Как бесплатно лечиться в частной клинике

Медицинская реформа 2019

В Украине идет реформа первичной медицины. Кроме бюджетных, в нее включились и частные клиники. Они предоставляют пациентам набор бесплатных услуг, которые оплачиваются государством. Мы разбирались, что для этого нужно и как это работает.
Оглавление

История одной пациентки

О том, что декларацию с семейным врачом можно подписать как в бюджетной, так и в частной клинике, киевлянка Ирина Миронова узнала в начале 2019 года. И сразу же в январе подписала документ с врачом из одной из самых известных в столице частных клиник – «Борис». Полгода девушка за медпомощью не обращалась, но в июне сильно простудилась. Одолеть недуг своими силами не получилось и она поехала в клинику.

«Мой врач оказалась очень грамотной и внимательной. Я у нее провела около часа, притом, что была последним пациентом в тот день», – рассказывает Миронова, которая была впечатлена качеством обслуживания.

Девушке сделали электрокардиограмму мобильным кардиографом и отправили на анализ крови. Из-за особенностей расположения вен у пациентки трудно было взять кровь с первого раза. Поэтому медсестре пришлось использовать два набора для забора образцов. Если б она обратилась в клинику как платный пациент, то только этот анализ стоил бы ей 350 гривен.

Врач назначила еще пару анализов, выписала лекарства и пригласила на повторный прием на следующей неделе. Но Миронова предложением решила не пользоваться – ей стало лучше, дела пошли на поправку и необходимости ехать в клинику она не видела. Но каково было ее удивление, когда в свой приемный день врач позвонила сама и спросила, как она себя чувствует.

Особенности медицинской реформы

Медреформа стартовала в Украине с 1 апреля 2018 года. С этого момента украинцы могут подписать с врачом первичной медицины (терапевтом – для взрослых, педиатром – для детей и семейным врачом – для обоих категорий) декларации независимо от места прописки как в бюджетных, так и в частных клиниках.

Деньги за каждого задекларированного пациента ежемесячно (независимо от того, был он у врача или нет) на счет учреждения пересылает Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ), созданная в марте 2018 года в структуре Минздрава. Клиника со своей стороны должна отвечать определенным стандартам и подписать контракт с НСЗУ.

Тарифы при этом разные и зависят от возраста пациента. Базовый тариф – 370 гривен – предусмотрен за обслуживание людей в возрасте от 18 до 39 лет. За пациентов от 40 до 64 лет медучреждения получают 444 гривен, старше 65 лет – 740 гривен. За детей в возрасте от 6 до 17 лет платится 814 гривен. Дороже всего оценено обслуживание детей до 5 лет – 1480 гривен.

Подписав декларацию, пациент получает право на полный пакет услуг первичной медицины.

  • Что входит в пакет услуг первичной медицины

    В пакет услуг первичной медицины входит консультация у врача в случае ухудшения состояния здоровья, вакцинация, ведение беременности до 12 недель, плановые осмотры детей от 0 до 3 лет, плановые осмотры взрослых в случае 7 видов заболеваний (ВИЧ, сахарный диабет, туберкулез, три вида рака, сердечно-сосудистые заболевания), а также 10 видов анализов и исследований:

    • общий анализ крови с лейкоцитарной формулой;
    • общий анализ мочи;
    • глюкоза крови;
    • общий холестерин;
    • измерение артериального давления;
    • электрокардиограмма;
    • измерение веса, роста, окружности талии;
    • быстрый тест на беременность;
    • быстрый тест на тропонин;
    • быстрые тесты на ВИЧ, вирусные гепатиты.

Кроме того, с 1 апреля 2019 года для задекларированных пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и сердечно-сосудистыми заболеваниями начала действовать программа «Доступные лекарства». Семейный врач выписывает электронный рецепт на медикаменты, которые можно получить бесплатно или с небольшой доплатой. Он заносится в электронную систему здравоохранения EHealth.

  • Как работает программа «Доступные лекарства»

    Рецепту присваивается уникальный номер из набора букв и цифр. Пациент, которому он выписан, получает смс с текстом «Ваш рецепт: ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ. Код підтвердження: ХХХХ». Номер рецепта и код он называет в аптеке. Здесь ему предоставляется право выбора – он может выбрать любую аптеку из тех, что принимают участие в программе, как и само лекарство определенного производителя. Врач выписывает только действующее вещество. На сегодня, по данным НСЗУ, к программе присоединились 6255 аптек. В список включено 258 лекарств, 64 из которых можно получить бесплатно.

Подписать декларацию с врачом нужно было до конца июля 2019 года. Те, кто не успел, могут сделать это в любой момент. Но затягивать с этим не стоит. Чем дольше тянуть – тем меньше шанс подписать документ именно с тем врачом, который вам нужен. Ведь у каждого врача есть лимиты на пациентов, которые уже сейчас могут быть исчерпаны.

Но это не касается случаев неотложной помощи, когда человеку резко стало плохо или он получил травму, особенно если он находится в отпуске или командировке. Экстренная медпомощь должна предоставляться всегда и наличие или отсутствие декларации с семейным врачом на это никак не влияет. Это регламентируется приказом Минздрава №503.

Как подписать декларацию с семейным врачом

Декларацию можно подписать при первом визите к врачу или сделать это заранее. Список клиник, предоставляющих такие услуги, доступен на интерактивной карте на сайте НСЗУ. А на их дверях должна быть наклейка «Здесь можно выбрать своего врача».

С собой нужно взять:

  • паспорт;
  • идентификационный код;
  • мобильный телефон.

Чтобы подписать декларацию для ребенка до 14 лет, родителям или опекунам, кроме своих документов, нужно взять его свидетельство о рождении.

В регистратуре данные пациента заносятся в систему eHealth. Потом на его телефон приходит смс с кодом подтверждения, который нужно назвать сотруднику клиники. Далее распечатывается текст декларации в двух экземплярах, которые подписывает пациент и один из них забирает себе.

Киевляне могут заполнить свои данные в электронной системе также на сайте Helsi.me, а в клинике забрать распечатанную декларацию. На этом же сайте потом можно записываться на прием к своему врачу онлайн.

Если человек поменял место жительства или захотел сменить семейного врача по другим причинам, он просто подписывает декларацию в другом месте. Данные в системе автоматически обновляются, старая декларация перестает действовать, деньги за пациента пересылаются уже новому медучреждению.

На сегодня, по данным НСЗУ, уже подписано 28 млн 183 тыс. деклараций. В программе задействовано 1349 медучреждений, из них 145 частных клиник и 172 врача ФОП (последние могут сотрудничать с разными учреждениями, но деньги за их пациентов присылаются на их счет и они ими распоряжаются на свое усмотрение).

Врач может отказать в подписании декларации, если у него уже заполнен лимит на количество пациентов (для семейного врача – 1800, терапевта – 2000, педиатра – 900). Тогда нужно подобрать другого специалиста в этом медучреждении или обратиться в другое.

Бесплатный врач в частной клинике

Пациенты идут в частные клиники по разным причинам. Одни живут неподалеку, другие лично знают врачей или членов их семей, третьи приходят по рекомендации знакомых, впечатленных качеством услуг, невольно сравнивая их с муниципальными клиниками. «Часть населения даже была готова оплачивать частично наши услуги, потому что они устали от той государственной, так скажем, медицины», – отмечает Елена Пинчук, главврач Центра семейной медицины «Мій лікар» в городе Кролевце Сумской области. Сейчас ее клиника, начавшая работу с декабря 2017 года, обслуживает 4069 задекларированных пациентов.

От всего количества медучреждений, работающих с НСЗУ, частники составляют чуть более 10%. И они обычно берут меньше «бесплатных» пациентов. «Мы посчитали, что около 600-700 человек на одного врача – это более чем достаточно, чтобы он смог качественно обслужить пациента, – говорит Андрей Ращупкин, медицинский директор клиники «Борис». – Для нас, кроме финансовой составляющей, важно, чтобы пациенты получили качественное лечение». Сейчас с задекларированными пациентами в его клинике работает четыре врача. Больше всего пациентов у двух семейных врачей – 945 и 1285 человек, терапевт и педиатр обслуживают 318 и 313 человек соответственно.

И если в погоне за пациентами коммунальные медучреждения порой использовали разные ухищрения, то частники опираются только на свою репутацию. «Мы не ходили по домам, не собирали паспортные данные, как это делали бюджетные больницы, – рассказывает Ирэна Лепень, директор медицинского центра «Богдан» в Новой Каховке Херсонской области. – Мы просто написали, что у нас можно выбрать врача и пациенты приходили сами». Сейчас с ними уже подписано 2259 деклараций, что позволило клинике заработать более 560 000 гривен за первые шесть месяцев 2019 года.

Сегодня частная медицина в целом довольна сотрудничеством с государством, несмотря на скепсис, который был на старте реформы. «Когда мы начинали, мне казалось, что все это не очень выгодно, – делится Расщупкин из «Бориса». – А сейчас мы, во-первых, зарабатываем. Второе – все организовано очень неплохо, начиная от достаточно простой формы ежемесячных отчетов и заканчивая быстрым и своевременным переводом средств. Это работает идеально, как часы». С начала лета его клиника прекратила подписывать декларации, набрав 2861 человек. «Нам стало тяжело справляться с таким потоком пациентов», – объясняет Расщупкин. Всего в столице из более 70 частных клиник с НСЗУ сотрудничает только 24.

В регионах ситуация иная. Там недоверие к новшеству было, скорее, со стороны пациентов, а не врачей. Люди не хотели верить в бесплатные услуги у частников. «Это воспринималось и в какой-то степени до сих пор воспринимается с опаской, – говорит Пинчук. – Иногда до сих пор проскакивают вопросы «А что мы должны?», хотя все прекрасно знают, что пациентов с декларацией мы обслуживаем бесплатно».

Сейчас в частных клиниках на бесплатную помощь можно рассчитывать только у семейного врача. Если далее понадобиться консультация узкого специалиста, то, по словам Расщупкина, пациенту предлагается два варианта – платная консультация в этой же клинике или направление к бесплатному врачу в бюджетной клинике.

Если пациента не устраивает уровень обслуживания или у него требуют деньги за бесплатный набор услуг, есть несколько вариантов пожаловаться:

  • позвонить по номеру 1677 в контакт-центр НСЗУ и оставить заявку;
  • заполнить форму на сайте НСЗУ;
  • позвонить на горячую линию Минздрава 0-800-505-201.

В случае грубых нарушений НСЗУ может разорвать договор с клиникой, но пока таких прецедентов не было.

Не все так гладко

С 1 июля 2019 года должен был стартовать новый этап реформы первичной медицины – программа «Бесплатная диагностика». Планировалось значительно расширить перечень медицинских анализов и исследований, которые мог бы сделать пациент по электронному направлению семейного врача. Но это пока реализовать не удалось по двум причинам – технической и финансовой. Предложенные Кабмином тарифы на исследования не заинтересовали частные клиники. Кроме того, они не согласны с неравными условиями работы, когда госполиклиникам компенсируют с бюджета коммунальные услуги.

«Мы будем поддерживать программу «Бесплатная диагностика», если она будет содержать рациональные расчеты, – говорит Руслан Червак, главный врач медицинского центра «Интерсоно», входящего в структуру европейской клиники Medicover и обслуживающего пациентов во Львове и Ужгороде. – На сегодня мы не видели методики расчетов, которыми руководствуется НСЗУ, а также не понимаем, как будет устранен ряд неконкурентных привилегий со стороны коммунальных учреждений здравоохранения».

Но в целом частники поддерживают медреформу и рады, что для ее реализации привлекли и их. «Наконец-то нас признали на уровне государства. Частную медицину как таковую. Это очень важно, – говорит Лепень из новокаховского медцентра «Богдан».

Выводы

Возможность выбрать семейного врача в частных клиниках пришлась по душе как им самим, так и их пациентам. Последних прежде всего привлекает больший чем в госструктурах уровень комфорта. Правда, с государством сотрудничает пока мало частников и для пациентов это не всегда удобно, ведь многим приходиться ездить к врачу через весь город. Но ради хорошего сервиса люди готовы с этим мириться.

Миронова из Киева – одна из таких. Ей приходится ездить к своему врачу с жилмассива «Оболонь» на «Осокорки» – около 20 километров. «Лучше лишних полчаса провести в транспорте, но затем получить качественное обслуживание», – считает киевлянка.