Как купить авто из США
И не остаться один на один с проблемой
В последнее время особой популярностью пользуются машины из США. Самое привлекательное в такой покупке — цена, ведь стоимость «американца» на 30-50% ниже рыночной в Украине. Но рисков и головной боли больше. Впрочем, это не останавливает желающих.
Только в сентябре этого года украинцы зарегистрировали 54,3 тыс. подержанных легковых автомобилей, ввезенных из-за рубежа. Это в полтора раза больше прошлогоднего показателя. Всего же с начала 2021 года украинцы зарегистрировали более 355 тыс. подержанных машин, завезенных из других стран.
Finance.ua разбирался, как купить авто из США, на что нужно обратить внимание, с какими проблемами можно столкнуться и возможно ли пройти весь этот путь самостоятельно.
Еще больше полезных инструкций – в нашем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить ничего интересного.
Машины из США, столь полюбившиеся украинцам, продаются на страховых аукционах IAAI, Copart, Manheim. Суточный оборот автомобилей на таких площадках исчисляется десятками тысяч.
А все потому, что ремонт в Штатах очень дорогой. Владельцу проще получить компенсацию за поврежденное авто и купить новое, чем выложить несколько тысяч долларов в автомастерской.
Собственно, из-за этого в народе машину из США и прозвали «битками», так как они битые, в основном после ДТП.
Проблема этих аукционов — они происходят онлайн. То есть машину вы будете покупать по фотографиям.
«Один из способов проверить машину — это Carfax. Американские компании, которые дают машины в кредит, обязаны вносить в эту систему любую информацию. Если произошел страховой случай, замена масла, смена собственника — все вносится. Carfax — это отправная точка, но он стоит денег. Каждый заказ, и стоимость зависит от того, с каким провайдером ты работаешь», — говорит Олег Гладуш — владелец фирмы TotalCars, специализирующееся на покупке авто в США.
Как вариант — заказать экспертизу на месте, впрочем, по словам Гладуша, это нецелесообразно. За одну машину придется выложить около 250 долл., но ее можно и не выиграть на аукционе.
«Вы выбрали машину определенной модели, я смотрю подборку. Вот в день продается таких, скажем, 50 штук. Половина из них точно будет после тотала — без переда, зада, утопленники, пожар и т.д. Мы сразу их отметаем. Из оставшихся мы отбираем 5-7 вариантов, которые стоит приобрести. По ним делается расчет, а дальше мы пытаемся их выиграть. Из пяти мы можем выиграть ноль. Бывает, что играешь 50 машин и ни одной не можешь выиграть, ведь они продаются дороже тех пределов, в которые хочет влезть клиент», — объясняет эксперт.
С момента выигрыша у вас будет два дня, чтобы выкупить машину, иначе придется оплатить так называемые «отказные» — это около 10% от стоимости лота.
Оплата за машину производится напрямую на счет аукциона.
«Когда вы выиграете автомобиль, компания должна распечатать вам инвойс, в котором указан VIN-код, год выпуска, номер лота — все эти данные должны совпадать с лотом на аукционе. Вы идете в любой банк и через SWIFT-платеж оплачиваете. Я считаю это дополнительной гарантией. Ибо, если фирма, которая предоставляет услуги пригона авто из США, просит вас сразу принести 100% за машину, здесь что-то нечисто», — обращает внимание Гладуш.
В течение двух дней после покупки, необходимо, чтобы транспортная компания-партнер приехала, забрала машину и доставила ее на площадку компании, которая будет переправлять авто через океан.
В Украине есть 5-10 крупных провайдеров, которые занимаются логистикой по морю. Они предоставляют комплекс услуг по забору автомобиля с аукциона и доставке в Одессу, Черноморск или Клайпеду (Литва).
То есть «американца» можно завести в Украину и наземным путем через Европу, но сейчас через Клайпеду заезжают до 5% машин из США. Олег Гладуш советует работать через брокера в Одессе, так как здесь процесс максимально отлажен и прост.
«У каждого аукциона от 50 до 100 площадок, машина может быть приобретена в любом штате. У крупных транспортных провайдеров есть свои распределительные станции. Чаще всего их делают вблизи крупных портов — это Нью-Йорк, Саванна, Техас, Калифорния и Вашингтон. Чем больше распределительных станций у компании, тем дешевле вам обойдется доставка, ведь машину повезут до ближайшей станции, что уменьшает затраты на логистику по суше к порту», — объясняет Олег Гладуш.
Затем компания бронирует контейнер, который прибывает на склад, и уже там он комплектуется из 3-4 машин, что также удешевляет стоимость доставки. Если вы покупаете какую-то дорогую машину, конечно, выгоднее заплатить за отдельный контейнер — такая услуга тоже есть.
Далее загруженные контейнеры доставляются в порт, а оттуда — в Европу.
Прежде всего это зависит от того, из какого порта отправляется контейнер с вашей машиной. В среднем получается 45-60 дней от порта до порта.
На сроки влияют разные факторы:
- доставка машины до распределительной станции по суше. Чаще всего проблемы возникают зимой, когда в Штатах начинаются снегопады;
- очередь на распределительной станции;
- наличие свободных контейнеров. С началом пандемии китайские компании стали выкупать 90% контейнеров, следующих из Америки в Китай, потому что в них отгружаются товары.
«Когда машина прибывает уже в Одессу, пару дней занимают брокер, экспедитор, достать машину из контейнера, подготовить все таможенные документы, и еще день-два — привезти ее в Киев», — отмечает Олег Гладуш.
Если вы хотите приобрести страховку, предлагаем воспользоваться сервисом Finance.ua. У нас можно купить ОСАГО и каско всего в несколько кликов. Система подберет актуальные предложения на рынке, и вы, сравнив их, сможете оформить оптимальный для вас полис.
Кроме того, с нами выгодно. Воспользовавшись промокодом AUTO_USA10, вы получите 10% скидки на Автогражданку, а промокод AUTO_USA даст 500 грн гарантированной скидки на каско.
«А дальше начинается ад», — полушутя говорит Гладуш.
Некоторые фирмы, которые занимаются пригоном автомобилей из США, доставляют их только в порт. А дальше разбираться с «битком» приходится клиенту самостоятельно.
«Этот рынок — колоссальные деньги, миллиарды гривен. Но он повлек за собой удорожание запчастей, комплектующих, повлиял на качество предоставления услуг, на СТО сейчас огромные очереди. Иногда выгоднее бывает привезти машину в какой-то условный Чернигов, потому что там на локальных СТО вдвое-втрое ниже цены на ремонт. Киев — это вообще «космос» в плане цен», — подчеркивает наш собеседник.
Поэтому Олег советует детально изучить отзывы о той или иной фирме перед тем, как нести им деньги. Также необходимо внимательно изучить договор, который вы подписываете с компанией, и наиболее придирчиво ознакомиться с перечнем услуг. Это ни в коем случае не должен быть договор на предоставление информационных услуг, потому что в таком случае вы рискуете остаться и без денег, и без машины.
Также следует опасаться тех, кто убеждает, что ремонт обойдется в копейки. Нужно понимать, что страховая компания не просто так продает машину с аукциона.
После ремонта нужно провести сертификацию и поставить авто на учет.
«В ходе сертификации проверяют переднюю и заднюю оптику, пробег, тонировку автомобиля. Фактически, это проверка на соответствие европейским стандартам, что машина не каким-то кустарным способом была собрана. Есть специальные компании, которые занимаются сертификацией. Это занимает один день», — объясняет Олег Гладуш.
Поставить же на учет машину сегодня не проблема. Получить техпаспорт и украинские номера можно буквально за час.
Итак, процесс пригона машины из США состоит из следующих этапов:
- подбор авто по заданным параметрам: марка, цвет, объем двигателя и прочее;
- торги на аукционе;
- оплата;
- транспортировка распределительного пункта, загрузка в контейнер;
- доставка в Украину. Чаще всего это порт в Одессе;
- растаможка;
- транспортировка до пункта назначения;
- ремонт;
- сертификация;
- регистрация.
Теоретически — можно. Но практически — очень сложно, почти невозможно.
«Нужно будет договариваться с транспортной компанией, с теми, кто упакует машину в контейнер, договариваться, куда его привезут. Кроме того, должна быть принимающая сторона. Как правило, это брокерская компания в Одессе, у которой есть лицензия на такие виды деятельности. Компании, которые пригоняют машины из США, в среднем за свои услуги берут 500 долларов. Это немного», — объясняет Гладуш.
Рассчитывая стоимость авто из США, нужно учитывать следующие платежи:
- Фактическая стоимость — это та сумма, которая вносится на аукционе, зависит от выбранного лота.
- Сбор аукциона — примерно 10% от фактической стоимости.
- Стоимость транспортировки в американский порт, упаковки в контейнер, доставки в Украину — 1,5-2 тыс. долл.
- Услуги брокера, экспедитора — до 1 тыс. долл.
- Стоимость растаможки. Посчитать можно на сайте Государственной таможенной службы.
- Доставка до конечного пункта (до Киева — 200 долл.).
- Стоимость ремонта или восстановления авто в Украине — зависит от типа повреждений.
- Стоимость сертификации — 250 долл.
- Комиссия фирмы, которая пригоняет машины — 500 долл.
На это есть несколько причин. Прежде всего — хорошие дороги. Все машины, которые Олег Гладуш привозил из Штатов, были с идеальными ходовыми.
Также в Америке хорошее горючее, поэтому и двигатели у американских машин в удовлетворительном состоянии.
Кроме того, машины с американского рынка идут в очень хороших комплектациях. Но самое главное — возможность проверить полную историю машины.
«В Украине, сколько бы мы ни занимались самообманом, все, что на рынке, на AUTO.RIA, — битое. Вот все говорят, что из Америки везут «битки», но там хотя бы можно увидеть, что это за «биток». У нас только Бог знает, что было с машиной перед продажей. То же и с «евробляхами», — резюмирует Гладуш.