0 800 307 555

Kyiv Smart Card – как это работает?

Мы протестировали Kyiv Smart Card на всех видах столичного транспорта

С 1 ноября 2019 года Киев должен стать первым городом Украины, где оплата проезда в муниципальном общественном транспорте будет полностью безналичной. Жетоны метро и бумажные билеты на наземные виды транспорта должен заменить единый электронный билет. Я протестировала, готов ли городской транспорт к его запуску и насколько удобно им пользоваться.
Оглавление

Что такое единый электронный билет

Единый электронный билет позволяет по безналу оплачивать проезд во всех видах городского транспорта. Закон о нем вступил в действие еще в мае 2017 года.
 
Первым запустить такую систему планирует Киев. С ноября оплатить проезд в любом столичном муниципальном транспорте можно будет с помощью электронного проездного – Kyiv Smart Card, его одноразового аналога – QR-билета или же Карты киевлянина (для льготников). Для этого любой из них нужно приложить к считывающему устройству – турникету (в метро) или валидатору (в наземном транспорте). А у контролеров будут специальные устройства, определяющие, провел ли пассажир свой билет через валидатор.

Как купить и пополнить Kyiv Smart Card

Сейчас Kyiv Smart Card можно купить в метро и Т-киосках. В метро ее продают в кассах на станциях «Хрещатик», «Театральна», «Майдан Незалежності», «Академмістечко», «Лісова», «Арсенальна», «Теремки», «Видубичі», «Сирець», «Почайна». Также карту можно купить в терминалах «Е-квиток». Они есть на 16 станциях – кроме перечисленных выше, еще на «Героїв Дніпра», «Деміївська», «Палац спорту», «Бориспільска», «Золоті ворота» и «Університет». По состоянию на 10 сентября, по словам Яны Семенюк, пресс-секретаря департамента информационно-коммуникационных технологий Киевгорадминистрации (КГГА), было продано 73081 е-карту.

Выглядит она вот так:

Так выглядит Kyiv Smart Card

Свою Kyiv Smart Card я покупала на ближайшей к дому станции – «Академмістечко». Кассир, к которому я обратилась первым делом, мне ответила, что не продает их и посоветовала пройти на кассу другого выхода станции или воспользоваться терминалом. Вторая идея мне понравилась больше, поскольку работающий терминал с надписью «е-Квиток» стоял рядом. И купить в нем карту оказалось совсем несложно. Нужно лишь нажать на «Придбати картку» и загрузить в купюроприемник 50 гривен. Банковские карты он, увы, не принимает.

Для покупки поездок нужно нажать «Поповнити карту». Дальше в подменю набираем 12-значный номер карты, отображенный с обратной стороны внизу, и выбираем количество поездок. Максимально за раз можно оплатить 50. Здесь действует тот же принцип, что и с проездными метро – чем больше поездок покупаешь, тем дешевле выходит. До 10 поездок будут стоить 8 гривен за каждую, 10-19 – 7,70 гривен, 20-29 – 7,40 гривен, 30-39 – 7,10 гривен, 40-49 – 6,80 гривен и 50 поездок – 6,50 гривен за каждую.

Я купила 10 поездок за 77 гривен. А вот на то, что терминал не дает сдачи, я обратила внимание уже после того, как загрузила в него 100 гривен и получила чек. На чеке была указана сумма сдачи (23 гривны) и одноразовый 16-значный код. С его помощью эту сдачу можно потом потратить в терминалах «Е-квиток» на два вида услуг – пополнить эту же карту или купить другую. Кстати, на самом терминале по поводу сдачи указана противоречивая информация. Под монитором сказано, что он сдачи не дает, при этом ниже возле купюроприемника есть окошко с надписью «Решта».

Как я поняла, пока не все турникеты в метро подключены к Kyiv Smart Card. «Проходите через второй или четвертый», – посоветовала дежурная на станции «Академмістечко», увидев у меня в руках синюю карту. На этих турникетах висит специальная синяя наклейка.

После покупки карты в тот же вечер я решила ее зарегистрировать в личном кабинете на портале электронных услуг Киева, как рекомендовалось на ее обратной стороне. Для регистрации нужно указать свой телефон или почту и придумать пароль. После регистрации справа в личном кабинете среди иконок различных сервисов выбираем «Електронний квиток». В открывшемся окне слева регистрируем свою транспортную карту, введя ее номер и пин-код.

Здесь ее можно будет заблокировать, если карта вдруг потеряется или ее украдут, а оставшиеся поездки перекинуть на новую (также в этом случае можно позвонить на горячую линию (044) 366 55 55).

А еще через личный кабинет карту удобно пополнять. Для этого выбираем опцию «Одноразові поїздки», указываем их количество и нажимаем «Додати до кошика». Затем переходим в корзину и платим банковской картой. Купленные поездки сразу же появляется на карте.

Кроме этого, Kyiv Smart Card можно пополнить:

  • на указанных выше станциях киевского метро;
  • в мобильном приложении KyivSmartCity (тот же личный кабинет, но в смартфоне);
  • в терминалах EasyPay, Ibox, 2click (в сети EasyPay будет без комиссии, Ibox берет комиссию от 2 до 12 грн, а 2click – от 3 до 9,75 грн в зависимости от суммы платежа);
  • через Portmone (без комиссии);
  • с помощью KyivPayBot и KyivMetroBot в Телеграм и Facebook.

Вскоре, как обещают разработчики, ее можно будет пополнить также через системы Приват24, Ощад 24/7, терминалах самообслуживания обоих банков, а также в платежной системе EasyPay.

Кстати, сдачу, которую мне терминал выдал в виде кода на чеке, я решила потратить на пополнение карты в том же терминале «Е-квиток».

Последовательность действий в этом случае такая:

  • выбираем «Поповнити картку»;
  • указываем ее номер;
  • выбираем количество поездок и нажимаем правую клавишу со стрелкой;
  • выпадает сумма платежа – под ней внизу посередине нужно нажать кнопку «Використати код решти»;
  • набираем 16-значный одноразовый код, который указан на чеке.

Сумма сдачи высветится под суммой платежа. Если она меньше стоимости поездок, нужно доплатить разницу. Я пополняла карту на три поездки за 24 грн, а сумма сдачи была 23 грн. Поэтому я положила одну гривну в приемник.

Нюансы использования Kyiv Smart Card

Я протестировала работу электронного проездного на всех видах общественного муниципального транспорта – в метро, автобусе, троллейбусе, трамвае, фуникулере и городской электричке. Неохваченным остался лишь скоростной трамвай, который во время подготовки текста был закрыт на ремонт.

Должна признать, что везде Kyiv Smart Card срабатывала без проблем. И валидаторы, и турникеты были подключены и хорошо ее считывали. При прикладывании на экране появляется надпись «Квиток дійсний» и указывается количество оставшихся поездок.

Все свои передвижения затем можно увидеть в личном кабинете киевлянина.

Если проходить через турникет – в метро, фуникулере, городской электричке – то картой можно заплатить и за другого человека. Так же, как это можно было сделать с помощью карты метро. А вот в автобусах, троллейбусах и трамваях, где установлены валидаторы, можно оплатить только свой проезд.

К минусам Kyiv Smart Card можно отнести и то, что ее нельзя вернуть и получить деньги обратно, как это было с картой метро. С нее также невозможно снять остаток, и если ею не пользоваться более 365 дней, то все купленные поездки сгорают.

Но главным вопросом для меня была возможность использования электронного проездного в маршрутках, которыми иногда также приходится пользоваться. Информация, озвученная представителями КГГА в начале сентября о том, что система тестируется на шести маршрутах двух частных перевозчиков, оказалась, мягко говоря, преувеличением.

Как уточнила Яна Семенюк, сейчас тестирование проводится только на одном маршруте – №208 (56Д). «Использование электронного билета в маршрутных такси пока недоступно для пассажиров, тестирование осуществляется техническими специалистами», – заявила пресс-секретарь департамента КГГА.

Маршрутка №208 курсирует от улицы Чернобыльской до станции метро «Голосіївська» и является одним из 19 маршрутных такси коммунального предприятия «Киевпастранс». Чтобы прояснить ситуацию, я отправилась на конечную остановку на улице Чернобыльская.

В стоявшем в очереди на рейс автобусе «Богдан» на поручне действительно был установлен валидатор. Но он не работал, о чем сигналил красный индикатор сверху. По словам водителя, его установили около двух недель назад, и с тех пор пока так и не подключали. «Вроде как должен заработать с ноября. Только как пассажиры со всего салона, особенно если он будет переполнен, смогут воспользоваться одним валидатором, я не представляю», – справедливо заметил он.

Валидатор в маршрутке

По словам Семенюк, киевские власти рассчитывают подключить частных перевозчиков к автоматизированной оплате проезда до 2021 года.

QR-билет

Для гостей столицы и горожан, которые редко пользуются общественным транспортом, предусмотрены QR-билеты – одноразовые билеты в виде QR-кода. Стоят они 8 гривен и действительны 15 дней с момента покупки. Купить их можно в личном кабинете на портале электронных услуг, терминалах Ibox, 2click и EasyPay, а также в терминале на станции метро «Льва Толстого» – единственной пока станции, где есть турникеты для прохода с QR-билетом. Другие станции пока ими не оборудованы. QR-код, который нужно подносить к считывающему устройству, можно вывести на экран смартфона (если билет покупался в личном кабинете) или же он будет распечатан на чеке (если покупался в терминале).

Турникеты для прохода с QR-билетом

Я свой первый QR-билет купила в кабинете киевлянина и решила воспользоваться им в автобусе, но не смогла. Я несколько раз подносила свой смартфон на Android с QR-кодом на экране к валидатору, но тот постоянно выдавал сообщение «Картка порожня або відсутня».

Я обратилась за консультацией к Максиму Лихолиту, IT-специалисту КГГА, который занимается разработкой электронной системы проезда. Проблема, по его словам, была в том, что я пользуюсь бесконтактной системой оплаты Google Pay, которая использует NFC-модуль телефона. «Вы подносили к валидатору смартфон сверху, и он первым делом ловил и считывал его NFC-модуль. Оборудование для считывания QR-кода находится ниже, и оно в этом случае просто не успевает срабатывать», – отметил эксперт. Он также добавил, что валидаторы пока не читают банковские карты и распознают лишь карты киевлянина. У меня ее нет поэтому и появлялось сообщение об ошибке.

Что делать в таком случае? Есть три варианта:

  • отключить NFC-модуль во время использования QR-билета;
  • аккуратно подносить смартфон к оптической части валидатора, которая находится в его нижней части, чтобы он первым считал QR-код, а не радиомодуль с информацией о банковской карте;
  • распечатать QR-билет и поднести к валидатору (с любой стороны).

Во время следующей поездки в автобусе я отключила в телефоне NFS-модуль и успешно оплатила проезд QR-билетом.

Свой второй QR-билет я покупала в метро на станции «Льва Толстого». И в процессе покупки со мной случился небольшой казус. Терминал взял деньги, но выдал чек без QR-кода. Вместо него была надпись «Платіж в обробці». Дежурная на станции, посмотрев на чек с недоумением, помочь мне ничем не смогла.

Я позвонила в службу поддержки, телефон которой есть на самом чеке и на терминале, и назвала номера чека, терминала. Там проверили и объяснили, что во время печати чека произошел небольшой сбой со связью, поэтому терминал код не выдал. На станции я купила еще один QR-билет, на этот раз уже с кодом, и успешно прошла через турникет. Что до «застрявшего» билета, то мне его позже прислали на e-mail.

Мне показалось, что механизм работы QR-билета пока не отлажен. Намного удобнее оплачивать одноразовую поездку обычной банковской картой через смартфон. Но пока это возможно только в метро, фуникулере и городской электричке – там, где для контроля прохода используются турникеты. Они, как правило, оборудованы устройствами для считывания NFC-модулей, которые есть в телефонах и бесконтактных платежных картах с «PayPass». В автобусах и троллейбусах, где стоят валидаторы, сложнее. Тут единственный пока вариант оплатить одноразовую поездку безналичным способом – QR-билет. Но при его использовании у меня уже дважды возникали нюансы.

Важно!

Подобрать и оформить лучшую банковскую карту проще всего в финансовом супермаркете Finance.ua

👉💳 Оформить банковскую карту

Выводы

Видно, что муниципальный транспорт Киева готовится запуску новой системы оплаты проезда. Но о ее полноценной работе, так чтоб электронный билет полностью вытеснил бумажные, на мой взгляд, пока говорить рано. Валидаторы в наземном транспорте работают с нюансами – желательно отключать NFC-модуль на Android, плюс они не считывают банковские карты, что, я считаю, крайне неудобно. А терминалы и турникеты, которые продают и считывают Kyiv Smart Card и QR-билеты, пока есть далеко не на всех станциях метрополитена.

К тому же слабо верится в то, что частные компании, которые перевозят львиную долю пассажиров на маршрутках, горят желанием подключиться к этой системе. Ведь это вскроет их реальные денежные обороты, что им вряд ли понравится. Хотя мне как киевлянке хотелось бы, чтобы маршрутки вообще исчезли с дорог столицы, а их полностью заменил бы муниципальный транспорт, который ходит по четкому графику. Так, как это работает, например, в Польше и Чехии.

К плюсам электронных билетов (Kyiv Smart Card и QR-билета) можно отнести то, что:

  • их можно использовать во всех видах муниципального транспорта;
  • Kyiv Smart Card не привязана по времени к конкретному месяцу;
  • Kyiv Smart Card можно пополнить на 50 поездок и экономить до 1,5 грн на каждой из них;
  • у властей города будет реальная статистика пользования разными маршрутами, что даст оперативную информацию о загруженности маршрутов и необходимости пополнять их новыми единицами транспорта.

Из минусов Kyiv Smart Card я бы выделила такое:

  • в отличие от проездных, ее нельзя вернуть и получить обратно стоимость карты;
  • ее нужно использовать хотя бы раз в год, иначе все купленные поездки сгорают;
  • невозможно в случае необходимости снять остаток средств;
  • в наземном транспорте, оборудованном валидаторами, нет возможности оплатить проезд второго пассажира.