правого перегонного тоннеля от будущей ст. «Мостицкая» до станции «Сырец».
Сейчас продолжаются работы по демонтажу тоннелепроходческого механизированного комплекса Herrenknecht, после чего только начнется проходка левого тоннеля.
Также провели переустройство коммуникаций: инженерных сетей водопровода, газоснабжения, канализации, теплосетей, телефонной канализации и радиоэфирной линии. И все это касается лишь станции «Мостицкая».
На сегодня состояние строительства «застряло» где-то примерно на уровне до 50% готовности.
«Киевметрострой», сорвав дедлайны, из-за решения Хозяйственного суда перенес срок сдачи – сейчас официально станцию «Мостицкую» должны ввести в эксплуатацию до конца 2022 года. Решение обжаловала КГГА, но вряд ли это чем-то поможет: на этой станции еще даже не начали устанавливать монолитные конструкции.
Есть немалые сомнения, что срок «декабрь 2022 года» тоже реалистичен.
Остается посочувствовать покупателям квартир, которые поверили столичной городской власти и ее друзьям-застройщикам. Твердые обещания очень быстрого строительства метро не так давно подняли цены на квартиры в новых жилых комплексах на Виноградаре.
Собственно, так же было когда-то и с Троещиной, когда метро туда казалось гораздо более реальным, чем теперь, а потому стоимость квартир некоторое время была неадекватной по этому району.
«Стоимость жилья на Троещине пока не подвязана к планам строительства метро. А вот на Виноградаре за последний год темпы роста стоимости жилья на вторичном рынке на 5% опережают среднерыночные цены. Особенно на 1-2-комнатные квартиры на проспектах Правды, свободы, Василия Порика и Георгия Гонгадзе, где застройка осуществлялась в основном в конце 1970-х – в начале 1980-х годов. А на первичном рынке – более чем на 7%.
Вполне ожидаемо, что по мере завершения строительных работ и открытия новых станций метро жилье на Виноградаре может вырасти в цене еще в пределах 10-12% и сравняться по стоимости с квартирами, например, возле метро «Нивки», «Героев Днепра» или «Святошино».
Однако стоит отметить, что в настоящее время «квартирного» ажиотажа на Виноградаре не наблюдается. Перенос сроков открытия новых станций метро фактически «регулирует» цену квадратного метра. Поэтому, как минимум, до июня 2022 года не стоит ожидать каких-то ценовых скачков на этом жилмассиве».